Как можно относиться к городу, в котором жил в течение почти четверти века, причем в самую лучшую пору своей жизни — в юности.
Я люблю Казань — родину моих предков, причем узкоглазое скуластое лицо деда, со стороны отца, лучше всего подтверждает семейные легенды о далеких предшественниках, в которых, очевидно, бурлила кровь Великой степи — нужны ли тут подтверждения, к которым сейчас так часто обращаются люди в поисках родственных нитей. Мне эти подтверждения не нужны, — я их чувствую своей дремучей памятью, которая во мне иногда просыпается, независимо от моего желания, ну, а до других, именно в этом вопросе, мне и дела нет.
1
Однако когда прилетаешь в когда-то родной, а теперь уже почти незнакомый город, бродишь по улицам, что до неузнаваемости изменились, как та престарелая красотка, после полномасштабной пластической операции, все же, с надеждой ищешь и желаешь отыскать хотя бы одну знакомую любимую родинку на изменившемся лице.
Не получается. Каждый город имеет душу — об этом в прошлом писали философы, поэты, писатели: Даниил Андреев, Николай Анциферов, Андрей Белый…
Вот и у современной Казани ныне совсем иная душа, а значит это и другой город, с иным дыханием, другой плотью, который, конечно же, помнит свое прошлое, но именно своей «дремучей памятью», которая иногда оживает в свидетельствах артефактов. А люди? Сменилось поколение!
3
Но, вполне возможно, что именно воспоминания о прошлом, заметно расширяют наши горизонты понимания «гения места» того или иного. Ведь приезжая в какой-либо город, деревню, полуразрушенный замок или усадьбу, мы первым делом начинаем ворошить историю.
1
Но, право же! Носитель исторической памяти — человек! Внимательно ли мы относимся к воспоминаниям других людей, ведь в наше время, в котором люди так страдают от «одиночества в толпе», каждый хочет рассказать именно о своем и уж никак не послушать другого.
2
Я брожу по Казани, изучаю, вспоминаю, удивляюсь, радуюсь и печалуюсь…
По-привычке, возникает желание пополнить собственный эпистолярий, и я укладываю воспоминания в строки, принакрывая отзвучавшее прошлое современными впечатлениями стороннего туриста, заехавшего ненадолго в гости, в командировку или по необходимости.
8
«Непрошенный гость — хуже татарина» — гласила русская поговорка. «Непрошенный гость — лучше татарина» — смеялись мои знакомые друзья-татары, будто подсмеиваясь над собой. Люди жили дружно, в независимости от национальности, а Поволжье — это же многоголосье самых разных культур — не только русские, татары, башкиры, но и чуваши, удмурты, марийцы, мордва…
8
И хотя у каждой народности есть своя земля и своя столица, но Казань, как мне представляется, всегда была культурным и духовным центром среднего Поволжья, — так мне всегда казалось, а права ли я! Не хотела бы вступать в споры… «Всяк кулик свое болото хвалит» — гласит опять же народная мудрость. Но я достаточно объективна — и Казань уже «не моя», и уж никак не сравнить с «болотом» — возрос город и похорошел. Хотя — давайте по-порядку и честно.
Хожу по Казани. Вспоминаю. Изучаю современный портрет города, с главной улицей Баумана.
«Ах, ты моя Баумана — бывшая Проломная», как пелось в студенческой песне. Каждый день проходила, пробегала по ней, спешила на работу в институт культуры, в котором преподавала.
3
Настроения были разные — тоскливые, серые будни накрывали и в молодости. И тогда в ритм быстрого шага, я начинала укладывать свое безрадостное настроение:
«12.35. Среда, сегодня, завтра, как вчера, рекламный щит, киоск, дом мод, мороженщик пломбир жует… Бездомный пес угрюм и рыж, январь, мороз, сосульки с крыш…»
Стихотворение было длинным — хватало как раз, чтобы промчаться по Баумана (этакий эпос — что вижу — о том и пою), но уже на Кольце я с надеждой замыкала свою, каждый раз чуть изменившуюся импровизацию: «но этот день я не сотру за смех ребенка на ветру»…
Да. Не стерлось. Только тот ребенок, что смеялся в тот зимний день, не только вырос, повзрослел, но, наверняка, уже познакомился с сединой…
Не ищу открыточных ракурсов для освещения своего путешествия, а просто снимаю улицу Чернышевского, на которой жила когда-то — просто «для себя, на память».
1
Фотографирую Булак.
3
Соседство с ним тогда не любила из-за сырости, которую от него впитывал мой старый дом, кажется построенный знаменитым Фомой Ивановичем Петонди, что приступил к обязанностям казанского губернского архитектора в 1834году.
3
Не знаю точно по поводу авторства проекта моего бывшего дома, который сейчас, тоже после «платической операции» стал иным, но, несомненно «приукрасился и омолодился», но вот дом по Большой Красной 10, где я часто бывала у близкой подруги, точно — Петонди. И здесь уже складывается интересный, забавный сюжет… Помню, как моя Галина — сама художник, сетовала, что постройки 19 века в Казани бездумно идут под снос, так что возможно эта участь ожидает и ее дом. А ведь это дом, который построил выдающийся архитектор, — сокрушалась она.
Потом я уехала из Казани, а потом навсегда уехала и она… Однажды, в один из моих заездов в родной город обнаружила на месте знаменитого дома пустое место и сфотографировала его, чтобы послать подруге в Израиль, где она теперь проживает. Но каково же было мое изумление, когда в этот приезд я обнаружила вновь «возросший» на прежнем месте дом.
3
Причем этот новый дом смело объявляется прикрепленной табличкой, как «объект культурного наследия», дом, построенный Петонди в 1840 году, который якобы «охраняется государством». Уж назвали бы реконструкцией! Было бы честно… Но, увы.
К дому я подошла после посещения Богородицкого монастыря, что ныне находится на своем законном историческом месте — обретения иконы Казанской Божьей Матери.
1
Это место я и в прошлый раз фотографировала — обустроенное, облагороженное. Будто и не было страшных лет разрухи, когда в монастыре располагалось студенческое общежитие. А само место, с древним, сохранившимся фундаментом, оставшимся от первого храма (!) вообще было внутри… Табачной фабрики.
Сейчас на том старом фундаменте возрос новый огромный храм, который уже построен и, кажется, переживает процесс окончательной отделки, поэтому пока огорожен и недоступен для паломников и туристов, а их в Казани, сегодня много.
1
Улыбаюсь, когда едва ли не каждый город на великой Волге время от времени заявляет, что именно он является Культурной столицей Поволжья.
Не буду спорить, но подобное заявление именно от Казани готова встретить с пониманием и сочувствием. В Казани сегодня происходит немало ярких культурных событий — это факт. Кроме того, сегодня нелегко оспорить и лидерство Казани в части развития туризма. Что ж! Работают люди.
Вообще не люблю соревнования и конкурсы, — они, как правило, не слишком объективны.
1
Хорошо помню начало знаменитых зимних Шаляпинских фестивалей, инициированных Театром оперы и балета (ныне уже Академического). Помню и тот конкурс молодых вокалистов, который однажды проходил в рамках фестиваля, поскольку освещала то мероприятие в прессе.
В том конкурсе принял участие молодой и никому не известный студент Красноярского института искусств, кажется третьекурсник, Дмитрий Хворостовский.
Тогда его безжалостно «задвинули» — (председателем жюри был уважаемый профессор из Одессы). Мой слабый голос, вопреки «официозу» поддержал талантливого певца на страницах местной газеты, хотя это было «вопреки», а значит смело (могла бы теперь и гордиться, но я не сохранила ту газетную публикацию — и почему!)
Прошло совсем немного времени и новое выступление, уже всеми признанного великого Хворостовского в рамках Шаляпинского фестиваля, — стало славной страницей истории театра и города. О первом же выступлении певца в Казани, как-то все дружно забыли, а он, похоже, и не помнил зла. После победы в 1989 году на Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе, тогда получил массу приглашений в лучшие театры мира: Лондон, Нью-Йорк, Милан, Вена, Буэнос-Айрес, Зальцбург… Однако родину — Россию, не забывал, горячо любил и нередко выступал на сцене Мариинского театра, других сценах, в том числе и Казанской.
1
Недавно, во время моего пребывания в Казани в Большом концертном зале им. Сайдашева начал свою работу другой конкурс — знаменитый Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки, уже 26-й по счету (!)
1
Этот конкурс впервые был проведен еще в 1960 году и до 2014 года систематически проводился один раз в два года. Долгое время бессменным председателем жюри этого конкурса была народная артистка СССР Ирина Архипова и следует отметить, что этот конкурс имел хорошую репутацию в международным музыкальном сообществе, дал путевку в жизнь многим выдающимся оперным артистам. Лауреатами этого конкурса в разное время были Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко и другие.
В этот раз жюри возглавила выдающаяся певица, когда-то обладательница первой премии этого конкурса, Альбина Шагимуратова (регалий много, перечислять не буду, потому что не рецензию же пишу). Так же обойдусь без перечисления регалий знаменитых вокалистов современности, которые участвовали в работе жюри, что, конечно же, добавило авторитетности музыкальному форуму: Ирина Богачева, Ольга Бородина, Лариса Гергиева и другие, не менее маститые певцы, педагоги, музыкальные деятели.
Музыкальное событие, свидетелем которого я была в течение нескольких дней, было по-настоящему знаменательным, ведь это возрождение знаменитого конкурса, который не проходил в России уже пять лет.
Отныне, Казань, по своей инициативе принявшая эстафету, кажется, хочет закрепить за собой право проведения этого форума и в дальнейшем. Что ж! Снова молодцы! Попутного ветра в паруса творчества!
8
Форум необыкновенно порадовал уровнем и качеством всех участников, а их, стосковавшихся по знаменитому конкурсу, оказалось более двухсот(!)
Было так интересно и приятно слышать великолепие молодых голосов! Впрочем, конкурс транслировался в прямом эфире, поэтому в архивах конкурса и сегодня можно возобновить воспоминания об отзвучавших драгоценных мгновениях.
Традиционно в мае, в Казани проходит и другой, ставший уже знаменитым, фестиваль классического балета, названный в честь Рудольфа Нуриева.
Прочитала в интернете, что этот майский (с 13 по 30 мая), будет уже тридцать вторым по-счету, и удивилась — как летит время!
Последний раз на этом фестивале была в 2014-м году, однако в этом году, в рамках моего апрельского пребывания Казани, посетить фестиваль не получалось. Зато, наконец-то увидела новый, вызвавший столько пересудов памятник Рудольфу Нуриеву, в авторстве Церетели.
3
Я бы не сказала, что памятник вызвал мое эстетическое отторжение. Не будем строги по-поводу запечатленных в камне позиций рук и ног, — условно полет впечатляет, а это главное. Надо сказать, что дискуссия, которая развернулась и в СМИ, и за тихой чашкой кофе «на кухнях», у заинтересованной части местной интеллигенции, не касалась качества скульптуры, но вызывала всеобщее огорчение по-поводу выбранного места.
Я не старалась высказывать своего мнения до того, как сама должна была этот новый памятник увидеть. Но вот увидела. Запечатлела с разных сторон и решительно согласилась с мнением многих неудовлетворенных.
3
Понятно, что памятник хотели поставить непременно рядом с театром (к которому, кстати, Нуриев не имел отношения, так как, будучи татарином, все же был рожден в Башкирии).
Были сумасшедшие предложения поставить новый памятник «вместо Ленина», на центральной городской площади Свободы — перед театром, но этот странный клич, к счастью не был услышан. С боков здания театра, места уже заняты — Тукаем и Пушкиным — не потеснить, да и полет Нуриева требовал пространства. Великие крассики скромно себе стоят в нишах, а этот, согласно жанра рвется вдаль… Однако вот эта даль-то обозначена как-то спорно…
5
Сейчас танцовщик, который оказался на задворках театра — (с черного входа место, куда завозят декорации), словно рвется в театр, а его не пускают? Потому, как камень увековечил стремление навечно. Если бы его развернули… Великий танцовщик являл бы собою фигуру, убегающую из театра… Общественный туалет, в Ленинском саду, куда было бы направлено движение, конечно, убрали бы, но…
В общем сфотографировав новый памятник Нуриеву, я пошла к другому спорному объекту, который тоже вызвал заинтересованную дискуссию, а по дороге все вспоминала тот приезд Нуриева в театр, когда он, уже знаменитый, но, к великому несчастью, уже смертельно больной человек, вызвал некоторый ажиотаж своим посещением.
Я не люблю быть «в толпе почитателей», а работы по театру, в тот раз у меня не было, поэтому знала о посещении Казани и театра Нуриевым, от своих друзей, которые были с ним действительно в настоящих дружеских отношениях, а поэтому беседы были откровенные. Тайн не было, и я обо всем знала, как говорится «почти из первых уст», понимая теперь, какие «неточные, но складные интерпретации» зафиксированы ныне «для истории». И вновь, я не возражаю, ибо интерпретации, иногда бывают симпатичнее и полезнее…
Пока размышляла — дошла до улицы Баумана в той ее части, которая ближе к Кремлю и где установили не так давно новый странноватый памятник под названием «Конь-страна».
2
Должна сказать, что народ в Казани достаточно темпераментный, поэтому реакции бывают бурные, но, к счастью, незлобные.
Новую скульптуру, в которой автор Рафаэль Сайфулин — финский художник, татарского происхождения, по его словам «сконцентрировал свою любовь к исторической родине», он оценил, как говорят в двести тысяч евро. Должна признаться, что большинству казанцев такая любовь не очень-то понравилась, хотя место для коня выбрано как раз очень удачное. Так перед станцией метро «Кремлевская» было пусто, а стало симпатично.
Не сомневаюсь, что вскоре к этой скульптуре «притерпятся», как парижане к Эйфелевой башне и уже никого не будет возмущать острая пика на седле — вот как хочешь, так и восседай… Лучше уж, наверное, вести конягу под уздцы.
На самом деле, на спине коня разместилась татарская деревня, но это при близком рассмотрении. И вообще весь конь — это каталог символов. Сейчас пикеты против коня уже не проводятся — а были. Народ упражняется в остроумии… Коня называют по-разному, например «Страшилой». Высказываются по-разному: «Логотип Камаза и то в 100 раз симпатичнее», но мне понравилась милая детская кличка «Лошарик»…
А и пусть стоит! Деньги-то уж уплОчены…
А вечером, с подсветками и красиво, и таинственно: Чудо-чудесное…
3
Поскольку с Лошариком я общалась недолго, самое время было пройти и в близкий Кремль, посещение которого в этот раз снова стало ярким и запоминающимся. Дело в том, что я давно собиралась познакомиться с местным филиалом Петербургского Эрмитажа.
Однако не менее запоминающимися оказалась и выставки из фондов Эрмитажа: «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», а также еще одна — «В поисках золотого трона».
О них, наверное, впоследствии стоит рассказать подробнее, дабы не смешивать мои, слишком разнообразные впечатления. (Но золота много)).
Ярким и запоминающимся стало и мое посещение вновь открытой после ремонта и реставрации Галереи современного искусства. Это посещение достойно отдельного разговора и он, конечно же, еще впереди.
Надо сказать, что казанская коллекция русского авангарда начала 20 века, очень богатая.
2
Подлинники Малевича, Кандинского, Кончаловского, Фешина и многих-многих других!
Кто понимает — тот и из Австралии примчится, чтобы посмотреть.
Но, кажется, я увлеклась рассказом. Пора заканчивать. Вечерняя Казань в подсветках очень красива, но ледяной ветер гнал под домашний уютный кров.
Такой вот «отчет о прогулках по апрельской Казани 2019 года» получился.
3
Может ли Казань претендовать на звание Культурной столицы Поволжья! Мне кажется, что это вопрос риторический. Так что приезжая в этот город даже на пару дней, не ограничивайте себя фотографированием с толстым бронзовым котом на улице Баумана! Знайте — этот город таит в себе много по-настоящему интересного и я была бы рада, если бы этот мой рассказ, хотя бы немного указал правильные движения на пути истинно культурного ознакомления и обогащения.