Первые впечатления от Парижа и некотрую практическую информацию можно найти в первой части моего рассказа
Первую половину следующего, субботнего, дня мы провели в Фонтенбло. Нужно было обязательно куда-то уехать, потому что манифестации все еще продолжаются, и буквально предыдущую субботу новостные каналы пугали нас очередными погромами. В Фонтенбло мы провели не так много времени, как ожидалось, и уже около 14–30 вернулись в Париж.
Это было гораздо раньше запланированного времени, поэтому мы решили довыполнить музейную программу и пошли в Орсэ.
Было еще интересно, что там с желтыми жилетами. Но весь встреченный нами ранее Париж жил своей субботней жизнью и о митингах не помышлял.
Однако по приближении к центру манифестация начала нас настигать: в метро были объявления, упоминавшие несколько центральных станций, одна из которых — наша, Тюильри. Конечно, на французском, без дублирования на английском.
Что же это, что же? Я предположила, что станция закрыта. Хорошо, что в поезде было умное табло — оно показывало крестиком на нашу станцию. Таким образом я оказалась права и мы удачно вышли на станцию раньше, возле Лувра.
Сад Тюильри полон народа, лежат на травке, загорают. Без жилетов)
Но прощадь Согласия перекрыта полностью. Так странно — такая большая, и такая пустая. Ни людей, ни машин.
По дороге в Музей Орсэ проходили перекрытые участки дороги.
Т. к. у нас были музейные карты, мы сразу пошли в очередь на контроль. Она была небольшой и прошла быстро. В итоге в 15 часов мы вошли в музей. Музей впечатляет с самого входа — это же бывший вокзал, так что огромный зал на 5 этажей вверх не может не впечатлить.
Сразу пошли наверх, к импрессионистам. И знаменитым часам.
У часов, конечно, толпа. Но смотрятся они все равно здорово! Но зависать у них как у смотровой площадки не советую. Во-первых, подумайте о несчастных, которые хотят хоть пару секунд «без никто», чтобы запечатлеть эту красоту. Во-вторых — зачем смотреть через мутное стекло, когда совсем рядом — выход на крышу с теплым солнышком и прекрасным, ничем не замутненным, видом?
Весь последний этаж музея посвящен импрессионистам. Мне в принципе они нравятся (ну не все, но большинство представленных как раз), а тут еще и самые знаменитые картины, так приятно смотреть на них в реале и узнавать!!!
Этажи 4–3 — это по одной комнате с мебелью ар-нуво и совсем немного картин. Мебель очень хороша. Но мало. Прошли быстро.
Второй этаж — скульптуры. Первый этаж — скульптуры, картины и немного роскоши Третей Империи. К счастью или сожалению, накануне мы побывали в Лувре, поэтому на скульптуры музея Орсэ эмоций у нас уже не хватило. Хотя меня очень впечатлила Роденовская дверь в Ад. Крутая. И какие-то забавные зверята-маломерки)
А первый этаж мне вообще не понравился — какая-то странная организация пространства и суетно. Хотя вот вспомнила, на первом этаже есть замечательный макет оперы Гранье в разрезе и стеклянный пол над макетом Парижа. Вот это было интересно.
Чтобы подвести какой-то итог, могу сказать, что два таких грандиозных музея, как Лувр и Орсэ, почти что подряд для обычного человека, в меру увлекающегося искуством, — это тяжело. Поэтому хорошо, когда есть музейная карта, и можно спокойно посмотреть то, что тебе хочется, и до тех пор, пока хочется, а не «выхаживать» уплОченные за билет деньги) А для себя я решила, что в Орсэ еще когда-нибудь вернусь.
В 5 часов мы покинули здание музея Орсэ и, посидев немножко в парке Тюильри, пошли в музей Оранжери — это недалеко. В Оранжери самое интересное — 8 полотен с кувшинками Моне, расположенные в двух овальных залах. Мы в другие комнаты даже заходить не стали — слишком много картин за два дня. Кувшинки хорошие, их размер поражает. А вообще в Оранжери тоже много интересных картин, помимо Моне. И, мне кажется, что по духу он очень сочитается с Орсэ. Поэтому если вдруг будет стоять выбор, какие музеи объединить в один день, например, я бы посоветовала эти два. К тому же на них можно купить комбо билет.
Ну, а потом мы пошли бродить. К Триумфальной Арке нас не пустили, ибо Елиспейские поля закрыты, так что мы пошли в сторону Оперы. Мимо Вандомской площади — колонна впечатляет. Барельефы можно разглядывать бесконечно.
И сама площадь красивая. А главное, что шли мы к ней по центру дороги как по пешеходной улице — бонусы манифестаций.
Потом прошлись к Церкви Мадлен — она построена в Римском стиле и не производит сильного впечатления на картинках, зато в действительности — весьма.
Как минимум своим размером. Церковь просто огромная, колонны невероятно высокие и толстые! Внутри мрачновато, но это придает церкви дополнительный шарм. Всего убранства не разглядеть, но впечатляет белоснежный Христос, выделяющийся в этом мрачном царстве.
Такие любители кино, как мы с сестрой, просто не могли пропустить дом номер 14 на Бульваре Капуцинок, где в 1895 году Люмьеры впервые устроили платный показ 10, что ли, короткометражек.
И на этом решили заканчивать сегодняшнюю прогулку и вознаградить себя едой)
А на следующее утро было интересно: в Европе переводили часы на летнее время. Как же я скучаю по этой славной традиции! Ну так благодаря этому мы, выйдя в свои обычные 8 утра, оказались в совершенно пустынном безлюдном Париже! Это было невероятным впечатлением!
Мы прогулялись до ПалеРояль. Внутри двора интересные полосатые колонны,
а дальше раскинулся небольшой сад.
Сад Пале-Рояль мне понравился гораздо больше Тюильри. Он очень уютный, но при этом красивый, симметричный, с фонтаном в центре и стульчиками, на которых загорают пенсионеры. Кстати стулья железные, попа мерзнет моментально!!!
Потом мы пошли в Лувр, посмотрели, наконец, на пирамиды при свете дня.
Им сегодня исполняется 30 лет. По этому поводу две маленькие пирамиды украсили какой-то бумажкой с рисунком. Ей же украсили площадь. Видимо рисунок должен был давать 3Дэффект, но на деле дал мусор, ибо бумажка, когда мы пришли, превратилась уже в какое-то сито — повсюду куски оторваны-надорваны, валяются по площади и т. д. Ну ноги-коляски-самокаты-каблуки, чего от бумажки то ждать. Оказывается все вместе должно было символизировать идею, как будто пирамиду только нашли и она восстает из камня. На мой взгляд, не получилось…
А здание Лувра все же потрясающе красиво. На нем столько интересных орнаментов и скульптур!
Устроли себе небольшой второй завтрак в кафе и пошли бродить по улочкам возле Лувра и Пале-Рояль — очень красивая часть города. Здания — одно другого краше.
А потом пришло время ехать в Сен-Дени. Дело в том, что в воскресенье он работает с 12, поэтому раньше там делать было нечего.
В Сен Дени ехать совсем просто, 30 минут на прямом метро. Сен-Дени сейчас — это окраина Парижа, причем, насколько я понимаю, не самая благополучная. Там много эммигрантов, и я очень переживала, как бы не случилось чего. Почему-то, начитавшись интернета, представляла себе, что въеду в мрачный мрак, где черные туманы и не видно солнца — такой Мордор. Все оказалось, конечно, совсем не так — солнышко светит, ветерок дует, никаких мраков и баррикад. Только мусора много — вероятно, из-за воскресного рынка на площади.
Базилика Сен-Дени построена на месте храма, построенного еще в пятом веке. Базилика в ее современном виде была построена в 12ом веке. Это была первая церковь в готическом стиле и результат строительства так поразил общество, а главное, его верхушку, что потом долгое время все новые храмы строились по образцу и подобию Сен-Дени, в том числе Нотр-Дам. Они и правда очень похожи внутри. Считается, что чуть ли с Базилики СенДени начался расцвет готики во Франции.
С примерно 13го века, когда собор был построен, в нем начали хоронить всех французских королей и членов их семей. Более того, из старых мест захоронения перенесли останки всех предшественников и построили для них надгробия. Во время революции саркофаги опустошили, останки выкинули в ров и засыпали. Когда мракобесие закончилось, останки снова перенесли в СенДени, но, конечно, разобраться, где кто было уже нереально, поэтому их захоронили все вместе в крипте базилики. Саркофаги с тех пор стоят пустые (каким-то чудом они вообще не канули никуда)
Базилика шикарная. Снаружи видно, что собор большой, но что внутри такие высоченные потолки, что стены и колонны буквально стремятся ввысь — не понятно. Эта высота поражает. А еще то, какая базилика светлая — ведь витражных окон очень много, и через них льется свет, раскрашивая полы разноцетными бликами. Какая красивая резьба на капителях! Эта резьба и витражи — единственное украшение храма, ни золота, ни изобилия картин. Витражи яркие, с множеством сценок — но, мне кажется, без перебора.
В собор можно зайти бесплатно, но вот к кенотафам и крипте уже вход платный. По нашей Музейной карте вход свободный и без очереди. В Базилике есть туалет — находится в платной части собора.
От низменного к высокому: Скульптуры надгробий мне очень понравились. Не всех я там знала по именам, но некоторых узнавала. Особо красивые саркофаги были у Генриха 2 и Екатерины Медичи и у Генриха 4 и Марии Медичи. Людей было немного, все разбрелись по базилике, друг другу не мешая. Из минусов — инфы куча, но вся на французском, на английском не дублируется.
В СенДени я провела примерно 1.10. Еще минут 10 на обход собра — фасад очень красивый. И порадовал орнамент — он состоит не только из ангелочков и святых, но и из каких-то странных чертиков, диковинных зверей и т. п.
С одной стороны базилики есть парк с лавочками — оттуда тоже можно полюбоваться на собор. Но и все, т. к. с другой стороны собор был огорожен и там были какие-то строения.
После осмотра СенДени мы отправились на Монмартр.
Некоторое время провели у СакреКер. Расслабленная атмосфера и виды на собор и на город не дали заскучать.
Собор стоит на вершине холма. В какой-то момент улочки приводят к площади перед собором. К нему можно подняться по лестнице, а можно на фуникулере. Лестница совсем не длинная и не сложная.
На лестнице кууууча людей. Ну понятно, это было теплое солнечное воскресенье, вторая половина дня. Сидят, лежат, загорают, фоткаются. Я нашла себе место на перилках и уселась пить чай с печеньками и смотреть на собор. Собор очень красивый. Такой белый-белый, как безешка. На фоне чистейшего синего неба.
Потом я поднялась наверх, села на ступеньки СакреКер, стала смотреть на город. Вид шикарный, жаль солнце в глаза. Уличный музыкант очень красиво и зажигательно пел, а окружающие ему подпевали. Получилось атмосферно.
Потом зашла в собор и осмотрела его. Территория вокруг собора огорожена небольшим кованным заборчиком, поэтому вход только один небольшой и там арка металлодетектора и два охранника, заглядывающие в сумки. Собор мне очень понравился. Там, конечно, было гораздо более многолюдно, чем в Сен-Дени. Но все остальное — отлично. Тоже камень без лишних украшательств, витражи. Часть витражей очень современные — не святые, а кубики-квадратики-черточки. Забавно. И мозаики вместо картин или фресок — отличное решение! Фотографировать там вроде бы нельзя, стоят таблички и ходят охранники, смотрят. Но при этом все не стесняясь снимают на телефоны, планшеты…
Мне очень-очень понравилась часть под центральным куполом — там сходятся стены, образовавая что-то типа колонн. «Стены-колонны» расширяются у купола, получается такой треугольник. И в нем ангелы с расправленными крыльями. Не херувимчики толстопопые, а такие красивые взлослые мужчины, сурово взирающие с небес. Они взирают и одновременно как будто возносятся в небо. Очень сильно.
Потом мы пошли подниматься на купол собора, смотреть на Париж с небывалых высот. Я думала будет очередь, но нет. Музейная карточка тут уже не работает, пришлось платить звонкой монетой.
Поднялись на купол. Подъем не сложный, вид прекрасный, приятный ветерок.
Часть подъема проходит под открытым небом по крыше — интересно и необычно. Но ступеньки такие накатанные, то в плохую погоду можно подскользнуться.
Потом мы выпили пива в Ирландском пабе у церкви и пошли бродить по Монмартру. Часа три бродили. На площадь Терр зашли — тут рисуют местные художники и должно быть атмосферно.
Но видимо я слишком многого ждала — на площади больше кафешек, чем художников. А художники нападают и предлагают портреты. От такого активного маркетинга не чувствуешь себя комфортно.
Улочки вблизи собора с кучей сувениров, и толпами людей. Какой контраст по сравнению с утренним безлюдным Парижем! Теперь мечтаю когда-нибудь вернуться сюда в более спокойное время.
Наш маршрут проходил таким образом, чтобы спуститься с холма к станции Abbesses — первой станции в стиле модерн. Я наметила несколько улиц для орентира, но на самом деле они оказались ничего особенного. Не стоит слушать никого, надо самим бродить, главное — направление. Зашли в какую-то таверну, съели лукового супа. Очень вкусно!!!
Потом со станции Abbesses поехали на другую станцию на Монмартре, откуда можно было побродить по другой части холма. Там было меньше людей, более колоритные улочки и домишки — боже, куда ни глянь — везде красота!
В итоге догуляли до МулинРуж,
посмотрели на мельничку в огоньках — очень удачно, что уже темнело — и на метро поехали на площадь Конкордия — с моста Согласия смотреть на Эйфелеву башню — хотели увидеть мерцание. К тому же сегодня ей исполняется 130 лет, мы надеялись на праздничную подсветку. Праздничной подсветки не увидели. Ну хоть мерцание — это тоже знаково и красиво))