Начало путешествия по Каргополю и около его:
https://www.tourister.ru/responses/id_28084
https://www.tourister.ru/responses/id_28141
В последний день пребывания в Каргополе мы снова пошли немного перед отъездом погулять по городу с гидом и самостоятельно. Экскурсия начиналась в 9.30.Отъезд в 14.00,а нам надо осмотреть ещё многое. Утором от гостиницы «Каргополь» мы пошли снова, как и в первый день по направлению к Ивановской площади. Надо отметить, что в первый день мы приобрели там карту города с названиями улиц и достопримечательностями. Продавалась она в гостинице, в которой мы остановились. Она нам пригодилась. На улице, по которой мы идём — особняки, построенные в начале XX века.
На Ивановской площади стоит деревянный дом, один из двух домов купца А. А. Вешнякова.
Следующий дом, который встречается на пути принадлежал Городской управе. Внушительное здание по меркам Каргополя. Здесь работал уважаемый в Каргополе человек — Александр Ушаков. Александр Александрович Ушаков был крупным лесопромышленником и государственным деятелем, он был членом Государственной Думы третьего созыва, а его лесопромышленная компания снабжала лесом и строительными материалами все станции железной дороги от Архангельска до Вологды.
Торговая лавка купца Лехова — симпатичное здание. Украшен башенками с шарами. Я их насчитала 30 штук.
Здесь мы услышали отрадную весть о том, что купеческие дома на этой улице будут реставрировать в следующем году, так как они не находятся под охраной государства.
Свернув на Благовещенскую улицу/ Октябрьский проспект, слева мы увидели вновь Христорождественский храм на Соборной площади, в который мы сегодня планируем зайти после экскурсии.
Справа же мы уже не первый раз обращаем внимание на два пустующих постамента. Один из них, украшенный предназначался, по словам историка-гида, памятнику Александра II.
А на другом, более скромном, стоял памятник Ленину.
Этот памятник на площади называют «танцующий Ленин».Не он ли, каменный гость,«легкой джазовой походкой» перебрался на более популярное место, да и постамент повыше.
Фотографию с Лениным я нашла в интернете, каждый день мимо его проходили и не разу не сфотографировали.
Идём дальше — видим дом. Кто-же жил в домишке том? Не сказали. Только известно, что это был достаточно обеспеченный житель города. Верхний этаж был приспособлен для проживания, а нижний — для мастерских. Окна нижнего этажа вросли в землю, а верхнего украшены чередующимися наличниками. Яркая современная крыша и яркие трубы украшают старое здание.
Рядом расположилось каменное желтое, «санкт-петербурского» вида здание. Принадлежало оно мещанину И. Блохину. В настоящее время в нём проходят музыкальные вечера.
В этом доме жил купец Мокеев. Стоит дом на углу Благовещенской (пр. Октябрьский) улицы и Улицы Потанихи (ул. Болотникова).О том что улица Потаниха была названа именем руководителя крупного крестьянского восстания Ивана Болотникова сообщается на табличке, которая приколочена на углу дома. Казнён Болотников в Каргополе в 1608 году, ослепили и утопили в проруби.
Обернувшись и посмотрев на улицу Благовещенскую, можно увидеть, что преобладают дома двухэтажные. Во всём Каргополе нет высоких домов.
Через дорогу от дома Мокеева находится бывшая Духовная Семинария. Гид сказал, что мы её не увидим из-за растущих вокруг тополей. Но оказалось, что тополя спилили и ещё не убрали, поэтому здание разглядеть можно. С 1912 года здесь располагалось и располагается по сей день Каргопольское педагогическое училище. Оно одно из старейших учебных заведений Архангельской области.
Дальше на той же Благовещенской улице вдалеке виден дом с башней — это дом шведа Вагера, который занимался заготовкой и переработкой леса. Лесопильные заводы у него были в Онеге, там сохранилась контора, в которой он работал. Был женат на каргополочке, дочери своего компаньона.
К дому Вагера мы подходить не стали, а пошли по лугу, который был когда-то Старой торговой площадью. В VII веке Каргополь, оправившись после интервенций, стал активно торговать солью, рыбой, салом, морского зверя. А раз у города появились деньги, то он начал застраиваться новыми строениями. Это время оставило нам замечательные памятники работы зодчих Каргополя, которые мы сейчас увидим.
Никольская церковь. Интересны три дружных придела, один другого меньше, пристроенные к кубической церкви с луковицей.
Храм Рождества Богородицы (Богородицерождественский храм) уже не шатровый, построенный по новой моде. Церковь отличается от других каменных строений города тем, что в основании её лежит не куб, а крест. Ещё одна особенность — два придела расположили не как чаще делали, сдвигая их к алтарю, а наоборот. Поэтому окна получились разбросаны ассиметрично по стенам, мешали своды приделов. Но мастеров каргопольских асимметрия не смущала. Они сделали каменные наличник и украсили их чудесной резьбой.
Богородицерожествнская церковь, таким образом, открывает новый стиль памятников Каргаполья, который назван «Каргопольским узорочьем». Церковь Рождества Богородицы замечательна ещё и тем, что вместе со Свято-Лазаревской церковью города Онеги единственные не закрывались и работали всё время: и в войны, и в годы Советского Союза.
Благовещенская церковь, к которой мы подошли, является шедевром «каргопольского узорочья».Издалека она кажется простоватой, кубической церковью с главками.
Но когда подойдёшь поближе, видишь, что все стены разные, окна резные тоже одно на другое не похоже. Как всё прекрасно выглядит, гармонично. Гидам можно предлагать туристам игру «Найди одинаковые окна».
Не найдут, потому что одинаковых окон нет. Красота этого храма поражала многих. Игорь Эммануилович Грабарь — художник, искусствовед, реставратор писал о «ничтожных, почти нищенских средствах зодчего» Благовещенской церкви, которому «удалось достигнуть впечатления ошеломляющей наглядности».
Полюбовавшись церковью, мы направились к реке Онеге, к месту где она берёт начало.
Вот оно начало моей любимой и близкой реки Онеги. Берега низкие, поросшие травой. Какая она широкая и спокойная у Каргополя, и какой бушующей и своевольной рекой она станет по приближении к устью.
Вдоль берега тянется набережная имени Баранова.
На берегу реки виднеются здания — это портомойня.
Гостиный двор построен в начале 19 века. Когда-то к этому двору приезжал купеческий люд с ближних и дальних мест. Водный путь лежал по реке Онеге. Сухопутных путей, как и в наше время, было несколько. С севера — Архангело-Онежский тракт. С востока — Важский. С запада и юга — Пудожский и Вытегорский тракты.
Церковь Воскресения Христова. Ещё одним из памятников «каргопольского узорочья» является церковь Воскресения Христова XVII века. Первоначально здесь стоял деревянный храм. Храм стоит около выхода из городских ворот, там стояла одна из проездных башен, тоже Воскресенская. Ныне крепостных сооружений нет, остались одни земляные валы — «валушки» — так ласково называют их жители города. Церковь сохранилась, но находится в плачевном состоянии. В 2000 году были начаты ремонтные работы, но из-за недостатка средств они были остановлены.
Вскоре мы пришли ко второму дому Алексея Андреевича Вешнякова — каменному. В нём работает Центр народных ремёсел «Берегиня».Недавно в центре произошёл пожар и все ещё попахивает горелым деревом, но нам провели экскурсию. Рассказали о глине, об истории каргопольской игрушки. Экскурсию по центру нам проводила народный мастер России Фарутина Ольга Николаевна. Про себя она шутит: «Я — троечница». Троечницей она называет себя не спроста — мастер любит делать тройки лошадей. Эта игрушка считается одной из самых сложных в исполнении.
Игрушки здесь делают замечательные, причём самые дешёвые.
Краски которыми мастера раскрашивают свои произведения.
Прародителями современной глиняной каргопольской игрушки были языческие: свистулька-птичка, Берегиня и Полкан.
В центре ткут половики, которыми устилают полы в северных жилищах.
Половички разноцветные, красивые. Есть в «Берегине» половички с вплетёнными в них душистыми северными травами.
Каргопольская прялка. Прялки и узоры в каждом районе Архангельской области свои.
Герб Каргополя-баран, прыгающий через огонь костра,«агнец лежит на пылающем костре» был пожалован Каргополю во времена Екатерины II.
Удивил меня герб Каргополя, до приход в центр Берегиня, я не знала что у города такой интересный герб. В Онеге герб — рыба сёмга на синем фоне, и это понятно. Каргополь славился своими лесами, рыжиками, рыбой ряпушкой и вдруг…баран. Древний, необычный герб.
В Каргополе проводят праздник «Баранье воскресенье». Баранье воскресенье проводилось летом после Ильина дня, в период между завершением сенокоса и началом уборки урожая. Возродил эту традицию Радик Аднобаев, руководитель турбюро «Лаче». К Баранью воскресенью в прошлом году состоялся конкурс фоторабот.
Мне понравился колоритный козёл на фоне снега и церкви.
Покинув Центр «Берегиня»,мы зашли в Христорождественский храм, чтобы посмотреть резной иконостас на втором этаже. Фотографировать нельзя, но иконостас великолепен, красно-золотистый На иконостасе позолочена резьба и сквозь резьбу видна яркая красноватая раскраска. Примерное время его создания датируется ХVIII веком. До наших дней сохранилась в храме фрески и икона «Рождество Христово»(XVI–XVII век) Это большая доска на которой нарисована библейская сцена в бесхитростной иконописи.
На первом этаже ещё одно чудо-чудное, да диво-дивное. Выставка «Шестой день творения» — «расписные небеса» из пяти шатровых деревянных храмов Каргаполья. Расписные небеса удивительны, он словно миниатюры, с дробностью деталей, при этом поражающе своей простотой и очарованием.
Задержались мы в Христорождественском храме и поглядывая на часы направились к Троицкой церкви.Церковь внушительная с огромным куполом.
Мы спешили, на часах стрелки быстро двигались к отметке два часа. Быстро взяв вещи сели в минивэн, который нас привёз сюда, теперь повезёт и обратно. Каргополь и окрестности нам понравились. Домой мы привезли две каргопольские игрушки, Берегиню и Всадника, которые будут нам напоминать о славном городе Каргополе.
Север России велик и необъятен. Здеь Белозерский край, Поонежье, Подвинье, Поморье, Пинега, Мезень, Печорский край и множество других удивительных мест. Много мест для открытий. Кто из моих знакомых бывал здесь, говорят, что тянет их сюда. Поэзия Севера в природе, в храмах северных, в сказаниях и легендах, в сказках, в говоре, в людях северного склада.
Теги:
Культурно-познавательный туризм