И снова пришлось резко прервать процесс погружения в среду нового для себя места, необходимо было всё бросить и сломя голову бежать к автобусу, настало время переезда в следующий город посещения, в Вильнюс. Очередной «День сурка», недолгие сборы у автобуса, быстрая посадка в салон и вперёд, даёшь Вильнюс. И как всегда, пошёл процесс утряски впечатлений, усушки эмоций и расфасовки всего этого по ячейкам памяти в головах и по флэшкам цифровых фотоаппаратов.
На фото: Наш приют на литовской земле, отель Corner Hotel, по улице T. Ševčenkos g. 16. Прикольно, на литовский манер, звучит украинская фамилия. На крайней справа фотографии вид из окна моего номера.
На фото: Скромное убранство моего номера.
На фото: Прогулка по улицам Вильнюса. Улица Mindaugo g. Слева памятник «Зеленое яблоко». Памятник добросердечности, великодушию и помощи. На нём начертаны имена восьмидесяти литовцев, посвятивших свои жизни служению доброте и заботе о людях. Справа красивый дом и расположенный в нём салон красоты Zemyna.
На фото: Памятника Ромену Гари. В автобиографическом романе «Обещание на рассвете» («La promesse de l’aube», 1960) французского писателя Ромена Гари. Готовность мальчика, в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине, съесть сырую галошу выступает высшим подвигом самоотверженного чувства. Эпизод романа послужил основой для памятника Ромену Гари, открытого 22 июня 2007 года в Вильнюсе на улице Басанавичяус (бывшая Большая Погулянка, на которой жил будущий писатель и где разворачивается часть действия романа) . Памятник представляет бронзовую скульптуру, изображающую мальчика с прижатой к груди галошей в руках, скульптор Ромас Квинтас. Romain Gary, (настоящее имя Рома́н-Ка́сев; 1914–1980) — французский писатель еврейского происхождения, литературный мистификатор, кинорежиссёр, военный, дипломат. Дважды лауреат Гонкуровской премии.
На фото: Здание Русского драматического театра Литвы. Русский драматический театр Литвы расположен в городе Вильнюсе, на улице Йоно Басанавичяус. Театр является государственным и имеет труппу в составе более 30 актеров. В театре осуществляются постановки пьес русской, литовской и зарубежной классики. Театр был создан в 1945 году, после окончания Великой отечественной войны. Труппа театра была сформирована из актеров столичных и провинциальных театров, а также выпускников театральных вузов. Нынешнее здание театр получил в 80-х годах в связи с ремонтом прежнего здания на улице Йогайлос. Некоторое время театр был местом работы известных режиссеров Романа Виктюка и Леонида Лурье. Кроме постановок русских классиков, театр внес значительный вклад в литовскую культуру. Здесь были поставлены многочисленные произведения литовской драматургии. В 2012 году в театре начали ставить пьесы и на других языках, кроме русского.
В этот раз, чтобы попасть в очередную столицу, очередной прибалтийской республики, пришлось от самого берега Балтийского моря отъезжать в глубь континента. Вильнюс сугубо сухопутный город, хоть и приморского государства. Да и сама береговая линия этой республики в 90 км. самая короткая, из всех стран, расположенных на Балтике. Но, это не умоляет значимость самой Литвы, державы регионального значения, совсем ещё в недавнем прошлом.
На фото: Пешая прогулка по улицам Вильнюса от нашего отеля к историческому центру.
На фото: Малые скульптурные формы города Вильнюса.
На фото: Прогулка по улице Траку. В шестнадцатом веке здесь любили селиться богачи и вельможи. Одна из немногих улиц в Вильнюсе, которая не меняла своего названия. Улица сформировалась уже в XIV веке, её продолжением был Троцкий тракт, ведущий к Трокам. В конце улицы стояли Троцкие ворота городской оборонительной стены. У ворот взимался специальный сбор, благодаря которому улица была вымощена брусчаткой едва ли не первой в городе. Уже с XVI века действовал водопровод, по которому доставлялась вода из Вингерских родников в дома вельмож и францисканский монастырь.
На фото: Тяга к прекрасному не истребима.
На фото: Бывший дворец Тышкевичей на углу улиц Траку, 1 / Пилимо, 26. В находившемся здесь суде в 1884 — 1898 годы работал Франтишек Богушевич, более известный тогда не как поэт, а как адвокат. В мае 1907-го — марте 1908 года здесь располагалась редакция газеты «Наша нiва», и в 1907-м в ней некоторое время работал Якуб Колас.
Мне, жителю далёкой Бессарабии, было особенно интересно побывать в этих местах, фактически на Родине. Ведь за последние пять веков мы трижды были земляками. Первый раз, когда Молдавское княжество было в вассальной зависимости у Великого княжества Литовского, потом нас приютила Российская Империя, а впоследствии обустраивал СССР. Это сейчас она чуть более 60 тысяч квадратных километров территории имеет, а когда-то боле чем в два раза по площади превышала нынешнюю Францию. История могла так сложиться, что объединителем земли русской стало бы не Московское княжество, а Литовское и стали мы, все тогда, литовцами или они русскими. Но, сложилось, так как сложилось, поэтому Литва, не смотря на своё бурное прошлое, теперь одно из небольших европейских государств, послушно выполняющего роль скромного члена ЕС.
На фото: Прогулка по улице Траку. Питейное заведение Pabo Latino, в старинном здании по ул. Траку 3.
На фото: Прогулка по улицам Вильнюса.
На фото: Прогулка по старому Вильнюсу. Двор Алумната Universiteto g. 4 Один из наиболее романтических дворов Вильнюса эпохи ренессанса. Дворец в стиле ренессанса построен в начале XVII в., создает впечатление мистического вильнюсского двора. Если открыт подъезд, поднимитесь на второй этаж здания, откуда откроется панорама двора.
На фото: Прогулка по улицам Вильнюса. Костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии. Неприходской храм, принадлежит францисканцам конвентуалам. Францисканская обитель впервые упоминается в привилеи Ягайлы 1387 года, храм — в 1392 году.
На фото: Старый Вильнюс. Улица Траку, 2/24. В нише на углу дома, в котором перед войной стояла статуя святого Христофора, в 1973 году была установлена скульптура Станисловаса Кузмы «Городской страж», изображающая стоящего рыцаря в латах с копьём.
Менее трёхсот километров пути пролетели незаметно и под вечер мы оказались в столице Литовской республики. Если, Рига, только слегка напоминала мне о том, что мы ещё совсем недавно были одним государством, то Вильнюс это делал по полной. Если не считать исторический центр, то по ухоженности и чистоте улиц, это был обычный постсоветский город со всеми вытекающими. То что ты в ЕС, напоминали номерные знаки на машинах, но не сами машины и кое-где развешанные флаги Евросоюза. Это, что касается улиц, по которым мы двигались, прокладывая путь к нашей гостинице.
На фото: Прогулка по Вильнюсу.
На фото: Улицы старого Вильнюса.
На фото: Костёл Святого Духа (Vilniaus Šventosios Dvasios bažnyčia). Был выстроен князем Витаутасом, тогда же церковь и была посвящена Святому Духу. В середине XV века князь Казимир приказал расширить костел. В начале века XVI сама церковь и территория вокруг нее была подарена ордену Доминиканцев, псам Господним, зорко следившим за чистотой веры, изничтожавшим всякую ересь и крамолу. В это же время костел приобретает современные очертания, модернизированный и расширенный. Это здание претерпело несколько пожаров, разграблений и грабежей (то русские войска, то шведы, то местные бунтовщики). В середине XVIII века костел Святого Духа и монастырские корпуса начинают восстанавливать по канонам позднего барокко и модного тогда галантного стиля рококо. Пятая попытка устроить храм на Доминиканской улице, оказалась удачной. Уничтожить костел не удалось ни французским кавалеристам, устроившем здесь лазарет для умирающих солдат, ни русской администрации, превратившей монастырь в тюрьму для участников Польского восстания 1863 года. Более того, костел Святого Духа оставался действующим на протяжении всего XIX и XX веков, избежав участи Кафедрального собора, например, превращенного в выставочный зал музея.
На фото: Прогулка по Вильнюсу.
На фото: Угловое здание — Дворец Гурецких, по ул. Dominikonų, 15. Его относят к самым значительным строениям на улице Dominikonu. Ранее на этом месте стоял двухэтажный готический дом, построенный в конце XV века. Дом сменил несколько хозяев, но «прилипла» к нему именно фамилия Гурецких, так как с 1775 по 1790 гг. здание принадлежало гродненскому регенту Валентину Гурецкому. В настоящее время это жилой дом с галереей Židinys, где представлены коллекции литовской народной одежды, произведения живописи и т. п. Справа на фото — Дворец Бжостовских (ул. Dominikonų, 18), был домом литовского писаря Циприана Павела Бжостовского и его семьи. Изначально на этом месте было два дома, но после того, как в 1667 и 1669 гг. дома приобрел Ц. П. Бжостовский, он соединил их в одно здание. Нынешний облик здание приобрело в 1769 году. Дворец переходил по родовой линии до 1772 года, после чего сменил немало различных хозяев. Сейчас это жилой дом с салоном оптики и аптеки.
Сам отель Corner Hotel представляет из себя крепкую тройку и ни в чём нас не разочаровал. Место где он расположен, позволяет легко, не напрягаясь, дойти до всех достопримечательностей, расположенных в центре. Что мы и сделали по утру, встретившись с нашим гидом, очаровательной представительницей женской половины Литвы. Ну, а вечером, довольно уставшему, мне не хотелось заниматься поиском приличного места для вечернего застолья, поэтому мы с друзьями выбрали вариант попроще.
На фото: Улицы старого Вильнюса.
На фото: Президентский дворец (ул. S. Daukanto, 3) с 1995 года является официальной резиденцией Президента Литовской Республики. В конце XIV века на этом месте были возведены епископские палаты. В связи с частыми пожарами, палаты часто перестраивались и расширялись. В XVI веке был разбит сад, и епископские палаты превратились в дворец. Последняя перестройка дворца при епископах произошла в 1792 году, а спустя три года он стал официальной резиденцией генерал-губернатора, местом его жительства и служебной деятельности. Вместе с тем дворец становился местом временного пребывания различных государей (королей, императоров) и других высокопоставленных лиц, приезжавших в Вильнюс. Дворцовый комплекс продолжал перестраиваться и расширяться еще в 1804 и 1824 гг. Последние работы закончились в 1832 году, таким дворец и дошел до наших дней.
На фото: Слева на фото дворец Лопацинских (Lopacinskių rūmai), называемого так же дворцом Сулистровских (Sulistrovskių rūmai). История каменного дома на этом месте прослеживается с 1545 года. Он успел побывать в собственности шляхетских семей Лопацинских и Сулистровских, купца Пинёрова, резиденцией католического виленского архиепископа и общагой студентов Вильнюсской консерватории. Его перестраивали архитекторы Мартин Кнакфус, Стефан Нарембский и Сигитас Ласавицкас. В наши дни здесь размещается Государственная комиссия по литовскому языку, Служба эконома Вильнюсской архиепархии и секретариат Конференции епископов Литвы (Lietuvos vyskupų konferencijos sekretoriatas).
На фото: Прогулка по улицам старого Вильнюса.
На фото: Старинные дворы старого Вильнюса.
Как говориться, у нас с собою было, кстати, ещё с родных берегов. Мой рачительный коллега по туристической команде, хорошо подготовился к поездке. Литров 10 самогона виноградного взял, так называемой ракийки (так говорят румыны, другие народы называют этот напиток цуйка или чача). Конечно, при наличии такого запаса домашнего транквилизатора, дорога ему казалась, ни только не в тягость, но даже очень развесёлой. С единственной проблемой, мой друг Антон, столкнулся. Всё ни как не удавалось ему найти достойного партнёра, который разделил бы с ним радость правильного восприятия окружающей действительности. Во первых, он ехал с супругой, а не с коллегами по работе, мужчинами достойными и реально смотрящими на жизнь.
На фото: Кафедральная площадь и Кафедральный собор. Кафедральная площадь (старое название: Площадь Гедимина) — это главная площадь Вильнюса, центральное место для всех праздничных мероприятий города, здесь проходят и ярмарки, и демонстрации, и концерты, и прочие массовые праздники. Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава — был сооружен на месте языческого святилища в XV веке. В нем торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. Храм неоднократно страдал от пожаров и нашествий, восстанавливался и перестраивался по проектам множества архитекторов. Последняя масштабная перестройка началась в 1782 году и закончилась в 1801 году, тогда собор обрел формы классицизма и таким сохранился до наших дней. Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир. Отдельно стоящая колокольня (16–18 вв.) высотой 57 м возведена на башне Нижнего замка.
На фото: Башня Гедиминаса, Arsenalo g. 5. — возвышается на высоте 48 м от основания холма. С рождением Вильнюса связана красивая легенда. Давным-давно в окрестностях будущего города охотился великий князь литовский Гедимин. После охоты он остался здесь на ночлег. И приснился ему сон, что на холме стоит огромный стальной волк и воет на луну, как сотня волков. На утро князь попросил жреца Лиздейку растолковать сон. Лиздейка объяснил, что волк означает замок и город, который здесь заложит правитель. Город станет столицей всех литовских земель, а вой волков означает славу, которая распространится по всему миру благодаря достоинствам жителей города. Так и началось строительство Вильнюсского замка на холме, где выл волк. Историки предполагают, что деревянный замок был построен еще до Гедимина, а дошедшие до нас каменные руины датируются XIV — XV вв. Интересный факт — Верхний замок никогда не использовался правителями в качестве жилого помещения. Здесь делали оружие, хранили боеприпасы, укрывались в момент опасности. К XVII веку Верхний замок потерял свое военное значение и использовался как тюрьма. В последующие года после военных событий между Польшей и Россией, замок потерпел значительные разрушения и с тех пор не восстанавливался. В XIX веке были снесены остатки южной и северной башен, а на чудом уцелевшей западной башне был сооружен маяк для оптического телеграфа Санкт-Петербург — Варшава. В 2010 году было обнаружено оползание горы Гедимина. Проводились работы по ее укреплению, однако, после вырубки всех деревьев на горе, оползни только усилились.
На фото: Кафедральная площадь. Памятник Гедимину. Был открыт в 1996-м году, и с тех пор является одной из самых узнаваемых достопримечательностей литовской столицы. Князь Гедимин, без преувеличения, самый известный и популярный правитель Великого Литовского княжества. Он правил с 1316-го по 1341-й год, основал города Вильнюс и Тракай. За время его правления площадь княжества увеличилась вдвое, его именем названы многие из достопримечательностей Вильнюса и окрестностей. Также, почитая его заслуги, литовские власти решили увековечить великого князя, поставив памятник. Статуя изготовлена из бронзы американским скульптором литовского происхождения Витаутасом Кашубой. Скульптурная группа установлена на огромном мраморном постаменте, подаренном Литве правительством Украины.
На фото: Прогулка по улочкам старого Вильнюса. Винный бар Decantus Vyninė по улице Pilies g. 6. Немного о самой улице. Улица Pilies (Замковая) — самая древняя улица Старого города. Она сформировалась как начальная часть тракта от Вильнюсского замка на юг, в сторону Польши и русских земель. Ответвления от дороги к замку со временем превратились в боковые улочки. Название Пилес (Замковая) в исторических источниках упоминается c 1530 года. По этой улице к замку подъезжали короли, папские легаты и посланники других стран. На улице Пилес свои дома строили вельможи и богатые горожане. Возле улицы Пилес целый квартал занимал Вильнюсский университет, здесь жила университетская профессура. В одном из дворов в конце XVIII века был разбит ботанический сад Вильнюсского университета. По улице Пилес шествовали церковные процессии. В самых широких местах улицы шумел торг — так называемый Большой рынок возле ратуши и Рыбный базар у Пятницкой церкви.
На фото: По улице проходим к Пречистенскому кафедральному Собору, что на Maironio g. 14. В Литве два храма освящены в честь Успения Богородицы. Один из них — Кафедральный собор в Вильнюсе, известный как Пречистенский. Другой находится в городе Вевисе. Пречистенский собор, названный так в народе в честь Пречистой Богородицы, — второй по древности христианский храм в столице. Древнее его только Пятницкая церковь. Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании. Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1348 г. свт. Алексий митрополит Московский. Кафедральным Собором храм становиться в 1415 г. после разделения двух митрополий — Киевской и Московской. Здесь в 1495 г. торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна III. Лишенная возможности построить свою домовую церковь, княжна постоянно бывала на богослужениях в Пречистенском Соборе. Под сводами этого храма она была погребена в 1513 г., рядом с княгиней Иулианией Тверской (1392 г.), супругой Великого князя Альгирдаса, которая принимала деятельное участие в построении храма. По свидетельству Никоновской летописи, здесь похоронен и сам Великий князь Литовский Альгирдас (1377 г.). В конце XVI в. заключена Бресткая Уния, и Православную общину Литвы постигают испытания, Пречистенский Собор переходит в руки униатов. XVII — XVIII вв. — в следствии смут и частных войн Пречистенский Собор был поражен сильным пожаром, но униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Собор, не заботился о его реставрации. Пожар в Вильне в 1748 г. вновь повредил здание, в следствии этого богослужения совершались очень редко, а затем и совсем прекратились. В восьмидесятые годы XX в., при архиепископе Викторине (Беляеве, 1978 — 1989 г.г.), были произведены наружные ремонтные работы храма, при которых на восточной стороне были открыты фрагменты древней кирпичной кладки. Было установлено также, что юго-восточная башня меньше всего подвергалась разрушениям и является ровесницей башни Гедиминаса. В последние десятилетия Кафедральный Пречистенский Собор приобрел значение, как центр духовного просвещения и религиозной жизни.
В нашей группе преобладали представительницы женской части человечества, а немногие члены нашего коллектива мужеского пола, были или преклонного возраста или находились под бдительным присмотром своих жён. Так что, нелёгкое бремя уничтожения своего порядочного запаса горячительного, он постоянно пытался разделить со мной. Не скажу, что я законченный трезвенник, но алкоголь не входит в приоритет моих интересов, особенно в значительных количествах. Но, в тот вечер я готов был немного разделить непосильное бремя и порадовать друга парой тройкой рюмок, выпитой цуйки. Но, для полной гармонии нам не хватало приличной закуски, а этот вопрос можно было решить, только, сходив в ближайший гастроном.
На фото: Костел Святой Анны, он расположен на улице Майронё (Maironio g. 8).Костел Св. Анны является ярким представителем поздней готической архитектуры в Вильнюсе. Первоначально костел был построен из дерева в 1394 г. Спустя сто лет на его месте была возведена постройка из камня. Спонсором строительства был великий князь литовский Александр Ягеллон (внук Казимира Ягеллона). Имя архитектора костела доподлинно неизвестно. По одному из предположений, им был Бенедикт Рейт, автор собора Святого Вита в Праге и замка Вавель в Кракове. Кстати, очень восхищался храмом Наполеон Бонапарт. Сожалел великий полководец о том, что не может перенести храм в Париж. Правда все переживания закончились тем, что в церкви Святой Анны была устроена конюшня французских кавалеристов, а уходя из Вильнюса, солдаты умудрились сжечь все деревянные части храма.
На фото: Костел Святого Михаила, Šv. Mykolo g. 9. Архитектурный памятник XVII века, построенный для монахинь ордена бернардинцев, Костел Святого Михаила построен в смешении двух архитектурных стилей — готики и ренессанса. Главной отличительной чертой ордена францисканцев, названного так в честь основателя, святого Франциска Ассизского, была полная аскеза — то есть отказ от всякого рода мирских ценностей. Костел является усыпальницей семьи Сапег, являвшегося одним из самых могущественных родов Литовского княжества в XVII — XVIII веках. В XVIII веке род приобрел титул князей, однако противостояние с шляхтичами привело к его ослаблению к концу XVIII века. «Отметился» род и Российской Империи, где за ними был также закреплен княжеский титул Высочайшим указом от 26 июля 1874 года. В 19-м веке Костел теряет свое культовое значение, монастырь властями был закрыт, а сестры переведены в бернардинский монастырь, находящийся в костёле Святой Екатерины. Костел был закрыт в 1888 году, спустя двадцать лет представителям рода Сапег удалось вернуть в собственность. В 1912 году в нем возобновились службы, спустя еще несколько лет сюда вернулся орден бернардинцев. В советские годы в стенах костела работала экспозиция Архитектурного Музея, в начале 21-го, после масштабных работ в нем был открыт Музей церковного наследия.
На фото: Креативный салон Angis Tattoo по Literatų g. 4.
На фото: Дворец Правителей, по-литовски, Valdovų Rūmai — масштабный, растянувшийся на многие годы проект государственного значения. В конце 80-х годов, еще во времена «перестройки», на территории бывшей княжеской резиденции начались археологические раскопки. В конце 90-х годов был откопан фундамент Дворца. А в «нулевые» годы литовские политики приняли официальное решение о восстановлении разрушенных дворцовых построек — как символа государственности Литвы. Помимо выделения бюджетных средств, на крупнейшую в независимой Литве «стройку века» собирали пожертвования по всей стране. Солидную материальную поддержку оказали и представители литовской диаспоры, в частности, эмигранты первых волн.
На фото: Интересные дворики старого Вильнюса.
Расспросив на ресепшене, где у них можно затариться съестным, двинулся в сторону полученных координат. Кстати, небольшое отступления от описания бытовых вопросов. В Литве, я решил уже не заморачиваться английской «мовой» и пытался с моими бывшими земляками говорить на русском. А чего стесняться, ведь ещё пятьсот лет назад, русский здесь был языком делопроизводства и средством коммуникации. И к моему счастью, за прошедшие века, литовцы не только не растеряли своей лингвистической архаики, но и совершенно без комплексов продолжали, при необходимости, использовать великий и могучий.
На фото: К числу основных достопримечательностей Вильнюса относятся старинные Ворота Зари, или по-литовски, Aušros Vartai, они же — Святые Ворота. Aušros Vartai были построены в 1503—1522 гг. и с тех пор много раз перестраивались. По-польски эти ворота называются Ostra Brama, что означает «Острые ворота». Свой теперешний вид они приобрели в 1828—1830 гг. Aušros Vartai — единственные уцелевшие ворота городской стены Вильнюса. Остробрамская икона Божией Матери находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
На фото: Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Под иконой — серебряный благодарственный дар в виде полумесяца с надписью на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».
На фото: Medininkai. Невозможно пройти мимо и не обратить внимание на краснокирпичное здание, выбивающееся из общего ряда домов (ул. Aušros Vartų, 8). Здание было построено в конце XV — начала XVI вв. Фасад украшен в технике сграффито черно-белым рисунком. Слово «сграффито» происходит от итальянского graffiare и означает «царапать, выскребать». Техника появилась в Италии в XV веке, когда архитектурные сооружения увеличились достаточно для возможности декорирования фасадов. Сграффито имеет множество различных приемов — от простейшего до сложного. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки, затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом. Технологически светлые слои штукатурки помещаются над темными. Псевдоготический фронтон был надстроен в 1970 — 1974 гг., когда проводилась реставрация. Предположительно, изначально это здание использовали как склад. Также есть предположение, что здесь размещалось православное училище при Свято-Духовом монастыре. Сейчас в здании расположился ресторан «Мядининкай».
На фото: Костёл Святой Терезы, Aušros Vartų g. 14. В отличие от многих костелов Вильнюса, этот не имеет давней истории, да и на месте храма никогда не было никаких языческих святилищ. Строилась церковь без участия великих князей или стараний церкви. Храм святой Терезы — плод амбиций литовских магнатов и градоначальников, больше всего их интересовало богатство убранства и особенный шик. Идея пригласить в Вильнюс монахов ордена Кармелитов принадлежала вильнюсскому городничему Игнату Дубовичу в 1621 году. Кармелиты могли избавить городские власти от забот о нищих и больных. Нищенствующий орден заботился обо всех беззащитных, где бы ни находились его братья-монахи. Но для того, чтобы пригласить кармелитов, необходим был храм для них и помещения для монастыря. Под монастырь отвели помещения двух городских домов, оставшихся без хозяев, а церковь городские власти выстроили деревянную, маленькую. Кармелиты не были привередливыми и уже в 1627 году прибыли в литовскую столицу, приступили к своей благородной миссии. Прошло десять лет, новый вице-канцлер Литовского княжества Стефан Пац, человек богатый и знатный, принял решение заменить деревянную церковь кармелитов на каменный храм. За дело Пац взялся серьезно: проект был заказан итальянцам, материалы для украшения выбирались дорогие — гранит, мрамор, песчаник. Храм был выстроен в соответствии с канонами раннего барокко, интерьер костела не был излишне пышным, в это время традиции логики и чувства меры новым вычурным стилем еще не были преодолены полностью. Через сто лет костел святой Терезы горел. Восстанавливал здание вездесущий Глаубиц, в этот раз старательно сохранивший изначальный вид храма. Правда знаменитый вильнюсский зодчий не удержался от того, чтобы не добавить что-то «от себя», у костела появилась колокольня.
На фото: Отель Domus Maria Hotel по Aušros Vartų g. 12.
Но, вернёмся к описываемым событиям. Совсем недолго мне пришлось идти от отеля до гастронома, метров триста меня отделяло от продуктового рая. Не успел я сильно изучить уровень продовольственного обеспечения Латвии и Эстонии, но то что я увидел в литовском продмаге Maxima (Mindaugo g. 11) меня сразило наповал. Такого разнообразия мясных и молочных продуктов я давно не видел, особенно местного производства. В отличие от Германии и всех других развитых европейских стран, на которых равняется старушка Литва, где расплодились всякие недоделанные Lidl, Aldi, Penny, Netto, переполненных в основном одними и теми же товарами в небольшом ассортименте, магазин в который я зашёл удивил качеством и разнообразием и в принципе ценной, особенно для еврозоны. Конечно, многого хотелось прикупить, попробовать, но пришлось себя ограничивать, чтобы потом многое не выбрасывать. Так что, благодаря стараниям моего, вновь приобретённого, друга и продовольственному изобилию местного гипермаркета, ужин на литовской земле оказался весьма насыщенным калориями и впечатлениями.
На фото: Костел святой Терезы. Во время восстания Костюшко в конце XVIII века монахи организовали оборону монастыря от российских войск, принимали активное участие в обороне города, за что были наказаны и едва не лишены всего имущества в Вильнюсе. Помогло заступничество на самом высоком уровне. Наполеоновские войны также оставили неизгладимый след в истории храма: французы здесь устроили склады и конюшни (это такая традиция была у армии Наполеона — оборудовать конюшни в костелах). На протяжении всего XVIII и первой половины XIX веков интерьер костела святой Терезы постоянно обновлялся. Всякий магнат Литвы считал своим долгом приобрести для храма нечто очень дорогое и пышное. Появились фрески, украсившие не только потолок и стены, но и сами алтари, количество скульптур постоянно увеличивалось, декор становился все более богатым и сложным. Дело закончилось тем, что безудержное стремление к роскоши навредило храму, превратив его интерьер в нагромождение лепнины, скульптур, живописных икон, позолоты, сложных обрамлений алтарей, гипсовых завитушек. Но всякий турист, впервые вступивший в костел святой Терезы, замирает в восторге, пораженный великолепием и совершенно нереальной красотой.
На фото: Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь, Aušros Vartų g. 7B. Церковь принадлежит общине католиков восточного обряда (униатов) Вильнюса. Вероятно именно этим объясняется тот факт, что до сих пор она не реставрирована, а ремонт продолжается вот уже более четверти века. Владеет храмом Украинская униатская церковь (греко-католическая), храм расположен далеко от Киева, средства сюда доходят редко. А немногочисленность общины не позволяет надеяться на скорое решение вопроса о восстановлении церкви. Как бы парадоксально не звучало, но именно обветшалый фасад и едва угадываемые фрески на фасаде Троицкой церкви привлекают к ней множество туристов, наслышанных о богатой истории этого старейшего христианского храма Литвы. Впервые на месте церкви храм появился еще в те далекие времена, когда Литва была языческой, суровой и опасной для всякого христианина. В ту пору здесь находилась дубовая роща, в которой располагались главные языческие капища жителей Вильнюса. Место располагалось за городскими стенами, а великие князья в минуты неги и полного удовольствия разрешали немногочисленным христианам строить по соседству с литовскими святилищами небольшие деревянные часовенки. Такая стояла и на этом самом месте. Перед женитьбой князь Ольгерд принял православие, но после того, как брак был заключен, считал себя свободным от всех обетов и продолжал поклоняться идолам. Среди влиятельных жрецов, руководивших ритуалами в дубовой роще в то время, были Иоанн, Антоний и Евстафий. Христианский священник Нестор убедил знатоков языческих ритуалов в несостоятельности поклонения идолам, деревьям и валунам. Раскрыл им всю благость истинной веры. Жрецы приняли Христа. Узнав об этом, князь приказал бросить всех троих в темницу. Иоанна, Антония и Евстафия пытали, требовали отказаться от веры, но тщетно. Раздосадованный князь, подстрекаемый своим двором, приказывает повесить трех отступников у дверей христианской часовни. Христиане едва упросили князя похоронить Иоанна, Антония и Евстафия по своему обычаю. Время язычества кануло в лету. Имена трех христиан, замученных за веру, стали известный далеко за пределами Литвы. Константинопольский патриарх затребовал мощи мучеников, в столице мирового Православия литовские мученики были канонизированы, а мощи их заняли место в одном из алтарей Софийского собора (позже мощи вернули в храм, сейчас они хранятся в Свято-Духовом монастыре, недалеко от Троицкой церкви). На месте первой христианской часовни был выстроен Троицкий храм (его строили из тех самых дубовых бревен, что некогда служили для отправления языческих ритуалов). К XVI веку деревянная церковь была заменена на каменную, в стиле готики. В то же время появился и монастырь при храме. Традиционно настоятелем Троицкого собора назначался митрополит всея Литвы, значение храма было очень велико для верующих. В том же XVI веке здесь работала книгопечатня, выпускающая книги на русском и литовском языках. Тогда же при монастыре открылась первая православная духовная семинария. За 400 лет храм побывал в руках католиков, униатов, православных и снова униатов. От готической церкви остались только едва уловимые приметы, специально сохраненные Глаубицем, перестроившем храм в барочный. Монастырские корпуса активно использовались для всевозможных школ, училищ и т. д.
На фото: Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь. На сегодняшний день отреставрированными можно считать только ворота, ведущие на монастырский двор, а также небольшую часовню, пристроенную к основному храму в начале XIX века. Гуляя по территории старого монастыря, можно увидеть остатки фресок, множество старинных мемориальных досок (в храме и монастыре «отметились» прославленные патриархи, святые мученики, поэт Мицкевич). Службы в храме проходят ежедневно на белорусском и украинском языках.
На фото: Костёл Св. Казимира, Didžioji g. 34. Костёл и прилегающий к нему монастырь начали строиться в 1596 году и возводились по тем временам быстро. Причиной тому была финансовая поддержка строительства Великим князем Литовским и королём Польским Сигизмундом III, воспитанником и последователем иезуитов, а также известным государственным деятелем Литвы Львом Сапегой. Процесс подготовки к канонизации княжича Казимира начался еще в 1517 году, папа римский Лев X создал соответствующую комиссию, однако к концу XVI века эта работа не была завершена. Церемония канонизации Казимира состоялась только в 1604 году, и в этом же году было завершено строительство первого костёла святого Казимира при иезуитской коллегии. В фундамент храма был положен больших размеров краеугольный камень, доставленный из Антокольских гор. Согласно сохранившимся свидетельствам, камень тащили в Вильно семьсот горожан, и возглавлял это шествие великий канцлер литовский Лев Сапега. Камень с надписью был освящён и на торжественном богослужении заложен в основание костёла, а 12 мая 1604 года возведенный костёл был освящён в честь святого Казимира. Начиная с 1613 года, святой Казимир считается патроном Литовского княжества, а с 1636 года — покровителем Литвы и Польши. В Литве святого Казимира также почитают как покровителя ремесленников. Ежегодно в Вильнюсе проходит ярмарка в его честь, которая называется «Казюк». Первоначально предметами торговли на ярмарке были сельскохозяйственные принадлежности и домашняя утварь, но со временем она превратилась в фестиваль прикладного искусства. На долю костёла святого Казимира выпали непростые испытания: на протяжении своей истории он горел, его разрушали и перестраивали, передавали из рук в руки, размещали в нем склады и погреба.
На фото: Никольская церковь (Šv. Nikolajaus cerkvė), Didžioji g. 12. Никольская церковь в Вильнюсе входит в число наидревнейших построек православия — церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Предполагается, что это строение стало первым православным храмом в Вильне, так как Николай Чудотворец изначально почитался как покровитель города. А виленские мученики, казненные за веру Христа в 1347 году, сначала покоились в церкви Святого Николая. Поэтому историки полагают, что деревянный храм был построен во времена правления князя Гедиминаса, на улице Большой, приблизительно в 1340 году. Вторая жена литовского князя Ольгерда, Иулиания Тверская, примерно в 1350 году вместо ветхой деревянной постройки возвела каменный храм. В 1514 году литовский гетман Константин Острожский, оставив лишь фундамент от Никольской церкви, восстановил храм, придав ему готические черты. В 1609 году король Польши и литовский князь, Сигизмунд Третий Ваза, издал привилегию, по которой все двенадцать храмов Вильни передавались униатам. Середина 17-го века ознаменована большим количеством пожаров, опустошивших Вильну. В 1740 году храм Святого Николая вновь восстановили, и на сей раз в стиле барокко. Его колокольня возвышалась над жилыми домами, плотным кольцом окружавшими церковь. В 1839 году Никольский храм вновь вернулся к православным, но первоначально он был приписан Никольскому кафедральному собору, сегодня это костел Святого Казимира. С 1845 года Никольская церковь стала приходской, и даже обзавелась собственным причтом (штатом священнослужителей). В 1863 году стараниями виленского генерал-губернатора Муравьева и его коллег, а также жителями Литвы, были собраны немалые средства на возведение нового храма святого архистратига Михаила. Однако Муравьев справедливо решил, что восстановление древних православных церквей, таких, как Ниольская — более целесообразно. И генерал-губернатор дал высочайшее разрешение собирать пожертвования на реконструкцию церкви Святого Николая по всей России. Деньги были собраны, и по проекту академика Рязанова, петербургского архитектора, виленский зодчий Чагин начал строительство церкви в русско-византийском стиле. Окружающие ее строения снесли полностью, перед фасадом поставили металлическую решетку, а слева от главного входа установили Михайловскую часовню — во имя покровителя Муравьева, архистратига Михаила. По бокам, вдоль входа в часовню, повесили мемориальные таблицы из мрамора. На одной из них высекли историю церкви, на второй — политические заслуги генерал-губернатора Муравьева. Над входом написали цитату из книги пророка Даниила. Главный фасад центральной стены часовни украшен изображением святого Николая Чудотворца, на мозаике изображен архистратиг Михаил, а на стене колокольни можно видеть Александра Невского. Все иконы помещены в резные дубовые киоты. В 1866 году, в ноябре, состоялось торжественное открытие для посещения и освящение Никольской церкви после реконструкции.
А по утру, а по утру, нас снова ждал наш скудный «еврозавтрак», выписка из отеля и пешая прогулка с нашим гидом по Вильнюсу. Поразила малолюдность города, кроме самого исторического центра. Не знаю, но город показался несколько бестолково спланированным, малолюдным и не блещущим роскошью и богатством. В основном всё было скромным, чистеньким в центре и не особо запоминающимся. Конечно, были и древние постройки, шикарные соборы, облезлая позолота былой роскоши в виде зданий начала 20 века, но как то, очень всё провинциально выглядело. То, что в отличие от Риги и тем более от Таллина, город не раскручен, как туристическое место, было заметно по мизерному количеству китайцев.
На фото: Двор Антиквариата «SIDABRYNAS» по Pilies g. 32. Один из наиболее фотогеничных дворов Старого города на улице Пилес. Пройдя большие деревянные ворота, по мощеной тропе вы попадете во двор, где на одном из зданий красуется надпись «Сидабринас». Этот полюбившийся творческим людям двор наиболее красив после обеда, когда солнце попадает во внутренний двор.
На фото: Пятницкая церковь (Храм во имя святой мученицы Параскевы Пятницы) — первый христианский православный храм столицы Литвы, выполненный из камня (Адрес Didžioji g. 2). Церковь представляет интерес как свидетель событий, имевших значительные исторические последствия. В ее стенах Петр Великий самолично крестил некоего арапа, вошедшего в историю как прадед Александра Сергеевича Пушкина. Некоторые исторические хроники утверждают о том, что на этом месте еще в языческие времена было расположено капище бога пьянства Рагутиса. В 1345 году оно было уничтожено, а на его месте построена православная церковь. На своем веку здание пережило не один пожар, одним из самых разрушительных был пожар 1557 года, однако, спустя всего три года оно было возведено вновь, практически заново. Нынешняя церковь была отстроена в 1864 году, старые ветхие стены пришлось почти полностью снести (удалось сохранить лишь незначительные фрагменты). Интересен тот факт, что следующая реставрация церкви произошла в годы, когда доминировали атеистические мировоззрения: в 1945–1949 годах. По планам в стенах Пятницкой Церкви планировалось устроить музей атеизма (позже был обустроен в костёле Святого Казимира). Пятницкая церковь в 60-е годы стала филиалом Художественного Музея Вильнюса. С обретением независимости Пятницкая церковь вновь стала собственностью Русской православной церкви и была полностью отреставрирована. В 2011 году, 5 мая, здесь состоялось открытие 3-х метрового памятника поэту А. С. Пушкину и его пращуру — арапу Петра Великого Ганнибалу.
На фото: Ратуша Вильнюса. Разумеется, это не первое здание Ратуши в Вильнюсе. Предполагается, что Ратуша была основана в конце XIV века и мела готические формы и высокую ренессансную башню. До середины XIX века ратуша была сосредоточием экономической, общественной, политической и отчасти культурной жизни города. В ратуше располагалось городское самоуправление (избираемый горожанами магистрат) и проходили его заседания, на которых принимались важнейшие для городской жизни решения. Как и другие здания в Вильнюсе, Ратуша множество раз разрушалась, из-за чего ее приходилось отстраивать заново. Каждый раз получалось совершенно новое здание. Так, в 1799 году Ратуша обрела нынешний вид. Перед Ратушей расстелилась Ратушная площадь — одна из древнейших площадей Старого города Вильнюс. Треугольная площадь образовалась на месте рынка, возникшего уже в XV веке на скрещении торговых путей в центре Старого города. Рядом с рынком строились постоялые дворы, дома купцов и ремесленников.
На фото: Уличный вернисаж.
На фото: Radisson Blu Royal Astorija Hotel, по Pilies g. 35/2.
Но, конечно, жил бы я в двух ста или трёх ста километрах от Вильнюса, то всё равно заглядывал бы сюда с удовольствием. Есть здесь куда пойти, на что посмотреть и где посидеть. Теперь, побывав в трёх столицах, трёх бывших сестёр-республиках Союза, понял, как здорово они отличаются друг от друга и как сильно это заметно. Ну, а мы, погуляв по улицам Вильнюса, походив по его площадям и посмотрев на его достопримечательности, должны были снова сгруппироваться и под руководством нашей обаятельной панеле, предстояло посетить ещё одну достопримечательность Литвы, замок Тракай.
Теги:
Автобусные туры