Уроки испанского
Танго над морем, травы сухие/ Даже задворки слишком красивы/Солнечный танец Пако Лусия/ Андалусия, Андалусия
Сладкое солнце в жёлтой корзине/ Рыжие камни, ножки босые/ Губы как пламя, волосы сини/ Донья Фламенко — Андалусия
Дигамэ пор фавор дондэ эста ла_парада дэл аутобус, — бубнил я, пытаясь выучить некоторые фразы из русско-испанского разговорника.
Учи-учи, — подбадривала меня Соня, моя дочь, по профессии учитель испанского, — пригодится, в Андалусии традиционно плохо знают английский язык.
Несколько лет назад я прилетал к ней в Барселону, где дочь проходила годичную стажировку после окончания российского лингвистического университета. Тогда мы с недельку гуляли по столице Каталонии, катались по соседним чудным городкам, на выходные ездили в Париж. Хорошо путешествовать, когда с тобой рядом личный переводчик.
В этот же раз мне предстояло путешествие в полном одиночестве. В конце марта, по распродаже, я купил билеты Москва-Малага-Москва, с разницей между рейсом туда и рейсом обратно ровно в две недели. Распродажа длилась всего три дня, решение надо было принимать быстро. В общем, компаньонов по поездке я не нашёл.
Впрочем, одиночное плавание меня особо не смущало. Во-первых, опыт подобный имелся. Да вот хотя бы на Мальту и Сицилию в прошлом декабре.
Но самое главное, ориентируясь исключительно на себя, я мог позволить может не очень комфортный, но достаточно эффективный метод покорения новых территорий, который более похож на армейский марш-бросок, чем на туристическую поездку. Это когда ты, легко экипированный, стремительно перемещаешься, постоянно меняя места дислокаций.
Тут важно всё. Обязательно минимальное количество вещей с собой. Помните, как там у Маршака: «дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». Так вот, помимо фотосумки, вес-брутто моего рюкзака тянул всего лишь на пять с половиной килограмм, из которых не менее полкило весили два путеводителя и тот самый русско-испанский разговорник. Ничего удивительного, везде было уже почти лето, тёплых вещей брать с собой не было никакой нужды. А сколько там весят несколько сменных футболок, да запасные лёгкие штаны.
Налегке переезжать гораздо приятней. Кстати о переездах. Запланированы были достаточно активные перемещения, причём исключительно на общественном транспорте: рейсовых междугородних автобусах и поездах. Был в планах и один внутренний перелёт.
Тут, наверное, по традиции нашего сайта, надо делиться секретами: где билеты брал, да по какой цене. Да какие там секреты. Сейчас, в нашем информационном мире, так легко стало планировать самостоятельные поездки, что каждый теперь сам себе режиссер, как впрочем, и кузнец своего счастья.
Можно, например, для приобретения билетов на автобусы и поезда по Испании воспользоваться сайтом www.omio.ru. А ещё лучше сделать так, как это сделал я: скачать бесплатное приложение Omio на свой смартфон и через него выбирать варианты, а подходящие тут же и покупать. Почему это лучше? Так смартфон всегда рядом, лежит себе чудо технической мысли в кармане брюк, а вместе с ним и данные по поездке, в том числе и электронные билеты.
Иногда, целесообразно покупать билеты напрямую на сайте перевозчика. Например, билеты на поезда по Португалии я покупал на сайте железных дорог этой страны www.cp.pt, предварительно там зарегистрировавшись. За месяц до поездки были очень приятные предложения по тарифу promo, а именно по цене в два раза ниже номинала. Таким льготным тарифом, покупая проездной в билетной кассе непосредственно перед отправлением, воспользоваться, получится едва ли, да и в очередях стоять не надо.
Решив проблему с проездом, надо было думать и о ночлеге. В этой поездке я ни разу не изменил своему любимому airbnb — сервису по краткосрочной аренде частного жилья по всему миру. Вот уж незаменимый инструмент самостоятельного конструирования путешествия.
Самое интересное, что идея этого бизнеса появилась совершенно случайно и совсем недавно — в 2008 году. Тогда трем парням из Сан-Франциско не хватало денег, чтобы оплачивать сообща арендуемую ими квартиру, и они решили сдать одну из комнат, оснастив её тремя надувными матрацами (отсюда пошло air bed) и предложив завтрак. Сегодня сервис «air bed and breakfast» стоит около 13 млрд. долларов США и представлен в 192 странах мира. Согласитесь, невероятно успешный startup.
Когда я путешествовал с семьёй или с друзьями, я всегда арендовал отдельную квартиру, с кухней, ванной комнатой, с одной или даже несколькими жилыми комнатами. В этот раз я был один. Надо было экономить, но не так, чтобы уж очень сильно.
Короче говоря, самым подходящим для меня вариантом бронирования, оказалась опция отдельной жилой комнаты в квартире или доме, иногда с собственной ванной комнатой, иногда используемой совместно. Наличие отдельного личного пространства для сна и отдыха для меня было обязательным условием, отдельная ванная желательная позиция, но не всегда получалось такой вариант найти.
В любом случае, всеми выбранными объектами размещения я в итоге оказался доволен, дал хозяевам положительные отзывы и платил за жильё очень приемлемую цену. Больше 30 евро за ночь никогда не получалось, а чаще и того меньше. Кстати, тоже очень удобно пользоваться приложением airbnb на смартфоне. Ведь периодически надо вести с хозяевами какие-то переговоры: как попасть в квартиру, где будет лежать ключ …
Общаться через приложение на смартфоне очень удобно. Причём, писать можно на русском языке, даже не заморачиваясь на английский, сервис хоть и корявенько, но переведёт с любого языка и на любой.
Но вот, собственно говоря, и все секреты, которые особыми секретами и не являются. Купив заранее все билеты по маршруту, и забронировав всё жильё для ночлега, мне только и оставалось, что продолжать заучивать испанские фразы. Ведь, Соня оказалась абсолютно права, в Андалусии практически не говорят на английском.
Буэнос диас! Э льегадо дэ Русья!
О маршруте. По Андалусии и Гибралтару
Ветер Алжира, фрески Тассили/ Мавры Магриба, древние силы/ Мало Европы в венах Севильи/ В центре Вселенной — Андалусия
Соты под кровлей, скрипки Россини/ Мальчик с гитарой на Альбайсине/ В чём-то так схожи ты — и Россия/ Андалусия, Андалусия
Раз я затеял писать обзорный рассказ о путешествии, то пришло время поделиться маршрутом, который я самостоятельно спланировал и успешно реализовал. Не буду настаивать на идеальном соотношении набора посещённых мест и времени на каждое из них отведённое.
Маршрут можно было проложить так, а может и совсем иначе. Но каждый день я был в движении, и видел то, что никогда до этого не видел. На подкорку моего головного мозга в результате записано столько информации и зрительных образов, что потребуется немало времени, чтобы разложить все эти терабайты по чётко структурированным папкам.
Напоминаю вводные. Прилёт в Малагу, оттуда же и вылет, в распоряжении ровно 14 дней. Двигаться я решил последовательно — наступательно, то есть всё время вперёд, никогда не возвращаясь назад, но в итоге вернувшись туда, откуда выехал. Мудрёно? Сейчас будем разбираться.
Первый день логично было бы провести именно в Малаге, раз уж я оказался в этом приморском городе. Обещанного отзывами бывалых разочарования от Малаги не случилось. Может где-то и есть там серая малопривлекательная промышленная зона, но я этого ничего не видел.
Но, напротив, видел совершенно очаровательный исторический центр, в самом сердце которого, практически бок о бок, с музеем Кармен Тиссен располагалась моя миниатюрная квартирка.
В итоге, 19,8 пройденных за день километров, и как приложение к ним: неоконченное готическое величие Кафедрального собора с ароматным апельсиновым патио при входе, заброшенное высоко на холм суровое свидетельство исламского прошлого Малаги оборонительные валы Кастильо — де -Гибральфаро, ещё одно наследие мавров, дворец-крепость Алькасаба с Римским амфитеатром, что совсем из другой эпохи, безумная расчленёнка, увиденная в музее Пикассо и многое другое, достойное отдельного рассказа.
Второй день, единственное за поездку исключение из правил. Так ведь на то эти правила и придумываются, чтобы их нарушать. Я имею в виду, что в этот день я совершил радиальную вылазку из Малаги, по принципу туда-обратно, в как бы независимое государство Гибралтар, осколок британской колониальной системы.
Я очень хотел попасть в Гибралтар, чтобы получить хороший повод разобраться, как это стратегически важное место осталось под британским контролем и что по этому поводу думают испанцы.
Мечта о Гибралтаре оказалась очень даже реальной. Ещё дома, через разрекламированное выше приложение, я купил билеты на автобус до испанского местечка Ла Линеа, что в 400 метрах от гибралтарской границы. Причём время в пути оказалось намного меньше ожидаемого — всего лишь 2 часа 15 минут в одну сторону, дорога весьма живописной, вдоль морского побережья, через Марбелью и Эстепону, а автобус максимально комфортабельным.
Семи часов на Гибралтар оказалось более чем достаточно, чтобы пройти это государство пешком, как в одну, так и в обратную сторону, а также забраться на фуникулёре на вершину знаменитой скалы.
В итоге, к концу дня опять набежала двадцатка, а о том, что видел, расскажу обязательно. Обещаю.
На третий день я уехал в Гранаду. С этого момента я придерживался следующей тактики. Первую половину дня тратил на переезд, к обеду добирался до очередного места проживания, бросал свой, хоть и лёгкий, но явно лишний рюкзак и отправлялся на покорение города.
В моём распоряжении был остаток первого дня, и полный, так сказать, от рассвета до заката, последующий день. Полтора дня и две ночи на каждый андалусийский город! Нормальный темп, скажу я вам, не только, чтобы увидеть основные must see, но и отчасти проникнуться атмосферой города.
Что касается Гранады, то сразу скажу, что внутрь Альгамбры я не попал.
Первое, что я сделал, после покупки авиабилетов, так это пытался приобрести входные билеты в Альгамбру. Но, более чем за месяц, все майские дни были окрашены в красный цвет, входных билетов не было в принципе. Что поделаешь, высокий сезон.
Я мог бы и расстроиться, если бы из окна домика на Альбайсине, предоставившем мне кров, Альгамбра не была бы видна как на ладони.
Вы когда-нибудь жили в доме с видом на Альгамбру? А я вот жил, целых полтора дня и две ночи. Не завидуйте, я сам себе завидую.
Сразу по приезду, я пришел к входу в Альгамбру, чтобы на месте попытаться купить входной билет. Увы, всё тщетно. Вот уж раскрутили достопримечательность на весь мир, просто дикая популярность. И во всём виноват Вашингтон Иргвинг, чьи сказки про Альгамбру я с удовольствием прочитал перед поездкой. Не Вашингтон Ирвинг, а промоутер уровня Бог.
Ну что же, теперь мне к счастью, не надо будет пересказывать набившие всем оскомину исторические справки о последнем оплоте мавров на Пиренеях. Но это совсем не значит, что про Гранаду я ничего не напишу. Я расскажу про запутанный лабиринт улиц Альбайсина, который я очевидно распутал, ибо не оставил на этом холме ни одного укромного для меня уголка.
А ещё расскажу, про соседний цыганский холм Сакрамонте — ту самую родину фламенко. Я забрался так далеко, что видел реальных цыган, живущих в реальной пещере. А потом видел их же танцующих фламенко на Новой площади, на потеху зевакам и демонстрацию хиппи в защиту цыганских пещер.
Пустым на впечатления, я из Гранады точно не уехал. Поверьте мне на слово.
Следующим был город Кордоба. В Кордобе я увидел всё, что обычно там смотрят, причём абсолютно бесплатно. Все уже, наверное, знают эту фишку, что с 8–30 утра в течение часа в Мескиту пускают без оплаты входного билета. Но тут не самое главное сэкономить 8 евро за вход, хотя, это стоимость menu del dia — что-то типа комплексного обеда, в приличном кафе, но, конечно, не в самом центре Кордобы.
Самое интересное, что в этот час не разрешается вход организованным туристическим группам в сопровождении гидов. Пускают только самостоятельных туристов, пришедших индивидуально или небольшими группами. Чем обосновано такое решение, которое мне не встречалось более нигде, не знаю. Но лицезреть великолепие огромной мусульманской мечети с католическим храмом в самом её центре, когда людей относительно немного, куда как приятней, чем когда там неисчислимые толпы.
Но самое яркое впечатление, которое я привёз из Кордобы, это, возможно, старый еврейский квартал Худерия. Магию узеньких улочек, белёных домиков и кованных железных дверей подкрепляло произведение Дины Рубиной «Воскресная месса в Толедо», прочитанная накануне поездки.
Вот вроде совершенно далёк я от этой темы, а чем-то зацепил проникновенный текст Рубиной. Её скорбь о пиренейских евреях, одни из которых, как далёкие предки Рубиной, бежали от инквизиции королевской четы Изабеллы и Фердинанда, другие остались, насильно приняв христианство и получив прозвище, «марраны» (свиньи), сами называя себя «анусим» (изнасилованные) вызвало с моей стороны живой интерес. Вот и тема для рассказа из Кордобы нарисовалась.
Севилья. На столицу Андалусии ушло почти два полных дня (ибо я появился на железнодорожном вокзале в Севилье в 10 утра) и две ночи. Наверное, это мало для этого города. Вроде бы и увидел я всё основное, что рекомендуют увидеть в Севилье, причём спокойно, без спешки, пройдя свою стандартную двадцатку в день.
Почти сорок километров пешком по городу, по сорокоградусной жаре — у Севильи нет оснований на меня обижаться. Я уделил ей внимание по максимуму. Но всё же, уехал я из Севильи с чувством «лёгкого голода». Сколько же времени нужно, чтобы насытиться Севильей сполна? Ещё один лишний день? Неделю? Год? Ладно, напишу рассказ про свою Севилью, может, и получу ответ на этот вопрос.
О маршруте. По Португалии
Португалия, Португалия/Далека и невелика / Но из песен фадо понимаю я/Как прекрасна твоя сторона
Португалия, Португалия/ Над тобою кипит океан/И ты даришь ему Португалия/Покорителей дальних стран
Планируя маршрут, после Севильи я завис надолго. До этого все выбранные к посещению города были более чем оправданы. Но что делать дальше? Разум подсказывал, что надо остаться в Андалусии, и продолжить в неспешном темпе кататься по её живописной земле. Кадис, Ронда, Херес-де-ла-Фронтера…
Да мало ли андалусийских местечек достойных моего внимания. Но, меня тянуло на запад. Я понимал, что оставшихся шести дней слишком мало на Португалию. Что эта страна достойна отдельной поездки и большего количества дней. Однако Фару была от Севильи так близко, всего лишь 2, 5 часа на автобусе. И будет ли когда-нибудь та, другая поездка?
Решение было принято: посмотрю на Португалию хотя бы одним глазком.
Но, с другой стороны, в этом решении был свой резон. Комбинировать соседние страны всегда интересно, и я это практиковал уже не раз, и даже рассуждал на эту тему, когда обосновывал выбор Венгрии и Словакии позапрошлым летом. А объединить посещение Испании и Португалии, отгороженной от остальной Европы Пиренеями, с их особой, очень схожей историей было очень даже оправдано.
Да, конечно, многое в Португалии я не успею посмотреть. Ну что же, значит, будет повод появиться там снова, может быть в комбинации с другими испанскими областями. А почему бы и нет.
В Фару, в самом южном португальском городке, я провёл вторую половину дня и ночь, уехав на следующий день в Лиссабон на электричке. В этом случае, я могу быть абсолютно спокоен. Фару я отдал должное по полной программе.
Половины дня вполне хватило, чтобы многократно обойти весь старый город, тем более что я разместился прямо в самом его центре, но также совершить на пароме прогулку на отдалённый пустынный остров с маяком.
Я так понимаю, что тот остров, был самой крайней точкой Португалии с юга, и от этого захватывало дух.
От Фару до Лиссабона на электричке 3, 5 часа. Столица Португалии после андалусийского пекла неожиданно встретила питерской прохладой. Может это покажется странным, но реально Лиссабон, приветствовавший меня низкими свинцовыми тучами, напоминал мне нашу северную столицу, а площадь Коммерции на берегу реки Тежу, Дворцовую площадь Санкт-Петербурга.
Позже я понял, что подобное сходство несколько натянуто, но первое ощущение было именно такое.
На Лиссабон я отвёл вторую половину дня приезда, полный следующий день и ещё один день после, отправившись в Порту на скоростном поезде в 17–00. Хватило ли времени? Думаю, да.
Я осмотрел все заслуживающие внимание районы города, и те, что соединены знаменитым трамвайным маршрутом № 28, который я, от начальной до конечной точки, преодолел сначала, собственно, на трамвае, а потом в обратном порядке пешком, но и не только.
Не менее полдня я провел в отдалённом районе Белен, побывав, в том числе и в знаменитом монастыре Жеронимуш, увидел районы Байша, Авенида, Байру — Алту, а также набережную рядом с вокзалом Ориенто.
Кстати, в Жеронимуш меня, как прочем и всех остальных, пустили совершенно бесплатно, ибо на тот воскресный день выпал Всемирный день музеев.
Этот дополнительный бонус сделал эту мою поездку ещё менее затратной, хотя она и без того получилась до неприличия бюджетной. Времени на Лиссабон хватило однозначно, но вот окрестности столицы, в том числе, знаменитую Синтру, мне увидеть, конечно, не удалось.
Я было решился провести все оставшиеся пять дней в Лиссабоне, и улететь в Малагу со столичного аэропорта, но рейсов, соединяющих эти города, было очень мало, а время вылета не устраивало совсем. А вот из Порту нашёлся идеально подходящий рейс в Малагу, что и определило мой дальнейший выбор.
В Порту я провёл один целый день. Не знаю, может потому что это был последний день моего пиренейского вояжа, может по каким-то иным причинам, но день в этом португальском городе стал самым ярким днём за всю поездку.
Порту понравился невероятно. Через его аэропорт встречается много стыковочных рейсов, и я надеюсь побывать в этом городе вновь, чтобы увидеть и его, и то, что не успел увидеть в Португалии в целом.
Вот такой мой обзорный отчёт, но не прощаюсь. В ближайшие месяца два-три серьёзных поездок не предвидится. Будет время всё вспомнить и в меру своих сил об этом рассказать.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия