Мальта без декораций — I Часть
https://www.tourister.ru/responses/id_28145
Мальта без декораций — II Часть
https://www.tourister.ru/responses/id_28199
Окончание
Свидетель Всемирного потопа
Мальта без декораций — I Часть
https://www.tourister.ru/responses/id_28145
Мальта без декораций — II Часть
https://www.tourister.ru/responses/id_28199
Окончание
Свидетель Всемирного потопа
Быстро преодолев полкилометра под палящим солнцем, я приблизился к следующему мегалитическому комплексу, расположенному ближе к морю на самом краю утеса. Святилище Мнайдра тоже прикрыто высоким навесом из брезента, защищающим руины от солнца и осадков, но от соленого морского ветра спасения нет. Храм обдувается со всех сторон, из-за этого хрупкий коралловый известняк серьезно выветрился, эрозия в разной степени повредила и разрушила древние мегалиты.
Большую часть развалившихся камней убрали с территории экспозиции. Самые старые мегалиты, почерневшие от времени и потерявшие форму, свалили в кучу на левом краю комплекса и оградили от посетителей стойками с канатами. Заходить за стойки нельзя, прикоснуться и тактильно ощутить возраст мегалитов, увы, не разрешается, но издалека хорошо видно насколько стары эти камни и сколько всего они пережили за тысячелетия.
Именно в таком обветшалом состоянии англичане обнаружили руины в XVIII веке, пока не вмешались реставраторы и не обновили весь храмовый комплекс. Его полностью перестроили, используя новые имитирующие блоки, поэтому сооружение сейчас напоминает конструктор из разных деталей. Нынешний храм практически не имеет ничего общего с тем, что возвели первые строители, а за ними язычники в каменном веке.
Археологи считают, что святилище Мнайдра значительно старше соседнего Хаджар-Кима. Такое предположение возникло неспроста. В ходе изучения мегалитов святилища ученые установили, что их эрозия гораздо серьёзнее и глубже, чем у камней, лежащих в основании верхнего храма.
Результаты лабораторных исследований образцов эрозии наиболее старых мегалитов в Мнайдре привели исследователей в замешательство. Разъедание оказалось весьма странной природы. Его причиной послужило не только обветривание и другие атмосферные явления, но и губительное воздействие соленой морской воды, в которой, по всей видимости, мегалиты пребывали длительный период. За это время камни успели изменить форму, обросли моллюсками и морскими ракушками.
Как это понимать? Ведь святилище стоит на краю утеса — около 100 метров над водой. Чтобы добраться до моря, нужно спуститься по крутой тропинке, огибая острые камни. Как же тогда храм мог оказаться под водой, намного ниже нынешних ста метров? Не могли же его построить из пораженного эрозией кораллового известняка, добытого из морских глубин — это бред.
Если же мегалитический комплекс когда-то пребывал на дне морском, а потом море отступило, то получается, что сооружение является «живым» свидетелем Всемирного потопа?
О таком масштабном катаклизме, произошедшем на Мальте, увы, нет никаких упоминаний в местном фольклоре, сказаниях и летописях. В средневековых и более ранних источниках сведений о потопе не найдено. Это вполне объяснимо. Слишком часто остров становился ареной военных конфликтов, его захватывали и наводили свои порядки разные народы. Новые колонизаторы грабили и уничтожали всё, что принадлежало прежним жителям. Так история Мальты начиналась заново, а всё, что было прежде, быстро забывалось. Никаких письменных свидетельств, свитков или манускриптов с языческих времен не сохранилось. Археологам и историкам приходиться довольствоваться только древними руинами, статуями божков или богинь, осколками керамической посуды и каменными алтарями. Они о потопе, к сожалению, ничего рассказать не могут.
Однако реальные свидетельства потопа на Мальте всё-таки нашлись, и они способны перевернуть нынешние представления об истории современной цивилизации. Давайте рассмотрим некоторые из них.
