Малага, известная как столица Коста дель Соль, что в переводе Солнечный берег, была заключительным пунктом нашего маршрута, когда голова уже отказывалась воспринимать информацию, а ноги — ходить в поисках достопримечательностей. Всё-таки длинные маршруты хороши, когда тебя возят туром или когда имеешь свое транспортное средство. А может быть просто всему своё время. К тому же и погода испортилась, пусть не было дождя, но и небо не радовало синевой. Но ничего не поделаешь, выбирать не приходится. Совсем скоро о солнечной Малаге расскажет Константин Павлов, он недавно ее покинул, но путешествие еще продолжается.
Малага хороша тем, что ее можно совмещать с пляжным отдыхом. Мы так и поступили одиннадцать лет назад: отдыхали неподалеку на побережье в Торремолиносе, а сюда ездили посмотреть достопримечательности и погулять по магазинам. И то, и другое в Малаге есть в достаточном количестве, чтобы не разочаровать, но и не утомить, а кроме того, расположено очень компактно. С осмотром достопримечательностей вполне можно уложиться в один день. Итак, посмотрим, что интересного можно увидеть в Малаге.
Начнем, пожалуй, с площади Марина (Plaza de la Marina). К ней мы вышли по красивому бульвару Аламеда Принсипаль, но он был весь в ремонте, поэтому потом старались его обойти стороной. На ремонт увезли и памятник маркизу Лариосу, стоящий в конце бульвара у площади, у памятника непростая история, ремонт давно был необходим.
Здесь красивые здания в едином стиле, рядом с одним из них под пальмой у автобусной остановки стоит памятник знаменитому сказочнику Гансу Христиану Андерсену. Он побывал в Малаге в октябре 1862 года, о чем написано на табличке. После поездки написал «Путешествие по Испании» (наш человек!), где упоминал, что ни в одном другом испанском городе не чувствовал себя таким счастливым, как в Малаге.
Автор скульптуры — известный испанский художник и скульптор Хосе Мария Кордоба, а заказчик — Королевский Дом Дании. Порадовало, что нос сказочника в порядке, туристы в основном садятся рядом, держа его за руку, или присаживаются на колени.
У края площади Марина стоит памятник «Эль Сеначеро», разносчику рыбы. Это элемент жизни прошлых времен, когда-то разносчики с двумя корзинами только что выловленной рыбы ходили по улицам прибрежных городов Испании.
Рядом небольшой скверик, а напротив остановка автобусов, отправляющихся до ближних пригородов на побережье. Когда-то мы приезжали сюда из Торремолиноса. Я заглянула в скверик, чтобы увидеть дерево, которое тогда мне понравилось. Сейчас я знаю, что это сейба великолепная, но застать её в цвету не удалось ни в прошлый, ни в этот раз.
Площадь Марина, как вы понимаете, в переводе — Морская, значит рядом море и порт. Малагский порт — это не только самый старый непрерывно работающий порт Испании, но и один из старейших на Средиземном море. Он находится рядом с историческим центром города. В порт могут заходить самые крупные круизные лайнеры.
Вот такой лайнер и стоял у причала, — «The world», его сложно было не заметить. Решила посмотреть, что же это за круиз и пр. Оказалась, что все не так просто, этот кораблик — апартаменты на воде. Его спустили на воду в 2002 году, и уже тогда почти все апартаменты площадью от 100 до 300 м² были распроданы. Полноценное жилье высокого класса с одной-тремя спальнями, кухнями, 280 человек персонала, а среднее число одновременно находящихся на нём владельцев апартаментов и гостей — 150–200 человек.
Судно постоянно в движении, совершает кругосветные походы каждый год по разным маршрутам с остановкой на 2–3 дня в каждом порту. Всё, как в круизе: есть рестораны, экскурсии и развлечения. Кто-то живет постоянно, кто-то присоединяется по мере наличия свободного времени, одни готовят сами, другие питаются в ресторанах.
От площади Марина начинается парк Малаги (Parque de Málaga). Этот парк заложили в 1896 году, а через три года начали высаживать деревья, то есть многим деревьям больше ста лет.
Дерево с цветами разного цвета - это брунфельзия, окраска лепестков меняется в процессе цветения.
Это настоящий ботанический сад с субтропическими растениями, различными скульптурами и памятниками. У деревьев закреплены таблички с названиями.
Это «Фиестерос» - участник народного праздника в музыкальном жанре «вердиалес», родившемся в провинции Малага.
Напротив городского парка находится одно из самых красивых зданий Малаги — Ратуша, построенная по проекту испанских архитекторов в 1916 году в необычном сочетании стилей модерна и необарокко.
Рядом не менее красивые монументальные здания. Например, штаб-квартира Банка Испании в неоклассическом стиле. Но его фасад, украшенный портиком с колоннами, находится на реставрации и скрыт сеткой.
Далее здание ректората университета Малаги в стиле неомудехар, построенное в тот же период, что и здание Ратуши. Но построено оно было как Casa de Correos y Telégrafos (Почта и телеграф), университет занимает его только с 1993 года. Основной кампус университета находится в другом районе города на бульваре Луи Пастера.
Возле здания Ратуши раскинулись Сады Педро Луиса Алонсо (Jardines de Pedro Luis Alonso) с прекрасными апельсиновыми и мандариновыми деревьями и кипарисами. В прошлый раз я была в Малаге осенью, все деревья были в еще зеленых плодах. В этот раз на наших глазах два последних мандарина сорвал какой-то любопытный турист. Наверно решил попробовать, но его ждет разочарование.
Эти сады в испано-арабских традициях заложили у ратуши в 1945 году, а назвали в честь первого послевоенного мэра Малаги Педро Луиса Алонсо.
В садах прекрасный розарий с десятками сортов роз со всего мира.
В центре парка стоит памятник «Биснагеро», продавцу биснаги, местных традиционных букетиков из жасмина. Эти букетики, когда цветы еще не раскрылись, формируют в форме шара и фиксируют на сухой ветке чертополоха. Они — один из символов Малаги, главный приз малагского кинофестиваля — «Золотая биснага».
Увидела в парке двух очень позитивных пожилых испанцев, видимо здесь у них была назначена встреча. Правый, приближаясь к другу, что-то громко запел. Сфотографироваться не возражали.
Парк заканчивается у площади Генерала Торрихоса (plaza del General Torrijos), где установлен фонтан «Три грации». Этот фонтан, выполненный из чугуна в 19 веке, трижды менял свое расположение, пока не переместился в центр этой круговой развязки.
Рядом с площадью Торрихоса находится «Малагуэта» (Plaza de Toros «La Malagueta») — арена для корриды в стиле неомудехар, построенная в 1876 году испанским архитектором Хоакином Рукобой. Я в каждом городе стараюсь увидеть это сооружение. Но здесь арена находится на стесненной территории, а со стороны площади вообще чем-то занято и огорожено. Лучший вид открывается на арену со смотровых площадок на горе Гибральфаро, но это вам покажет уже Павлов, видела, он туда добрался.
Малага — популярный курорт, здесь почти двадцать километров прибрежной зоны, восемнадцать хорошо оборудованных пляжей, большинство из которых песчаные. Самый знаментый пляж Малаги — Ла-Малагета (Playa de la Malagueta), широкая полоса песка в среднем шириной 45 метров.
Вдоль полосы пляжей проходит прогулочная зона — набережная, где есть все необходимое для отдыха, — скамейки, парковки для велосипедов, кафе, тренажеры. Пляжный сезон еще не начался, но все уже готово, и пляжи, и желающие позагорать.
Маяк Малаги (La Farola) исправно служит уже более двух столетий, он построен в 1816 году. Этот маяк еще знаменит тем, что носит женское имя — Ла Фарола, в Испании таких два, второй на Канарских островах. Читала, что в помещениях на первом этаже маяка собирались открыть музей порта Малаги.
Любимое место для прогулок гостей Малаги — расположенный вдоль порта прогулочный променад Муэлье Уно (Paseo del Muelle Uno), что в переводе Первый причал. Это торгово-развлекательная зона с магазинами, ресторанами и кафе, есть также и бесплатные туалеты, что немаловажно. Есть и Второй причал, но мы туда не пошли, посмотрели на него со стороны.
Мы прогулялись вдоль променада поверху, так удобнее было рассматривать и променад, и улицу.
На пути встретилась необычная скульптура, понимаешь смысл, только прочитав название. На левой части надпись: «Эмигранты», на правой — «Иммигранты»: люди вырванные из семьи и семьи, потерявшие своих.
Под необычным ярким кубом, он так и называется El Cubo, на набережной находится филиал парижского арт-центра Помпиду — Центр Помпиду Малаги. Здесь есть постоянная экспозиция из произведений коллекции искусства XX и XXI веков парижского центра, а также временные выставки современных мастеров, подготовленные местным центром.
Кстати, в Малаге есть филиал Русского музея (Colección del Museo Ruso), открывшийся в 2015 году. В том районе города я не была, он в стороне от исторического центра, в помещении Табакалеры, бывшей табачной фабрики. Рядом с ним есть автомобильный музей с коллекцией раритетных автомобилей.
Малага, несмотря на свой вполне современный вид, один из самых древних городов Испании. Считается, что её основали финикийцы в конце VIII века до нашей эры. В VI веке до н. э. город захватили греки, через 70 лет карфагеняне, а в 202 году до н. э. после окончания Пунических войн Малага попала под власть Рима.
От тех времен в Малаге остался Римский театр, также один из старейших в Испании. Причем обнаружили его не так давно, в 1951 году. На этой территории стоял какой-то Дом культуры, который позже снесли для восстановления римского театра.
Находится Римский театр у подножия холма, на котором возвышается дворец-крепость Алькасаба. Алькасаба, это уже свидетельство арабского периода в истории Малаги, которая перешла в руки арабов в 743 году. Построен был этот дворец, по мнению мусульманских историков, по указанию берберского таифского короля Гранады Бадиса в 1057 — 1063 годы. Причем при его строительстве использовались камни того же римского театра.
На Алькасабу мы посмотрели только издали, поэтому и рассказывать больше о ней не буду. Немного погуляем по улицам Малаги.
Первые попытки завоевания Малаги, принадлежавшей арабам, предпринимались еще в начале XIV века, но завоевать город и присоединить его к Кастилии католические короли смогли только в 1487 году.
Начала изменяться архитектура города. В 1528 году приступили к строительству Кафедрального собора на месте разрушенной арабской мечети. Собор освятили в 1588 году, но строили до 1782 года, поэтому в его убрансте сочетаются три стиля: готический, барокко и неоклассицизм.
Строить прекратили, но собор не закончили, из-за отсутствия средств Кафедральный собор так и стоит века с одной башней, хотя проектом предусматривались две. Поэтому в народе этот собор называют «Ла Манкита», то есть «Однорукая дама». Сфотографировать главный фасад собора с небольшой площади практически невозможно.
На площади перед дворцом заслуживает внимания здание Епископского дворца с великолепным фасадом в стиле барокко, его начали строить в 1762 году. Сейчас часть дворца занимает Епархиальный музей сакрального искусства.
Главная площадь исторической части города — площадь Конституции (Plaza de la Constitución) существовала еще в XV веке, только называлась, как обычно в испанских городах, — Plaza Mayor (главная). На этой площади проходят все главные городские мероприятия и праздники. Вот и мы застали там следы только что завершившейся пасхи.
Разбирали трибуны для зрителей, которые наблюдали во время Страстной недели за пасхальными шествиями. Все процессии идут разными маршрутами, но есть участок, где проходит маршрут каждой процессии: Аламеда Принсипаль — улица Лариос — улица Гранада. Площадь Конституции как раз на этом участке.
Не представляю, как можно выносить пасосы со святыми из церквей Малаги в старом городе. Они все, как правило, находятся в таких стесненных условиях. Например, расположенная у площади Конституции церковь Святого Христа Исцелителя (Jglesia del Santísimo Cristo de la Salud). Эта церковь в стиле барокко, построенная иезуитами и освященная в 1630 году, довольно небычная внутри.
Главное украшение площади — мраморный «Фонтан Генуи» (Fuente de Génova), не включают, пока не уберут трибуны. Этот фонтан в стиле ренессанс предположительно изготовлен в Генуе в конце XVI века, поэтому и получил такое название. Второе его название — «Фонтан Карлоса V», так как по его указанию фонтан установили в Малаге.
По городу предлагают различные экскурсии на сегвеях, возможно, что есть и на русском. Удобно для перемещения по узким улицам исторического центра, можно увидеть больше, чем в пешком, но этот вариант не для любителей фотографировать.
Малага в целом достаточно скромный город. Несмотря на её значительный возраст, здесь не увидишь любимых туристами дворцов в стиле барокко и готических храмов. Малага никогда не была столичным городом, это был небольшой город, узкие улочки в котором остались от арабского периода в его истории. По мере старения зданий, они просто сносились и строили новые. Поэтому большинство зданий даже в исторической части города относятся к XIX–XX векам.
Интересного много, но фотографировать на узких улочках сложно. Разве что иногда на небольших площадях или на перекрестках улиц можно было что-то втиснуть в кадр в полном размере.
Вот девушки, сидя под оливой на площади de la Judería в бывшем Еврейском квартале, что-то рисуют.
Кроме Кафедрального собора мы посетили Музей Пикассо. Как бы ты не относился к его творчеству, но посмотреть было интересно. Фотографировать в музее запрещено, только за пределами экспозиции во внутреннем дворе. А находится музей в бывшем дворце графов Буэнависта, здании в стиле ренессанс, построенном в XVI веке.
Перед зданием — очередь за билетами, и это только ее часть. Поэтому еще раз рекомендую заранее купить билет на сайте музея, тогда вы гордо проходите мимо сразу ко входу во внутренний двор, куда выходят двери залов с экспозицией. На входе показываете охраннику билет в телефоне.
После посещения Музея Пикассо мы отправились на площадь Мерсед. В центре её установлен памятник генералу Торрихосу. Хосе Мария Торрихос — участник войны за независимость Испании, выступал против абсолютизма и за либеральные реформы, неоднократно участвовал в заговорах против короля Фердинанда VII.
В очередной раз в 1830 году Торрихос возглавил заговор, рассчитывая поднять восстание на окраинах Испании. Его с группой единомышленников обманом заманили в Малагу, арестовали и расстреляли на пляже. Это не просто памятник, в основании обелиска в склепе покоятся останки этих защитников свободы, а на плите перечислены их фамилии.
На площади Мерсед находится дом, где родился Пабло Пикассо, там сейчас его Дом-музей и Фонд Пикассо. В Музей не заходили, ограничились обедом в ресторанчике по соседству.
Неподалеку установлен памятник Пабло Пикассо, можно посидеть рядышком.
Возвращаясь, забрели на интересную площадь — Plaza de Uncibay, которая названа в честь капитана Фернандо де Унсибай, баска по происхождению, который участвовал в захвате Малаги кастильскими войсками в конце XV века, когда её присоединили к кастильской короне. Не знаю, по какому поводу на площади установлен обелиск, меня заинтересовали две скульптуры, работы малагского скульптора Хосе Сегури.
Одна из них — мужчина с двумя собаками, стоящий у голубого водоема. То ли нырнуть собрался, то ли утопиться? Это — «Смерть Актеона». Вторая скульптура — коренастый мужчина, тащит куда-то женщину. Однако, «Похищение сабинянок», если верить табличке! Все персонажи похожи на коренастых китайцев.
Чуть раньше в переулке мы видели фонтан. Причем, если бы не свернули в этот переулок, не увидели бы, что главное — сзади. По исполнению этот фонтан явно в одном стиле со скульптурами. Теперь могу объяснить, что же это такое.
Фонтан и скульптура на площади объединены древнегреческим мифом об Артемиде (Диане в римском варианте) и Актеоне. Фонтан называется «Купание Дианы». Эта самая Артемида, она же Диана, купалась голышом с подругами-нимфами, а охотник Актеон во время охоты случайно подошел к этому месту. Вместо того, чтобы бежать подальше, он стал наблюдать за ними. Артемида разгневалась и превратила его в оленя, пятьдесят собак Актеона не узнали хозяина и, несмотря на то, что он пытался убежать, настигли и разорвали.
Мне нравится улица Маркиза де Лариос, знаменитая пешеходня торговая улица Малаги. Но не потому, что там много магазинов, как раз самые интересные находятся не там. Просто она очень светлая даже в пасмурную погоду и какая-то праздничная.
Здесь нужно не забывать заглянуть на соседние улочки, там много интересного.
Например, на перекрестке улиц Лариос и Страчан в 2005 году была установлена работа британского скульптора Тони Грэга «Точки зрения». Еще один вариант я показывала в Валенсии.
«Ave Quiromántica». Скульптура выполнена Хосе Сигури на основании рисунка испанского поэта и художника Рафаэля Переса Эстрада.
Ну, и еще немного о другой Малаге, в стороне от исторического центра. Как я говорила раньше, жили мы в отеле у железнодорожного вокзала Марии Самбрано. Застройка здесь попроще, в основном многоэтажные жилые и офисные здания, отели. Из окна видели вот это солидное здание дома престарелых.
Напротив у фонтана стоит интересный памятник братьям Гальвес, крупным испанским политическим и государственным деятелям, среди них два министра и два вице-короля Новой Испании.
Это Центр современного искусства, открытый в в 2003 году в здании бывшего рынка. Здесь выставлены скульптуры и картины, созданные с последней трети XX века до настоящего времени, а также проводятся временные выставки..
Река Гуадальмедина, которая делит город на две части, при первом знакомстве вызывает только смех. Она маленькая, всего 47 километров, но когда-то сносила мосты на своем пути, и город страдал от наводнений, как и Валенсия, о которой я рассказывала. Построили гидротехнические сооружения, реку взяли в бетон, теперь она, говорят, полноводна только в паводок. Но одиннадцать лет назад все выглядело как-то приличнее: бетон не был разрисован и следили за травой в русле. Сейчас все заросло бурьяном и, похоже, используется как площадка для выгула собак.
За эти годы популярным стал стрит-арт. В Малаге многие здания в стороне от исторического центра украшают работы известных «уличных» художников. Например, узнаваемы хамелеон и крысы бельгийского художника ROA, который рисует по всему миру животных. Я видела его работу в Вене.
Интересного довольно много, жаль времени нет. Кстати, в Екатеринбурге пообщали взять стрит-арт под охрану и даже нанесли все самое интересное на карту 2ГИС.
А как вам вот такая скамеечка?
На этом заканчиваю свой рассказ о Малаге. Но ведь туристический сезон только начался, впереди еще много поездок по Испании и рассказов о ней, в том числе и моих.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия