Из солнечной Андалусии вернулись в прохладный, но не менее солнечный Мадрид. Уже писала о Мадриде, но город не отпускает. Прямо скажу не думала, что Мадрид произведёт такое сильное впечатление. Рассчитывала использовать город только как удобную базу для поездок по окрестностям.
Остановились мы возле площади Санта Ана, буквально за углом от Пуерта дел Сол. С неё и начали прогулку по городу. На площади солнца ставили ёлку. Нам ещё предстоит увидеть её во всём сияющем великолепии, а пока оглядимся вокруг.
Красивое бело-красное здание — Королевский Дом Почты (Real Casa de Correos) было построено в 1768 году по проекту французского архитектора Жака Марке. Башня с часами была добавлена позже, в 1866 году. Сейчас там размещается администрация Мадрида.
На тротуаре перед почтой отмечен нулевой километр, отсюда начинается отсчёт расстояний всей испанской транспортной сети.
Не могли пройти мимо символа города — Медведицы у земляничного дерева. Самих деревьев увешанных ягодами мы так и не увидели.
На площади в любое время дня толпы народа. Трудно представить, что здесь творится летом. Приходили мы сюда не раз. Дело в том, что на углу находится кондитерская La Mallorquina. Там за чашкой чая с вкусными пирожными очень приятно посидеть после трудового туристического дня.
От Пуерта дел Сол лучами расходятся улицы и в конце каждой находится что-то интересное. Глаза разбегаются, в какую сторону направиться. По улице Ареналь пойдёшь к Королевскому дворцу придёшь, по улице Алкала пойдёшь к дворцу Сибелес придёшь, по улице Майор пойдёшь…
Правильно, придёшь на Плаза Майор.
Площадь построили во времена правления короля Филиппа III, в 1617 году. Трижды пожары уничтожали все здания вокруг Плаза Майор: в 1631, 1672 и 1790 годах. И каждый раз её снова отстраивали. То, что мы видим сегодня — реконструкция по проекту Хуана де Вильянуэва.
С Плаза Майор начинается Габсбургский или австрийский Мадрид. Царствование Габсбургов началось в 1516 году, когда на престол вступил Карлос I (известный как Карл V за пределами Испании). Его преемник, Филипп II, сделал Мадрид столицей Испании в 1561 году. Правление Габсбургов закончилось в 1700 году, когда французские Бурбоны взяли под контроль Испанию. Филипп II из своего пребывания во Фландрии привёз в Мадрид популярный в голландской архитектуре того времени стиль шпилей. Конусовидные крыши покрытые сланцевой плиткой с башнями, увенчанными острыми шпилями, достигли большой популярности в кастильской архитектуре XVII и XVIII веков. Новый стиль ознаменовал переход испанской архитектуры от традиционно арабских традиций к традициям северной Европы.
На площади установлена одна из двух самых знаменитых Мадридских конных статуй. Бронзовая статуя короля Филиппа III работы Джамболонья, придворного скульптора Медичи. Талант Джамболонья ценился так высоко, что ему было запрещено покидать Флоренцию. Медичи боялись, что одна из королевских династий, в частности испанская, воспользуются его талантами. По иронии судьбы последняя скульптура мастера была изготовлена для испанской королевской семьи.
Самым выдающимся зданием на Plaza Mayor является Каса-де-ла-Панадерия (Casa de la Panaderia) или «Дом Булочников». Штабквартира гильдии булочников была построена в 1590 году, еще до того, как образовалась сама площадь. Красочные аллегорические фрески, изображающие мифологические персонажи — Кибела, Прозерпина, Бахус, Купидон, были добавлены совсем недавно, в 1992 году. Каменный герб Карлоса II на фасаде Дома Булочников вероятно возник после 1668 года. Герб не включает символов Португалии, независимость которой была признана испанской короной в 1668 году.
Напротив Дома Булочников расположен построенный в том же стиле Дом мясников (Casa de la Carniceria).
Дворец Санта-Крус одна из самых важных дворцовых построек, сохранившихся в испанской столице. Здание было построено при короле Филиппе IV в. 1629 году для размещения палаты мэров, суда и тюрьмы. Во дворец оно превратилось при Филиппе V. Сочетание обнаженного кирпича и гранита на углах, дверных проемах, обрамлении окон, а также шпили, венчающие башни демонстрирует влияние позднего Ренессанса в придворной архитектуре семнадцатого века. Главный фасад украшен каменным алтарём с гербом и статуей архангела Михаила. Среди местных жителей бытовало выражение: «спать под ангелом» как синоним заключения в тюрьму.
В старом Мадриде интересное не только по сторонам, но и под ногами. Бронзовая табличка на тротуаре рекламирует магазин шляп Sombrerería Medrano.
Базилика Святого Михаила (1745 г.) была построена после ухода Габсбургской династии. Тем не менее, несмотря на свои небольшие размеры, является одним из наиболее важных архитектурных памятников испанского барокко. Барокко появилось в Мадриде в семнадцатом веке и достигло расцвета в восемнадцатом. Необычная выпуклая форма фасада выдаёт итальянское влияние. Фасад украшают скульптуры аллегорий Милосердия, Веры, Надежды и Стойкости.
Пласа-де-ла-Вилья была одним из самых оживленных центров средневекового Мадрида. На площадь выходят фасады трех старинных зданий, имеющих большую историко-художественную ценность. Самым старым из них является Дом и Башня Луханес XV века, далее следует Каса-де-Сиснерос XVI века и Каса-де ла Вилья XVII века.
На площади установлен памятник маркизу Альвару де Басану — адмиралу флота, командиру испанского военного корабля, герою битвы при Лепанто в 1571 году.
Здание старой ратуши Каса-де ла Вилья в стиле барокко украшено гербом Филиппа IV, во времена правления которого оно и было построено.
Каса-де-Сиснерос — дом племянника кардинала Сиснероса Бенито Хименеса де Сиснероса был построен в 1537 году в стиле платереско.
Хотя фасад дома, выходящий на площадь, не сохранился, главный фасад, выходящий на улицу Сакраменто, избежал обновления и сохранил первоначальный дизайн.
Переход соединяющий Каса-де-Сиснерос с Каса-де ла Вилья.
Улица Сакраменто заслуживает не меньше внимания чем Калле Майор. Церковь Сакраменто или Собор Вооруженных Сил (1615–1744) считается одним из лучших произведений религиозного барокко Мадрида. Первоначально церковь была частью древнего монастыря бернардинских монахинь в Мадриде, основанного в 1615 году Кристобалем Гомес де Сандовал-Рохас, герцогом Уседа. Рельеф на гранитном фасаде посвящен святым Бенедикту и Бернару.
Дворец Консулов или Дворец Уседа был также построен по заказу Кристобаля Гомес де Сандовал-Рохас, первого герцога Уседа в 1613 году. Дворец в стиле испанского барокко характерен для дворцовой архитектуры Мадрида семнадцатого века.
На время постройки герб семьи Сандовал в окружении львов был признан слишком помпезным для дворянина.
Среди резиденций знати сохранилось здание Дворца герцога Абрантес. Дворец был построен в 1652 году, когда придворный, занимавший должность «Великого шпиона Тайного Совета Его Величества» Хуан де Валенсиа Инфанте, купил пять смежных домов, которые располагались на территории позже занятой дворцом.
В начале 20-го века власти решили реконструировать австрийский Мадрид и превратить город из королевского двора в современную столицу. 4 апреля 1910 года при участии короля Альфонсо XIII состоялось торжественное открытие строительства Гран Виа. Чтобы освободить место для нового проспекта потребовалось снести почти триста домов, с карты города исчезли пятнадцать улиц. За 20 лет было построено три секции. В первой преобладают здания в элегантном стиле нео-барокко, в то время как следующие участки были застроены более функциональными зданиями в стиле рационализма, экспрессионизма и арт-деко.
К Гран Виа подошли с тыла. Когда в 1561 году Филипп II перенес столицу из Толедо в Мадрид, на территории нынешней площади Испании цвели фруктовые сады. Сейчас это огромная площадь окружённая небоскрёбами с монументальным памятником Сервантесу в центре. В пруду отражаются Дон Кихот на Росинанте и его верный оруженосец Санчо Панца. Самого писателя окружают фигуры Дульсинеи и её прототипа крестьянки Алдонза Лоренцо. На заднем плане возвышается знаменитая 25-этажная башня здания Испании построенная в 1953 году.
С обратной стороны фонтан сбегает по гербам стран, говорящих на испанском языке.
Гран Виа поражает поистине имперским размахом. Недалеко от площади Испании стоит одно из самых ярких зданий этой символической артерии Мадрида. Гран Виа 68 было построено в 1944 году архитектором Хосе Мария Диас Плайя по заказу страховой компании La Unión и el Fénix Español. Здание с выраженным рационалистическим характером с трехэтажной башней на крыше, увенчанной большим черным куполом со статуей Феникса и Ганимеда — эмблемой исторической страховой компании завершило комплекс корпоративных подразделений компании. Всего мы насчитали три таких здания в Мадриде, хотя считается, что их четыре.
Типично испанский дизайн. Целая стена из красочной керамической плитки.
От Plaza del Callao начинается второй участок Гран Виа. Кинотеатр Callao с мавританскими узорами на стенах и угловой башней, напоминающей маяк- первая работа архитектора Луиса Гутьерреса Сото, построившего его в 1926 году.
Здание итальянской страховой компании La Adriática 1928 года с большими часами и круглой колоннадой увенчанный куполом содержит элементы нео-барокко. Часы окружены фигурами представляющими ночь и день.
Белоснежная лепнина Отеля Atlántico 1923 года во французском эклектическом стиле.
Здание Мадрид-Париж, в стиле авангард занимает самый большой квартал улицы Гран Виа. Первоначально оно было построено в качестве штаб-квартиры первого универмага в Мадриде, Almacenes Madrid-París. На фронтоне уже знакомая птица Феникс вездесущей компании La Unión и el Fénix Español.
Неожиданно шикарный МакДональдс в прекрасном здании с мраморными стенами и хрустальными люстрами. По слухам и меню отличается от обычного.
Каждое здание имеет свою историю. Небоскреб «Telefónica» — один из первых небоскребов в Европе и считается первым небоскребом в Испании. В двадцатых годах небоскребы строили в стиле нео-барокко, имитирующего соборы. Любопытно видеть антенны торчащие рядом с фигурными башенками. Здесь размещалась штаб-квартира Национальной телефонной компании Испании (CTNE) и работали те самые девушки-телефонистки, что с молниеностной скоростью переключали проводки абонентов. Первый трансатлантический телефонный звонок в Испании был сделан из этого здания. Эрнест Хемингуэй посылал отсюда свои военные репортажи. Статус важного государственного учреждения позволил проектировщикам добиться разрешения на строительство высотного здания на проспекте, где максимально разрешённая высота составляла тридцать пять метров.
И наконец первый самый роскошный участок проспекта. Гран Виа #12 с необычными «акробатическими» кариатидами — одна фигура на плечах другой работа уже знакомого Луиса Гутьерреса Сото.
Гран Виа #10. Светло-желтое здание с балкончиками и балюстрадами принадлежит страховой компании Seguros de la Estrella, в преводе с испанского Звезда. Проект архитектора Херонимо Педро Матета Родригеса — мастера эклектичного стиля. Скульптура на фасаде изображает персонажи мифа о Пандоре: в центре главную героиню с печально известным ящиком и Гефеста и Афину по сторонам.
Одно из самых выдающихся зданий с стиле неоренессанса в Мадриде — Гран Виа #6 построено в 1917 году. Это художественное направление, в противовес модернистскому стилю придерживалось классических канонов с их архитектурными элементами. Башенки с колоннами, пилястры на фасаде поражают красотой прямых линий. Здания на новом проспекте должны были составлять единый ансамбль. Видимо поэтому многие из них построены с угловыми башенками.
Дом священника Casa del Cura. Хотя это здание было первым построенным в рамках проекта Гран Виа, его официальный адрес 41 Калле Алкала. Построено в 1910 году в стиле испанского нео-барокко. Каноны барокко требовали, чтобы фасад имел эстетическую преемственность с соседней церковью.
Король Альфонсо XIII нанес первый удар киркой по стоявшему на этом месте зданию, символизируя начало работ.
Открывают проспект здания Метрополис и Грасси. Гран Виа 1 — здание Грасси, образец эклектики, очень распространенный в мадридской архитектуре того времени. В 1952 году швейцарский производитель часов Алехандро Грасси открыл здесь магазин. Реклама Ролекс на фасаде видна издалека и ярко подсвечивается ночью.
Безусловно самое красивое здание Гран Виа — Метрополис. Думаю не будет сюрпризом, что и этот шедевр был построен по заказу страховой компании La Unión и El Fénix. Своим изящным французским стилем Метрополис обязан французским же архитекторам отцу и сыну Жюлю и Раймонду Февриер.
Аллегорические фигуры Торговли, Сельского хозяйства, Промышленности и Горнорудного дела опираются на коринфские колонны. Башенку с золотыми инкрустациями венчает статуя Крылатой Победы. На украшение купола пошло 30,000 листов 24-каратного золота. Первоначально на куполе была установлена бронзовая фигура Феникса и Ганимеда — эмблема компании La Unión и El Fénix. Однако в начале семидесятых компания продала здание его нынешним владельцам, страховщику Metropolis. Старые владельцы решили унести статую с собой и установили её в саду на Пасео-де-ла-Кастельяна.
Великолепный Мадрид как двуликий Янус показал нам своё прошлое и настоящее, а вечером ещё и порадовал праздничной иллюминацией.