Слово Самарканд душевно согревало меня с самого детства, от этого названия веяло теплом и мёдом. В моих представлениях город выглядел восточной сказкой.
Повлияли на всё это воображение и заложили фундамент в фантазийный образ два снимка 1971 года. На первом запечатлена мама, на втором отец. Студентами они посетили этот замечательный город.
Как только я попал в Самарканд первым делом я отправился на площадь «Регистан». Так называли практически все главные площади в городах Среднего Востока.
Самаркандская площадь — самый известный регистан. Это уникальный образец искусства градостроительства и оформления центральной площади города.
Архитектурный ансамбль XV–XVII веков, состоящий из трёх медресе является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры.
В 2001 году Регистан вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Говорят, что название площади — место, усыпанное песком — произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века.
Ещё утверждают, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы.
Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры. Источник
С погодой в Самарканде (в отличие от Ташкента и Бухары) мне немного не повезло — было пасмурно и свежо, что неудивительно для начала января.
На площади я был три раза. Первый осмотрел её внешне, на второй день посетил медресе. Третье знакомство было самым необычным. Прежде, чем рассказать про него, краткий историко-архитектурный обзор.
Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан. Возведено в 1417–1420 годах правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком.
Строительство этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.
Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами.
Медресе Шердор было построено в 1619–1636 годах на месте ханаки (суфийская обитель), возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность.
По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тиллакори.
Медресе Шердор (медресе «с тиграми») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.
Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда — барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ!».
Медресе Тиллакори было возведено в 1646–1660 годах в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями.
Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее — «отделанное золотом».
В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.
На протяжении всей своей истории медресе Тиллакори было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.
К востоку от медресе Тиллакори расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку.
Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году, с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов.
Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу, подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда.
Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания.
Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.
Когда я пришёл на площадь третий раз шёл мелкий дождик. Туристов не было совсем. Ко мне подошёл местный паренёк и предложил подняться на крышу медресе Шердор. Я сразу согласился.
От радости даже забыл спросить сколько это стоит. Но, сильно по этому поводу не переживал, ведь в Узбекистане в местных сомах всё дешево. К примеру, объездив на такси весь Ташкент, я отдал в пересчёте на рубли 1100.
Единственное, меня насторожила слишком очевидная конспирация этого мероприятия. Сначала парень позвонил одному приятелю, потом что-то выяснял у второго. Далее пришёл пожилой мужичок и повёл меня во внутренний дворе медресе. Там шёл ремонт. Мы быстро нырнули в один из проёмов и оказались на узкой винтовой каменной лестнице.
Было грязно, пока поднимались я перепачкал куртку и штаны.
Внизу слева виден выход на крышу.
Но ступил я на неё не сразу. Пришлось ждать минут десять. Тут я как раз и понял в чём дело. Оказывается забираться сюда нельзя, хотя раньше было открыто и продавались билеты (со слов мужика). Постоянные созвоны с подельниками происходили из-за того, что на территории Регистана находился строгий директор всего комплекса.
Наконец, нам сообщили, что он куда-то ушёл. В полусогнутом состоянии мы переместились вдоль стенки к самому краю.
Выглядывать было опасно (для всей этой компании), поэтому в сидячем положении я даже толком не смог делать хорошие снимки.
Я думаю, запрет для обычных людей связан с тем, что на крыше я видел отвалившуюся облицовку. Были закоулки, где лежали десятки маленьких красивых кусочков мозаики. Запросто можно было положить в карман любой экземпляр. Видимо, поэтому чтобы не растащили всю эту красоту, никого и не пускают. Выкладываю только один кадр, остальные только испортят заметку. Уверен, из-за разницы температур реставрация идёт там постоянно.
Высота здесь не очень большая, но всё равно интересно посмотреть на город и его достопримечательности с других ракурсов.
Архитектурные фрагменты Регистана были на близком расстоянии от меня. Я был в полном восторге.
Внутренний двор медресе Шердор.
Спускались мы так же перебежками и постоянно озираясь. Внизу я достал три бумажки по 1000 сом и отдал своему пугливому проводнику. Я посчитал, что плюсом к входному билету на площадь Регистан (16000 сом) это нормально.
Через минуту ко мне подбегает первый парень и говорит, что чаевые я дал, теперь надо заплатить остальное. Оказалось их риск стоит 1000 руб. с туриста:) Точно не помню, но вроде курс тогда был 1 рубль = 37 сом.
Этой суммы хватит в Самарканде на хороший обед и ужин, так что немного ругаясь я отдал только половину. Как смотровая площадка, где с камерой нельзя выглядывать через ограждение, это ни о чём. Но для меня было символично и волнительно подняться на древнее сооружение на фоне которого 45 лет назад фотографировались мои родители. Картина Верещагина В.В., 1869 год