Я первый раз была в Риме. Поэтому мне простительно рассказывать собственную историю с запечатленными туристическими банальностями. Полуторамиллионный человек, сфотографировавший Колизей — это тоже титул)) Цифра, кстати, не далека от истины — на запрос «Колизей, фото» Google показывает 1410000 снимков.
Передо мной была дилемма: или найти в Вечном городе что-то далекое от известных достопримечательностей и увидеть свой особенный Рим (уверена, такой есть), или не выпендриваться, и быть как все. Выбрала последнее. А первое оставила на второе (ну, вы меня поняли — если доведется посетить Рим еще раз — попытаюсь рассмотреть его таким, каким этот город мало кто видел)) Три неполных дня — не достаточный срок, чтобы уложиться со всеми своими римскими «хотелками» , да еще после недели, проведенной в Неаполе, — запал уже не тот, большую часть эмоций перетянул на себя юг. После Амальфитанского побережья, Сорренто и неаполитанских красот, Рим показался суетным как Москва. Туристов столько, что везде образуются очереди, даже к фонтанчику с водой))
В первый день, приехав рано утром на поезде, мы быстренько поселились в своем отеле и отправились в город, чтобы одним махом выполнить всю «обязаловку»: посмотреть Капитолийский холм, фонтан Треви, Римский форум, Колизей, Испанскую лестницу, Пантеон и площадь Навона. По принципу «что-нибудь обо всем», без серьезного вхождения в тему.
Этот дивный ракурс я нашла за зданием Капитолия, если обходить его слева. Негритянку в желтой юбке не обещаю, это был мой бонус)) Вообще там, за Капитолием очень красиво. Если не подниматься на холм, а спуститься чуть ниже, обогнув здание, хорошо видны колонны разрушенных дворцов и развалины храмов.
Где-то здесь был храм хтонического бога Вейовиса (хтонический — это значит, принадлежащий подземному миру, олицетворяющий дикую мощь природы) Соблазнительно было сделать селфи на фоне таких древностей — чувствуешь себя девчушкой))
Уточню немного нашу бытовую ситуацию в Риме. Мы поселились в районе Джаниколенсе в маленьком отеле со странным названием «Кровать и куклы» (Bed&Puppets). Чистенький, с охраняемой территорией, в ухоженном жилом доме.
Отель оказался «эко»: раздельный сбор мусора, питание только экологически чистыми продуктами. Доступ к кухне в течение всего дня, если что. Этакая смесь гостиницы и апартаментов: есть где готовить, есть где стирать, при этом каждое утро в общей столовой к завтраку накрыт стол.
Милейшая хозяйка Диана — веселая современная девушка. И комната, в которой мы жили, была ей под стать — яркая как карамелька.
До площади Венеции — 15 минут на 8 трамвае, очень удобно, потому что трамвай, обслуживающий районы Джаниколенсе и Трастевере, ходит почти так же часто, как поезда метро. Было еще несколько автобусов, дублирующих это направление. Таким образом, площадь Венеции стала нашим маяком и отправным пунктом.
Впервые увидев на площади сооружение под названием Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II — я была впечатлена. Всерьез думала, что это какой-то древний пантеон. Оказалось, нет — постройка 19 века. Туристы помпезный монумент обожают — он облеплен любителями селфи. А для римлян это «новодел», они обзывают Витториано «пищущей машинкой»)).
Из всего витторианского изобилия, мне больше всего понравились львы.
Всегда, где бы я ни была, фотографирую львов — собралась большая коллекция. А вот с этими экземплярами на площади Венеции так и не разобралась — никак не могла решить: считать ли льва с крыльями — львом? Но красив, чертяка)
Капитолийская волчица тоже находится за левым крылом Капитолия, не сразу бросается в глаза. Это всемирно известный символ Рима. Не оригинал — одна из многочисленных копий.
Когда-то здесь, на Капитолийском холме был античный храм Юпитера. Ничего столь древнего здесь не сохранилось, увы. Зато площадь была застроена по проекту Микеланджело. А гигантские статуи братьев Диоскуров были найдены при раскопках в 17 веке, специалисты относят их к поздней римской культуре.
Бронзовая статуя римского императора Марка Аврелия на Капитолийском холме. Никто не даст гарантию, что это действительно Марк, но так принято считать). Именно конная статуя Аврелия вдохновила множество скульпторов на тиражирование всадников)) Вспомните памятник маршалу Жукову на Манежной площади в Москве на коне с поднятым хвостом… Нет, лучше не вспоминайте)).
Что меня невероятно удивило и порадовало в Риме, так это активное участие горожан в наших туристических проблемках. Заблудились, например, не знаем, как пройти на Дерибасовскую к фонтану Треви, — тут же все участливо подсказывают.
Впрочем, как раз к фонтану народ движется таким плотным потоком, что точно не собьешься. «Кинематографический фетиш» окружен, я бы даже сказала — оккупирован туристической толпой и приезжими торговцами, желающими этой толпе что-то всучить: селфи-палку или внешний аккумулятор для телефона. Потому что селфятся все — даже скромные мусульманские женщины в хиджабах.
А вот такой разновидности туристов я раньше не встречала. Целая группа азиатских женщин была одета в одинаковые кофточки и юбки. Фотографировались вместе и ощущение от них было, я вам скажу, не из реальных, я бы это назвала «Инопланетяне захватывают город»…
Человек 16 в одинаковом стройными рядами шествовали неподалеку от нас от Форума до Колизея).
Ребенок на фотографии не наш — просто понравился своим снаряжением и драйвом. А солдатик, которого я решила запечатлеть, смотрит настороженно — не хочет быть героем интернета. Ну, что ему скажешь — с меня взятки гладки, я турист))
Вечером, оббежав Рим, мы, конечно не чувствовали ног, так устали. Площадь Венеции встречала нас относительным безлюдьем и темнотой. Непривычно было после Москвы, где каждое здание подсвечено, наблюдать как все красоты, кроме «Пишущей машинки» тонут во мраке. Экономят электроэнергию, наверное, римские власти.
Следующий день 20 апреля и последний 21 апреля начинался в Ватикане. Потому что католическая Паска. 20-го уже доступ был частично ограничен.
Мы приехали к Собору Святого Петра в 8.30 утра и отстояли честную полуторачасовую очередь. чтобы побывать внутри.
Хотела увидеть швейцарских гвардейцев, охраняющих Ватикан, — и нагляделась, их было накануне Паски предостаточно. Знала всегда, что костюмы гвардейцам рисовал сам Микеланджело и хотела было об этом здесь написать, но решила кое-что уточнить — и вот легенда разрушена((. Да, швейцарская гвардия Ватикана создана давно, 510 лет назад, по распоряжению Папы Римского Юлия II. Но доказательств участия Микеланджело в разработке сюрреалистичной формы не существует. Скорей всего — это просто красивая легенда.
Современные костюмы для швейцарских солдат, — сообщает портал Фома, — были придуманы в 1914 году командиром гвардии Жюлем Репоном. Вдохновением ему послужили фрески Рафаэля Санти. Жюль Репон создал костюм в стиле эпохи Ренессанса, но упростил его, убрав излишнюю вычурность и заменив шляпы на береты.
Не знаю, как вы, а мы внутри Собора Святого Петра буквально плыли в плотной людской толпе — возможно, это следствие приближавшейся Пасхи. Весь центр огромного зала был огорожен, за перегородкой — пустота и расставленные стулья для завтрашних гостей. А сегодняшние гости, давя друг друга, пытались насладиться красотой).
Не обошлось без злобных монстров. Но в святом месте, я верю, они абсолютно безопасны)).
Успела посмотреть Пьету Микеланджело. Слава богу — очень хотела. Сикстинская капелла — увы, отдыхает, приеду к ней в другой раз.
Теперь о самом интересном для меня.
Все-таки одну, давнюю и приятную мечту мы с сестрой в Риме осуществили: нашли знаменитое кафе, в котором Гоголь писал «Мертвые души». Великому нашему писателю никак не писалось в России про российскую жизнь, а стоило уехать в Рим — и поперло! Целых девять раз пришлось ему сюда приезжать между 1837 и 1846 годами, надолго, и, может быть, благодаря Риму, русская литература пополнилась блистательной поэмой в прозе. Надо сказать, что автор «птицы-тройки», помните: «… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи»… так вот, автор «птицы-тройки» Николай Васильевич Гоголь, сидя в любимом своем Риме, к туристам из России относился очень критично. Пообщавшись здесь с русскими, писал своей знакомой:
»Что за несносный народ! Приехал и сердится, что в Риме нечистые улицы, нет никаких совершенно развлечений, много монахов, и повторяет вытверженные еще в прошлом столетии из календарей и старых альманахов фразы, что италианцы подлецы, обманщики и проч. и проч., а как несет от них казармами, — так просто мочи нет».
(кстати, между нами, — в Риме действительно нечистые улицы. А отъедешь от центра — вообще кромешная грязь. Кроме того, проблема обманщиков в т. ч. ворья по-прежнему актуальна: сами итальянцы постоянно предупреждают — держите сумки, считайте деньги, не расслабляйтесь. Валят все, правда, не на своих, а на мигрантов))
Мы знали, — заведение называется Греко, Antico Caffe Greco. И это самая старая кофейня в Риме. Адрес: Via dei Condotti, 86. Шли по Гуглу и, будете смеяться, — оказались у Испанской лестницы, одной из самых популярных достопримечательностей Рима.
Основана кофейня в 1760 году греком, что не удивительно, судя по названию. Имени его не сохранилось (я, по крайней мере, не нашла), а дело живет).
Атмосфера «того самого» литературного и художественного салона 18–19 веков бережно сохраняется. Здесь явно гордятся антикварной мебелью и потемневшими картинами, натуральной патиной на зеркалах и старинных золотых рамах.
Ничего не меняется: те же маленькие мраморные столики и черно-белое меню.
Атмосферу кафе рисовали известные художники и эти зарисовки украшают стены.
А еще здесь на стенах под стеклами хранятся фотографии и личные письма множества великих. Здесь были Гете и Байрон, Адам Мицкевич, и Артур Шопенгауэр, Стендаль и Марк Твен, Жорж Бизе и Ференц Лист. Вот на этом стенде в рамке я опознала Листа — его большой портрет справа.
Здесь общались и пили кофе композиторы Россини, Берлиоз и Вагнер, а также мой любимый кинорежиссер Федерико Феллини. Одно время сказочник Ганс Христиан Андерсен заходил сюда каждый день — он жил в этом доме.
Но где же наш Гоголь? Прошли все кафе насквозь, даже официантов просили найти — бесполезно. И вдруг натыкаемся — он прямо перед носом: под какой-то «священной амбарной книгой», хранящейся за стеклом, — автограф Гоголя!
Я над фотографией немножко пошаманила, чтобы можно было прочитать. Оказывается, это несколько цитат из разных писем Николая Васильевича.
«О России я могу писать только в Риме. Только там она предстоит мне вся, во всей своей громаде. А здесь я погиб и смешался в ряду с другими.
В Риме я писал пред открытым окном, обвеваемый благотворным и чудотворным для меня воздухом.
Рим, наш чудесный Рим, рай, в котором, я думаю, и ты живешь мысленно в лучшие минуты твоих мыслей, этот Рим увлек и околдовал меня.
Всё, что мне нужно было, я забрал и заключил к себе в глубину души моей. Там Рим как святыня, как свидетель чудных явлений, совершившихся надо мною, пребывает вечен».
Вечером второго римского дня мы тусили на площади Навона. Большой компанией. Кроме нас с сестрой, были еще моя дочка, внучка, муж дочери — они живут в Германии и специально приехали на машине повидаться.
В последний для нас римский день началась католическая Пасха. Вся наша некатолическая семья собралась на площади Святого Петра. Ждали появления Папы. Множество людей из разных стран замерли в ожидании.
И собака тоже, удивив своих хозяев, смиренно ждала Папу
А потом наступил этот момент.
Папа, выехав из ворот собора на открытом папамобиле, направился к людям! «Это Он!, — кричал народ на разных языках, — это наш Папа!»
Католическая Пасха. Площадь святого Петра в Риме
21 апреля 2019 года. Крохотный фрагмент — все, что смогла записать))
А потом папа появился на больших экранах и наступила абсолютная тишина, в которой звучал его голос.
Во второй половине последнего римского дня рассмотрела, наконец, дом Данте, мы каждый день проезжали мимо него на трамвае. Оказывается, автор «Божественной комедии» в этом доме не жил, а только останавливался, но память о нем здесь хранят
Съездила на виллу Боргезе. Заплутала немножко, сойдя с автобуса. Спрашиваю у старушки, тщательно выговаривая «Вилла Боргезе». Она знает, но объяснить не может, ни слова по-английски. Устала от непонимания, махнула рукой и повела меня туда дворами! По дороге выяснилось, что я из Москвы. Радость была удивительная! Она обнималась со мной и целовалась в щеки. Была явно растрогана. Я так поняла, прадед у нее русский.
Посмотрела фотографии с Виллы и не стала их публиковать. Ничего, что могла бы быть интересным. Вот, разве что, — очень милый фрагмент жизни в стиле ретро:
Заканчивался мой Рим. Вечером в нашем отеле мы весело общались всей большой семьей, распивали лимончелло и хохотали над шутками, а на следующий день я была уже дома, в Москве.
P. S. Для тех, кто дочитал мое повествование до конца — маленький видеобонус.
РИМ. «КАТЮША» У ПАНТЕОНА
Мы гуляли по Пьяцца-делла-Ротонда, у Пантеона, и услышали знакомую мелодию. Подходим — а там вот такая милота. Записала для вас.
Теги:
Самостоятельные путешествия