Турист Вероника Филимонова (Veronika_Filimonova)
Вероника Филимонова
была 4 апреля 2021 20:13

Шира — Россия Июль 2019

В субботу 21 июля мы выехали из Кемерово часов в 8 утра. Светило солнышко, небо было голубым, тепло было. Наш путь лежал через Мариинск, можно было проехать объездным путем, но в самом Мариинске решили заправить машину, однако там не работала заправка Газпрома, были какие-то технические неполадки (колебание цен на протяжении пути на аи 95 от 43р до 45р за литр). Но зато мы остановились возле арки восстановленной к приезду императора Николая II, в Яндекс карте она обозначилась как «царская арка», там еще стоит забавный пограничник. За аркой находятся ступеньки ведущие к слегка заболоченному водоему, который оказался рекой Кия. В кустах пряталась утка с утятами.

Царская Арка в Мариинске
Спуск возле арки к реке Кия
Пограничник возле Царской арки

Погуляли, посмотрели и поехали дальше. Навигатор строил нам разные маршруты, но нам рекомендовали ехать через Ачинск.

Недалеко от Ачинска. Ачинский глиноземный комбинат

Подъезжая к Ачинску видны отвалы, как мы предположили глинозем. И оказались правы, позже появился на них указатель — Ачинский глиноземный комбинат.

Поездка в Хакасию. День 1
Столовая №1 в Ачинске (Красноярский край)

На окраине Ачинска остановились поесть в столовой № 1. Вполне себе вкусная была еда, особенно выпечка. Там же есть рядом магазинчики, туалет платный.

Поездка в Хакасию. День 1

Проезжали через Назарово, Ужур, Шира. Путь наш лежал к селу Ефремкино. Часов семь вечера мы остановились на окраине села Ефремкино. Созвонились с хозяином юрт, в которых был запланирован наш отдых, он подъехал к нам через несколько минут на уазике. От Ефремкино мы поехали в сторону моста через речку Белый Июс. Не доезжая до этого моста с левой стороны находится турбаза Томичка, следующий поворот налево вел уже к нашей базе.

Мост через Белый Июс
Юрты на территории Ширинского археологического парка. Возле реки Белый Июс.

Наш небольшой лагерь юрт расположился в Ширинском археологическом парке. (проживание в юре 400р с человека в сутки). Занесли вещи, в нашей юрте было 2 стола, стулья, 4 кровати из досок, диван, в центре юрты печка-буржуйка, умывальник возле двери, пара розеток, чайник и бак с водой.

Поездка в Хакасию. День 1
Внутри нашей юрты. Кровать для костлявой меня была несколько жесткой

Как мы позже поняли, юрты несколько отличаются друг от друга, есть с электрообогревателем и холодильником, а есть наша. Юрты обычные деревянные, на полу лежали ковры. Оделись потеплее и пошли смотреть окрестности.

Поездка в Хакасию. День 1
Светлеет тропинка ведущая вверх в горы по тропе предков
Река Белый Июс, слева деревянная лестница ведет к пещере

От юрт в гору поднималась тропа и по деревянным ступенькам можно было спуститься к реке. Мы пошли к реке, вода прозрачная, холодная, камушки видно. Заглянули в пещеру возле реки, там вроде бы даже сохранились какие-то наскальные рисунки, но мы их не увидели.

Поездка в Хакасию. День 1

Выползли обратно, кто-то пошел дальше по низу вдоль берега реки, мы же поползли вверх через узкую арку в скале.

Тут мы поползли на самый верх
Поездка в Хакасию. День 1
Вот уже внутри арки, чем ближе к выходу, тем она уже
Вот такая невзрачная щель наверху

Легких путей мы ведь не ищем. Комары поджирают, конечно не так как в тайге, но отвлекает, когда приходится карабкаться. Ползти наверх по скале, где особо не за что цепляться, неудобно и небезопасно. Виды конечно открываются красивые, но до них можно было добраться и более простым и пологим путем. Проползли мы через узкую каменную арку (как нам позже сказали она называется аркой перерождения, что это значит не имею понятия), вид открылся лучше прежнего, видно мост через белый Июс, какое-то большое хозяйство на противоположном берегу, шикарные скалы и извилистые берега реки.

Скальный массив Тогыз-Аз. Река Белый Июс
Поездка в Хакасию. День 1
Тропа идет дальше по скалам массива Тогыз-Аз. Называют ее тропой предков. Дальше мы не пошли по ней.

Много по скалам разных растений растет, маленьких цветочков, стелется мох, по камням расползаются пестрые лишайники. Из деревьев почти одна лиственница, изредка попадаются березки. На скале есть тропа, она идет дальше по горам, по скалам, ее называют «тропой предков», по этой же, как говорят, ходят шаманы. «Тропа предков» тянется по скальному массиву Тогыз-аз, что переводится как «девять ртов», эти рты представляют собой пещеры к которым приносили разные дары. Мы не пошли дальше по этой тропе, так как уже темнело. По ней водят экскурсии и местные гиды могут рассказать все и показать.

Поездка в Хакасию. День 1
Все камни, даже крыши местных домов покрывают эти рыжие лишайники
Лиственница, которых очень много в округе.
Поездка в Хакасию. День 1
очень мягкий мох стелется по камням меж деревьев.

Поужинали мы тем что привезли из дома — шашлыком, беляшами, пряники с чаем. Сходили помыться в баню, банька хорошая, кто-то с жару даже в речку искупнуться пошел. Долго мучились пытаясь растопить нашу печку-буржуйку. В этой местности топят лиственницей (ее тут много и практически ничего кроме нее не встречается), она очень плохо разгорается, много смолы, еще и сырая была. Но если разожжешь, то становится жарко как в бане, все раскрытые легли. Погасили в юрте свет, а по бревнам на потолке засветились точки, которые при свете были оранжевыми, флюоресцентной краски. Выглядит это как звездное небо, здорово. Особенно здорово потому что за всю поездку звездного неба мы так ни разу и не увидели, потому что все затянул дым от таежных пожаров в красноярском крае. Ночью проснулись от того что стало холодно, печка прогорела, мучиться и пытаться растопить никто не стал. Укутались все под теплыми одеялами и так проспали до утра.