Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Гитхорн — Нидерланды Март 2019

Представляю, что мне скажут насчёт множества Венеций, да ещё в Голландии, где есть Амстердам. Буквально на днях по этому поводу перекинулась парой слов с одним из туристерцев, мнение которого насчёт других Венеций в Голландии, радикально: «этим вообще стыдно, имея Амстердам…».

Но всё же «слов из песни не выкинешь» и Гитхорн, даже сами голландцы, именуют «Голландской Венецией». Да, Амстердам и Брюгге не согласны с этим и оспаривают звание, но по количеству мостов и мостиков на душу населения — более 170 на 3000 жителей, Гитхорн опережает, а ещё, единственным средством коммуникации в историческом центре являются каналы, улиц там вообще нет, чем не могут похвастаться ни Амстердам, ни Брюгге.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

В мае 2014 посетили эту деревню, но проездом, тогда понравился не только туристически раскрученный Гитхорн, но и прилегающие окрестности с многочисленными озёрами, уютными городками на каналах и великолепными вело дорожками. Решили, что обязательно вернёмся и вот мы здесь.

Гитхорн в мае (2014 год) более красочный из-за зелени.

На сей раз в плане двух-дневной вело поездки:

• более тщательное знакомство с деревней Гитхорн:
  • с окрестностями и городками Steenwijk, Meppel и другими.

Посетили 23–24 марта, в это время здесь настоящая весна, об этом написала в отчёте Kрасота весны и курьёз с отелем Гитхорн в Козьем роге. Но ложку дёгтя добавил штормовой ветер с океана, затрудняя дыхание при езде и сдувая с дорожки, зато разгоняя тучи и не давая пролиться дождю, который обычно сопровождает нас в весенних поездках по Нидерландам. Если не считать этой «мелочи», то путешествие удалось на славу.

Деревня Гитхорн.

Когда то здесь производилась добыча торфа, что привело к образованию небольших озер, позже соединённых каналами. Центр деревни расположен на одном протяженном канале со множеством ответвлений, составляющих «улицы» и «переулки», что и указано в названиях каналов (…straat — улица, …weg — переулок).

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Деревня взята под охрану государства и считается деревней — музеем. Бережно поддерживается аутентичное оформление, когда вместо черепицы крыши накрывают камышовыми снопами в старинном стиле. Домики не похожи друг на друга и выглядят миловидно под камышовыми крышами, с изумрудными лужайками, геранью, гортензиями, азалиями, разноцветными рододендронами, смотрится всё сказочно красиво.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Ресторан, молчаливый утром, вечером светился огнями и был заполнен туристами (следующее фото слайда).

Главная особенность исторического центра деревни — полное отсутствие автомобильных дорог, которые заменили речные каналы. Средством передвижения являются лодки и катера, работающие на электричестве. Наземный транспорт — только велосипед, но в туристический сезон и этот вид транспорта запрещён по центру для безопасности многочисленных туристов.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Вода в каналах прозрачная и чистая, а берега соединяют очаровательные деревянные мостики, перекинутые к каждому дому, к которому проведён свой канальчик.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Первые упоминания о Гитхорн относятся к 1225 г. Название деревни до сих пор остаётся спорным вопросом:

• по одной версии — из-за огромного количества козьих рогов (дословный перевод названия деревни — козий рог), которые остались от животных, погибших при наводнении в 1170 г.
  • лингвисты же настаивают на другом толковании: «в воде выступающий угол страны».

Да Бог с ним, с названием, главное — деревня очень интересна с туристической точки зрения.

Преимущество поездки ранней весной — малое количество туристов, впрочем и те гуляли и катались после 10 утра, так что мы спокойно любовались деревней утром и вечером. Обычно здесь столпотворение уже с мая, но и в марте без вездесущих китайцев не обошлось, к счастью, их «выгуливали» позже.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Набережная, обычно заполненная судами, туристами и столиками из ресторанов, в это время ещё пустует. Но после 10 начинается пора организованных туристов.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Туристические суда на каналах соблюдают правила водного движения, имеются даже светофоры на перекрёстках каналов. Для местных жителей таких строгих правил нет — они могут двигаться в любом направлении, но в самый пик свои лодки используют редко. А вот для местной молодёжи вообще никаких правил не существует. Возвращаясь вечером в отель, были несказанно удивлены, как ребята 16–18 лет рассекают по каналу исторического центра на бензиновых моторках. Вот тебе и бесшумные электросуда.

На территории обустроено несколько музеев. Самым интересным из них считается ферма-музей народного быта. Здесь можно воочию увидеть, как жили местные жители несколько веков назад, побывать во всех комнатах и погребах, узнать, как добывали торф и ловили рыбу, вели домашнее хозяйство.

Совет:

при посещении деревни гулять по ней лучше утром до девяти, тогда спокойно можно фотографировать и любоваться красочными пейзажами. И только пешком получите настоящее удовольствие от увиденного, поднимаясь на многочисленные мостики с изумительными видами. Самостоятельно на лодке лучше прокатиться вечером или рано утром, когда не ходят туристические суда.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Хочу подробнее остановиться о километраже, с которым в отзывах туристов полный хаос. Исторический центр протянулся на 4 километра, туристы же посещают однокилометровую прямую часть, где, казалось бы, деревня заканчивается, но прогуляйтесь далее полкилометра по дорожке и увидите ещё более интересную часть деревни, длиной 600 метров.

Здесь историческая часть деревни, в которую редко заглядывают туристы, заканчивается, как и канал.
Вид с последнего мостика.
Вид с последнего мостика деревни.

Костёл — это центр исторической части деревни, с одной стороны она тянется километр, где и гуляют все туристы, чуть далее ещё продолжается, но это «чуть» ни кто не дотягивает. С другой стороны костёла, как раз за этой фигурой шагающего мужичка, деревня тянется ещё на два километра, где заканчивается лишь историческая её часть, а сам Гитхорн продолжается намного дальше.

Фигура жителя направлена на костёл и центр деревни со множеством мостиков, где обычно гуляют туристы.
 А вот по этому мостику и далее тоже стоит прогуляться пару километров до авто дороги.

Туристические суда делают круг по каналам, захватывая лишь раскрученную километровую часть исторического центра.

Мы прогулялись от начала и до конца деревни, где начинается автомобильная дорога, с поворотом до отеля протопав более восьми километров.

Но это малая толика всей деревни Гитхорн, более похожей на небольшой городок.

Голландская Венеция — деревня Гитхорн
Гранд канал Beukersgracht,  проходящий через всю деревню, из/в которого вытекают/впадают почти все каналы деревни Гитхорн.
Гранд канал Beukersgracht, проходящий через всю деревню, из/в которого вытекают/впадают почти все каналы деревни Гитхорн.
Голландская Венеция — деревня Гитхорн

Признаюсь честно, такого эмоционального подъёма и захватывающей дух красоты, я не ощутила ни в Амстердаме, ни в Брюгге, разве что в настоящей итальянской Венеции.

Всё наше вело путешествие:

- Kрасота весны и курьёз с отелем Гитхорн в Козьем роге.

- Озёра, каналы, городки, барашки и велодорожки.