У Карла Фаберже было четверо толковых сыновей и ему не пришлось ломать голову, кому доверить управление филиалами фирмы, которая постоянно разрасталась. Лондонское отделение возглавил младший сын Николай. Старший сын Евгений с двадцати лет руководил главным петербургским отделением. Александр с 1912 года стал управляющим московского филиала. Доли в семейном бизнесе не имел только второй сын, Агафон. Он в свое время был обвинен отцом в растрате и впал в немилость. Позже выяснилось, что он ни в чем не был виноват, но Карл Фаберже до этого не дожил, он умер, так и не простив сына. Между тем именно Агафон в тяжелые для фирмы времена повел себя наиболее адекватно, хотя и не смог спасти семейный бизнес. Но о крахе компании Фаберже в последней питерской части трилогии о Фаберже. А пока перенесемся в дореволюционную Москву на Кузнецкий Мост, где был расположен главный московский адрес империи Фаберже.
1 февраля 1887 года все московские газеты вышли с рекламными объявлениями, что в Москве на улице Кузнецкий мост открывается московский филиал всемирно известной на тот момент компании Фаберже. Именно здесь на Кузнецком мосту в доме № 4 (сегодня это дом № 10) в Доходном доме Московского Купеческого общества расположилась главная штаб-квартира московского отделения фирмы Фаберже, которое с 1912 по 1918 год возглавлял сын Карла Фаберже Александр. Здесь находились фирменный магазин, контора для принятия заказов, мастерские художников компании и большие сейфы для хранения драгоценностей. Так началась московская история знаменитой российской ювелирной фирмы. Мастерские компании находились неподалеку, в Большом Кисельном переулке д.4, в бывших производственных помещениях известного российского промышленника Сан-Галли, которые, к сожалению, не сохранились.
Старинное фото дома на улице Кузнецкий мост, где располагался московский офис компании Фаберже
Еще один вид со старинного фото на московский офис Фаберже, по которому можно идентифицировать его положение в этом московском районе
Внутренние интерьеры московского магазина Фаберже
1
1
1
Современные фото дома, в котором до революции располагался московский офис легендарной фирмы Фаберже
1
В этом доме сегодня располагаются офисы и одно из многочисленных подразделений столичного департамента, отвечающего за культуру
Из истории здания бывшего московского офиса Фаберже. В первый год перестройки в доме, где некогда располагался офис Фаберже, открылся первый в Москве фирменный магазин джинсов Rifle.
Московское отделение Фаберже всегда было в тени петербургского. Большинство специалистов по Фаберже считают создание московских мастерских просто удачным маркетинговым шагом с целью удовлетворения непритязательных вкусов нового быстрорастущего класса московского купечества. Тем не менее, в Москве многие произведения создавались в тех же классических стилях, что и в Санкт-Петербурге, но помимо этого, здесь было сделано немало важных вещей в неорусском стиле, а с начала 20-го века в стиле русского модерна. И это были отнюдь не поделки. Но самое главное, московское отделение было значительно более успешным с коммерческой точки зрения и приносило основную долю прибыли компании. Несмотря на то, что Санкт-Петербургское отделение всегда считалось флагманским, основная масса изделий, которые производились в северной столице, включая императорские пасхальные подарки, были уникальными и создавались практически в единичных экземплярах и главное в них была не прибыль, а престиж.
У московской фабрики Фаберже было два отделения: одно занималось серебром, другое — ювелирными украшениями. Серебряное отделение было крупнейшим и производило главным образом столовое серебро: сервизы, самовары, красивейшие вазы из хрусталя в обрамлении серебряного литья, но также изготавливались серебряные подсвечники, статуэтки и часы. Был ряд причин, по которым серебряное производство было сосредоточено в Москве, а не в Петербурге. Вторая столица в течение длительного времени была центром русского серебряного дела, здесь были мастера, были школы, и, что самое главное, работникам здесь можно было платить меньшее жалование — чисто бизнес, ничего более.
Карл Фаберже демократично относился к своим мастерам и позволял им ставить на свои работы собственное клеймо наряду со своим. От мастеров лишь требовалось согласовывать общий стиль своих изделий с «художественным советом» компании и это был взаимовыгодный альянс: Фаберже привлекал к сотрудничеству лучших мастеров того времени и получал с их изделий часть прибыли, а мастера получали престижную крышу и выход на рынок под известным брендом. Одним из таких московских серебряных дел мастеров, который имел собственную мастерскую, был Федор Рюкерт. Не так много сохранилось серебряных изделий этого мастера и очень небольшую часть его произведений можно увидеть в питерском музее Фаберже, но те, которые доступны для созерцания, поражают невероятной красотой. Техника перегородчатой эмали, которой владели мастера Фаберже, была на тот момент самой передовой в мире и даже французские эмалерьеры признавали превосходство русской школы. Ниже несколько фотографий изделий Рюкерта.
2
Коллекция изделий мастерской Рюкерта в музее Фаберже на Фонтанке
2
Мастерская Рюкерта ковш
Мастерская Рюкерта портсигар
1
Мастерская Рюкерта подстаканник
1
Мастерская Рюкерта пасхальное яйцо
Московское отделение Фаберже оставило важное, русское по своей сути, наследие. Это наследие не отвечало в полной мере вкусам зарубежной клиентуры или петербургской аристократии, которая в своих культурных пристрастиях всегда ориентировалась на Запад. Поэтому работы московских мастеров прикладного искусства в неорусском стиле необходимо рассматривать в более широком контексте «культурного раскола» между Москвой и Санкт-Петербургом. Москву купеческую со своими вкусами, Москву торговую, с кривыми улочками, да ещё застраивающуюся особняками в стиле модерн и, о ужас, в неорусском стиле, не любили русские цари и конечно же их окружение. Но именно этот московский колорит так мил нам сегодня. И мастера Фаберже как истинные художники не могли не откликнуться на этот запрос. Бирбаум, бывший главным художником компании Фаберже, так оценивал московскую школу Фаберже: «Первое, что отличает московские изделия фирмы от петербургских, это преобладание русского народного стиля. Можно не соглашаться со многими его особенностями, с отсутствием целесообразности в структуре, с архаичным, нарочито грубым исполнением, но все эти временные недостатки искупаются свежестью замысла и отсутствием шаблона в композициях».
А еще в московских мастерских создавалось множество прелестных безделушек для украшения дома — миниатюрные деревья, фигурки людей и животных в стиле нэцке. Особенно прелестны были изумительные «букеты», где неувядающие цветы, воссозданные с невероятной точностью из камня и металла, стояли в стаканах, наполненных хрустальной водой. Есть свидетельства, что в московском офисе Фаберже на Кузнецком мосту была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для «каменных цветов». Всего каменных цветков было создано около восмидесяти, они разбрелись по всему свету и невероятно ценятся коллекционерами. Самая большая коллекция цветов Фаберже — 26шт. находится сегодня у английской королевы, английский королевский двор всегда был ценителем произведений компании Фаберже. В России по одному-два каменных цветка есть в минералогическом музее Ферсмана, в Оружейной палате, в Эрмитаже и музее Фаберже на Фонтанке.
3
3
Каменные цветы Фаберже в музее Ферсмана
4
Коллекция ягод Фаберже
3
Васильки — один из лучших каменных цветов Фаберже
1
Каменный цветок из Эрмитажа
3
Корзинка ландышей из музея Фаберже на Фонтанке
3
Одуванчик в Оружейной палате.
С этим каменным, точнее стеклянным цветком связана очень интересная история. По воспоминаниям современников Фаберже в стеклянный одуванчик его мастера непостижимым образом встроили пух настоящих одуванчиков. Не подтвердить, ни опровергнуть эту информацию никто не мог, не было этого цветка ни в одном музее России. В 2000 году некое частное лицо предложило купить Оружейной палате этот одуванчик, да ещё в фирменном футляре от Фаберже, оказалось, что почти сто лет этот бесценный предмет хранился в одной из московских семей. Цветок, конечно, купили и подвергли тщательному исследованию, пригласив в том числе биологов. Каково же было удивление музейщиков, когда они действительно обнаружили в изделии пух настоящего одуванчика, он, конечно, слегка облетел за сто лет, но достаточное количество его осталось.
Карл Фаберже был талантливым предпринимателем, быстро ориентировался в конъюнктуре рынка и делал деньги на многих вещах. Например, он оказывал услугу хранения драгоценностей и ценных вещей клиентов. Или другая платная услуга — доставки личных ювелирных украшений, например, на какой-нибудь бал в Париже, после бала курьер компании Фаберже снова забирал драгоценности под охрану. В воспоминаниях балерины Кшесинской есть эпизод, где она описывает, как сотрудники лондонского филиала Фаберже на каждый спектакль приносили разные ювелирные украшения из её личной коллекции, находящейся под охраной компании. В бронированных подвалах московского офиса Фаберже на Кузнецком Мосту всегда хранились значительные ценности московских клиентов. Что оказалось очень удобным для большевиков, не надо было гоняться по всей Москве, а можно было забрать всё и сразу в одном месте. В мае 1919 года они начали вывозить бесценное добро из подвалов здания на Кузнецком мосту. В отличие от фактически разграбления петербургского офиса Фаберже, при изъятии драгоценностей из московского офиса компании была составлена подробная опись реквизированного — из двух несгораемых сейфов изъяли 240 килограммов серебра и 2400 предметов: золотую и серебряную посуду, подсвечники, шкатулки, скульптуры, ювелирные украшения и другие ценные вещи, сданные на хранение клиентами Фаберже и сотрудниками его московского отделения. Эта опись пригодилась для идентификации предметов московской коллекции Фаберже, когда она в 90-е годы стала распродаваться на Западе.
Реквизированные ювелирные изделия Фаберже новая революционная власть активно распродавала в 20-30-е годы на аукционах в Европе. Их старательно скупал в Гохране, комиссионках и с рук американский предприниматель Арманд Хаммер. О Хаммере — красном миллионере и большом друге Ленина чуть ниже, а пока кратко об истории, как коллекция императорских яиц от Фаберже в полном составе попала в Оружейную палату, расположенную в Московском Кремле, и что с ней потом стало.
Фаберже оптом и в розницу — 20-30-е годы
За тридцать два года работы Карл Фаберже изготовил для царской фамилии пятьдесят яиц — в это количество входят только те яйца, которые были закончены и вручены августейшим заказчикам. Точное их количество установили по счетам к оплате, которые Фаберже отправлял в царский дворец вместе с каждым очередным яйцом. До наших дней сохранились 43 яйца, остальные бесследно исчезли в революционные годы. Из 43 сохранившихся императорских яиц только десять остались в России, и те достаточно случайно. В 1917-м году они как личное императорское имущество были национализированы. Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. До 1922 года ящики с ценностями стояли в Оружейной палате нераспечатанными.
В 1922-м пасхальные яйца передали в Гохран и началась беспрецедентная распродажа национального достояния по всему миру. Это сейчас мы считаем наследие Фаберже национальным достоянием, а в те революционные времена считалось, что изделия компании Фаберже не имеют не только музейной ценности, но даже не представляют особой художественной ценности, и поэтому зачастую продавались по цене лома драгоценных металлов и камней. Максим Горький, возглавлявший в те времена Оценочно-антикварную комиссию (ОАК), которая из реквизированного имущества отбирала экспонаты для музеев и предметы роскоши для продажи за рубежом, писал, что изделия Фаберже — это просто «художественно обработанное серебро». В итоге, как показало время, большевики сильно продешевили.
Однако, все распродать сразу не удалось — рынок был перенасыщен. В 1927 году 24 яйца вернулись в Оружейную палату и они официально стали экспонатами национальной сокровищницы, но это их не спасло. В 1930 году началась новая волна антикварных распродаж, и комиссары Наркомфина приходили и забирали уже экспонаты из музея. В первую очередь были проданы самые виртуозные в ювелирном плане изделия. Среди покупателей были Арманд Хаммер, супруга американского посла Марджори М. Пост, три яйца приобрела уроженка Нового Орлеана Матильда Грей, еще несколько — Лилиан Пратт, супруга президента «Дженерал моторс». Последняя распродажа экспонатов Оружейной палаты состоялась в 1933 году. В частности, было продано великолепное мозаичное яйцо, где драгоценные камни имитировали вышивку по канве крестиком. Его придумала женщина-художница Альма Пиль в стиле дамского рукоделия. Это яйцо впоследствии попало к английской королеве Мэри и сегодня оно принадлежит Елизавете II, в коллекции которой три императорских яйца Фаберже.
2
Фото Мозаичное яйцо Фаберже из коллекции английской королевы Елизаветы II
Яйцо было создано по заказу Николая II в. 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. Является самым дорогим императорским пасхальным яйцом. Пасхальное ювелирное яйцо собрано из золотых пластин, к которым крепится платиновая сеть, украшенная пятью крупными алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы.
Про Арманда Хаммера — большого друга Советской России
Американец Арманд Хаммер, сын эмигрантов из Одессы, приехал в Россию в 1921 году и быстро нашел общий язык с Лениным: в обмен на поставки в разоренную страну лекарств и пшеницы Хаммер получил от вождя пролетариата право на вывоз предметов искусства и множество других преференций. Ленин не любил буржуев, но Хаммер с точки зрения Ленина был правильным буржуем. Хаммеру приписывают слова: «Стать миллионером не трудно. Нужно просто дождаться очередной революции в России». Может, он их и не говорил, но звучат они как лозунг всех тех негодяев, которые наживаются на бедах несчастного российского народа во все переломные моменты, коих было множество в русской истории. По иронии судьбы Хаммера поселили в доме Купеческого общества на Кузнецком мосту, где раньше располагался офис Фаберже, чтобы, так сказать, проникнуться духом великой ювелирной компании в ходе спекуляции изделиями её производства.
Фото Хаммера — большого ценителя наследия Фаберже
Хаммер, помимо того, что вывозил сокровища Фаберже из России и продавал их на антикварных рынках Европы и США, также организовал собственное производство ювелирных изделий, стилизованных под Фаберже. На его фабрике в США работали, в том числе, мастера из мастерских знаменитого ювелира и даже ходили слухи, что он смог обзавестись копиями фирменных ювелирных клейм компании. Бизнес Хаммера процветал и к 1930-му году он создал в Европе и США настоящий культ Фаберже. «Купцы» требовали продолжения банкета и в 1933 году из Оружейной палаты изъяли ещё 4 императорских яйца и более 100 предметов из коллекции Фаберже. Директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов, большой умница, как тогда таких называли — «из бывших», много сделавший для сохранения национального достояния страны, не выдержав разграбления вверенного ему музея, покончил жизнь самоубийством. Причина такого конца была связана, конечно, не только с музеем — дальнейшая жизнь для одного из самых образованных людей того времени стала просто бессмысленной. А Хаммер дожил до 92 лет, дружил с Брежневым, встречался с Горбачевым. Но в США за эту дружбу ему изрядно доставалось, его обвиняли в сотрудничестве с КГБ и предательстве национальных интересов.
Арманд Хаммер был фигурой весьма противоречивой, он, конечно, никогда не забывал про свой коммерческий интерес, но справедливости ради надо отметить, что он сделал немало полезного для нашей страны. По сути, он служил каналом связи между СССР и США, который не прерывался даже в самые беспросветные годы холодной войны. Основал в СССР карандашную фабрику, которая впоследствии получила название им. Сакко и Ванцетти. При его участии был построен крупнейший в мире завод по производству аммиака Тольятти-Азот и уникальный аммиакопровод Тольятти-Одесса. Ну, а то, что большевики за бесценок продавали ему произведения искусства мирового уровня, то это проблема не Хаммера, а большевиков. Им надо было, прежде чем заделаться торговыми агентами, поработать над собственным культурным уровнем. Впрочем, и сегодня в нашей стране достаточно людей, которые считают яйца Фаберже абсолютно бесполезными царскими игрушками, а их художественная ценность по-прежнему ставят под сомнение — слишком декоративно, слишком пестро, слишком занимательно, их даже уничижительно называют киндер-сюрпризами столетней давности. Но удивительное дело — на аукционах за рубежом такие лоты неизменно производят сенсацию. Как бы то ни было, надо признать, что императорские яйца Фаберже — это вершина ювелирного искусства и даже сегодня они близко не подпустили к себе никакие другие ювелирные изделия, а их стоимость постоянно растет вот уже более ста лет. Как говорят специалисты, изделия Фаберже, особенно царская серия, это идеальная арт-инвестиция с гарантированным доходом, возрастающим с каждым годом. А ещё надо учесть, что всё, что связано с Фаберже — это наша овеществлённая история и получается, что иностранцы понимают это лучше, чем мы сами.
Фаберже оптом и в розницу — 90-е годы
Очередная революция нас посетила в 90-е годы. Опять как мухи слетелись мошенники и опять предметом скандала стали изделия Фаберже. Тридцать предметов из московского офиса были проданы на западных аукционах в период с 1993 по 1996 год. Известно, что по распоряжению правительства в апреле 1993 года Гохран щедрой рукой выдал г-ну Козленку (ударение на последнюю букву) сотоварищи из компании «Голден АДА» алмазы, золотые монеты, ювелирные изделия, бытовое серебро, в том числе изделия из московской коллекции Фаберже, конфискованные в далёкие революционные годы. Планировалось, что под залог этих ценностей один из американских банков откроет для новой России кредитную линию в 500 миллионов долларов. Но никакого кредита Россия не получила, как и не получила обратно драгоценностей.
Со стороны России были попытки получить по суду какие-то деньги, но нет точной информации о том, удалось ли что-нибудь вернуть. В этой истории очень много темных пятен. Как могли мошенники получить из Гохрана — одной из самых закрытых российских структур драгоценностей на приблизительную и сильно заниженную сумму в 200 млн. долларов, когда по закону любое изъятие из Гохрана должно производиться только на основании прямого распоряжения главы правительства? Реальный же ущерб в этой истории для нашей страны по оценкам специалистов в разы больше. Сколько изделий Фаберже было вывезено, где они осели, кто продавал их на Сотбис и Кристис — всё это осталось тайной, покрытой мраком. Знающие люди называют аферу, связанную с «Голден АДА», самым главным и самым громким экономическим преступлением приснопамятных 90-х годов.
Оценка вывезенных в 90-е годы ценностей была сделана фактически по цене лома и веса драгметаллов и необработанных алмазов, прямо как в революционные годы — говорят же, что история ходит кругами. Но есть серьезные отличия истории 90-х от распродаж 20-30-х годов. Если в революционные годы корысть была всё-таки не на первом месте — в стране был холод и голод и стране нужны были деньги на индустриализацию, то распродажу 90-х годов можно назвать деянием, совершенным с особым цинизмом. Цель смычки новой демократической власти с отпетыми мошенниками была исключительно одна — нажиться на очередном сломе общественно-политического строя нашей несчастной страны.
После начала перестройки на европейских аукционах регулярно стали всплывать «свежие» предметы из «московской коллекции» Фаберже, в частности золотое миниатюрное кресло в стиле Людовика XV, а также нефритовые набалдашники для тростей, серебряные папиросницы и чернильницы, статуэтки зверей и многое другое. Распродажи и перепродажи продолжаются по сей день, люди всё так же делают деньги на имени Фаберже.
2
Золотое миниатюрное кресло в стиле Людовика XV из московской коллекции Фаберже, которое совершило кругосветное путешествие
Это кресло из московской коллекции купил на Сотбис журнал «Форбс». Позже всю коллекцию Форбс, включая это кресло, купил Вексельберг и организовал на её основе музей Фаберже в Санкт-Петербурге. О музее Вексельберга в 3-ей части трилогии о Фаберже.
Московские адреса Фаберже
А теперь пройдемся по московским адресам, связанным с именем Фаберже. К ним надо отнести, помимо бывшего офиса на Кузнецком мосту, также доходный дом на Пречистенке, 13, где в квартире, расположенной на последнем этаже, жил сын Карла Фаберже — Александр; особняк на Солянке, дом 13, который принадлежал содиректору московского отделения компании Фаберже Владимиру Аверкиеву; производственные корпуса фабрики Фаберже в Большом Кисельном переулке, 6. И с каждым этим адресом связаны интригующие истории, которые до настоящего времени будоражат воображения любителей приключений и кладоискателей. Практически все драгоценности, принадлежащие компании Фаберже и принятые ею на хранение от своих клиентов, остались после революции в России. Карл Фаберже до последнего тянул с закрытием фирмы, при всей своей предпринимательской сметке, он никак не мог допустить, что новые порядки пришли надолго. Он принял решение уехать из России только после известия о расстреле царской семьи. В итоге большая часть ценностей компании досталась новой революционной власти. Часть ювелирных изделий была спрятана членами семьи Фаберже и сотрудниками их компании — существовал даже зашифрованный Евгением Фаберже список кладов, но большинство этих кладов ещё в революционные годы отыскали чекисты. Впрочем, кое-что сохранилось до наших дней. Достоверно известны сведения о найденном в 1990 году кладе в особняке на Солянке, 13. В сети также есть информация о кладе, обнаруженном в 1980-х годах в квартире Александра Фаберже на Пречистинке, 13. Но при социализме информацию о подобных событиях предпочитали не распространять и, возможно, про клад на Пречистенке придумали журналисты.
1
1
Доходный дома на Пречистенке, 13, где на последнем этаже жил сын Карла Фаберже — Александр
С 1912 года в этом роскошном доходном доме Якова Рекка в квартире, расположенной на последнем этаже, жил третий сын Карла Фаберже — Александр. В сети есть версия, что в этой квартире жил не сын Карла Фаберже, а родственник семьи, которого также звали Александр Фаберже и который работал в московском отделении юрисконсультом. Но лично нам после подробного знакомства с московской историей компании версия с проживанием на Пречистенке именно сына Карла Фаберже, представляется более достоверной. Из окон огромной квартиры Фаберже открывался великолепный вид на Кремль, переулки Арбата и Новодевичий монастырь. Этот дом и квартира имеют интересную историю и связана она, в том числе, с Булгаковскими местами в Москве. Именно в этой 2-х ярусной квартире находилась (и, говорят, находится в настоящее время) огромная цепная люстра длиной 7,5 метров, на которой качался Кот-Бегемот в романе «Мастер и Маргарита». В этой квартире после революционного уплотнения «буржуйских» квартир жили художники, входившие в объединение «Бубновый валет». Некоторых из художников знал Булгаков и он, очевидно, посещал в это время квартиру Фаберже. Есть также история, что в 80-е годы рабочие, делавшие ремонт этого известного московского дома, якобы, нашли клад, спрятанный в бывшей квартире Александра Фаберже. Но данных об этой находке крайне мало и, может быть, она придумана для красного словца.
Фото Александра — управляющего московским отделением компании
Портрет Александра кисти современного питерского художника А. И. Перевышко, который создал целую галерею портретов членов семьи Фаберже
Поскольку имя Александра Фаберже — третьего сына Карла Фаберже, связано с Москвой, то приведем краткую справку по его жизни (1887–1952). По образованию он художник-ювелир и живописец. Принял отчество Петрович по второму имени отца, чтобы его в аббревиатуре не путали с братом Агафоном. Окончил школу Петришуле в Петербурге, как и все его братья. Учился в Женеве и Париже. Закончил Строгановское училище. Был руководителем и художником Московского отделения фирмы Фаберже. Писал пейзажи, участвовал в художественных выставках, как дореволюционных, так и советских. В 1918–19 годах работал экспертом Наркомпроса по искусству Востока и был одним из основателей Музея восточного искусства в Москве. В 1920 году подвергся аресту по надуманному обвинению в участии в антибольшевистском офицерском заговоре. Далее была загадочная история с освобождением из тюрьмы за выкуп. Больше искушать судьбу не стал, в апреле 1920 года нелегально перешел финскую границу. Жил в Париже, организовал с братом Евгением компанию «Фаберже и К», но новая фирма едва сводила концы с концами, повторить коммерческий успех бывшей семейной фирмы не удалось. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.
Фото Особняк на улице Солянка, 13, в котором в 1990 году обнаружили клад с драгоценными изделиями Фаберже.
История с обнаруженным в этом доме во время ремонта кладом, запрятанным в перекрытиях между этажами, гремела в 1990 году на всю Москву. В тайнике в двух жестяных коробочках нашли двадцать золотых украшений с бриллиантами (броши, серьги, ожерелье) — все с клеймами Фаберже. Их оценили в 360 тысяч рублей, «Волга» тогда стоила 10 тысяч. Семь самых ценных предметов из клада забрал себе Гохран, тринадцать предметов передали в Оружейную палату, в настоящее время они находятся в запасниках музея. На лекции в Оружейной палате нам показали редкие фотографии этих драгоценностей. Как утверждают сотрудники Оружейной палаты, это действительно дорогие ювелирные изделия музейной ценности. Позже историки выяснили, что дом на Солянке принадлежал члену правления московского отделения компании Фаберже Владимиру Аверкиеву. Судьба его была незавидной, он сгинул в подвалах Лубянки.
Фотография части изделий клада Фаберже, обнаруженного в особняке на ул. Солянка, д.13. Эти бесценные изделия сегодня нигде не демонстрируются и находятся в запасниках Оружейной палаты.
Большой Кисельный переулок в месте пересечения с Рождественкой
В 1893–1894 годах в Большом Кисельном переулке на углу с Рождественкой в бывших помещениях завода знаменитого российского промышленника, изобретателя радиатора отопления Франца Сан-Галли (основной его бизнес был в Санкт-Петербурге) открылись производственные помещения московского отделения компании Фаберже. В 70-х годах 20-го века корпуса фабрики Фаберже были снесены, а на их месте построено современное административное здание, резко отличающееся по архитектуре от окружающих строений. Ныне здание принадлежит Службе специальной связи и информации и нельзя ни подойти к нему, ни сфотографировать. Не исключено, что часть уникальных изделий, драгоценных металлов и камней Фаберже навсегда остались в тайниках подвалов мастерских в Большом Кисельном переулке или же в подвалах фирменного магазина на Кузнецком мосту.
Московские музеи Фаберже
Если говорить об адресах Москвы, связанных с брендом Фаберже, то нельзя не упомянуть два московских музея, в каждом из которых ныне хранится некоторое количество изделий от Фаберже: Оружейную палату в Кремле и Минералогический музей им. А. А. Ферсмана в Нескучном саду. В Оружейной палате находится порядка 60 предметов, включая 10 императорских яиц, в музее Ферсмана — около 20 официально атрибутированых предметов Фаберже. Конечно, это капля в море из более, чем 240 000 предметов, изготовленных за 30 лет знаменитой ювелирной компанией, но хоть что-то. За сто лет наследие Фаберже разошлось по всему миру, после революции его активно распродавали, поскольку при новой власти считалось, что произведения Фаберже не имеют музейной ценности — западные коллекционеры соответственно не зевали. В новейшие времена интерес к творчеству Фаберже значительно возрос, но уже поздно, приходится довольствоваться тем, что осталось. В ходе знакомства с московскими историями Фаберже мы посетили музей Ферсмана и Оружейную палату, предварительно прослушав в Оружейной палате неплохую лекцию, посвященную знаменитой ювелирной фирме.
Пытались также посетить частный музей скандально известного российского коллекционера Александра Иванова под громким названием «Русский Национальный музей», но это заведение оказалось фантомом, виртуально в виде сайта существует и даже нашли табличку с наименованием музея на доме на Пушечной улице, 2, расположенном недалеко от здания бывшего офиса Фаберже на Кузнецком мосту, но реальной экспозиции нет. По указанному на сайте музея телефону дозвониться удалось, но нам сообщили, что экспонаты музея можно увидеть только на передвижных выставках.
1
Пушечная улица в Москве, оригинальным образом украшенная пушечными ядрами
Фото вывески на доме на Пушечной улицы, 2, где вроде как квартирует «Русский национальный музей», но на самом деле его здесь нет.
Коллекция изделий Фаберже в Оружейной палате
Попасть в Оружейную палату непросто, кругом очереди, заслоны, шлагбаумы и охранники. Как выяснили, самый простой путь самостоятельно посетить Оружейную палату — это купить на официальном сайте музеев Кремля он-лайн билет (там же есть билеты на посещение Соборной площади и других кремлевских музеев), который потом опять же надо будет поменять на бумажный в кассах 6, 7, 8 в павильоне по обслуживанию туристов, расположенном в Александровском саду. Но, по крайней мере, не надо стоять в огромной живой очереди в другие кассы, кассы 6, 7, 8 только обменивают он-лайн билеты, но не продают. Вход на территорию Кремля в Оружейную палату и Алмазный фонд организован через Боровицкие ворота. Через этот вход проще попасть и на Соборную площадь. Основная масса туристов входит на территорию Кремля через Троицкие ворота и там на входе из-за проверок сумок, как правило, скапливается большая очередь.
Вид на здание Оружейной палаты и Алмазного фонда с территории Кремля.
Билет в Оружейную палату не дает права прохода на территорию Московского Кремля. Чтобы попасть на Соборную площадь надо купить отдельный билет и это можно сделать в кассе, расположенной в самой Оружейной палате. Как правило, здесь очередей не бывает.
2
Соборная площадь Московского Кремля
Фотографировать в Оружейной палате категорически запрещено, народ даже не пытается этого делать, видимо, из-за осознания, что Кремль — это резиденция президента России. Так что фотографии коллекции Фаберже в Оружейной палате доступны только на официальном сайте палаты.
1
Общий вид витрины зала 2-го этажа Оружейной палаты, где хранится коллекция изделий фирмы Фаберже. Фото с сайта Оружейной палаты.
В Оружейной палате Московского Кремля имеется вторая по значимости после питерского музея Фаберже коллекция изделий знаменитой российской ювелирной компании, среди которых есть и десять императорских яиц Фаберже. Это самое большое количество яиц Фаберже в музеях России. Самое старое яйцо Фаберже, хранящееся в оружейной палате, относится к 1891 году и носит название «Память Азова». Внутри нефритового яйца находится модель фрегата «Память Азова», на котором царственные особы совершили плавание на Дальний Восток в 1890–1891 годах.
Фото императорского яйца «Память Азова». Фото с сайта Оружейной палаты.
Одно из самых интересных яиц в коллекции оружейной палаты — яйцо, внутри которого имеется необычный сюрприз — действующая модель поезда. Называется это яйцо «Транссибирская магистраль». Оно было изготовлено по случаю завершения строительства Транссиба и включала в качестве сюрприза раскладной царский поезд в составе платинового паровоза и пяти золотых вагонов, из которых последний — походная церковь на колесах. Паровоз заводился золотым ключиком и тащил состав несколько метров, сверкая алмазными фарами и рубиновым фонарем. А в микроскоп можно было прочесть надписи на вагонах — ну чем не творение лесковского Левши?
Фото Яйцо Фаберже «Транссибирская магистраль» из коллекции Оружейной палаты
В музее имеются и такие интереснейшие ювелирные работы как яйцо-часы в виде букета лилий, созданный для императрицы Александры Федоровны в 1899 году, ажурное яйцо «Клевер», выполненное в стиле модерн, самое большое из яиц — «Кремль», а также «Александровский дворец», «Конный памятник Александру III», «Яхта «Штандарт». Фантазия мастеров Фаберже поражает, мало того, что идею произведения надо придумать, надо ещё изготовить его на таком уровне, чтобы оно навсегда осталось в веках как истинный шедевр ювелирного искусства.
Особый интерес вызывает яйцо, изготовленное к 300-летию дома Романовых. На внешней поверхности яйца тремя рядами размещены 18 портретов представителей императорского дома Романовых: от Михаила Федоровича, который вступил на престол в Смутное время, до Николая II. Миниатюры выполнены акварелью по кости мастером Василием Зуевым. Внутри яйца находится вращающийся глобус из вороненой стали с очертаниями Российской империи на момент воцарения династии Романовых (1613 г.) и в год 300-летия императорского дома (1913 г.) — наглядное пособие по дореволюционному российскому государственному строительству.
1
Фото Яйцо Фаберже «300-летие дома Романовых» из коллекции Оружейной палаты
Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана
1
Здание Минералогического музея в Нескучном саду — бывшие конюшни усадьбы графа Орлова
Музей Ферсмана посетили по причине находящихся там изделий Фаберже, но он сам по себе произвел сильное впечатление и поэтому посвятили ему отдельный фотоальбом. История музея насчитывает более 300 лет и отсчитывается она с 1716 года, когда по приказу Петра I он был основан как один из кабинетов Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Сегодня минералогический музей Ферсмана один из наиболее известных в мире и крупнейших в России и обладает богатейшим собранием минералов и драгоценных камней. Кратко на тему, как изделия компании Фаберже попали в музей. История эта связана с другим сыном Карла Фаберже — Агафоном. Агафон Фаберже в отличие от других своих братьев эмигрировал не сразу. По какой причине он не уехал из Советской России вместе с остальными членами семьи, сложно сказать, может быть, на это решение повлияла некая авантюрность его характера, может быть, он пытался спасти хоть какие-то накопления семьи, как известно, без денег Европе никто и никогда не был нужен. За время жизни в Советской России его три раза арестовывали, не один раз с пристрастием допрашивали, водили на расстрел, заставили работать на ОГПУ, после всех этих испытаний он превратился из цветущего красивого молодого мужчины в седого сгорбившегося старика.
Фото Агафона Фаберже в молодости
Портрет Агафона кисти художника А. И. Перевышко
Фото Агафона Фаберже в год, когда он покинул Советскую Россию
В Советской России судьба свела его с директором Минералогического музея, базировавшегося до 1934 года в Санкт-Петербурге, академиком А. Е. Ферсманом. Агафон был одним из лучших российских геммологов того времени и большевики привлекали его для оценки реквизированных драгоценных камней. Вместе с Ферсманом они работали над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Ферсман помог Агафону с работой после его очередного освобождения из тюрьмы, пригласив его на должность эксперта в Комиссию по изучению производительных сил России (КЕПС) при Академии наук. Совместная работа и, вероятно, дружба и явились причиной того, что в 1925-м году Агафон подарил Минералогическому музею несколько изделий фирмы Фаберже, включая коллекцию ограненных камней и вазу из горного хрусталя в золотой оправе. Среди подарков Агафона были две сферы из синего стекла и подставка в виде непрозрачных облаков из горного хрусталя, которые оказались частями неоконченного императорского пасхального яйца 1917 года под названием «Созвездие Цесаревича». По крайней мере, так считают большинство экспертов по Фаберже. Против такой версии категорично выступает российский коллекционер Александр Иванов, он называет изделие в музее Ферсмана всего лишь настольной лампой, сделанной в стиле последнего императорского яйца, и утверждает, что настоящее яйцо «Созвездие Цесаревича» находится именно в его коллекции. В ответ сотрудники музея Ферсмана и Оружейной палаты называют яйцо Иванова просто искусной подделкой. Примирения в этой истории не предвидится, у каждой стороны есть свои аргументы. Карл Фаберже и через 100 лет продолжает хранить свои тайны.
1
Фотографии хрустального незаконченного яйца «Созвездие Цесаревича» из коллекции Минералогического музея Ферсмана, тайна которого не раскрыта по настоящее время.
Яйцо Александра Иванова — конкурент хрустальному пасхальному яйцу в Минералогическом музее
Витрина в Минералогическом музее с коллекцией ограненных камней и прочих предметов, которые Агафон подарил музею Ферсмана
Витрина в Минералогическом музее с коллекцией камнерезных изделий компании Фаберже
1
Хрустальная ваза с золотой отделкой, которую Агафон подарил Минералогическому музею
До недавнего времени мы были плохо знакомы с миром Фаберже, это было связано прежде всего с тем, что имя Фаберже в советское время было фактически под запретом как элемент царского наследия и потому забытым, а инерцию мышления, как известно, быстро преодолеть сложно. Время, потраченное на прогулки по московским местам, связанным с историей знаменитой ювелирной династией вознаградилось нам с лихвой. Мы узнали много нового из культурной жизни столицы, истории нашей страны и подробно познакомились с российским брендом, составившим нашу национальную гордость.
В чём феномен Фаберже?
Фаберже создал свой собственный неповторимый стиль, составляющие которого можно кратко охарактеризовать как качество, новаторство, актуальность, работа в разных жанрах и смешение стилей — всё то, что определяет успех любого предпринимательского дела. Фаберже часто обвиняли и обвиняют в эклектике, но делают это несведущие люди. Фаберже сумел, опираясь на формы, мотивы, искусства разных стран, разных эпох, создать свое направление в декоративно-прикладном искусстве. Заслуга Фаберже также в том, что он понимал, что стиль не создаётся одним человеком, стиль создаётся генерацией художников, проникнутых русским творческим духом и современной культурой.
Качество и виртуозность исполнения изделий Фаберже таково, что и для современных ювелиров, которые обладают множеством самых современных технологий, они остаются пределом мечтаний.
Многие предметы от Фаберже иконографически связаны с русской историей (признаемся, термин «иконографически» позаимствовали из сети, но точнее не скажешь).
Компанию Фаберже можно назвать первой русской ювелирной компанией, которая начала работать в столь полюбившемся нам стиле модерн и всё модернисткое шло именно из Москвы и было связано с ней. А цветочная серия Фаберже это чистейший образчик Арнуво в стиле лозунга художника Галле, считающегося иконой этого стиля.
А ещё нам понравилось, что Фаберже не делил своих клиентов на королей и простолюдинов. Он делал действительно королевские ювелирные украшения, которые и в настоящее время можно видеть на европейских королевских особах, но в то же время он создал индустрию изделий абже-де фантази (в России их называли по простому — абжидары), т. е. художественных нефункциональных предметов, недорогих в том числе. И пасхальные яйца были на вершине этого жанра. Яйцо, символ возрождения Христа, искупление грехов человеческих, было наиболее понятным русскому человеку пасхальным подароком в те далекие дореволюционные времена. Это была целая традиция, когда девочкам с самого рождения каждый год дарили по маленькому недорогому пасхальному яйцу-брелочку, и в течение жизни у них складывались целые колье. И колье эти были овеществлённой семейной памятью. Поэтому, когда бежали из России после революции, то увозили, прежде всего, эти маленькие и недорогие пасхальные яйца-брелки. Семейные традиции вещь очень важная для любой державы и очень жаль, что эти традиции прервались почти на век.