С края высокого обрыва, где стоит храм, открывается потрясающая панорама на морскую гладь и бескрайний горизонт, за которым скрывается Африка. До неё рукой подать. Кратчайшее расстояние от Мнайдры до берегов южного континента менее 300 километров. На этом пути часто встречаются многочисленные острова, самые крупные из них — Пантеллерия (Pantelleria), Линоза (Linosa) и Лампедуза (Lampedusa e Linosa), а совсем мелкие видны с площадки древнего святилища.
Один из необитаемых островов Филфла просматривается с Мнайдры, он находится в пяти километрах к югу от храма. В конце XIX века этот остров исследовал католический священник — отец Эммануэль Магри, он нашел на маленьком клочке суши следы колесных пар, уходящих в море, и занес это открытие в свой дневник. А в 1912 году английский исследователь Р. Н. Брэдли обнаружил окаменевшие колеи недалеко от Хаджар-Кима и отметил, что они идут к крутому склону в направлении к Филфла. В ХХ веке все следы колесных пар на острове были уничтожены в результате артиллерийских обстрелов, поскольку Филфла превратили в полигон для проведения военных учений и стрельбищ.
В настоящее время бывший полигон и пространство вокруг него объявлено природным заповедником, и совершать погружения в этих водах категорически запрещено. Скорее всего, этот запрет введен для безопасности дайверов. Ведь на морском дне, по всей видимости, лежит масса неразорвавшихся снарядов, накопившихся за долгие годы артобстрелов. В любой момент один из них может активизироваться и взорваться, тогда всё живое в радиусе нескольких сотен метров неминуемо погибнет.
Очень жаль, что исследовать морское дно между храмом Мнайдра и Филфлой воспрещается. На этом участке могли сохраниться не только окаменевшие колеи, но и мегалитические памятники утраченной цивилизации, ушедшие под воду в далеком прошлом.
Что же это за россыпь остров и почему их так много между Мальтой и Африкой?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к геологическим и топографическим исследованиям, проведенным мальтийскими и европейскими учеными в Сицилийском и Мальтийском проливах. Результаты научных изысканий оказались весьма любопытными. Тщательное изучение морского дна в проливах убедило исследователей в том, что нынешнюю Италию (Сицилию) и Африку связывал сухопутный коридор — архипелаг, от которого на поверхности Средиземного моря остались лишь самые высокие участки. Именно они являются грядой крупных и мелких островов — Мальта, Гозо, Пантеллерия, Линоза, Лампедуза и др.
Обрушение архипелага и его исчезновение в водах Средиземного моря произошло в период миоцена. Термин «миоцен» ввел в оборот шотландский учёный Чарльз Лайелль, который в 1830 году написал книгу «Основы геологии». В своём труде шотландец рассматривает и классифицирует Третичный период — промежуток времени от эпохи вымирания динозавров 65 млн. лет назад до последнего ледникового периода — 1,8 млн. лет назад.
Чарльз Лайелль поделил Третичный период на пять геологических эпох: палеоцен, эоцен, олигоцен, миоцен и плиоцен. Миоцен охватил временной промежуток от 23 до 5 млн. лет назад. Именно тогда материки ещё активно двигались, их столкновение вызывало на Земле серьезные катаклизмы и изменения ландшафтов. Когда африканский континент столкнулся с Евразийской платформой, возникли Альпийские горы. В тоже время исчез архипелаг, соединявший Африку с Италией.
Возможно, около 5–10 млн. лет назад сближение Африки с Евразией вызвало резкое повышение уровня Средиземного моря. От нарастающего противостояния двух континентов сухопутный коридор начал разваливаться и уходить под воду. Большая часть архипелага со временем скрылась в морской пучине, а Мальта превратилась в один из островов между континентами.
Если развивать эту гипотезу, то можно предположить, что святилище Мнайдра стало свидетелем масштабного природного катаклизма, и на какое-то время ушло под воду, пока Средиземное море не отступило от края утеса.
Эта фантастическая версия раскрывает приблизительный возраст мегалитического комплекса — не менее 5 млн. лет!
Что же получается, святилище Мнайдра появилось до ледникового периода? Как же так? Ведь по версии Чарльза Дарвина в те далекие времена на Земле не было разумных существ, способных что-то строить. Теория эволюции предполагает, что от 4,2 до 1,8 млн. лет назад по деревьям прыгали обезьяноподобные австралопитеки (australopithecus) — дикие предки человека разумного. Антропологи относят их к высшим приматам, обладавших признаками прямохождения и антропоидными чертами в строении черепа. Эти обезьяны ещё прямо ходить не научились, а строить и подавно. Или мы чего-то не знаем?
Появление на Мальте рукотворных сооружений, переживших 5 млн. лет назад природный катаклизм, косвенно подтверждает ещё одна неожиданная находка — руины мегалитического комплекса на дне Средиземного моря.
Храм под водой
31 октября 1999 года в газете Il-Mument (Иль Мумент) — еженедельном воскресном издании на мальтийском языке, которое печатает Stamperija Indipendenza, вышло сенсационное сообщение о том, что на шельфе в местных водах обнаружены руины, напоминающие мегалитический храм. Это открытие сделала исследовательская группа в составе немца Хуберта Цайтльмайера и братьев Шауна и Курта Арриго — профессиональных дайверов.
В ходе подготовленного погружения 13 июля 1999 года они нашли на дне Средиземного моря странный рукотворный объект, возведенный из огромных прямоугольных блоков, внимательно его осмотрели, а затем сделали фото и видеосъемку всего сооружения.
В газете Il-Mument отмечается, что обнаруженный артефакт находится к северо-востоку от побережья Мальты — около полутора миль от города Слима.
Фотографиями и описаниями подводных руин Хуберт Цайтльмайер поделился с журналистами Maltadiscovery. На официальном сайте этой организации появился материал об истории открытия и особенностях мегалитического памятника, найденного у берегов Мальты.
По словам доктора Цайтльмайера, артефакт находится на глубине от 7 до 25 метров. Его планировка схожа с наземными святилищами на Мальте. Каменные блоки обтесаны и выровнены. Диаметр внутренних помещений составляет 6–7 метров, высота стен от 4 до 6 метров. Апсидальные стороны некоторых комнат ориентированы на восток. Через центр развалин проходит улица.
Определить точную дату постройки морского храма сложно. Если предположить, что его возвели одновременно со святилищами на Мальте, которые датируются 3–4 тысячелетиями до нашей эры, то каким образом этот артефакт оказался под водой — в 1,5 милях от берега и на глубине до 25 метров?
В каменном веке Мальту не сотрясали природные катаклизмы, повлекшие к резкому повышению уровня Средиземного моря или провалившие береговую линию острова на 2 мили под воду. Что же тогда получается? Может морской храм и его наземные собратья все-таки намного старше, чем это принято считать?
Такое предположение высказал Йозеф Эллул — мальтийский исследователь археологических памятников и руин храма Хаджар-Ким. Он считает, что возраст мегалитических сооружений нужно отодвинуть минимум на 12–13 тысяч лет к периоду последнего ледникового периода, когда уровень мирового океана был значительно ниже. Именно тогда древние зодчие могли возвести на суше объекты, которые в результате изменения климата и резкого потепления, оказались затопленными и погрузились на дно Средиземного моря.
Этой теорией Йозеф Эллул поделился в своей книге «Допотопная культура Мальты и храмы каменного века», изданной в 1988 году. Однако эту работу научные круги не приняли всерьез, ученые поставили под сомнение гипотезу автора о том, что мегалитические памятники на Мальте возвела допотопная цивилизация около 13 тысяч лет назад. Эллул утверждает, что 5 тысяч лет назад Земля пережила глобальный катаклизм, в результате чего воды Атлантического океана проврали и перекинулись через Гибралтарский пролив, затопив бассейн Средиземноморья. Этот потоп, якобы, и погубил древнюю цивилизацию на Мальте и разрушил её сооружения. Часть из них так и осталась под водой.
Некоторые европейские, американские и российские ученые разделяют версию Йозефа Эллула, но с одной оговоркой. Они считают, что глобальное потепление климата и движение континентов на Земле действительно привели к повышению уровня мирового океана и поэтому воды Атлантики вполне могли затопить средиземноморский бассейн, только эта катастрофа произошло не 5000 лет назад, а значительно раньше — 5 млн. лет назад, то есть в период миоцена.
Теперь вернемся к находке в глубинах Средиземного моря. В своей книге «Загадки затонувших цивилизаций» Грэм Хэнкок отмечает, что в распоряжении Йозефа Эллула оказались уникальные снимки аэрофотосъемки северо-восточного побережья Мальты, сделанные Британскими королевскими военно-морскими силами незадолго до начала Второй мировой войны. На некоторых фотографиях можно разглядеть рукотворные объекты под водой. Английские военные не интересовались археологическими памятниками на Мальте, у них были другие цели, касающиеся укрепления военного присутствия, обнаружения активности противников в прибрежных районах и в акватории острова.
Архивные аэрофотоснимки убедили Йозефа Эллула в верности его гипотезы. Он неоднократно обращался к властям и предлагал организовать поисковую группу с аквалангистами, чтобы найти и изучить уникальные памятники. Однако на призывы энтузиаста откликнулся лишь один человек — Хуберт Цайтльмайер.
Немец был лично заинтересован в успехе предприятия, он согласился самостоятельно собрать команду с техническим оснащением и исследовать подводный объект, попавший в военные фотокамеры англичан в середине ХХ века. Эллул подарил гостю из Германии один из черно-белых снимков, который вполне мог послужить картой для нахождения подводного объекта. Находчивый немец воспользовался случаем и по старой фотографии вычислил правильное месторасположение мегалитические руины под водой и нашел их.
Со дня, так называемого, открытия и шумихи в прессе прошло 20 лет. О подводных руинах местным дайверам хорошо известно, но серьезного исследования памятника никто так и не предпринял. Официального подтверждения или опровержения версии о рукотворном происхождении храма до сих пор нет.
К нему периодически погружаются любители и профессиональные аквалангисты, чтобы самостоятельно убедиться в наличии руин на шельфе. Но, частные разведчики не афишируют результаты своих изысканий.
Подводный храм остается неизученным «белым пятном», ожидающим внимания ученых и профессиональных исследователей, способных раскрыть тайну, скрытую в морской пучине.
Между камнями Мнайдры
Мнайдра укрыта брезентовым куполом, который с высоты птичьего полета напоминает белую раковину гигантского моллюска. Внутри неё спрятана «жемчужина», появившаяся на свет 3600–2500 гг. до нашей эры, но этот возраст определен весьма условно, ученые не решаются выдать более раннюю дату.
Реставраторы собрали святилище как конструктор из несовпадающих деталей, и это сразу бросается в глаза. Я стоял перед аркой мегалитического портала и представлял, как рабочие в спецовках суетятся и бегают по стройплощадке, а ловкие автопогрузчики поднимают искусственные блоки и ставят их поверх ранее поставленных камней. Ничего оригинального в святилище выше пола нет, но некоторые мегалиты всё-таки напоминают технику строительства первых зодчих.
Меня крайне возмутило разграничение внутреннего пространства храма. Его перегородили столбиками с канатами и перекрыли доступ к мегалитам. К ним не позволяют приближаться и тем более трогать. Почему? Мне кажется это сделано вовсе не для того, чтобы уберечь древние камни от посягательств вандалов. На территории экспозиции полно камер видеонаблюдения и все посетители находятся под строгим контролем. Поэтому ограничения в передвижении туристов скорее на руку реставраторам, которым не хочется, чтобы к их подделкам близко приближались, внимательно рассматривали и быстро разоблачили. А подделок в Мнайдре, увы, хватает.
Однако вернемся к следам древних зодчих. Как-то странно получается, что реставраторы свалили в кучу на краю комплекса поврежденные эрозией бесформенные мегалиты, а внутри экспозиции выставили отлично сохранившиеся, практически новенькие, блоки. Имитация? Конечно!
Иначе как объяснить, что на одной площадке соседствуют потемневшие и практически рассыпавшиеся мегалиты из кораллового известняка, и другие, словно только что доставленные из каменоломни. Хотя, есть еще одно объяснение такому странному соседству.
Вполне возможно, что старые бесформенные мегалиты — это и есть те самые камни, которые пережили ледниковый период, затем оказались в глубинах поднявшегося Средиземного моря и вновь вышли на поверхность, когда море отступило. На появившиеся волшебным образом из воды руины обратили внимание новые поселенцы острова — язычники каменного и бронзового века, которые отремонтировали святилище и обставили его новыми блоками, изготовленными по лекалам первых строителей. Аборигены не обладали их знаниями и техническими способностями, поэтому вырубали и обрабатывали блоки довольно примитивно и грубо. Они небрежно состыковывали мегалиты, оставляя между ними зазоры. Некоторые щели реставраторы тщательно зацементировали, замазав их скрепляющим раствором.
Гуляя по помещения Мнайдры можно наткнуться на стенку из свежих мелких блоков, поддерживающую мегалиты. Взгляд также цепляют несуразные блоки с низкими дверными проемами и прямоугольными отверстиями, напоминающими бойницы в средневековых крепостях.
Что это такое и почему здесь стоит — непонятно. Я также заметил в храме пару мегалитов с признаками полигональной кладки, но она выполнена настолько грубо, что никак не вяжется с филигранной техникой древних зодчих. Опять имитация?
Что же может на самом деле произвести впечатление в Мнайдре? Может огромный дверной проем, вырезанный из цельного куска известняка? Кто-то отколол верхнюю часть каменного косяка и теперь через него может спокойно пройти взрослый человек, практически не нагибаясь. Но, этот монолит настолько грубо обработан, что мастерство каменщика не вызывает восхищения.
В святилище есть мегалиты, напоминающие дольмены, сложенные из огромных прямоугольных блоков — тоже плоды творчества реставраторов. Точно такое же ощущение складывается при осмотре внешних и внутренних стен, проходов, напольного покрытия и каменных лестниц с кривыми ступеньками. Всё собрано невпопад, а что плохо держалось, то просто зацементировали.
Я покидал Мнайдру со смешенным чувством. Внутри затаилась горечь от глубокого разочарования. Вспомнилось давно забытое ощущение обманутого ребенка, которого обвели вокруг пальца. Я тщетно пытался найти в храме хоть что-то настоящее из того времени, к которому относят археологический памятник. Но, всякий раз работа реставраторов напоминала мне декорации на съемочной площадке в Голливуде или Диснейленд.
А чего собственно я ожидал увидеть? Ведь англичане, впервые обратившие внимание на руины мегалитического комплекса, видимо долго спорили и выясняли — это на самом деле рукотворный объект или очередная причуда природы? В момент обнаружения и первых исследований храма, он представлял собой бесформенное нагромождение камней, пораженных эрозией. Неужели туристам было бы интересно любоваться подобной картиной? А голливудская экспозиция в любом случае оставит хоть какие-то впечатления.
Размышления на краю утеса
Покидая Мнайдру, я направился к грунтовой дорожке, ведущей к верхнему храму и выходу из музейного комплекса, но решил не спешить и повернул к обрыву. С него открывалась потрясающая панорама на бескрайнее море, а справой стороны были видны крутые склоны утесов Дингли.
Тропинка вдоль берега проходила по самому краю обрыва и петляла между колючими кустарниками и острыми камнями. Она вела к высокой сторожевой башне, возведенной рыцарями в средние века.
В этом месте время словно остановилось. От красоты природы, восхваляемой кистью Айвазовского, кружилась голова, лазурное море успокаивало и наполняло сердце радостью, а пережитое разочарование мгновенно растворилась, не оставив ни малейшего следа. Я смотрел вдаль, о чём-то думал, пока моё внимание не привлекли маленькие острова, практически незаметные в отблеске ярких лучей дневного солнца. Самым далеким островом, очевидно, был Филфла — бывший военный полигон для стрельбищ. Рядом с ним медленно проплывала яхта с большим белым парусом, капитан которой, видимо, не подозревал о затаившейся в глубинах опасности. Сколько неразорвавшихся боеприпасов лежит на морском дне в окрестностях Филфла? И что ещё там скрыто?
Я представил себе библейского Моисея с посохом, раздвинувшего воды Красного моря, чтобы евреи смогли убежать от преследования египетского фараона через временный коридор по высохшему дну. Способности патриарха здесь бы вновь пригодились. Пару взмахов посохом и глубокое Средиземное море на время бы отступило, обнажив темное дно со всеми сюрпризами. Эта возможность позволила бы археологам тщательно исследовать образовавшийся коридор от утеса с храмом Мнайдра до острова Филфла и дальше до побережья Африки.
Возможно, на пути в Африку археологам бы встретились многочисленные окаменевшие колеи «повозок» и неизвестные руины мегалитических комплексов, возведенных в допотопные времена на архипелаге, ушедшем под воду более 5-ти млн. лет назад. Если бы цепочка древних сооружений действительно была бы найдена на дне Средиземного моря, то это открытие перевернуло бы нынешнее представление о предназначении мегалитов.
Сухопутный коридор, когда-то соединявший Европу с Африкой, по всей видимости, являлся активной магистралью с транспортными узлами, которые находились на разных участках пути, в том числе и на Мальте. Наличие мегалитических объектов на этом пути свидетельствовало бы, что мощные сооружения к святилищам и храма не имеют никакого отношения. Они, скорее всего, являлись сортировочными станциями, базами, складами или заправками для транспортных средств, преодолевающими сотни километров от одного континента к другому и обратно.
Вероятность этой гипотезы косвенно подкрепляется природной особенностью Мальты. На острове отсутствуют источники пресной воды, их вообще нет. Мальтийцы давно привыкли, что на территории их государства нет ни одного родника, реки или озера. С давних времен местные жители собирают и берегут дождевую воду, только для питья она не годится. Её используют в технических целях и для орошения. Точно также поступают с опресненной морской водой. А питьевая вода всё ещё доставляется на Мальту из соседней Сицилии.
Тогда почему отсутствие источников питьевой воды на Мальте не смущало и не отпугивало финикийцев, древних римлян, арабов, турок, первых христиан и рыцарей, а позже французов и англичан? Они ведь постоянно проливали кровь, жертвовали жизнями тысяч солдат и завоевывали остров, а потом обживались на нем, пока не были изгнаны следующими завоевателями. Здесь речь идет о владении островом в стратегически выгодном географическом положении — на торговом пути между Европой, Азией и Африкой. Когда же Мальта не была островом, а являлась частью транзитной территории сухопутного коридора, её не рассматривали в качестве «земли обетованной».
На Мальте не найдено ни одного древнего колодца или искусственного водоема, сравнимого по возрасту с мегалитическими комплексами (я не приминаю во внимание древнеримские акведуки, они были возведены в начале новой эры).
Как же тогда жили аборигены, создавшие на безводном острове языческие святилища? Не могли же они постоянно плавать за пресной водой в Сицилию, а потом возвращаться на Мальту, чтобы помолиться и принести жертву богам…
Итак, я убежден, что первые зодчие не обосновывались на Мальте и не жили на её территории постоянно. Они возводили сооружения для технических нужд, пользовались ими по мере необходимости — перегружали товары, делали мелкий ремонт транспортных средств, заправляли их и т. д. Спустя тысячелетия их нашли и превратили в языческие святилища.
Это всё, конечно, догадки и предположения, но они всё-таки более реалистичные, чем нынешние декорации в музеях под открытым небом.
Герман Гасимов
журналист-историк, член Союза журналистов России