Начало нашего путешествия здесь:https://www.tourister.ru/responses/id_28084
Утро в Каргополе началось с того, что мы проснувшись, услышали, как дождь барабанит по крыше гостиницы. Совсем, как на нашей даче, только там ещё слышен шум прибоя. Дождь нас не порадовал, но и не огорчил, потому что те шатровые храмы, что я видела вчера я готова смотреть и быть в них и при дожде, и при ветре, и при любой непогоде. Даже символично — дорога с дождём.
Тот, кто ненадолго приезжает в Каргополь и не может поездить по дальним окрестностям, может увидеть самый близкий, всего 50 километров от Каргополя, памятник XVII века — церковь в селе Саунино. Саунинская церковь Иоанна Златоуста стоит на каргопольской суше, она не окружена лесами — вокруг только луга. Стоит она на некотором отдалении от села, на старом кладбище. Кладбище раньше было обнесено валунами.
Церковь представляет собой классический и наиболее мною любимый образец деревянного шатрового зодчества, так называемого восьмерика на четверике. То есть на нижний четырёхугольный сруб ставится восьмиугольный, более высокий сруб и всё это сооружение украшается шатром. Такие храмы словно вздымаются ввысь. В окружении наших корабельных великолепных сосен — это была бы ода шатру.
К храму пристроена трапезная. Трапезная позволяла расширить помещение при большом стечение народа. Здесь решали сельские дела и устраивали праздники. В трапезной проводили службы, для этого в ней устанавливали алтарь. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе — матице. Матицу поддерживают два столба.
Из трапезной можно попасть в церковь. На стене пустой иконостас…
и «расписные небеса» ещё более старые, чем в Архангело. Там в центре — Иисус Христос, а здесь — Святая Троица.
Колокольня собора красивое и оригинальное, не похожее на другие, сооружение — она шестиугольная.
Их Саунино мы поехали в Гринёво — давно пустующую деревню, на Бабкину поляну.
Хорошо известна каргопольская глиняная игрушка. Некогда гончарным делом занимались жители окрестных деревень — Топрово, Печниково, Гринёво. Деревни эти располагались на «каргопольской суше», в местах равнинных, безводных, глинистых и скучноватых на вид. Именно наличие подходящей глины дало возможность развиться гончарному промыслу. Горшки для печи, крынки, миски, чаши и прочие изделия расходились по Поморью и всему Поонежью. Из той же глины лепили гончары и игрушки, что бы отдохнуть от работы и позабавить ребятишек. В Каргопольском краеведческом музее можно увидеть игрушки, выполненные известными мастерами. Одной из известных народных гончаров была Ульяна Ивановна Бабкина.
Жила в безлюдной деревне Ульяна Ивановна одна-одинёшенька в маленькой покосившейся избёнке, где она творила, вылепляя из глины сказочные, яркие игрушки на радость всем людям. Признание получила бабушка Ульяна и в столичных городах, и в заграничных. Только в родном Каргопольском районе просила она одно — подправить избушку холодную. Не поправили, не помогли.
Место, где избушка стояла не запомнили, а когда новый домик-музей стали ставить, наугад поставили. Приехал в Каргополь племянник Ульяны Ивановны и сказал, что с местом угадали, только домик стоял не боком, а окнами к дороге.
Во дворе домика игрушки деревянные поставлены и представлены элементы жизни крестьянской, северной. Колодец с колесом, поленница.
Подворье крестьянское Ульянино было нехитрое — курочки, коза и четыре кота — Васька, Барчик, Брянчик и Кот Котофеевич. В центре народных ремёсел «Берегиня» даже проводился конкурс «Коты бабушки Ульяны».
Игрушки добрые получались у мастерицы.
Покинули мы Бабкину поляну, путь наш лежит в Красную Лягу. Ляга по-нашему лужа. «Посмотри-ка кака ляга под окном» — говаривала моя бабушка после дождя. Лягой называли и маленькое озерцо. Поэтому «красная ляга» — это скорее, красивое озеро. Мы проехали мимо карстовой воронки, заросшей травой — это и была «Красная Ляга».
Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге 1667 года постройки — великолепный, уникальный старинный храм, отличается от других церквей, на осибинку. В 17 веке окружали церковь несколько поселений, жители которых являлись её прихожанами. Храм неоднократно перестраивали, что-то он потерял, а что-то приобрёл. Сейчас он единственный украшен деревянной резьбой.
Стройный, как свеча, стомт храм-восьмерик в чистом поле. Деревень, окружавших его, уже нет.
С какой любовью выполнен деревянный узор…
Колодец. Вчера мы видели колодец- «журавль».Сегодня нам встретился колодец с колесом уже второй, первый был древний и разрушенный, а второй — новый. Этот тип колодца был распространён на Севере там, где уровень грунтовых вод был низок.
Добрались мы до частного этнографического музея «Лядинские узоры»,что в деревне Гавриловской (Центр — д. Лядины) находится. Создала музей уже больше 20 лет назад энтузиаст своего дела Ворощук Надежда Фёдоровна.
В музее представлен быт северной деревни. Мы видим плетёные изделия — кошели, короба, корзинки, необходимые для походов в лес или на поле.
Лоскутные одеяла и красиво связанный полог для люльки и накидки для подушек.
Одежда северночек-каргополочек, отличается от одежды онежан. Походив по дому-музею, мы увидели множество предметов северного быта, услышали рассказ об обработке льна. Всё интересно. Видно, что человек душу вкладывает в сохранение истории деревенского хозяйства.
Пообедав у гостеприимных хозяев, мы поехали смотреть Богоявленскую многоглавую церковь в Лядинах. Церкви на Севере не похожи друг на друга, в каждой есть что-то особенное. Вот и Богоявленская церковь имеет свои особенности. Конструктивно храм начали строить традиционно: восьмерик на четверике. Бесподобные строения! И вроде должны были закончить строительство возведением шатровой крыши. Но нет, древние зодчие украсили храм главками-луковичками в количестве 12 штук и получился храм удивительно украшенный для тогдашнего северного зодчества. Ещё этот храм побелен. В 19 и в начале 20 века, дай бог, не вру, обивали досками строения и белили. Многие церкви, которые мы видели тоже были когда-то белыми.
Есть у Богоявленской церкви ещё одна примечательная деталь — её круглое крыльцо. Крыльцо покрыто деревянным шатром, стоящего на столбиках. Внутри крыльца и перилами, которые идут вокруг, гульбище. Крыльцо служило местом сбора сельчан, Они обсуждали мирские дела, может судачили, может обсуждали каков урожай уродился… Ребятишки, поди резвились на крыльце, а девушки и парни нарядные, разодетые красовались.
Дальше наша дорога лежала в Кенозерский парк. Место, где мы находились — это Великий Андомский водораздел или Балтийский. Именно здесь три основных российских водораздела сходятся в одной точке. Это одна из трёх точек в мире и одна в России, где сблизились водоразделы: Атлантического, Ледовитого океанов и Каспия.
Беломоро-Балтийский водораздел разделяет Атлантический и Ледовитый океан.
Водораздел представляет собой насыпь, склоны которой густо заросли лесом. Озовая гряда. Насыпь тянется на многие километры. Все водные системы слева от насыпи питают своими водами Атлантику, а справа — Северный Ледовитый океан.
Кто-то соорудил такую конструкцию «Равновесие», два ведра — символ водораздела.
Слева находится Лекшемозеро, мы к нему ещё вернёмся, но пока идём вперёд.
Вид с гряды водораздела на Масельгу
Пройдя по гряде разделяющей бассейны, мы поднялись на Хижгору — самую высокую точку водораздела. Здесь находится церковь Александра Свирского, построена в середине 19 века. На Хижгоре в давние времена находилось языческое капище и Хижгора в переводе с финского переводится, как злой дух или дух леса. Крестьяне из деревни Масельга и соседней деревни Гужово захотели построить на Хижгоре церковь. Духовенство противилось, но всё-таки согласие было получено и за строительство взялся крестьянин Максим Шилов с артелью. После строительства, он поклонился на все четыре стороны и выбросил топор в озеро — инструментом, которым рубили храм нельзя было пользоваться в дальнейшем.
С колокольни, как с самой высокой точки, открываются красивые виды.
В парке есть специально подготовленные места для туристов.
Рядом с водоразделом располагается архитектурный парк «Кенозерские бирюльки».Вход в него очень похож в музей -заповедник «Малые Корелы». В парке представлены уменьшенные копии строений Кенозерского парка.
Вот мы снова вернулись к Лекшемозеру.
Визит-центр парка. Здесь можно купить книги, варенье, консервы из ряпушки, сиропы и разные другие сувениры на память, например словарь лекшемозерского говора.
Медведи около центра, которых вырезали чехи.
Гостиница «Рыбацкая изба» на 16 мест.
Хозяин Антуфьев Александр Валентинович предоставил нам место для чаепития. Там мы пили чай из кипрея с подорожниками-калитками, которые испекла Ворощук Надежда Фёдоровна.
От рыбацкой избы мы пошли к церкви Святых Петра и Павла — она рядом. Первые сведения об этой церкви относятся к концу 16 века. Существует легенда, что первый деревянный храм построили рыбаки в честь того, что на поверхность озера всплыла икона Святых.
Время было уже позднее и мы поехали в Каргополь.
Вернулись, как и в прошлый день вымокшие и немного подсохшие в конце дня, попившие с калитками чаю на свежем воздухе, около озера. Уставшие, но довольные поездкой. А завтра.завтра мы ещё погуляем с утра по городу Каргополю, а вечером вернёмся домой.
Теги:
Культурно-познавательный туризм