Атырауская область в Западном Казахстане имеет две ландшафтные достопримечательности — это меловые плато Аккергешен (ближайшее, в 200 км от г. Атырау) и более удаленное (около 300 км) плато Актолагай на границе с Актюбинской областью.
Забираться так далеко в глубь пустынной, безводной степи мало желающих: ведь туда не ведут атомобильные трассы, только грунтовые колеи, да и они из-за редкого использования зарастают травой и часто становятся не видны. Поэтому Западный Казахстан, можно сказать, терра инкогнита для туризма. И потому отрадно видеть, когда редкие энтузиасты вдруг решаются на такой далекий и нелегкий маршрут, как это случилось в этом году с командой Туристера.
Но из поля зрения маршрута Туристера выпали некоторые интересные моменты, которые могли бы еще больше доставить удовольствия от путешествия. Например, пещера Нобеля. Упомяну о ней в своем рассказе.
Пещера Нобеля
По поводу происхождения этой пещеры ходят разные легенды, ни одну из которых нельзя подтвердить документально. Молва приписывает пещеру, искусственно вырубленную в горе Иманкара нефтепромышленнику Нобелю. Бизнесмен Нобель (брат того самого Нобеля, в честь которого названа знаменитая премия) первым начал разрабатывать нефтяные богатства Казахстана. Зачем понадобилось Нобелю рыть пещеру — непонятно. Может и был какой-то резон.
Опять же есть легенда, что в годы Отечественной войны в этой пещере укрывался немецкий десант. Война до Гурьева (переименованного в перестройку в Атырау) не дошла, город находился в тылу. А вот десант, якобы был. Ну кто его знает… Может и был. Здешние нефтяные промыслы, служащие источником горючего для армии, могли стать вполне серьезной целью для десанта. Но диверсии не случилось. Как не удалась она и в годы Гражданской войны, когда отступающие под натиском Красной Армии белоказаки пытались взорвать нефтевышки. Рабочий Зяблицев (его имя вошло в историю края) вовремя поднял тревогу и нефть, которая нужна была как кровь тяжелобольному, была спасена для нужд молодой советской республики.
С основной атомобильной трассы из г. Атырау на пгт Кульсары, если посмотреть в сторону степи, можно увидеть гору Иманкара. Это невысокая столовая гора видна издалека и выделяется темным, почти черным цветом — отсюда и название Иман-кара (кара — черный по-казахски).
Свернув с трассы и проехав по степи к горе, видим в торце (узкой части вытянувшейся горы) большое отверстие с ровными краями.
Смастерив факелы, мы двигаемся внутрь. Мы — это летняя школьная экспедиция во главе с руководителем, учителем географии Юрием Пастуховым.
Пещера небольшая, в основном это главный штрек и небольшие ответвления в стороны. Наши факелы нещадно чадили, создавая дымовую завесу в спертом воздухе. Почти ничего не видно. Наскоро удовлетворив любопытство, мы двинулись к выходу.
По дороге к меловому плато Аккергешен. еще можно свернуть к речке Эмба. В половодье это отличный отдых с купанием в реке, берега которой обильно покрыты зарослями цветущего тамарикса (иногда пишут тамариск, но тамарикс правильнее). А по местному — это джингил.
Но в засушливое время дно речки выглядит вот так:
Примечательно, что тут водится много скорпионов. Как-то экпедиция Пастухова решила там поставить палатки — прикольно же ночевать на дне реки! Но к утру обнаружили под палатками полчища скорпионов. Больше здесь ночных стоянок не делали.
АККЕРГЕШЕН
Название иногда пишут как Аккерегешин. Мы привыкли называть Аккергешен. Это невысокое плато в сравнении с Актолагаем, здесь самая большая высота не превышает 60 м. И все же оно по-своему красиво и интересно.
Вот один из самых живописных видов Аккергешена. Почти у всех при виде этих скал возникают ассоциации с развалинами замка. «Стены» замка имеют приличную протяженность и идут почти параллельно
Даже забравшись на возвышенность, трудно охватить взглядом все плато. Оно тянется до горизонта.
Ворота в Меловое царство
В одной из «стен» можно разглядеть довольно большое отверстие. Когда Ю.Пастухов начал проводить свои экспедиции (примерно в начале 80-х), то в отверстие можно было только просунуть голову. Но мел — очень хрупкая порода, Ветер и дожди прихотливо обрабатывают его, создавая причудливые формы и промоины. С каждым годом отверстие в скале увеличивалось и через какое-то время мы через него проползали, а в последние годы и вовсе свободно проходили. Это стало ритуалом, как посвящение. Проход стал носить название «Ворота в Меловое царство».
Пройти через эти «ворота» надлежит всем обязательно, так же как и сделать снимок на память.
Несмотря на относительно небольшую высоту, лазить по этим скалам нелегкое занятие.
Отправляясь на поиски остатков ископаемых животных, которые обитали тут много миллионов лет назад, мы вначале весело скакали по невысоким горкам, но к полудню уже начинали спрашивать, когда ж это закончится? «Еще пара-тройка спускоподъемов, и мы в лагере,« — успокаивал руководитель.
А вечерами мы собирали в кучу свою добычу и рассматривали:
панцыри морских ежей и их иголки (слева — окаменелости, справа — как они выглядели много миллионов лет назад)
окаменевшие стволы морских лилий, которые часто распадались на отдельные фрагменты и выглядели очень интеерсно на срезе (нижняя картинка — как эти лилии примерно выглядели)
А эти окаменевшие «листики» принадлежали вовсе не деревьям, это фрагменты скелета морских уточек — бича всех кораблей, на днище которых они цепляются в большом количестве, замедляя ход судна. Правда, в меловой период не было никаких кораблей. И человека-то небыло. А морские уточки (отряд усоногие ракообразные) были.
Большая удача найти раковину аммонита или наутилуса. В отличие от своих родичей — моллюсков белемнитов, аммониты и наутилусы тут редко попадаются. Из этих трех представителей головоногих моллюсков только наутилусам удалось дожить до наших времен. Жизнь аммонитов и белемнитов закончилась вместе с динозаврами в меловой период.
Ну и еще разные раковины, кости. Мел хранил остатки животных, обитавших в мелководном древнем море, заполнившем все пространство этой территории.
Все находки школьных экспедиций впоследствии составили коллекцию палеонтолического отделения краеведческого музея. Это палеонтологическое отделения и было создано благодаря инициативе учителя Юрия Александровича Пастухова.
Один из школьников, чью фамилию я, к сожалению, забыла, но помню имя — Саша, сделал для музея панно 3D на тему мелового периода. На снимке он представляет свою работу товарищам по экспедиции.
Панно и сейчас экспонируется в помещении музея.
По материалам своих школьных экспедиций Ю.Пастухов написал книгу для детей «Край белоснежных историй».