Продолжение заметки По Германии, Польше и Белоруссии до дома
Завершился 2005-ый год. К сожалению, кроме памятной поездки на Зигер в Ульм, он не принес мне других зарубежных путешествий. Поэтому с начала 2006-го года я стал продумывать маршрут на конец апреля, чтобы такой поездкой дополнить планируемое на конец августа традиционное путешествие на Зигер в Германию. Выбор пал на Испанию.
Десять лет прошло с моего памятного группового экскурсионного тура в Италию. Я уже успел соскучиться по таким беззаботным турам, когда не надо ни о чем думать, кроме собственно путешествия и достопримечательностях на пути, а заботы о визе, об отелях и всех переездах между городами на автобусе берет на себя туроператор.
Поэтому я купил путевку в восьмидневный групповой тур по Испании.
В субботу 15 апреля я начал свое путешествие ранним рейсом из Внуково авиакомпанией «Кавминводы» на самолете Ту-204. В десять утра по местному времени я был в Барселоне, группа собралась в автобусе, и первая трехчасовая экскурсия в сопровождении гида по Барселоне началась.
Нас подвезли к колонне Кристофора Колумба и выпустили на бульвар Рамблас на свободное время. Это было, как раз то, что мне было надо!
Чудесная весенняя погода, которая наступит в Москве лишь через месяц в середине мая, а здесь — деревья уже оделись молодой листвой.
Монумент Христофору Колумбу
Знаменитый мореплаватель и первооткрыватель, прославивший испанскую корону, вполне заслуженно увековечен мемориальной шестидесятиметровой колонной в Барселоне, так как именно туда он вернулся на встречу с королем и королевой из своего первого плавания в Америку. Колонна стоит в самом начале бульвара Рамблас на берегу моря. В сторону моря показывает правая рука Колумба. Четыре женщины — олицетворения четырех континентов, находятся в верхней части коринфской колонны. Еще четыре женщины — олицетворения сторон света, стоящие на шарах, находятся в нижней части колонны. Перед постаментом находятся еще четыре женщины, олицетворяющие четыре основные части Испании. На базу постамента ведут четыре лестницы с четырьмя охраняющими вход львами. Все очень внушительно!
Бульвар Рамблас
Этот бульвар — главная пешеходная улица Барселоны. Не очень широкий и не очень длинный… Нельзя сказать, что обрамлен какими-то очень красивыми зданиями, или что по его периметру расположены какие-то важные достопримечательности… Просто бульвар! Просто место, куда стекаются толпы туристов и местных жителей, где можно ощутить пульс города. А развлекут вас многочисленные аниматоры, расположившиеся по всей его длине. Некоторых персонажей вы, возможно, видели в других городах, так как они стали типичными. А некоторые персонажи весьма оригинальны. Мне, например, очень понравился мотоциклист, собирающий свой развалившийся на части мотоцикл. Они ненавязчиво выпрашивают денежку за фотоснимок на их фоне. Кто то дает, большинство эти просьбы игнорируют. Так что не стесняйтесь, фотографируйтесь! Бульвар начинается от берега моря с колонной Колумбу и заканчивается на площади Независимости.
Церковь Богоматери Вифлеемской
Прогуливаясь по бульвару Рамблас, вы увидите барочную церковь Богоматери Вифлеемской, выходящую на него боковым фасадом. Построена в середине XVIII-го века на месте более ранней церкви. Молельный зал весьма больших размеров несколько неожиданно, так как снаружи церковь сначала не кажется большой. Внутри царит полумрак. Интерьер показался мне довольно скромным. Но несколько мраморных статуй: Богоматери, Иисуса и Святого Франциска привлекают внимание.
Площадь Каталонии
Одна из двух самых больших площадей Барселоны находится там, где заканчивается Старый город и начинается относительно новый район Эшампле. Здесь сходятся девять улиц. В центре площади можно увидеть монумент Франческу Масии, уважаемому горожане бывшему президенту Каталонии. По периметру площади расположены цветники, фонтаны и аллегорические скульптуры. Там вы найдете питьевой фонтан Каналетас, про который утверждают, что если вы не попили из него воды, значит, не были в Барселоне.
Памятник доктору Роберту Бартоламью
Памятник установлен на площади де Тетуан, Гран-Виа в начале XX-го века в память об уважаемом барселонцами мэре города и идеолога каталонского национализма конца XIX-го века. Материалом для памятника послужил кусок скалы, а стиль — каталонский модерн отличает его от подобных памятников, что мы видим в других городах Европы.
Пасео-де Грасиа
Барселона имеет довольно простую и удобную для туристов карту центральной части города. Эти качества она приобрела благодаря своим широким проспектам, одним из самых красивых является Пасео де Грасия. Поэтому потеряться сложно, а гуляя по этому проспекту, вы получите массу удовольствий от увиденного квартала Раздора с Домами Бальо, Амалье и Льео-и-Мореры, а также Дома Мила и Дома-де лас Пунчес. Да и большинство других зданий тоже очень своеобразны. Проспект усажен деревьями, поэтому вы всегда найдете тенистую сторону в жаркий день.
Дом Бальо
«Квартал Несогласия» на Пассеч-де-Грасиа является еще одной точкой притяжения туристов в Барселону. Всего три дома, а сколько эмоций и разноречивых суждений! И Дом Бальо — одна из главных причин этих эмоций. Мы, привыкшие к коробкам домов в наших городах и на наших улицах, как завороженные смотрим на дом, на фасаде которого нет прямых углов! И это чудо задумал и реализовал великий Гаудио… Мы живем в компьютерную эпоху 3D. Может быть, через десятки лет появятся строительные 3D принтеры, которые будут реализовывать подобные проекты с легкостью, как сейчас они могут быть нарисованы на плоской бумаге. И тогда дома на наших улицах утратят прямоугольники и параллелепипеды, и превратятся в сказочные трехмерные конструкции, радуя своим неожиданным многообразием наш взгляд. Но и тогда люди будут вспоминать Гауди, который показал человечеству этот путь в архитектуре, искусстве и строительстве в начале XX-го века…
Каса Амалье
Дом Амалье, дом Бальо и дом Льео-и-Мореры это творческая дуэль трех знаменитых архитекторов Ж. Пуч-и-Кадафалька, Антонио Гауди и Луиса Доменек-и-Монтанера. Каждый из них прекрасен и своеобразен, достоин восхищения, а пришедшим посмотреть на них туристам остается только определить свое предпочтение и отдать пальму первенства кому-то из трех архитекторов знаменитого квартала Несогласия. А также соглашаться или не соглашаться с предпочтением своего спутника или спутницы, потому что они легко могут отличаться. Дом Амалье был построен чуть раньше, чем дом Бальо. Поэтому Ж. Пуч-и-Кадафалька еще не знал что рядом с его домом (точнее домом кондитера, который заказал и стал его владельцем, увековечив свое имя) будет стоять дом Антонио Гауди. Поэтому у последнего было некоторое преимущество, так как дом Амалье уже был готов, когда он приступил к своему проекту. Сумел он реализовать это преимущество, или нет, судить вам. Мне дом Амалье больше напомнил дома Амстердама, так как голландскую готику архитектор принял за основу. А еще он напоминает кондитерский торт, чего, видимо и хотел заказчик-кондитер.
Каса Льео-и-Мореры
Три дома в квартале Несогласия (или Раздора) — ка три богатыря на картине Васнецова. Каса Льео-и-Мореры, несомненно, Алеша Попович. Каса Амалье — Добрыня Никитич, хотя находится в центре. А Каса Мила мне больше напомнил Илью Муромца. Впрочем такая аллегория может вызвать и ваше несогласие, но я возражу — и правильно, ведь это квартал несогласия. К сожалению, автор здания Луис Доменек-и-Монтанера не дожил до окончания строительства в 1906 году и не услышал мнений критиков и зевак, сравнивавших достоинства и недостатки каждого из трех домов. Но свое имя он увековечил! Львы и тутовые деревья (Leo и Morera) аллегорически напоминают его имя всем, кто приехал в Барселону, чтобы восхищаться ее неповторимой архитектурой.
Каса Мила
Так как творения Антонио Гауди обязательно входят в перечень объектов для знакомства и изучения Барселоны, то дом Мила ни в коем случае не будет вами обойден. Он находится в нескольких сотнях метров от квартала Несогласия, и, осмотрев дом Бальо, вы непременно отправитесь смотреть дом Мила. Это — последнее гражданское строение великого архитектора, один из лучших образцов каталонского модерна начала прошлого века. Не очень благозвучное для нашего российского слуха другое распространенное имя дома — Педрера, означает всего лишь «каменоломня». Этим именем называют дом люди, которым он не нравится. Однако, нравится-не нравится, а следует признать, что дом Мила действительно стал новым словом в архитектуре. В отличие от дома Бальщ, в котором Гауди сохранил построенную до него коробку и работал лишь с фасадом и интерьерами, дом Мила он строил с нуля. Его округлые формы стали возможны потому, что Гауди заменил несущие и опорные стены опорными колоннами. Это дало возможность экспериментировать с фасадом со всем его богатым воображением. Можно подняться на крышу дома, осмотреть внутренний двор и посетить выставочную экспозицию на одном из этажей.
Каза-де лас Пунчес (Дом с Шипами)
Этот дом — еще одно творение Жозепа Пуч-и-Кадафалька (наряду с Каса Амалье в квартале Раздора). Причем Каза-де лас Пунчес (так звучит имя дома по-каталонски), считается вершиной творчества архитектора. Дом строился в начале прошлого века. Задачей Пуч-и-Кадафалька было объединить в один дом три дома, находящихся на углу проспекта Диагональ, улицы Брук и улицы Росельо, и принадлежащих трем сестрам Террадес (поэтому дом еще называют этим именем сестер). И это ему удалось сделать настолько хорошо, что дом стал восприниматься как сказочный замок, благодаря шести островерхим башням, которые напоминают шипы и дали основное имя дому, а также заимствованным архитектором элементам фламандской архитектуры. Подобные здания мы можем видеть в Бельгии и Голландии. К сожалению, внутрь попасть нельзя, можно любоваться и фотографировать снаружи.
По пути к Саграде Фамилии со мной произошел неприятный инцидент. На бульваре ко мне подошел молодой человек и о чем-то спросил. Я ответил, что я не местный, не знаю… Он отошел, но тут же ко мне подошел другой человек, представился полицейским, показал какой-то жетон, и стал выяснять, кто я и откуда и почему общался с тем молодым человеком. Это происходило на повышенных тонах. Я показал паспорт, но в руки ему не дал, чтобы не лишиться документа и не испортить себе путешествия. Так мы поговорили друг с другом несколько минут, из чего я понял, что он вымогает у меня деньги за то, чтобы я не попал в полицию за связь с наркоторговцем. Я круто развернулся, посла его, и пошел дальше. К счастью, он остал…
Церковь Саграда Фамилия
Как бы каждый из нас не относился к творчеству Антонио Гауди, но уже сейчас непреложным фактом является притягательная сила его архитектурных шедевров для посещения Барселоны туристами. Невозможно даже представить, что вы приехали в Барселону с целью знакомства с городом и не пошли к церкви Саграда Фамилия… А, если вы уже бывали там и неоднократно, то в следующий свой приезд вам нужно посмотреть как продвигается строительство. Некоторые туристы, недостаточно подготовленные к встрече с Саградой, испытывают разочарование, попав на строительную площадку, вместо того, чтобы увидеть, как они ожидают, законченное здание. И это в наше время! Представляю, каково было тем, кто видел начало строительства в конце позапрошлого века, продолжение строительства перед гражданской войной в середине прошлого века, длительную паузу в течение почти двадцати лет, и новый бум строительства, начиная с 50-х годов прошлого века. А все из-за того, что храм строится на частные пожертвования, не имеет ни государственного, ни церковного финансирования. А проект, который задумал и начал реализовывать великий архитектор — сверхсложный с инженерной и технологической точки зрения. Просто возвести здание, не имеющее прямых углов в сочленениях, а вместо этого — экзотические геометрические фигуры от эллипсоида до гиперболоида, — немыслимо трудная задача. И все это на заоблачных высотах до 170-и метров. А ведь это чудо не могло бы состояться, если бы не анонимное частное пожертвование, которое подвигло Антонио Гауди кардинально изменить первоначальный проект и приступить к строительству объекта, который он даже надеяться не мог увидеть завершенным. А мы с вами можем на это надеяться! Ведь объявленный срок окончания строительства — 2026-ой год может прийтись на время нашей с вами жизни! Представляю, какими ошеломленными мы с вами будем, когда вновь приедем туда и увидим завершенное воплощение задумки Гауди…
Осмотрев Саграду, я направился обратно к Монументу Колумбу, где был назначен сбор нашей группы по окончании свободного времени. При этом я постарался по пути увидеть еще несколько достопримечательностей.
Церковь святого Франциска Сальского
Церковь находится на проспекте Святого Иоанна. Вы увидите ее, если, как я, поставите перед собой задачу пройти пешком периметр центральной части города. Она была построена в конце XIX-го века, когда Барселона стала наполняться архитектурным модерном. Поэтому ее позднеготический стиль несколько выбивается из стиля домов, находящихся поблизости, но за то, сразу привлекает внимание. К счастью, церковь была восстановлена после гражданских войн, когда она сильно пострадала.
Триумфальная арка
Триумфальная арка в Барселоне — подарок от Всемирной выставки, проходившей в этом городе в 1888 году, куда она служила парадным входом. Она стала украшением перекрестка двух центральных проспектов-бульваров Пасеч де Льюис Компаньс и Пасеч де Сан Жоан. Розовый кирпич выделяет ее, из хорошо нам известных сестер, — триумфальных арок Москвы, Петербурга, Парижа и т. д.
Первая прогулка по Барселоне закончилась, мы сели в автобус и направились на поселение в отели. Турагентство предложило нам на выбор два типа поселения: три или две звезды. В тот год я выбрал себе три звезды.
Кампаниле Барселона Зюйд Корнелия отель
Наш туроператор выбрал этот отель для поселения группы на одну ночь. Наверное, это был достаточно бюджетный вариант. Так как я оплачивал тур, то цену поселения в этом отеле я не знаю. Отель имеет три звезды, и, пожалуй, их оправдывает. Он достаточно вместительный, чтобы легко поселить автобус туристов, быстро накормить всех завтраком. Находится в 15-и километрах от центра. При других обстоятельствах это сыграло бы роль при его выборе, но так как мы были на автобусе, то нас доставляли из центра города за двадцать минут и отвозили вновь в центр на вечернюю экскурсию. Знаю, что некоторые туристы самостоятельно добирались из него на ночную экскурсию на метро. Номера небольшие, скромные. Некоторым неудобством был тот факт, что окно номера выходило не на улицу, а на пешеходную галерею, которая тянулась вдоль всего этажа. Поэтому приходилось зашторивать окна, чтобы не видеть проходящих мимо постояльцев… Для проживания в Барселоне нескольких ночей, я бы этот отель не выбрал. А на одну транзитную ночь — нормально.
Часть нашей группы проживали в 4* отеле «Сенатор» существенно более комфортном, с богатыми интерьерами, прекрасным садиком перед входом, где уже в апреле все было в цвету и это было особенно приятно.
В шесть вечера мы выехали на вечернюю экскурсию по городу, основной целью которой было посещение холма Монжуик, чтобы увидеть его знаменитый цветомузыкальный фонтан.
Пласа-де-Эспанья
Площадь Испании — самая большая площадь Барселоны и вторая в стране после одноименной сестры в Мадриде. Она появилась перед Всемирной выставкой в 1929 году у холма Монжуик. Две 47-и метровые башни из красного кирпича очень напоминают знаменитую Венецианскую башню и служат, как бы, воротами для входа на холм к Национальному дворцу. Этот проход обрамлен фонтанами, а на полпути — знаменитый Магический фонтан Барселоны. Здесь же находится бывшая арена для корриды, сейчас — торговый центр. И площадь, и окружающие ее улицы и бульвары — прекрасное место для прогулок.
Национальный дворец на холме Монжуик
Огромный дворец был построен на холме Монжуик к Всемирной выставке 1929 года и стал украшением города. После окончания выставки там разместили Национальный музей искусства Каталонии. Величественным зданием можно любоваться, когда вы придете вечером на знаменитые Поющие фонтаны. Оно служит прекрасным фоном этого магического действа.
Магический фонтан Монжуик
Этот гигантский фонтан — еще одно наследие Всемирной выставки 1929 года. С тех пор он стал, как магнитом, притягивать к себе многочисленных туристов. Цветовое и музыкальное шоу начинается в семь вечера и длится двадцать минут. После десятиминутного перерыва — следующий сеанс, и так до одиннадцати вечера. Я наблюдал шоу с холма Монжуик и лестницы, ведущей к Национальному дворцу. Оттуда хорошо видна площадь Испании и череда окружающих ее фонтанов.
В половине восьмого вечерняя экскурсия завершилась, и нас вернули на автобусе в отель. Часть группы потом еще поехала на ночную прогулку по городу на общественном транспорте, у меня на этот подвиг сил не хватило, ведь этот день начался в четыре утра, а в десять вечера уже была московская полночь. Я предпочел лечь спать…
Мои видеоролики
По Барселоне из аэропорта на автобусе часть 1
Барселона La Rambla Boulvard
Барселона Catalonia Square
Барселона Iglesia de la Madre de Dios de Belem
Барселона Passeig de Gracia Modernismo Catalana
Барселона Sagrada Familia part 1
По Барселоне на автобусе часть 2
По Барселоне на автобусе часть 3
Барселона Montjuik and Plaza d Espania
Барселона Montjuik Магические фонтана часть 1
Барселона Montjuik Магические фонтана часть 2
Барселона вокруг Montjuik на автобусе
Барселона Campanile Hotel