Наконец-то я чуть освободилась и снова принялась разбирать фотографии из моей недавней поездки по Украине.
На очереди столица — КИЕВ. Тот самый Киев, что был столицей древней Руси.
Киев большой и разноплановый город с древней и интересной историей, все сразу не охватишь и свой первый рассказ я решила посвятить древнерусским памятникам архитектуры, сохранившимся до наших дней, несмотря на многочисленные войны, набеги и разрушения.
Первым объектом посещения стала Кирилловская церковь — шестистолпный, крестовокупольный храм, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. Отдельную благодарность хочу выразить Юрию Варежкину, который и показал мне этот храм. Дело в том, что храм строился на окраине города и сегодня, когда Киев уже невероятно разросся, церковь находится в стороне от большинства туристических троп и я сама вряд ли успела бы сюда заглянуть. Еще раз огромное спасибо, в том числе и за организованную экскурсию. Вообще, я всем настоятельно рекомендую заглянуть именно сюда. Здесь очень интересные фрески, да и сама история храма достойна повествования, экскурсию можно купить на месте.
В 1929 году территория монастыря получила статус государственного заповедника. На данный момент Кирилловская церковь часть заповедника-музея «София Киевская».
Адрес: ул. Елены Телиги, 12.
Время работы: с 10:00 до 17:30, в четверг до 16:30, выходной — пятница
Как добраться до Кирилловской церкви: ближайшая ст. метро — Петровка. Дальше ехать на троллейбусе или автобусе в направлении улиц Фрунзе и Елены Телиги
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича.
За все время своего существования храм ни разу не разрушался, а только частично перестраивался, постепенно соединив в себе несколько архитектурных стилей: византийский, старорусский и украинское (мазепинское) барокко.
Более пяти десятилетий Кирилловский храм был привилегированной обителью. Для представителей княжеского рода Ольговичей он играл роль загородной резиденции и усыпальницы. Именно здесь в 1194 году был похоронен герой Слова о полку Игоревом — киевский князь Святослав.
Сейчас стены Кирилловской церкви украшают фрески 12 века, отдельные росписи 17 века и масляные фрески 19 века (в тех местах, где древние фрески вообще не сохранились).
В 1860 году, во время проведения реставрационных работ в Кирилловской церкви, рабочие, снимая старые слои штукатурки, обнаружили изображения, оказавшиеся древними фресками 12 века. Но лишь спустя 14 лет, в 1874 году Комитет Археологического Съезда принял решение о расчистке этих ценных фресок. К превеликому сожалению, рабочие, занимавшиеся расчисткой фресок действовали неумело и небрежно, из-за чего многие изображения были значительно повреждены. Но даже то, что удалось расчистить вызвало большой резонанс среди ценителей старины, и в ответ на ходатайство Общества ревнителей старины с разрешения императора Александра III в. 1880 году реставрационные работы продолжились.
В течение 8 лет стены церкви освобождали от старой штукатурки, открывая росписи и поновляя их свежими масляными красками. Работы велись под руководством профессора А. В. Прахова, при участии преподавателей и учеников Рисовальной школы им. Мурашко, а также Михаила Врубеля.
На стенах сохранилось около 800 кв. метров древних фресок XII века. Они настолько ценны, что в храме даже не зажигают свечи. Хотя здание и стоит на высоком холме, тем не менее находится на полметра ниже, чем современный Киев, — на том уровне, где когда-то стояла Киевская Русь.
Такой большой площади фресок 12 века нет ни в одном из восточнославянских храмов. Подписи к фрескам написаны на славянском языке. Это свидетельствует о том, что расписывали храм русские, а не греческие художники (как например, в Софии Киевской).
Одну из фресок Кирилловской церкви — «Ангел, который свивает небо», считают едва ли не лучшим образцом монументальной живописи всего периода Княжеской эпохи.
В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы, где связующим звеном красов стал яичный желток Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа. Единственная фреска 17 века.
Вообще, храм обладает удивительной атмосферой, оттуда не хочется уходить.
По художественной ценности с фресками 12 века в Кирилловской церкви можно сравнить стенопись, выполненную Михаилом Врубелем. Среди них — знаменитая Богоматерь с младенцем. Говорят, что образ Богородицы списан с жены друга художника — Эмилии Праховой, в которую живописец был тайно влюблен.
Икона во многом уникальна, написана она на цинковом листе, это была первая икона для мраморного алтаря, и Врубель потратил на нее много времени, тк впервые осваивал технику писания по цинковому листу. Все иконы были написаны Врубелем в Венеции в 1885 году.
Если подняться на хоры (туда разрешен доступ), то можно увидеть одну из самых ярких и впечатляющих фресок, которые он выполнил в этом храме — Сошествие святого духа. Врубель написал ее всего за три месяца!
Некоторые персонажи явно напоминают современников Врубеля. Богородица похожа на молодую фельдшерицу Марию Фёдоровну Ершову. Археолог Гошкевич (апостол Марк), священник Орловский (апостол Матфей), профессор Прахов (апостол Иаков, протоирей Софийского собора П.Лебединцев (апостол Иоанн). Молодой апостол, изображённый третьим по левую сторону от Марии, имеет несомненное сходство с самим Врубелем (апостол Лука)
Среди наиболее впечатляющих произведений художника также «Архангел Гавриил», «Космос», «Моисей», «Надгробный плач», «Въезд Христа в Иерусалим».
Сюрприз ждет посетителей храма на выходе, где находятся фрески с изображением ада. Это как напоминание выходящему «Помни, ты выходишь в мир соблазнов».
Выходя из храма человек должен помнить, что мир за стенами его не место для праздного пребывания, а самый настоящий ад для души и дабы не сбиться с духовного пути нужно не забывать об этом.
Слева от выхода ещё одно важнейшее напоминание, о животном (демоническом) начале человека с которым ему приходится соседствовать в этой жизни.
Честно сказать, именно эта церковь произвела на меня наибольшее впечатление, буквально врезалась в память.
Ну, а на следующий день, как только появилось солнышко я помчалась в Киево-Печерскую лавру — один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия. Подробную информацию лавре, молебнах и других событиях можно узнать на сайте https://lavra.ua/
Входной билет с возможностью войти в музеи обошелся мне в 80 гривен, плюс путеводитель 50 гривен.
В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здесь тоже можно купить экскурсию, но индивидуальная была слишком дорогой для меня, а сбор группы нужно было ждать, так что я решила обойтись без экскурсии, правда в какой-то момент я присоединилась к туристической группе белорусов и частично послушала рассказ гида.
Конечно же центральным храмом лавры являлся Успенский собор, который был взорван немецкими оккупантами в 1941 году и восстановлен в 2000 году. Правда сегодня версия уничтожения собора из уст гидов звучит не так однозначно, мол вероятно что и советские могли это сделать. Хотя факт взрыва Успенского собора немцами указывается в материалах Нюрнбергского процесса.
Взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (нем. Eichwede), директора Исследовательского центра Восточной Европы (нем. Forschungsstellе Osteuropa) Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС ФридрихаЕккельна, непосредственно руководившего подрывом храма
В Ближних и Дальних пещерах лавры покоятся мощи православных святых, в лавре есть и захоронения мирян, например, могила Петра Столыпина.
В самих пещерах я не вела съемку, тк там очень темно, да честно сказать наверное это и не то место, где стоит щелкать затвором фотоаппарата. Пещеры — это темные лабиринты с многочисленными мощами, в один момент мне даже стало казаться, что я тут заблудилась. Честно сказать, ходить между останками пусть даже святых мне не сильно понравилось. Кстати сказать узнала интересный факт, здесь покоятся мощи Ильи Муромца, былинного героя, который существовал в реальности. Правда тогда люди были меньше ростом и средний рост оставлял 1 метр 50 см, Илья же был ростом 1 м.77 см, что по тем временам считалось богатырским ростом.
По сути, Киево-Печерская лавра — это настоящий городок в сердце Киева, здесь находится четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев, одна из первых на Руси типографий и т. д. Лавра переводится с греческого как «улица», такого названия удостаивались далеко не все монастыри, и говорило оно об их масштабах и огромной важности
Даже без экскурсии мне понадобилось полдня, чтобы обойти весь комплекс. Тут меня и дождичком помочило, благо есть куда спрятаться, на территории много сувенирных лавок и кафешек. Вообще, честно сказать, тут как-то уже больше коммерческого духа, чем святого. Все-таки огромный поток туристов делает свое дело и возможно именно удаленность от центра спасет Кирилловскую церковь от утери ее неповторимой и притягательной ауры.
Естественно здесь очень красиво и ухоженно, хорошему фотографу есть где развернуться.
Ну, а я выйдя из лавры направила свои стопы в сторону Софийского собора.
Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. Собор Святой Софии создавался как главный храм Киевской метрополии, в нем интронизировали митрополитов, собирали соборы епископов, утверждали церковные законы. Одновременно собор был средоточием политической и культурной жизни Руси — в Софии происходило посажение великих князей на киевский стол, тут принимали иностранных послов, заключали договоры. При соборе велось летописание, была создана библиотека.
Внутри собора макет Киева при Ярославе Мудром, размеры которого по тем временам были грандиозны. Крепостные валы шириной 16–18 м, высотой до 14 м и протяженностью около 3,5 км охватывали территорию 72 га, семикратно превосходящую Киев времен отца Ярослава, князя Владимира.
В юго-западной части этой могучей цитадели находился парадный въезд — Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства (Киевской Руси) времён княжения Ярослава Мудрого. (их и сегодня можно увидеть в центре Киева).
Но вернемся к собору. При подходе к собору, первое что вы видите — это колокольня. Колокольня была построена позже, в 1699–1706 годах на средства гетмана Ивана Мазепы. Так же как и собор внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота колокольни — 76 метров.
На колокольню можно взобраться и посмотреть на Киев с высоты птичьего полета. Билет в собор с подъемом на колокольню 200 гривен. Книга-путеводитель 70 гривен.
В этих стенах школу мастерства проходили первые поколения киевских зодчих и живописцев, знакомившихся тут с техникой монументального строительства, новыми ремеслами и художественными приемами.
Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII–XVIII веков. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска.
В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды.
На внимательный, детальный осмотр собора закладывайте не меньше часа.
Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI–XX веков. В древнейшее время здесь похоронили нескольких князей, позже — ряд митрополитов. В XI–XII веках. здесь были устроены две княжеские усыпальницы — Ярослава Мудрого, а также родовая усыпальница его сына Всеволода.
Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого сохранился; 10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: последующая экспертиза показала отсутствие в нём останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах).
С именем Владимира Мономаха предположительно связывают вторую мраморную гробницу, сохранившуюся в соборе с древности — она дошла до нас пустой, без крышки. Остальные княжеские гробницы были утрачены.
Напротив Софийского собора находится Михайловский Златоверхий монастырь, туда я и отправилась. С площадей храмов открываются отличные виды. Это вид на колокольню Софийского собора от монастыря.
Монастырь, получивший впоследствии название Михайловский Златоверхий монастырь, основан в 11 веке сыном Ярослава Мудрого, князем Изяславом, в крещении Димитрием, поэтому изначально он был посвящен святому воину Димитрию Солунскому. Расположился монастырь на территории современной Владимирской горки и был третьей укрепленной частью Верхнего Киева. В 1108—1113 гг. в этом монастыре сын Изяслава, князь Святополк строит церковь, посвященную архангелу Михаилу. После нашествия в 1240 г. на Киев хана Батыя из всех храмов Димитровского монастыря пригодной для богослужения осталась Михайловская церковь, поэтому позже ее название переходит и на монастырь.
К сожалению храм был снесен в 30-е годы 20 века и сегодня мы можем видеть Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь, воссозданный в 1997–1998 годах в формах разрушенного в 1930-х годах соборного храма.
В 1973–1982 годах произведена научная реставрация трапезной церкви Иоанна Богослова (единственного здания монастыря, сохранившегося при сносе 1930-х годов). Авторы проекта — архитектор В. П. Шевченко, интерьеры и мебель — архитектор Ирма Каракис. Церковь была отреставрирована в формах, близких к первоначальным.
Собор мог похвастать редкими фресками и мозаиками, частично их удалось спасти, демонтировав и передав в музеи, часть из них расположилась в Софийском соборе, некоторые демонтированные фрески и мозаики были отправлены в Эрмитаж и Третьяковскую галерею. C 2001 года Министерство культуры России осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение Министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращённые Россией фрески были выставлены.
Конечно же в Киеве еще много памятников архитектуры, я решила остановится на самых значительных. А теперь, чтобы глаз чуть отдохнул, приглашаю вас в роскошный ботанический сад Киева, полюбоваться на творение природы.
Вход в сад стоит 50 гривен
Думаю, комментарии здесь излишне, просто наслаждайтесь, хотя конечно фотографии не передают запахов сирени и скошеной травы
Таким мне увидился древнерусский Киев, о Киеве современном и его военном прошлом буду рассказывать в следующем рассказе.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм