Как добраться из Малаги в Гибралтар
Согласно проложенному навигатором маршруту от моей квартирки в центре Малаги до автобусной станции выходило 2,4 километра.
Получасовая прогулка по бодрящей прохладе — идеальная альтернатива утренней физзарядке, — подумал я, ещё раз продумывая накануне вечером маршрут следующего дня. Но впрочем, это были уже детали. Все основные моменты однодневной поездки в Гибралтар были решены ещё дома.
После того как у меня на руках оказались авиабилеты в Малагу и ровно две недели между перелётом туда и перелётом обратно, мной овладела навязчивая идея — побывать в Гибралтаре. Я обязательно должен был это сделать. И не только потому, чтобы добавить в свой послужной список очередную посещённую страну и даже не желание увидеть основные достопримечательности этого как бы независимого государства населённого тридцатью тысячами жителей и несколькими десятками обезьян.
Проникнуться духом этого места, понять как скала, выдающаяся в море с узким перешейком, связывающим её с полуостровом, очень часто определяла политическое устройство мира и в относительно давней истории и в наши дни. Вот главные мотивы возникшей навязчивости.
Думаете слишком громко сказано? Как скала может вообще на что-то влиять? Конечно, влияли поступки людей и решения ими принимаемые, но, сколько невероятных событий прошлого связаны именно с этим местом.
Так как же попасть в Гибралтар, чтобы было быстро и не очень дорого?
Сначала, разберёмся с визами. С одной стороны, эта микроскопическая территория на юге Пиренейского полуострова площадью 6,8 квадратных километра с 1830 года имеет официальный статус британской колонии. Да, в веке 20-м, в Гибралтаре появились своя конституция и внутреннее самоуправление, но, тем не менее, юридически всем здесь заправляет королева Великобритании, которую представляет местный губернатор. Это одна из 14 так называемых «заморских британских территорий».
Однако британскую или чисто гибралтарскую визу для посещения этой территории получать не обязательно. Пока для того чтобы попасть в Гибралтар россиянам достаточно действующей многократной шенгенской визы. Для обладателей паспортов ЕС въезд в эту страну ничем не ограничен, опять же пока. Прошу обратить внимание в предыдущих двух предложениях на слово «пока», оно ключевое. Возможно, Brexit изменить ситуацию в не лучшую сторону, но об этом чуть позже.
Про билеты. Я расскажу только про свой вариант попадания в Гибралтар. Очевидно, он не единственный, но делиться буду только лично апробированным, проверенным на себе. В первом рассказе этой серии я сообщал, что все перемещения по Испании (на автобусах и поездах), в том числе в португальский город Фару покупал через приложение Omio, установленное на смартфоне или через специализированный сайт www.omio.ru
Самым оптимальным вариантом перемещения по маршруту Малага-Гибралтар-Малага, оказалось автобусное сообщение компании ALSA. Однако, конечной остановкой будет не Гибралтар, а станция La Linea на испанской территории. Но там до границы всего лишь 400 метров, минут 5–7 пешком.
Ежедневных рейсов немало, одни продолжительностью 3 часа в одну сторону, другие (что стало для меня приятной неожиданностью) всего 2 часа 15 минут. Более быстрый вариант, очевидно, что-то типа полуэкспресса, потому как заходит автобус только в курортные городки Марбелья и Эстепона, да и то, буквально, на 5 минут.
Туда я выехал в 8–45, а прибыл ровно в 11–00. Обратный выезд в 18–00, а прибытие, соответственно, в 20–15. Идеальный вариант для однодневного вояжа в Гибралтар. Времени там вполне хватит, даже если перемещаться исключительно пешком. Стоимость проезда в одну сторону 16,72 евро, чтобы рассчитать общие транспортные расходы, соответственно, умножайте на два.
Вот, собственно говоря, и всё! Ах да, вот ещё что. Дорога на Гибралтар весьма живописна, а виды из окна большой частью вызывают эстетическое наслаждение. Рекомендую!
Урок истории № 1. Тема: «Гибралтар и мавры»
Я стоял перед стойкой гибралтарского пограничника, ожидая пока пройдёт группа британских туристов. Те шли гордо, не задерживаясь, снисходительно улыбаясь, издалека предъявляли свой национальный паспорт, даже не думая его раскрывать. Одно слово — хозяева!
Мной же пограничник решил заняться основательно, но не потому, что имел что-то против российского гражданства, а для того, чтобы продемонстрировать стоящему рядом стажёру, как действовать в подобных ситуациях.
Впрочем, удовлетворившись стандартными ответами на стандартные вопросы и многократным пятилетним шенгеном, пограничник тиснул штамп: «Maximum 21 days in Gibraltar. No right to work. No right to any benefits» и разрешил проход через границу.
Даже не представляю, что можно делать в Гибралтаре 21 день. Мне и 6 часов хватило выше крыши, сколько там того Гибралтара.
Фактически это страна даже не город, а улица, так и называемая Main Street. Маршрут тут простой: пройти по главной улице до скалы, подняться на вершину на фуникулёре, посмотреть на пролив и на Африку с её высоты, спуститься вниз пешком или опять же на фуникулёре. Далее, или проехать на автобусе до мыса Европы (пешком, наверное, далековато) или вернуться той же дорогой обратно, к границе.
Вот, собственно говоря, и всё.
Территория небольшая, но место уникальное, стратегическое. Точка соприкосновения интересов многих государств. Узкий пролив, через который проходит путь из Средиземного моря в Атлантику, этакий мировой перекресток, связанный коммуникациями с Суэцким каналом и Босфором.
Рождённый в мучениях, Гибралтарский пролив был предназначен для того, чтобы соединять людей. Но стал объектом разногласий и раздоров. Двести миллионов лет назад, евразийская и африканская тектонические плиты, мигрируя по поверхности земной мантии, столкнулись, выдавив на поверхность шестисоткилометровую горную систему Кордильера — Бетика.
Между континентами образовался узенький перешеек, в результате чего, Средиземное море превратилось в замкнутую водную систему. В условиях жаркого климата, Средиземное море быстро пересыхало, возникла огромная разница в давлении, под влиянием которого океанские воды прорвали перешеек, образовав пролив, позже названный людьми Гибралтарским.
Согласитесь, лёгкими такие роды не назовёшь.
В своих рассказах этой серии я обязательно буду касаться темы завоевания Пиренейского полуострова арабами и берберами и последовавшей через восемь веком Реконкисты. Гибралтар идеальное место, чтобы обозначить пролог этой темы. Ведь именно здесь развернулись события, предшествовавшие основному сюжету.
Дело в том, что мусульманские завоеватели начали экспансию своих войск из северной Африки на Пиренейский полуостров в 711 году именно через Гибралтарский пролив. Тем вторжением руководил военный министр Тарик ибн Зияд и упомянул я его не случайно. От арабских слов джебаль Тарик, то есть гора Тарика, трансформировавшись в испанском звучании, произошло современное название — Гибралтар.
Веками территория Гибралтара принадлежала арабскому халифату, а если быть точнее эмирату со столицей в Севилье. Мавры на скале построили форт, опасаясь набегов диких племён с северной Африки, откуда когда-то пришли их предки. А под скалой построили город и назвали его Медината Аль Фас.
Христианских королей периодически посещала мысль отобрать Гибралтар у мусульман обратно. Первый раз это случилось в 1309-м году, тогда отряд крестоносцев под началом рыцаря по имени Алонсо Гусман после месячной осады захватил скалу, а затем и город. Однако, в 1333 году мусульмане вернули Гибралтар обратно.
В следующем веке вялотекущая реконкиста территорий Пиренейского полуострова (а длилось она, кстати, почти 750 лет) всё-таки привела к долгожданному возврату Гибралтара христианскому миру. Произошло это в 1462-м году. Тогда город, защищаемый полностью деморализованным арабским гарнизоном, был взят практически без боя.
Окончательно юридический статус Гибралтара определился в 1501 году, когда королева Испании Изабелла I Кастильская приняла декрет о присоединении Гибралтара к собственности кастильской короны. Как тогда казалось, навсегда.
Урок истории № 2. Тема: «Гибралтар. Британия versus Испания»
Как вы думаете, какая первая достопримечательность встретится на пути, сразу после пересечения испано-гибралтарской границы? Если не знаете, то ни за что не догадаетесь. Это взлётно-посадочная полоса местного аэропорта, которую пересекают пешеходы и автомобили, если, конечно, она не закрыта для взлёта или посадки самолёта.
А они, я имею в виду самолёты, периодически взлетают и садятся. За те несколько часов, что я находился в Гибралтаре, это произошло раз десять.
Тут вот какая история. В 1954 году Гибралтар посетила королева Елизавета II, тогда ещё молоденькая, только что взошедшая на престол. Цель её приезда — торжественно отпраздновать 250-летие захвата Гибралтара британцами. Тогдашний испанский лидер Франко воспринял этот визит как личное оскорбление и власти Испании немедленно закрыли свое консульство в Британии и ввели ограничения на свободу передвижения между Гибралтаром и Испанией.
В ответ Британия предоставила Гибралтару внутреннее самоуправление, позволила принять Конституцию, а в 1967 году провела референдум по вопросу, быть ли Гибралтару испанским или английским. Результаты референдума были таковы: в пользу Британии -12 138 голосов, в пользу Испании всего 44. Референдум ещё более накалил страсти и в 1969 году власти Испании объявили о полной экономической блокаде Гибралтара, которая продолжалась до 1982 года.
Надо сказать, что последствия блокады были очень серьёзными для жителей британской заморской территории, их жизненный уровень существенно упал. Чтобы как-то минимизировать негативное влияние блокады и был построен аэропорт, его инфраструктуру втиснули уж как могли.
Прогулка по Main Street начинается на казематной площади (Casemates Square) с памятником солдату в её центре.
Раньше здесь были солдатские казармы, ныне кафе и магазины, чему и положено быть на центральной площади города.
Сразу понимаешь, что ты в Британии. Всюду красные телефонные будки, которыми британцы, подобно псу, вышедшему на прогулку, помечают новую территорию.
Памятник адмиралу Нельсону, кафедральный собор Святой Девы Марии, королевская часовня и церковь Святой Троицы — все эти достопримечательности расположены компактно, на главной улице города и все они свидетельства британского присутствия на Пиренейском полуострове.
Британским владением Гибралтар стал во время войны за испанское наследство с 1701 до 1714 года, когда знаменитый Вильгельм III Оранский король Англии, Шотландии и Ирландии, а также и правитель Нидерландов в коалиции с Австрией объявил войну союзу Франции и Испании.
Одним из результатов той войны стало взятие крепости Гибралтар в августе 1704 года. Оригинальна и даже гениальна тактика, применённая принцем Георгом Гессен-Дармштадтским, командовавшим отрядом из 1800 нидерландских и английских солдат при осаде крепости. Решающее сражение принц перенёс с утра на часы сиесты. Так испанский Гибралтар стал британским.
Многократно испанцы предпринимали попытки вернуть себе скалу и перешеек, но, как известно, всё было тщетно. Например, во время англо-испанской войны 1727 — 1729 годов испанцы бросили на штурм армию из 20 000 человек, а им противостояло только 3200 защитников крепости. Но, правда с ними был и британский флот, который обеспечил снабжение и обстреливал испанские позиции. В результате четырёхмесячная осада была снята.
В период с 1779 по 1783 год, когда в осаде крепости Гибралтара принимали участие союзные испанские и французские войска, британский Королевский флот всегда успешно прорывал вражеские блокады. Но, занятый в Европе, Королевский флот не смог тогда всю свою мощь направить на мятежные английские колонии в Северной Америке. Получается, как выдвигают гипотезы некоторые историки, если бы Британия не защищала в те годы Гибралтар, не появилось бы новое государство, именуемое Соединённые Штаты Америки.
Ну и конечно, нельзя не вспомнить о Трафальгарском сражении, произошедшем недалеко от испанского города Кадис, что рядом с Гибралтаром. Победа британского флота под командованием адмирала Горацио Нельсона 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом Наполеона I, без сомнения, послужила началом основания, так называемой «Второй Британской империи» с территорией в четверть Земного шара.
Согласитесь, приведённые примеры влияния Скалы на мировой порядок достаточно яркие.
Урок истории № 3. Тема: «Гибралтар. Brexit»
Так уж получилось, что этот рассказ из Гибралтара немного смахивает на раздел из учебника «История Западной Европы». Так и было задумано. Уж очень необычное это место, богатое на великие исторические события.
Но история продолжается. Вот вам свежие новости, подтверждающие влияние этого миниатюрного государства на мировые дела. Давний спор между Испанией и Британией обострился в связи с Brexit.
Между Гибралтаром и континентальной Испанией за годы после снятия блокады установились очень тесные экономические, да и культурные связи. Например, тысячи испанцев работают на территории Гибралтара. Я сам видел, как в конце рабочего дня внушительные потоки испанцев пересекали границу, возвращались домой, к своим семьям, чтобы утром опять отправиться на работу в соседнее государство.
А граждане Гибралтара активно приобретают недвижимость на испанской территории, особенно на побережье, имеют в соседней стране другие экономические и гуманитарные интересы.
Поэтому в 2016 году жители хоть заморской, но британской территории в абсолютном большинстве проголосовали за то, чтобы остаться в составе ЕС. При этом гибралтарцы всегда выступали и за то, чтобы территория оставалась под контролем Великобритании, и даже не пошли на компромисс по введению совместного англо-испанского управления (этот вопрос выносился на референдум в 2002 году).
Теперь же, когда процесс выхода Британии из ЕС запущен, перед жителями Гибралтара нарисовались мрачные перспективы. В ближайшей перспективе у них не будет больше ни свободы перемещения, ни свободы на экономическую деятельность на территории Европейского Союза. Испанское правительство, пользуясь ситуацией, снова предложила британским властям схему сначала совместного суверенитета с последующим переходом Гибралтара под суверенитет Испании. В Лондоне эту схему отвергли категорически, их позиция — статус-кво Гибралтара вне зависимости от исходов переговоров по Brexit.
Категорична позиция и Европейского союза, который принял решение не предоставлять Гибралтару особого статуса после выхода Великобритании из состава ЕС, одновременно наделяя Испанию правом вето по любому решению, затрагивающему будущие отношения между ЕС и заморской территорией Британии.
Получается, что жители Гибралтара оказались в тупиковой ситуации: с одной стороны, они хотят остаться в ЕС, а с другой — сохранить покровительство Великобритании и избежать попадания под контроль Испании.
Некоторые британские политические силы заявляют о готовности воевать, чтобы защитить суверенитет Гибралтара, вспоминая Фолклендский вооруженный конфликт 1982 года с Аргентиной. Тогда Маргарет Тэтчер направила вооруженную группировку на другой конец света для защиты свободы другой британской заморской территории от другой испаноязычной страны.
Возможно ли повторение такой ситуации в данном случае, ведь и Испания, и Великобритания члены военного блока НАТО? Наверное, нет. Все эксперты уверены, что военного конфликта между странами точно не будет.
На данный момент, как мы знаем, принятие решения о выходе Великобритании из ЕС отложено, и чем это всё закончится не известно. На этом я завершаю свой рассказ из Гибралтара. Для себя я с историей вопроса разобрался, и буду теперь внимательно следить за развитием событий вокруг Гибралтара.
Вечером я вернулся в Малагу, чтобы на следующее утро отправиться в Гранаду, другой город Андалусии в моём маршруте. Так что опять не прощаюсь, по-прежнему есть повод поговорить.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия