С вечера мы договорились с сестрой, что как только они проснутся, просигналят мне в мессенджер.
Проснувшись часиков в семь, я неспешно собралась, съела банан и йогурт, оставленные в номере сестрой при побеге к мужу, и даже показала нос на улицу. Нос на улице замерз, да и далеко не уйдешь, интернета-то нет. Ближе к девяти начала волноваться, что сладкая парочка все выходные проспит, а у нас же план осмотра города, и начала сигналить сама. Оказалось, они уже встали и почти собрались.
В десятом часу мы все-таки вышли из отеля, но сразу же осели в ближайшем кафе с булочками и круассанами. Нам-то с Юлей хотелось в центр, в гущу событий, но наш мужчина без заправки кофе и круассаном идти отказывался.
После завтрака поехали на станцию метро Chaussée d’Antin — La Fayette в одноименную Галерею. Не то, чтобы мне нужно было что-то срочно купить (хотя списочек покупок был), но засела у меня в голове мечта еще с прошлогодней поездки в Париж — выпить кофе с пирожным в кафе Angelina.
Зять сказал, что не намерен толкаться среди толп туристов, дорвавшихся до шопинга, и засел с газетой в ближайшем к Галереи кафе, отведя нам полтора часа на разграбление магазинов.
Мы же решили, что на шопинг надо настроиться, и проследовали в кафе Angelina.
1 из 2
2
Кафе понравилось. Бюджетным его не назовешь, но и жутко дорогим тоже. Кстати, за столиком у них все дороже, чем, если брать на вынос. И еще, с утра это островок спокойствия в шумной галерее Лафайет (2 раза проверяла). Когда мы уходили (ближе к полдвенадцатому), столики стали заполняться.
Времени на шопинг почти не осталось, пришлось примерять вещи и думать, стоит ли их покупать, быстро. Охота на вещи удалась, а время, отведенное на шопинг, истекло. Пришлось разделить силы: я пошла оформлять Tax-refund, a Юля пошла к мужу.
Tax-refund я получила довольно быстро наличными на первом этаже Галереи, пообещав при выезде из EC зарегистрировать покупки. Как гарантию, что не обману, оставила данные банковской карты. У них есть русскоязычный персонал. Очень удобно, потом не надо было стоять за возвратом в очереди в аэропорту.
Сладкую парочку я нашла в греческом кафе. Зять времени не терял, и прикупил себе свитер, что увеличило его мобильность (в тонюсенькой курточке в холодном Париже далеко не уйдешь). Во время обеда он нам сообщил, что желающие приглашаются на выставку «Rouge. Art et utopie au pays des Soviets» («Красный. Искусство и утопия в Стране Советов 1917–1953») в экспозиционном центре Гран-Пале (выставка открылась в конце мае и продлится до 1 июля). Мы с сестрой энтузиазма не проявили, решив, что лучше погуляем по городу. Посетовав, что наши сытые брюхи к ученью глухи, зять отправил нас осматривать Париж, пообещав вечером устроить культ-просвет.
Оставшись без присмотра, мы покрутились в районе Опера, прошли мимо Пале Гарнье (Palais Garnier) — знаменитого Гранд Опера, построенного при Наполеоне III, ярчайшего образца архитектуры Второй империи.
2
и отправились гулять в Сад Тюильри (jardin des Tuileries).
Несмотря, на мягко говоря, прохладную погоду, весна в Париже полностью вступила в свои права. Газоны были высланы изумрудным ковром, а клумбы пестрили всеми цветами радуги.
1 из 3
1
Покидать сад совсем не хотелось, но была у меня «хотелочка» — посетить Церковь Сен-Жерме́н-де-Пре (Eglise Saint-Germain-des-Prés), что в переводе с французского означает «Святой Герман на лугах». Когда озвучила свою мысль Юле, она согласилась, что давненько мы не были в Сен-Жермен и это нужно исправить.
Времени на осмотр Сен-Жермен было не так много. В любой момент мог позвонить зять.
Так спешили, что, когда стали просматривать фотографии, заметили, что фото церкви не сделали.
Современная церковь Сен-Жермен была построена в 9 веке на месте старой церкви, разрушенной норманнами. Колокольня была воздвигнута в 12 веке и является одной из самых старых во Франции. Большая часть внутренней отделки относится к 11–12 векам. Как и большинство церквей Парижа, Сен-Жермен невозможно отнести к одному архитектурному стилю. Это и не удивительно, за время существования церквь пережила не одну масштабную реконструкцию. Последняя была произведена в 19 веке с целью устранить разрушения нанесённые церкви во время Французской революции и последующие годы забвения. Как раз к этому времени относятся росписи.
О том, что на территории церкви находятся захоронения династии Меровингов, а также могила Декарта я узнала постфактум. Не страшно, будет повод ещё раз в церковь зайти.
Воссоединение нашей компании произошло рядом с церковью Мадлен.
Выставка зятю понравилась, и, судя по его рассказу, она на самом деле довольно интересная. Вопрос только в том, стоит ли в Париж ехать, чтобы про СССР побольше узнать. Но, на всякий случай, перескажу с его слов. Фото, к сожалению, нет. Фотографировать он не любит.
На выставке показана эволюция искусства сначала России, а потом и СССР в период начиная с прихода к власти большевиков в 1917 года и заканчивая смертью Сталина в 1953 года.
Если в 20-х — начала 30-х годов в искусстве преобладает конструктивизм, появляются новые формы во всех жанрах искусства.
То начиная с середины 30-х годов происходит возврат к классическим элементам, но с новыми настроениями. Так монументализм, в архитектуре сталинской эпохи, напоминает неоклассицизм. В портретной живописи также происходит возврат к классическому портрету, только изображен на нем не аристократ, а рабочий или труженик села.
Для создания антуража на выставке вывешены агитационные плакаты и крутят отрывки советских фильмов.
Вечер подкрался как-то незаметно. А между тем, стрелки на часах показывали пол-восьмого.
На вечер я забронировала столик в пиццерии рядом с нашим отелем, чтобы далеко не ходить. Но планы резко поменялись. Во время осмотра выставки (вот и отпусти мужчину одного) зять созвонился с другом и договорился выпить по бокальчику в итальянском ресторанчике. Там, как раз, проходила встреча итальянцев, живущих в Париже. Под указанные характеристики подходил только друг, он то и должен был стать нашим проводником в «кружок по интересам».
Местечко называлось «Pastaland», располагалось в 17 округе рядом с метро Brochant по адресу Rue Guy Môquet 15 (уж не знаю какими судьбами среди восточных и африканских заведений оказался этот островок Италии) и представляло собой что-то между тратторией и магазинчиком продуктов.
Когда мы подошли к заведению, увидели что за столиками сидело человек 30, причем Франческо среди них мы не заметили. Хозяин заведения был удивлен, что Франческо собирался придти, да и мест не было. Ну итальянец не будет итальянцем, если не опоздает. Мы пошли переждать в бар. Через полчаса Франческо все же появился, выпил с нами бокальчик и возглавил нашу нестройную (я не про фигуры, я про шаг после выпитого) колонну в «Pastaland».
Народ уже немного разошелся, и для нас нашелся свободный столик. Мы заказали пасту и бутылочку вина. Какого же было наше удивление, когда нам принесли пиццу, причем абсолютно бесплатно. Пасту в они делают сами и делают хорошо. Нам понравилось. Вино Mockarta Perricone тоже приятным открытием стало.
После ужина сытые и довольные отправились в отель. Дабы хоть немного прогуляться, вышли из метро, не доезжая пару станций до нашей, и прошлись до отеля пешком.
Еще с вечера договорились утром не ставить рекорды по раннему вставанию и собраться в холле часиков в 9.
Так и сделали. Выписались из отеля и поехали в Латинский квартал завтракать.
По дороге зашли в кондитерскую Carl Marletti (51, rue Censier). Пирожные там — мечта сладкоежки. Я купила сразу два. Одно съела из-под полы в Dose, за что была пристыжена зятем, а со вторым так и ходила весь день.
Кофе отправились пить в кафе Dose (73 Rue Mouffetard), где готовят превосходный капучино, а атмосфера возвращает в студенческие годы. Хотя, в студенческие годы, которые пришлись на конец 90-х, вкусного капучино я ещё не пробовала.
1 из 2
1
Позавтракав, отправились дальше обследовать Латинский квартал. Большинство достопримечательностей, которые я хотела посмотреть в этот раз в Париже, располагались в Латинском квартале (наверное, страничка залипла в путеводителе). Удивительно, что специально ничего не искали. Так, гуляя особо без цели, наслаждаясь весенним солнышком, набрели на Церковь Сент-Этьенн-дю-Мон.
Строительство церкви Сент-Этьенн-дю-Мон началось в самом конце 15 века и закончилось в первой четверти 17 века. Фасад её причудливое сочетание готики и стиля Ренессанс. В церкви находится рака с мощами Святой Женевьевы, патронессы Парижа, спасшей в 451 году город от нашествия гуннов.
1
Во внутреннем интерьере церкви преобладает готика: стрельчатые окна, нефы с ребристыми сводами, витражи. Однако, пожалуй самый привлекательный элемент интерьера, делающий церковь уникальной — украшенный ажурным декором и продолжающийся в винтовых лестницах амвон, явно навеян Ренессансом. Амвон был создан Филибером Делормом в 1521–1525 годах.
Не так далеко от Сен-Этьенн-дю-Мон расположилась еще одна знаковая церковь Латинского квартала — Церковь Сорбонны.
Пройдя мило Пантеона (лучшего образца французского классицизма и усыпальницы выдающихся людей Франции)
1
мы оказались рядом с ней.
Церковь Сорбонны — одно из самых старых зданий Университета (построена в 1635–1642 годах Жаном Лемерсье). Барочный фасад с колоннами увенчан изящным куполом. В церкви расположена гробница кардинала Решелье.
1
К сожалению, внутрь церкви мы не зашли. Она была закрыта по непонятным причинам. Будь я одна, может быть, и подождала открытия, но компания моего порыва не оценила.
А дальше, по улочке с симпатичными кафе и ресторанчиками
1
через сквер René Viviani, проследовали к собору Нотр-Дам.
Внутрь Собора решили не заходить, очередь большой показалась. Думали, вот в следующий раз в Париже…
Так и ушли не солоно хлебавши, уже с набережной сделав фото на память
1
На следующий день, уже дома, смотрела новости о пожаре в Соборе и ловила себя на мысли о хрупкости мира, а, особенно, прекрасного в нем. Было страшно, что символ Парижа будет потерян навсегда.
Дальше прошли через набережную Лувра и посмотрели на бегущих марафон.
1
Марафон проходил по всему городу, так что многие улицы были перекрыты. Впрочем, нам, пешим, это никак не помешало.
Проходя мимо замка Консьержери, заметила часы. К своему стыду, до этого их не замечала и ничего о них не знала. Сфотографировала, потому что понравились, а уже дома прочитала, что, оказывается, это первые городские часы Парижа.
1
Часы были созданы в 14 веке часовником из Лотарингии Анри де Виком. Циферблат часов видоизменялся в 15, 16 и 17 веках. Во время Французской революции деревянные фигуры, олицетворяющие Закон и Правосудие сожгли как символ самодержавия, но в 19 веке их восстановили.
Неспешно гуляя, прошли мимо Лувра,
1
Комеди Франсе (Comédie-Française), где на балкончике плелись театральные интриги,
1
и оказались на Вандомской площади с ее знаменитой Вандомской колонной (a colonne Vendôme), воздвигнутой по декрету Наполеона I в. память побед, одержанных им в 1805. По легенде она отлита из металла пушек, поверженных в битвах противников. На самом же деле, она каменная и обложена бронзовыми пластинами с барельефами.
1
Несмотря на то, что мы основательно промерзли, в отель возвращаться не хотелось, но время близилось к вечеру и нам нужно забирать вещи и разъезжаться по домам.
В этот раз RER не подвел, и я без приключений добралась до аэропорта CDG.
В аэропорту зарегистрировала формы tax-refund в специальном автомате (очень просто и даже очереди не было), забежала в Duty Free и поспешила к выходу на посадку.
Мое путешествие закончилось, но осталось море впечатланий и приятных воспоминаний.