На Аюттайю надо закладывать два полных дня. Приехать утром пораньше, переночевать в городе и уехать вечером на следующий день. Так, на мой взгляд, хватит времени, чтобы спокойно посмотреть не только основные несколько храмов, находящиеся в сердце старого города, но и более отдаленные и менее популярные достопримечательности. У нас были сутки.
Мы хотели добраться до Аюттайи из Бангкока с комфортом, купив в уличном турагентсве билет на минивен. Не один раз приходилось покупать билеты в уличных агентствах, но на этот раз что-то пошло не так. Минивен не приехал. Деньги вернули без проблем, но время было потеряно. Вернув деньги, мы взяли такси до вокзала Хуа Лампонг (hua lamphong) и отправились в Аюттайю поездом. Билет до Аюттайи из Бангкока стоит 15 бат и даже с учетом такси поездка обошлась дешевле, чем на минивене (300 бат с человека).
Поезда ходят достаточно часто, а поездка в вагоне третьего класса оказалась совсем не страшной. Чуть меньше двух часов в пути — и мы в Аюттайе. По совету туристов игнорируем многочисленных таксистов на вокзале и идем напрямик к лодочной станции, переезд через реку стоит 5 бат. Ошибиться невозможно, так как к станции идет вся сошедшая с поезда толпа немногочисленных самостоятельных туристов.
А вот тут хочу сделать отступление и предупредить тех, кто только собирается ехать. Аюттайя — город немаленький, и растояния в ней вполне приличные. От станции до центра исторической части идти и идти. Для меня не составляет проблем проходить большие расстояния, особенно в отпуске, но не всем легко даются пешие прогулки по жаре. Так что имеет смысл если и не соглашаться на услуги таксистов, то хотя бы поймать тук-тук.
Этот же совет касается осмотра дальних достопримечательностей. Карта города с достопримечательностями, которую предлагают туристам, на самом деле является весьма приблизительным планом, на котором не соблюден масштаб. И если в самом центре старого города руины расположены достаточно близко друг к другу, то отдаленные достопримечательности, расположенные на «карте» совсем рядом, на деле могут быть разделены несколькими километрами.
В первый день мы гуляли по центру старого города пешком. Учитывая, что приехали уже после обеда, времени до заката оставалось не так уж и много, каких-то 3–3,5 часа.
Поскольку отель я заранее забронирована на Наресуан Роад, то вполне логично было пройти по ней и начать осмотр с одного из главных храмов города — ват Махатхат (Wat Mahathat).
И вот здесь стоит сказать о той самой ложке дёгтя, вынесенной в заголовок. Дело в том, что руины храмов в Аюттайе можно осматривать только снаружи, да и то ко многим близко не подойти. Пожалуйста, осматривайте с расстояния 1–2 метра. После Камбоджи, где храмы были открыты для доступа всех желающих и единственным ограничением был дресс-код, это стало для меня разочарованием.
В защиту Аюттайи могу сказать, что зато посещение многих храмов бесплатное, билеты нужны только в те, которые считаются must see, но даже туда билеты стоят недорого — порядка 50 бат с человека. А в паре случаев, включая и Ват Махатхат, мы зашли и вовсе без билета. И не потом что злостные нарушители, а потому что были открыты боковые входы на территорию, где билеты никто не спрашивал.
Ват Махатхат содержит главную «визитную карточку» Аюттайи — голову Будды, застрявшую в корнях дерева. Легенд об этой голове сложено много, но мне импонирует простая идея о том, что голова просто упала, затерялась и со временем проросла с корнями дерева, ведь известно, что бирманцы, напав на Сиам в 1767 году, отрубили головы многим статуям Будд, чтобы не просто раззорить город, но и сломать его дух.
Традиционное фото перед этой головой делать не стала. Одно, семилетней давности, уже есть.
Некоторым статуям приделывают новые головы, но новодел виден сразу.
Следующим посещенным храмом стал Ват Ратчабурана (Wat Ratchaburana), единственный из древних храмов Аюттайи, где туристам разрешено заходить в пранг. И тут снова ждало разочарование: древние фрески, сохранившиеся на потолке храма, которые были доступны к обзору 7 лет назад, оказались закрыты деревянным современным потолком.
Следующий храм — Ват Яннасен (Wat Yannasen) — мы нашли случайно, так как он даже не отражен на карте достопримечательностей города. Какую-либо информацию о нем (кроме адреса) в интернете тоже найти не уалось. Так что только фото.
Ват Тхаммикарат (Wat Thammikarat) удивил. Я для себя назвала его собачьим. На территории храма содержатся и проходят лечение бездомные собаки, о чем упоминается на многочисленных урнах для подаяний. На момент нашего посещения в храме содержалось 70 собак, но, судя по исправленным цифрам, их количество бывало доходило и до сотни.
Удивило и то, что в действующей части храма монах не только не стал ругать нас, но сам предложил пройти и сфотографировать статую будды.
Клетки с собаками издалека видели, но фотографировать не стала. День клонился к вечеру и надо было идти дальше.
Ват Прасисанпхет известен, наверное, каждому любителю боевиков. Именно в нем снималась начальная (и очень красивая) сцена боя в знаменитом Mortal Kombat. Я этот фильм посмотрела перед поездкой в Таиланд исключительно ради видов Аютттайи. Три белоснежные чеди, стоящие в ряд, такие, как на фотографии (все три в один кадр не влезли) являются ещё одной «визитной карточкой» Аюттайи.
В этом храме мы застали закат, после чего устало поплелись в свой отель.