Неаполь разный. Я уже писала о парадном городе и о старом городе. А это рассказ о Неаполе античном, о городе, в котором все напоминает об ушедшей, но такой дорогой для человечества античной цивилизации. Конечно, чтобы ею насладиться, недостаточно руин. Да и неапольские руины с римскими не сравнить. Хотя раскопки везде, по всему городу - но нет таких гигантских и царственных древних строений.
Зато есть свидетельства обычной жизни древних римлян. Красоты, которая окружала не императоров - а людей разного достатка. Самые потрясающие свидетельства тому - Геркуланум и Помпеи.
Однако для того, чтобы античность заиграла во всех красках, развалин недостаточно. Надо идти в музей.
Я бродила по национальному археологическому музею Неаполя пораженная красотой его коллекций. Без гида - поэтому многое из увиденного не оценила сразу. Приехав домой, решила больше почитать об этих экспонатах и о времени, в котором они создавались.
Поняла, что это одно из тех мест, встреча с которым требует внутренней подготовки. Настроиться надо и хотя бы что-то о коллекциях музея узнать заранее. Мне такой подготовки не хватило. Кое-что, поэтому, ускользнуло от внимания. А что-то увидела, но не сняла — думала, нет ничего особенного. А потом читаю — оказывается, видела шедевр)).И пришлось перелопачивать кучу материалов в интернете уже дома, чтобы еще раз, более осмысленно пройтись по музею виртуально. Впрочем, это лишь дополнило реальные впечатления, которых итак немало.
Мы были здесь 15 апреля этого 2019 года. Ничего не знали о здании в котором расположился музей. Не знала до приезда домой, что построен этот дворец искусств аж в 1615 году. Правда, вначале не как музей, а как учебное заведение. Почти сто лет в нем находился университет Неаполя. А потом Фердиненд IV Бурбон, он же — Первый король обеих Сицилий, решил сделать в этом здании Королевский музей Бурбонов. Шла долгая реконструкция — для того, чтобы приспособить здание к хранению и показу архитектурных коллекций. В это же время решился вопрос с коллекцией.
Основой музея стала коллекция семьи Фарнезе, я читала раньше. Кто смотрел сериал «Борджиа», помнит роман юной Джулии Фарнезе и Папы Александра VI или Родриго Борджиа (в исполнении Джереми Айронса). Делаю этот примитивный заход к разговору о коллекции, потому что так понятнее. Роман действительно был. Благодаря этой связи Фарнезе сильно возвысились. Борджиа обеспечил карьеру брату Джулии, Алессандро Фарнезе, назначив 25-летнего юношу кардиналом при том, что Алессандро не имел духовного сана. В 66 лет этот брат Джулии стал папой римским Павлом III (1468–1549). Я видела недавно в Венском музее изобразительных искусств его портрет кисти Тициана — и представить не могла о том, какую роль этот мощный дед с проницательными глазами сыграл в мировом искусстве!
Так вот, мы подошли к сути. Именно этот папа увлекся коллекционированием античного искусства и много чего ценного отжал у разных сеньоров. Но самое главное — он организовал археологические раскопки! А это 16 век! Копали под понтификатом Систо IV и в Термах Каракалла в Риме. Было найдено огромное количество мраморных статуй начала нашей эры. Так брат красотки Джулии (окрутившей Джереми Айронса)) стал создателем коллекции Фарнезе — а она, впоследствии, легла в основу Неаполитанского музея археологии, который я вам хочу показать.
Собственно, со статуй из коллекции Фарнезе мы и начинаем осмотр.
Атлант из Терм Каракаллы. Мрамор. II в. н. э. В 1546 г. скульптура была обнаружена в термах Каракаллы. Сначала ее владельцем был антиквар дель Буфало. Атлант стоял в саду его дворца, расположенного рядом с фонтаном Треви. В 1562 г. статую купил кардинал Алессандро Фарнезе (внук Папы Павла III — основателя коллекции) А в 1787 г. Атлант был перевезен в Неаполь Карлом III Бурбоном, сыном и наследником Элизабетты Фарнезе. Я влюбилась в этого Атланта, поэтому наснимала его в разных ракурсах. Но самого главного о нем я. когда была в музее, не знала…
Атлант держит на плечах небесную сферу с 43 созвездиями. Это римская копия древнегреческого прототипа, изготовленная во II в. н. э. Ее уникальность в том, что «других памятников, столь же полно отражающих иконографию небесной сферы в представлении греко-эллинистической астрономии, не сохранилось. Небесная сфера изображена так, как она должна была видеться наблюдателю, расположенному за ее пределами. Поэтому образы созвездий представлены „со спины“. Все элементы — экватор, тропики, северный и южный полярные круги — изображены низким рельефом. На сфере расположены 43 созвездия: на ленте эклиптики 12 знаков Зодиака с созвездием Овна в точке равноденствия, соответствующей IV веку до н. э.; 17 созвездий в северном полушарии и 14 в южном. Таким образом, сфера Фарнезе является самым древним дошедшим до наших дней изображением звездного неба, иконография которого, не претерпев изменений за многие столетия, через работы Птолемея и арабских ученых дошла до эпохи Возрождения; появление в эту эпоху Атланта на рынке антиквариата в значительной мере способствовало пробуждению интереса к изучению астрономии».
Если бы я это знала, искала бы ракурс, где созвездия видны…
Бюст императора Веспасиана. Колоссальная голова. I в. н. э. — голова действительно огромная, я прежде не видела бюстов такой величины. Жаль, что не сделала второго снимка для понимания масштаба.
Статуя, которая показалась мне изображением богини в темно-красном платье, на самом деле — Аполлон, сидящий в красном порфире. Из коллекции Фарнезе. Порфир — красного цвета порода, напоминающая гранит. Применялся в скульптуре еще со времен царицы Клеопатры и был в древнем Риме очень дорогим. Голова, руки с цитрой и ступни Аполлона изготовлены из белого мрамора римским скульптором Карло Альбачини (1777 — 1858) вместо утраченных оригинальных бронзовых деталей. Фигура из драгоценного порфира датируется второй половиной второго века нашей эры. Копия статуи 4 века до н. э. из Дельфийского святилища. Статуя была почти наверняка культовой в древности.
АРТЕМИДА ЭФЕССКАЯ. Это древняя копия наидревнейшей малоазийской богини, аналога древнегреческой Артемиды. Ей был посвящен знаменитый храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света), сгоревший в 356 г. до н. э. Вот подробное описание странной фигуры богини, глядя на которую невольно думаешь: сиськи или дыньки?
«Статуя представляет собой копию культового изображения Артемиды из святилища в Эфесе. Артемида Эфесская известна по дошедшим до нашего времени изображениям, особенно многочисленным на монетах, которые выпускались в Эфесе начиная с эллинистической эпохи. Богиня стоит в строго вертикальной позе, напоминая ксоан (деревянный столб — ст), с протянутыми вперед руками. Голова покрыта убором в форме башни с воротами в арках. За башней находится диск, украшенный протомами (передними частями тел — ст) крылатых львов, готовых взлететь. На груди богини лежит второй диск с барельефными изображениями зодиакальных знаков: Льва, Рака, Близнецов, Весов и Стрельца; край диска украшен гирляндой, а с обода свисают желуди. На груди расположены четыре ряда молочных желез, символизирующие плодовитость; согласно другому мнению, это тестикулы жертвенных быков (Что? Мошонки?)…
В нижней части фигуры ниспадающее одеяние, облегающее ноги, украшено спереди протомами львов, быков и крылатых коней, излучающих мощь, помещенных в пять квадратных рамок. На боковых поверхностях изображены крылатые сирены, розетты, сфинксы и пчелы. Ряд из пчел окаймляет нижний край одеяния, из-под которого выходит туника, веером покрывающая стопы. Рукава несут на себе изображения трех вздыбленных львов. Голова, кисти и стопы были изготовлены из бронзы Валадье и Альбачини в рамках реставрации. Реставрированы также части нимба и нижней половины туловища. Реставрация была предпринята в связи с перемещением статуи из Рима в Неаполь, где она была выставлена впервые».
Как они смотрят друг на друга!
Фавн обучает пастушка играть на свирели
Рабочий и колхозник, нет?
Ну, это святое: мраморные собаки из коллекции Фарнезе.
Из больших окон музея был виден внутренний дворик. Мы нашли дверь, ведущую туда и с удовольствием отдохнули на мраморной скамье, глядя на гигантскую чашу в центре и ухоженные пальмы. Чтобы перейти к следующей коллекции музея, связанной с раскопками городов, погибших во время извержения Везувия в 79 году нашей эры, покажу несколько снимков, сделанных в Геркулануме.
Считается, что в отличие от Помпеи, заваленной пеплом Везувия, на Геркуланум пепел практически не падал: во время извержения он находился с подветренной стороны. Город погиб, потому что был залит пирокластическими потоками с температурой до 400°. скоростью до 300 км в час. Эта стремительная, наполненная газом огненная субстанция в течение суток заполнила Геркуланум и его окрестности. Считается, что большая часть жителей из предполагаемых 4–5 тысяч успели покинуть эту местность. Лава законсервировала город. Из-за высокой температуры все органические материалы были практически лишены воды, что позволило сохраниться даже свиткам папирусов.
Охлажденный слой вулканических выделений так плотно прикрепился к туфу, что погребенный город остался в течение многих веков без доступа воздуха, в связи с чем археологам достались обуглившиеся изделия из тканей и дерева. Не говоря уже о мозаике и фресках, которые тоже прекрасно сохранились.
Время стерло память о погибших городах на долгие столетия. В 1710 году какой-то крестьянин, копая колодец, наткнулся на обломки мрамора. Увидев фрагменты древних скульптур, Эммануил Морис Лотарингский, герцог д`Эльбёф, французский аристократ, имевший виллу в Портичи, выкупил территорию вокруг колодца. Нанял людей и несколько месяцев они пробивали штольни от уже имевшейся шахты. Добычей стали 9 статуй, которые герцог раздарил. Но работы продолжил и за 6 лет создал неплохую коллекцию. Вошел в историю как первый археолог Геркуланума. Впоследствии место раскопок выкупили Бурбоны. После Геркуланума были найдены Помпеи. Раскопки этих двух городов дали миру уникальную коллекцию мозаики и фресок, большая часть которой хранится в Национальном археологическом музее Неаполя.
Столбы, украшенные мозаикой — из Геркуланума.
Гигантская мозаика найдена в Доме Фавна в Помпее. На ней представлен момент, когда Александр Великий (слева) атакует колесницу персидского царя Дария III. Считается, что это одна из решающих битв в завоевании Востока. Впрочем, есть другая гипотеза — что это не одна, а сразу несколько битв, изображение которых призвано прославить Александра Македонского в его борьбе с персидским царем.
Вот он, знакомый всем нам по школьным учебникам, единственный запечатленный в древности живописный
образ царя Александра!
Вероятно, мозаика была создана в 125–120 годах до н. э. Это копией более ранней греческой картины, написанной Филоксеном из Эретрии для царя Кассандра Македонского в конце IV в. до н. э. Это произведение искусства упоминал в своих работах Плиний. Древнегреческий стиль подтверждается также наличием элементов, характерных живописи тех времен (например, использование 4-х цветов).
Меня больше всего потрясает, как в 18 веке сумели не только раскопать, но и сохранить произведения искусства — ведь это мозаики и фрески порой огромных размеров… Если у кого-то есть описание технологии, которую применяли тогда на раскопках, для отделения фресок от стен — напишите, мне очень интересно.
Несколько мозаик в музее относятся к воспеванию театра, актеров и их масок.
Но больше всего мозаики со всякой живностью. Кого только нет на изображениях: от петухов до бегемота.
В центре последней мозаики изображен бегемот, а рядом крокодил — живность явно не обитала ни вокруг Рима, ни в древней Греции. Откуда же тогда эти экзотические животные? Рим и Египет находились далеко друг от друга. Известно, что первый официальный контакт между Римской республикой и Египетским царством Птолемеев состоялся в 273 году. Впоследствии периоды дружбы древних государств сменились враждой и войнами. Но в искусстве долгое время была мода на все египетское — в том числе и на бегемотов с крокодилами))
Еще одна тема мозаик многим исследователям кажется пророческой — это тема смерти. Но если внимательно присмотреться к изображениям черепов и скелетов, тема эта не вызывала у жителей Геркуланума и Помпеи никакого страха. Их отношение к смерти походило на игру в рулетку: как повезет))
Кроме мозаик в музее представлены фрески, украшавшие богатые дома погибших городов.
И, последнее. Нам удалось полюбоваться произведениями великого итальянского скульптора Антонио Канова (1757–1822). Выставка его работ как раз проходила в музее, когда мы там были.
Спящий Эндимион, Галерея Антонио Кановы. Гипс. Август 1819 г.
Антонио Канова почти никогда не работал прямо по мрамору, следуя исключительно своей интуиции, а тщательно и методично готовил наброски, двигаясь от рисунка к глине, от гипса к мрамору. В музее представлено множество его рисунков — например, эти невесомые феечки))
Его творчество относится к 18–19 векам, но все работы скульптора — это воспевание античности. Образы его скульптур пришли из греко-римских легенд и мифов, а исполнение стремится к древнеримскому идеалу. Античность forever! Впрочем, как мне показалось, скульптуры Антонио Канова превосходят этот античный идеал, благодаря невероятной пластике и выразительности, которую умел передать мастер. Это его знаменитые «Три Грации»
Впрочем, в музее представлена еще одна тема древнего творчества — это эротические произведения из Геркуланума и Помпеи. «Секретный кабинет» на втором этаже всегда был закрыт для посетителей и открылся на всеобщее обозрение только в 2000 году. Та есть забавные работы, особенно меня впечатлили демонические мужские причиндалы в виде пантеры, да с крыльями.
И веселые елдыри с крупными глиняными пенисами, похожими на свистульки)).
Фотографии — в альбоме, который я прикрепила к этому рассказу. Там еще много всего))
Вот, например, прекрасная картинка, где парню счастье привалило и он слегка ошарашен. Ой, да, — вот эта тога с тонким намеком мне очень нравится))
А насчет огромной скульптуры из коллекции Фарнезе на первом этаже музея после «Секретного кабинета» я что-то засомневалась… Дети смотрят… А рог изобилия у дядьки как-то очень вызывающе торчит… Или это пустые подозрения — их просто древняя эротика навеяла?))
Вывод: античность полна жизни! Она радуется жизни и вооспевает ее красоту во всем многообразии форм.
Теги:
Самостоятельные путешествия