Я уже был здесь однажды, в довольно странном ночном визите. В этот раз я рассчитал чуть получше — прибывая в Сирет днем, я должен был переночевать в гостинице под названием Frontier, оправдывавшей свое название тем, что находится в 500 метрах от государственной границы, а на утро уже, собственно, через границу.
Чтобы до неё добраться, следовало выйти из самого города и около двух-двух с половиной километров пройти по предместьям, любуясь окружающими видами.
1
Сама гостиница, собственно, вот, и она лучше, и снаружи и изнутри, чем можно было бы ожидать от городка с населением в восемь тысяч. Другое дело, что, расположенная на межгосударственной трассе, она именно рассчитана на проезжающих.
1
Вид из окна, впрочем, не радует большим разнообразием.
1
Но еще есть время дойти до самого городка, а, пока иду, я попробую немного о нем рассказать.
На месте Сирета еще в средний период Средних веков существовали рыцарская крепость и монастырь, но первое упоминание именно о городе относится к середине XIV века. Он был столицей маленького феодального владения, которое, в итоге, сформировалось в Княжество Молдова. Особая роль города позже отразилась в том, что он был местом коронации молдавских господарей и, по мнению некоторых ученых, одним из первых именно городских центров Молдовы — город, в средневековом понимании, а не разросшееся село. О тех временах напоминает несколько стоящих в центральном сквере статуй.
1
Ну, куда же в Молдове без Стефана Великого (Штефана чел Маре). Но, по крайней мере, к Сирету он имеет самое прямое отношение — при нем и благодаря нему город как таковой и возник.
1
Тогда же были построены первые постоянные церкви — их в городе много, но у меня в целом не было времени разбираться, где какая, просто сделал несколько щелчков на телефон.
1
Вместе с церквями в Сирет пришла европейская образованность того времени — была открыта первая школа, где преподавание шло на латинском языке. Вообще, Княжество Молдова было очень интересным государством — например, одно из его названий на греческом переводилось примерно как «Русо-Влахия», отражая его двойственный, восточнославянско-романский этнический состав и культурный облик.
Это же отразилось на этноконфессиональном составе Северной Буковины вообще и Сирета в частности. Он отличался большой пестротой, которую, частично, сохранил по настоящее время. Помимо романоязычного населения (собственно молдован), в городе проживали восточные славяне — русины-украинцы, старообрядцы из Великороссии, а также евреи и некоторое количество немцев. В селах региона проживали также и поляки. В XVII веке возникло еврейское кладбище, сохранившееся поныне как историческая достопримечательность. К сожалению, быстро темнело, и, хотя до него, согласно этому указателю, было всего четыреста метров, я уже решил не бродить там в потемках, о чем иногда жалею.
1
Собственно говоря, этот знак свидетельствует, что этнический состав города не гомогенный и теперь. По википедии, румыны составляют в нем 82%, проживает также немалая (в процентном отношении) украинская община.
1
В 1775 году весь край, включая Сирет, вошел в состав империи Габсбургов. Это сказалось на архитектуре некоторых городов Буковины (например, Черновцов) но не уверен, можно ли то же сказать о Сирете. Собственно, в архитектурном отношении, кроме нескольких церквей, ничего хоть сколь-нибудь примечательного в нем, надо признать, нет.
1
А гражданские здания в центре выглядят примерно так
1
1
Но, что интересно, крошечный городок, с населением около 8 тысяч, который у нас бы не считался городом в принципе, сохранил свой урбанистический характер. Он мал, скомен, провинциален — но ощущения, что находишься в селе, нет совершенно.
Несмотря на малые размеры города, я остался недоволен планированием моего визита, в результате которого не осмотрел ни старое еврейское, ни старое православное кладбище, ни музей города. Вряд ли кого-либо из туристеров занесет в такие дебри, но вдруг — и тогда, надеюсь, мой рассказик покажет, что в Сирете можно найти кое-что интересное.