На днях в новостной ленте прочитал о том, что «Нью-Йорк Таймс» опубликовал материал об уральском городе Асбесте. К чему бы это? Ведь, уверен, что 99% их читателей слыхом не слыхивали о существовании этого города. Что это? Не будем гадать — пусть над этим думают политологи. А я постараюсь вкратце познакомить вас с городом, отчётов о посещении которого на нашем сайте тоже нет.
Кудель — так в старину на Руси называли лён. Исстари на Урале находили камень, который расщеплялся на волокна, и из него можно было плести веревки и ткать полотна.
Известна легенда о первом знакомстве русских царедворцев с горным льном. Однажды Никита Демидов подарил Петру I белоснежную скатерть. Да вот беда — не удержал кубок в руке и разлил вино на подарок. Тут же схватил скатерть со стола и бросил в огонь. В ответ на брань осерчавшего Петра, Демидов достал холстину из огня — она была как новая…
В ХIХ веке в болоте рядом с Белоярский слободой крестьяне находили горную кудель — так тогда назывался асбест. А в 1884 году горный инженер А. П. Ладыженский в Кудельском болоте открыл месторождение асбеста. Уже в следующем году здесь появился первый прииск — Вознесенский. 20 июня 1889 года было дано официальное разрешение Горного департамента на разработку месторождения. Эта дата считается датой рождения будущего города Асбеста.
Посёлок старателей был назван Куделька. О нем упоминал в своих сказах и П. П. Бажов. Добыча минерала велась открытым способом, вручную.
Условия труда были неимоверно тяжелыми.
Несмотря на трудности, карьер рос. К концу ХIХ века открылась первая обогатительная фабрика. Асбест поставлялся и на экспорт — в Германию, Англию, Японию…
Первое, на что обращаешь внимание по приезду в Асбест — в городе нет старинных зданий.
Самые старые постройки — 50-х годов прошлого века.
Это не удивительно — карьер, расширяясь, пожирает город. Прям, Франкенштейн какой-то… Когда-то было два карьера — Центральный и Южный. Между ними, вот за этой, ныне заброшенной, водонапорной башней
была перемычка с автодорогой. Сейчас оба карьера объединены. Только проехать до края этой «дороги в никуда» нельзя — забор какого-то предприятия.
В целом, Асбест — типичный советский городок с единственным градообразующим предприятием. «Хрущевки», «брежневки»
и необходимый минимум объектов соцназначения — детсады, школы, Дворец культуры. Здесь к ним можно добавить ещё и историко-краеведческий музей. Перед входом — глыба асбеста и вагонетка, в которой породу доставляли из карьера.
Сам музей расположен на втором этаже пристроя к жилому дому.
Четыре небольших зала, экспозиции в которых рассказывают о природе, истории Асбеста и окрестностей, и о «хлебе насущном» — хризотил-асбесте
и изготавливаемой из него продукции — асбестовые ткани и набивки, диски сцепления и тормозные колодки, нити и шнуры.
Неплохой музей. Вот только осматривать пришлось самостоятельно и познавать историю этого края по сопроводительным надписям экспонатов. В отличии от многих других провинциальных музеев, здесь в экскурсоводе было отказано. Видите ли, он работает для групп не менее 10 человек… А вот, к примеру, в недавно посещенном Ялуторовске нас в музеях экскурсоводы по головам не считали! После музея был сделан небольшой объезд на машине по городу.
При строительстве соцгорода треста «Ураласбест» в 50 — 60-х годах прошлого века, естественно, никто не думал о верующих. Только в 1991году был заложен храм Владимира равноапостольного, который был освящен в 1994 году. Как-то получилось, что не сфотографировал я его… Фото из интернета.
А в 2006 году началось строительство мечети Иршад.
Чему в середине прошлого века уделялось большое внимание — это культуре и спорту. Во время великой Отечественной войны в Асбесте появилось четыре лагеря для военнопленных. Здесь содержалось более 9000 немцев, австрийцев, румын, японцев… Руководил этим «хозяйством» отдел Управления немецкими военнопленными N467. Пленные трудились не только в карьере, но и на стройках народного хозяйства. Их силами в 1955 году в городе был построен Дворец культуры.
Для украшения Дворца требовалась ещё какая-то «изюминка». Тогда популярны были скульптурные композиции. Пионеры с барабанами — горнами, девушки с веслами… Только ДК — это не Дворец пионеров и не стадион. И руководство отдела УНВ 467, видимо, тоже это понимало. Они пригласили для работы молодого выпускника Суриковского училища Эрнста Неизвестного. Итогом его творчества в Асбесте стали две скульптуры — Наука
Первые работы Мастера, ставшего впоследствии знаменитым на весь мир…
Не знаю, в какие годы в Асбесте был построен стадион «Строитель». Карьер наступал, стадион ликвидировали. Но то, что от него осталось, произвело на меня большое впечатление. Центральный вход — арка.
Пусть сильно «потрепанный»,
но, как говорят — голь на выдумки хитра! За этим ретро-въездом расположились гаражи местных жителей!
Где ещё на этой планете автолюбители могут похвастаться таким украшением своего ГСК?
Вот только как долго гаражи здесь простоят? Ведь карьер уже совсем рядом… Буквально в километре одна из точек, откуда можно взглянуть на эту рукотворную «ямку».
Впечатляет! Длина карьера — 11,5 км. Ширина около 2-х километров. Глубина 350 метров и это не предел. С учётом залегания асбеста до 1 километра, она может достигнуть 700 метров. Общая площадь — 90 кв. км. Площадь города гораздо меньше…
Одно было плохо на этой обзорной площадке — сильно мешали деревья. Пришлось проехать больше 10 километров вдоль карьера, чтобы попасть на официальную смотровую на другом «берегу».
Площадка хорошо обустроена — асфальтовое покрытие, надёжное ограждение, чистенько. Да и, вероятно, пользуется популярностью. Одновременно с нами здесь было три машины. И это в будний день! Обзор здесь был лучше, присутствовала другая беда — солнце.
Снимать происходящее в глубине карьера оно не мешало, и я сосредоточился на созерцании процесса добычи породы. Глядя на технику, ощущал себя Гулливером — настолько игрушечной она выглядела.
БелАЗы грузоподъемностью от 30 до 130 тонн.
Экскаваторы с объёмом ковша 8–10 кубометров.
Электровозы, тянущие за собой составы совсем не игрушечных думпкаров.
Кстати, протяженность ж/д путей — 250 километров! И все здесь по максимуму электрифицировано.
Немного отвлекусь. В 18 километрах от Асбеста расположена крупнейшая электростанция на твердом топливе — Рефтинская ГРЭС.
Её доля от общего объёма поставляемой в энергосети области энергии — 40%. Даже Белоярская АЭС (которая от Асбеста на десяток километров дальше) выдаёт в энергосети меньше. Естественно, находясь рядом с такими «батарейками», Асбестовский карьер не испытывает недостатка энергии. Ежегодно добывается 30 млн тонн горной массы. И хотя содержание асбеста в породе невелико — всего 2,28%, комбинат вырабатывает 45% хризотил-асбеста в России и 21% добычи в мире. Конечно, асбест вредный для организма человека минерал. В 90-е, когда начался бум по закрытию всего, что работало и приносило прибыль, была большая кампания по закрытию карьера. Комбинат выстоял. Наверняка были произведены работы по модернизации производства. Я привык верить своим глазам. В далёком прошлом, помню, город был серым от асбестовый пыли. Сейчас этого не увидел — просто неприбранные улицы после резкого стаивания снега.
Вот таким предстал передо мной Асбест. И я закрыл ещё одно маленькое белое пятнышко на карте Туристера.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия