В часу четвёртом пополудни, наш туристический ковчег из Таллина отправился без остановок прямо в Ригу. Дорога пролетела незаметно, все были под сильным эмоциональным гипнозом после увиденного в столице Эстонии, делились впечатлениями и удачными снимками. И это было вполне объяснимо. Таллин, нас всех наповал поразил своей атмосферой, красотой и обаянием. Понятное дело, это было не глубокое погружение в жизнь города, а скорей симпатия с первого взгляда, необъяснимая, но волнительная.
На фото: Наш отель Baltpark, что на Pērnavas iela 36. Вид из окна моего номера. На нижнем левом снимке, терраса на крыше отеля.
На фото: Скромное убранство моего номера.
На фото: Гордость советской Риги — Вантовый мост (латыш. Vanšu tilts, ранее Горьковский мост). Над проектом вантового моста работал Киевский филиал Союздорпроекта, при участии Института Гипростроймост. Все металлические детали были изготовлены на Воронежском мостовом заводе. К строительству моста приступили осенью 1978 года. Крупные секции моста собирались непосредственно на берегу, а потом с помощью понтонов их устанавливали на нужные места. Железобетонный пилон моста был установлен на передвижной опалубке. За проектирование и строительство такой конструкции сотрудники Института Гипростроймост были награждены премиями, ведь на момент открытия в 1981 году мост имел самый длинный вантовый пролет в СССР.
На фото: Дома Черноголовых. В октябре 2017 года случилось знаменательное и давно ожидаемое событие — Дом Черноголовых, одна из самых известных и «открыточных» достопримечательностей прекрасной Риги, открылся для посещения туристами. В 1334 году этот шикарный особняк был построен для купеческого сообщества и к концу века перешёл в ведение братства Черноголовых — средневекового объединения торговцев и судовладельцев. Они проводили здесь торжественные приёмы, важные мероприятия и музыкальные вечера. Так и продолжалось несколько веков. Но в Великую Отечественную войну здание сильно пострадало. Лишь в начале 2000-х его отстроили практически заново. И почти сразу здесь обосновался президент Латвии. После того, как в президентском дворце завершилась реставрация, латвийские правители освободили Дом Черноголовых. Но здание открывало двери лишь для гостей музыкальных концертов, танцевальных балов, торжественных мероприятий и дипломатических приёмов. Теперь туристы могут увидеть не только привлекательные фасады, но и бальные залы, красиво декорированные кабинеты и средневековые подвалы из красного кирпича — единственное, что сохранилось от оригинального здания. Интересно, что помещения Дома Черноголовых можно не только посетить, но и арендовать для проведения частных торжественных мероприятий.
На фото: Рижская дума. Первое здание думы на этом месте появилось в 14 в., после чего она несколько раз разрушалась и отстраивалась заново в изменённом виде. Последнее разрушение здания случилось в 1941 г., послевоенные руины были разобраны в 1954 г. Современное здание ратуши — новодел, построенный в 2003 г. , надо сказать новодел довольно удачный, большинство туристов и не догадываются, что этот дом — отнюдь не старинный.
Через три часа дороги, страсти улеглись, все угомонились и думы начали одолевать другие. Что в Риге ждёт нас, чем сможет удивить сей древний град. Ведь возрастом он близок к Таллину, как и он на берегу морском был зарождён, но по-другому жизнь его сложилась и племена селились здесь иные. От общих мыслей о стране и её столице, невольно думалось о том, что в этот раз, отель нас удивит приятно, что не в лесу нам жить придётся.
На фото: Ресторан «Salve» Ресторан находится на Ратушной площади, в здании, которое является составляющей частью Дома Черноголовых. Интерьер заведения выдержан в голландском стиле 18 века: фаянсовая плитка, деревянные панели, кафельный пол. В этом ресторане предлагается латышская городская кухня, которая несколько отличается от традиционной, но эти отличия делают блюда только вкуснее и необычнее. Дегустационное предложение заведения помимо традиционного гороха и хлебного десерта, включает в себя селедочный тартар со свекольно-яблочным мармеладом, тыквенный суп с миндалем, филе судака и колбасу из телятины и свинины. Предложение включает в себя 7 блюд, стоимость — 29 евро.
На фото: Golden Coffee, что на Kungu iela 7/9,. Ресторан специализируется как на латышской традиционной кухне, так и на европейской.
На фото: Церковь Святого Петра. Средневековый храм имени Святого Петра, высокая колокольня которого обозревается из многих точек города. Это старейшая рижская святыня, первое упоминание о которой относится к началу 13 века. В ходе событий Второй Мировой войны собор существенно пострадал, а проводимые после этого реставрационные работы завершились лишь в 80-х годах прошлого века. В высоту это сооружение, включая стройный шпиль, увенчанный золотым петушком, достигает 123 метров. Помимо шпиля, башню украшают старинные часы, несколько раз в день исполняющие национальную латышскую мелодию.
На фото: Левее Petrus Restaurant. Это современный ресторан латвийской кухни с нордическим акцентом, в 2018 году вошедший в топ ресторанов Балтийского региона по оценке знаменитого гастрономического гида White Guide Nordic. Ресторан находится в одном из самых живописных и оживленных мест Старой Риги — между церковью Св. Петра, Музеем декоративного искусства и дизайна. Дмитрий Федосевич, шеф-повар с опытом работы в ресторанах со звездами Michelin, каждый сезон создает в ресторане Petrus новое меню, которое органично объединяет современную кухню Прибалтики и актуальные гастрономические мировые тренды.
На фото: Памятник Бременским музыкантам — один из самых популярных памятников Риги. Расположен напротив Подворья конвента у алтарной части церкви Святого Петра вблизи улицы Скарню. С северо-восточной стороны от памятника расположена церковь Святого Иоанна. Памятник представляет собой скульптурную композицию из Бременских музыкантов, состоящую из четырёх животных, персонажей народной сказки, адаптированной немецкими фольклористами и лингвистами братьями Гримм. Первым снизу находится осёл, поддерживающий пса, на спине которого, в свою очередь, расположен кот, а на нём сидит петух. Бременские музыканты изображены в тот момент развития сюжета, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам. Шутливая интерпретации символической концепции памятника гласит, что он представляет собой олицетворение окончания Холодной войны и объединение двух блоков. Памятник был установлен в Риге в 1990 году и выполнен бременским скульптором Кристом Баумгартелем; преподнесён в дар латвийской столице городом-побратимом Бременом. В настоящий момент весьма популярно поверие, согласно которому необходимо потереть нос осла и загадать желание, которое обязательно сбудется. Тем не менее есть возможность реализовать ещё три желания, потерев носы других животных. Самое сокровенное желание исполняет петух, до которого дотянуться гораздо сложнее, однако некоторые гости столицы умудряются сделать и это. По другой версии, каждое следующее животное увеличивает шансы на исполнение одного заветного желания.
Так незаметно, в думах о чудном, походном образе своём, нелёгком житие в дороге, наш путь приблизился к концу. Сначала показался унылый пригород столицы, потом пошли проспекты, улицы, дома, всё вперемешку. Недолго пропетляв, автобус наш притормозил у здания, на первый взгляд, совсем невзрачного, и наша мама-гид нам сообщила, что всё, конечный это пункт, взглянув на лево можно наш ночлег увидеть под гордым именем Балтпарк.
На фото: Гостиница «Конвент Экка» (Ekes Konvents). Здание построено в 1435 году. Переоборудовано в 1594—1596 гг. Одна из достопримечательностей Риги, бывший приют для вдов в средневековом городе, ныне — охраняемый государством памятник архитектуры XV–XVIII веков. В 1618 году на стене здания был установлен барельеф «Христос и грешница».
На фото: Проход по Jāņa sēta. Jāņa sēta (Иоанново подворье, Янов двор) квартал между улицами Калею, Яня и Скарню, входящий в старейшую часть Риги, сформировался в XIII веке, и его почти с полной уверенностью можно считать первоистоком Риги. В любом случае, именно здесь признанный основателем города епископ Альберт построил в 1225 году свой первый деревянный дворец и основал поселение.
На фото: Прогулка по Старой Риге (латыш. Vecrīga).
На фото: Прогулка по Вецрига.
На фото: Церковь Святого Петра.
Не знаю при чём здесь парк, но сей отель не выглядел дворцом и в парке точно не был он. Но, мы готовые к любому повороту, взяв скромный скарб, к рецепшен потянулись дружною толпой. Сказать плохого не могу об этом заведенье ничего. Достойные и чистые коморки, к тому ж с удобствами со всеми, не на окраине, кругом спокойно и не боясь в любое время можно прогуляться. Что мы и сделали, оставив вещи в номерах, пошли знакомиться с округой, латвийской кухней на досуге, решили день закончить свой.
На фото: Проходы-переходы старой Риги.
На фото: Средневековое переплетение, слияние стилей и времён.
На фото: Архитектуру 17 столетия в Старой Риге характеризуют две вещи — строительство складов и жилых домов для зажиточных торговцев. В 17-м столетии стремительно развивалась торговля, что привело к значительному росту прибыли местных торговцев. Не смотря на то, что почти у всех торговцев чердаки домов были около четырех или пяти этажей в высоту, в новых экономических условиях и этого было мало. В результате это привело к тому, что в Старой Риге начали сносить старые деревянные дома и сараи, воздвигая на их месте целые комплексы складов. Склады были большими и строились из булыжника, каменные здания с черепичной крышей, расположенные торцом к улице. Покрытие крыш складов обычно удерживалось благодаря ряду крепких столбов, проходящих вдоль всего здания. Первый этаж склада был намного выше остальных. Пройти внутрь здания можно было через толстые дубовые двери, над которыми располагался скульптурный рельеф. Склады не были очень разукрашены, только во фронтоны были вмонтированы якоря и кресты. На данный момент в Риге сохранились 24 склада 17-го столетия.
На фото: Прогулка по Meistaru iela. Улица Марсталю образовалась в 13 в., называлась Ригемюндской (по-латыни platea Rigemunde) — производное от имени одного из рижских бюргеров или нижненемецкого слова, означающего впадение реки Риги в Даугаву. Длина улицы 280 м. Т. к. улица проходила неподалеку от Рижской гавани, в 13–15 вв. вдоль улицы возникли большие купеческие дворы. В начале 15 в. называлась ул. Маршалка, с 1415 Mastallstrasse (нем.) или Марсталю (лат. — Конюшенная). До революции у улицы было два официальных названия — Марстальштрассе и Конюшенная. На ней размещались конюшни магистрата, устроенные в 1330 г. Позднее конюшни «переехали» на площадь Альберта. Возле нынешней набережной улица заканчивалась крепостной стеной с воротами и Конюшенной башней. Фрагменты старой башни были обнаружены в 1977 г. во время рытья котлована для Дома художников. За крепостной стеной располагалась гавань реки Рига. В XIV–XVI веках характерной чертой Конюшенной улицы были торговые дворы под выгрузку товара с барж. На улице много памятников респ. значения, в т. ч. № 2/4 — дом Рейтерна, № 19 — дом, связанный с именем Вагнера, № 21 — дом Данненштерна. Один из старейших сохранившихся дворов — у дома Данненштерна, построенного в 1696 г.
На фото: Ресторан Colonel Brew Pub & Kitchen. Меню большое с ориентированием на бельгийскую кухню. Разумеется, в Colonel Brew Pub & Kitchen вы можете попробовать ароматные вафли, мидии в различных соусах, бельгийскую картошку фри, колбаски. Интересно, что во многих блюдах используется само пиво. Например, в сладких вафлях, брауни или в качестве маринада к мясу.
Что сразу бросилось в глаза, так это то, что чистоты, порядка и богатства, не больше здесь, чем в другом таком же месте, но в России. Неуловимо в алгоритме улиц, стиле зданий, витает до сих пор неуловимый дух Империи Российской. Давно её уж нет и сын её Союз Советский, остался в прошлом, но стиль, следы былой ментальности, везде заметны сквозь штукатурку недолгих лет свободной жизни. Чуть дальше от мест раскрученных и туристических троп, всё выглядит по-советски просто, без затей. На дивного зверя похожа страна, одна часть его в Европе, а другая в, так сказать, в недалёком прошлом.
На фото: Прогулка по Вецриге.
На фото: Пороховая башня. В средневековье таковых насчитывалось 28. Вдоль крепостной стены башни возвышались через каждые 70−120 метров. Одни — защищали городские ворота, другие − опоры крепостных стен. Первые рижские оборонительные сооружения начали строить немецкие переселенцы, приехавшие вместе с епископом Албертом. Город тогда был в кольце лесов, поэтому «албертовские крепостные стены» возводили из дерева. В 1207 году, после захвата Саласпилса, Доле, Икшкиле, появилась возможность взяться за каменную крепость − с берегов Даугавы стали привозить доломит. В XVI веке протяженность городской крепостной стены насчитывала 2 километра 200 метров. Оборонная система Риги была в то время одной из самых мощных на побережье Балтики. На заре рождения башня была четырехугольной, потом полукруглой, а в XVI веке приобрела свой нынешний вид. По сохранившейся описи 1515 года здесь было установлено 13 пушек, имелись четыре мортиры и четыре пищали. Толщина стен − около трех метров. До сих пор в стенах можно увидеть ядра − подарок от воинства шведского короля Густава Адольфа, в 1621-м взявшего Ригу в осаду.
На фото: Дом с черными котами. Здание с легендарными черными котами расположилось в самом центре старой части города, на площади Ливов, между Большой гильдией и посольством Норвегии, вблизи Рижского Русского театра имени Чехова. Дом был построен в 1909 году по проекту Фридриха Шепеля, именитого архитектора Латвии. Постройка выполнена в стиле средневековой архитектуры с элементами позднего модерна и изначальна выполняла роль доходного дома. Принадлежало здание богатому рижскому купцу Блюмеру. Во времена Советского союза здесь находились Институт Философии и Философское общество. Здание несколько раз служило площадкой для съёмок. Самая известная его «роль» — берлинская гостиница в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны».
На фото: Прогулка по улице Торня (по-русски Башенная) в Старой Риге. С одной стороны этой улицы расположился фрагмент старой городской крепостной стены с 13-метровой башней. В 1985–1987 годах реставраторы из польского города Торунь полностью восстановили башню на её старом фундаменте с сохранением древних стен, а также 60 метров крепостной стены. Так как по обеим сторонам крепостной стены уровень земли снижен до уровня 13-го века, башня видна во всю свою прежнюю высоту.
На фото: Прогулка по улице Торня. Напротив крепостной стены по улице Торня расположились казармы Екаба, или Яковлевские казармы. Они были отстроены в конце 17-го века для нужд шведских легионеров, которые защищали город от вторжения врага со стороны акватории Рижского залива. В настоящее время в казармах располагаются дипломатические представительства латвийских городов.
А ведь социалистическое наследие, по уму надо было всего лишь развивать, приумножать и изменять на современный лад, а не разрушать и пеплом посыпать. Тогда можно было превратиться в настоящего прибалтийского экономического тигра, наподобие Сингапура и Гонконга, ну или в крайнем случае Финляндии. А так, доля промышленности во много раз меньше доли услуг. А это рано или поздно приведёт к деградации и страны и народа. Об этом я размышлял, гуляя по улицам, прилегающим к нашему отелю. Печать анабиоза лежала на всём, что меня окружало. Город не умер, ездит транспорт, ходят пешеходы, но как-то неуловимо проглядывался упадок.
На фото: Шведские ворота. Это единственные сохранившиеся до наших дней средневековые ворота Риги. Их изображение украшает сувенирные тарелки, магниты и многочисленные книги. Но было время, когда это был «всего лишь один из полуразвалившихся домиков на улице Трокшню» и его хотели снести… Крепостная стена в районе теперешней улицы Трокшню появилась после 1210 года, когда к уже существовавшему немецкому поселению присоединили бывшие предместья с городскими пастбищами, церковью Св. Якова и русским подворьем, что находилось в квартале между теперешними улицами Алдару, Трокшню и Екаба. Одной стены было, конечно же, мало для защиты города и с 1215 по 1234 рядом со стеной выкопали широкий ров, в который поступала вода из речки Ридзене и возвели несколько башен. Одна из них — подковообразная — носила название «Башня за русской церковью» и находилась аккурат в конце теперешней улицы Алдару. Это была далеко не самая примечательная башня — всего-то 5,5 метров в диаметре. И упоминали о ней только лишь из-за связи с «русской деревней». Русская церковь, фигурирующая в средневековом названии башни, находилась на улице Алдару. Современные исследователи не смогли договориться о точном местоположении здания, зато доподлинно известно, что церковь была освящена в честь Св. Николая и была каменная с колокольней. До наших дней сохранилось лишь несколько икон из этой церкви, но находятся они в монастыре шведского города Упсала. Со временем у «башни за русской церковью» появилось новое название: «башня Св. Юргена». Переименование объясняется просто: с башни прекрасно просматривался находившийся невдалеке госпиталь Св. Георгия (Юргена), а так как с XVI века русское подворье перестало существовать на этом месте, то именно это последнее название и вошло в историю. Но ворот здесь ещё не было, ближайшие городские ворота находились на улице Екаба. Время шло. Фортификационные укрепления Риги уже не соответствовали требованиям защиты города. Крепостные стены и рвы не могли уберечь город от врагов, и по плану шведского военного инженера-фортификатора в Риге возводят совершенно новую систему валов, рвов, равелинов и бастионов. В XVI веке старая городская стена оказалась не у дел, но сносить ее не стали, поскольку в городе не хватало места — население росло так, что были нужны новые дома. Дошло уже до того, что и старую крепостную стену начали застраивать. И, конечно же, неспроста. Это было очень выгодно, т. к. одна из стен будущего дома уже была, боковые стены можно построить вскладчину вместе с соседями, оставалось лишь возвести фасадную стенку. Так городскую стену с обеих сторон, словно ласточкины гнёзда, облепили небольшие домики горожан. Но это были далеко не представители городского патрициата, оттого и строения получались не слишком прочными. Здесь разместилось множество лавочек и дешёвых квартирок мелких ремеслянников. Застроили и старую башню Юргена: верхнюю часть разобрали, а со стороны улицы Трокшню пристроили фасадную стенку. Население этого уголка выросло, а дороги сюда по-прежнему не было. Чтобы попасть в этот квартал, приходилось обходить по улице Екаба или, огибая Пороховую башню, со стороныул. Смилшу. К тому же со стороны улицы Торня были возведены казармы для солдат, охранявших Ригу. Стало ясно, что Торню и Трокшню нужно как-то соединить. Самым удачным вариантом сочли устройство прохода в конце улицы Алдару — стена была здесь застроена только со стороны улицы Трокшню.
На фото: Прогулка по улочкам Вецриги.
На фото: Шведские ворота, с другой стороны. 12 апреля 1697 года городской инженер Кристиан Пургольд осмотрел дом на улице Трокшню, 11, который принадлежал Герду Хайдеману, и констатировал, что прорубить ворота здесь можно, но для этого понадобится снести дымоход и лестницу. Хозяин дома согласился на такую перемену, при условии, что город за свой счёт восстановит снесённые части дома в другом месте. В 1698 году ворота были прорублены. Они получились небольшими: шириной всего в 3,75 метра, но с красивой цилиндрической аркой, отделанной сааремским доломитом. Ворота украсили и замковые камни с изображением львов и датой сооружения «1698». Интересно, что лев со стороны города держит в пасти кольцо, а тот, что со стороны казарм, с оскалом. Именно из-за этих камней ворота и прозвали Львиными или Шведскими. Лев- символ Швеции, да и ворота были возведены в шведские времена. Ворота закрывались как со стороны города, так и со стороны улицы Торня. Со стороны улицы Трокшню ещё можно увидеть петли, на которые крепились обитые железом створки ворот.
На фото: Старый город, улица Trokšņu iela (Шумная улица). Эта улица появилась в Риге в XVI веке, когда возле утративших свое оборонительное значение городских стен началась застройка, а до этого это был просто проход вдоль городских укреплений к Пороховой башне. Происхождение названия Трокшню (Trokšņu — Шумная) точно не известно, но одна из версий предполагает, что Шумной улицу стали называть еще раньше, задолго до застройки. В те времена, когда городская стена служила для обороны города, между войнами ее использовали торговцы. Ниши в стене становились торговыми местами. А где рынок — там шум и гам. Городские власти не брали платы за право торговли у городской стены, но торговцы были обязаны в случае нападения заполнить ниши мешками с песком и тем самым укрепить стены. Это небольшая, даже по меркам Старой Риги, улица. Ее длина составляет около 160 метров. Сегодня дома, пристроенные к городской стене, снесены, и стена, в прежние века защищавшая город, снова увидела свет.
На фото: Улица Клостера (латыш. Klostera iela — Монастырская улица). Дом пастора,1710 год постройки, Клостера 17.
Может быть, если бы я попал в такой же район Таллина у меня были такие же ощущения, а так я его видел только многолюдном в туристическом центре, где кипела и бурлила жизнь. Но, на следующий день, мы бродили в таком же районе Риги и людей там было намного меньше, всё выглядело более сонным. Забегая вперёд скажу, что Вильнюс в этом отношении ещё скромней оказался. Это не брюзжание, как может показаться на первый взгляд, это переживание, за когда-то общую, Родину. Все хотели, как лучше, разбегаясь по углам, а получилось, как всегда. Но, всё в природе имеет свою цикличность, наверняка наступят времена, когда Прибалтика расцветёт небывало и перестанет быть донором дешёвой рабочей силы.
На фото: «Три брата» — самый старый комплекс жилых домов, сохранившийся в Риге с XV в. и одна из главных достопримечательностей города. Расположены они на улице Малая Замковая 17, 19, 21 (Маза Пилс 17, 19, 21). Свое название тесно прижавшиеся друг к другу средневековые здания получили очень давно. Согласно легенде, их построили трое мужчин одного рода. Три брата были реставрированы в 1955 — 1957 гг. по проекту архитектора П. Саулиша. После окончания работы дворы всех домов были объединены. Сегодня в этих домах расположены Музей архитектуры и Государственный центр охраны памятников культуры.
На фото: Дом страхового общества «Россия» в Риге, на Домской площади. Здание построено в 1907 году по проекту архитектора Николая Проскурина.
На фото: Домская площадь. На Домской площади Риги в рамках международной выставки «United Buddy Bears» (Содружество медведей Бадди) собрались разноцветные мишки. Выставка является подарком Германии жителям Латвии в честь столетия государства. Медведи путешествуют по миру уже более 15 лет. «United Buddy Bears» символизируют страны-участницы ООН. Стоя плечом к плечу, они показывают толерантность и взаимопонимание между народами, а также мир во всем мире.
На фото: Художественный музей «Рижская биржа». Спроектированное немецким архитектором Харальдом Боссе и построенное в 1855 году здание Рижской биржи является особым объектом не только потому, что признано архитектурным памятником государственного значения, но и благодаря найденным в стенах здания письменным посланиям ремесленников 19-го века.
На фото: Домский собор (Rīgas Doms). Собор был заложен 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно — немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. Первоначальное здание Домского собора являлось примером так называемого переходного стиля — от романского к «северной готике». В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение. Из запланированных двух башен из-за отсутствия средств в 1547 году была выстроена только одна по центру фасада. В 1595 году каменная башня была надстроена и получила деревянный шпиль, превзойдя по высоте находящуюся всего в 140 метрах башню церкви Святого Петра. Однако деревянный шпиль требовал постоянного ремонта, поэтому в 1766 году он был разобран. Вместо него на несколько перестроенной башне возвели невысокий куполообразный шпиль в стиле барокко. Общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составила 96 метров. Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
По утру, когда мрачные размышления остались в прошлом, а впереди ждало знакомство с красавицей Ригой, позавтракав, мы выписались из отеля и поехали в центр, где нас ждал наш гид и её увлекательный рассказ об истории этих мест и прогулка по самым интересным местам столицы Латвии. Наше путешествие в прекрасное прошлое началось от реплики Дома Черноголовых, что у городской Ратуши и продолжилось, изгибаясь по средневековым улочкам, мимо Церкви Святого Петра, около Дома с котами, к Домскому собору и до театра Латвийской национальной оперы и балета. Возле него организованная часть общения с Ригой закончилась и было дано четыре часа для индивидуальной прогулки по городу.
На фото: Дом Холмса на Бейкер-стрит 221б, то есть на ул. Яуниела, 22 в Риге.
На фото: Прогулка по улице Rozena iela. Эта недлинная, укрывшаяся за домами и центральными улицами улочка старой Риги является самой узкой улицей в городе. Улица Розена образовалась в 13-м веке, тогда на ней проживали кузнецы, и прежнее её название исходило из основного рода занятий жителей. Улица называлась Кузнечной. Настоящее название улицы, Розена, появилось лишь в 17-м веке, в честь проживавшего на улице епископа Розена. Когда-то на этой лице находилась первая в городе литейная мастерская, в которой отливались колокола и пушки. К сожалению, до наших дней мастерская не сохранилась. Со средних веков и по настоящее время улица Розена внешне сохранила старый тип рижской мостовой, с характерным для тех времен уклоном к середине улицы для предотвращения попадания воды в здания.
На фото: Улица Тиргоню (Tirgoņu iela). Она проходит от Домской площади к Ратушной и является одной из центральных улиц Старой Риги. Первые упоминания о ней мы находим в документах 1333 года как улицу Platea mercatorum, в переводе с латинского — Купеческая. На этой улице издревле селились торговцы, деловые люди, и сегодня ее название — Тиргоню (Tirgoņu) — по-латышски улица Торговцев, Купеческая. Уникальный случай — за всю историю, с XIV века, название улицы оставалось неизменным. Известна она и лучшей в Риге мостовой — в 1847 году это была первая и на тот момент единственная улица, которую покрыли «шведской брусчаткой» — гранитной, суперпрочной, которая не зависит от погодных условий и сохраняется в своем первозданном виде на протяжении столетий. Длина улицы Тиргоню — всего 150 метров. Но на всем ее протяжении — уникальные постройки, дома, которые могут рассказать истории судеб и историю города. В конце улицы, на пересечении Тиргоню и Краму в XIV–XVI веках находились винные склады Рижского рата.
На фото: Архитектурные изыски старой Риги, ул.Калькю 6 (1898). Это романтическое здание известно как «Дом трубочиста». Стилизовано под архитектуру прежних эпох. Но при этом соблюдается принцип, типичный для модерна – «форма следует за функцией». Два нижних этажа предназначены для магазинов, поэтому они имеют большие витрины. А наверху находятся жилые помещения с оконными проёмами обычного размера. Дом работы Вильгельма Бокслафа. Вильгельм Бокслаф (Wilhelm Ludwig Nikolai Bockslaff / Vilhelms Ludvigs Nikolajs Bokslafs) (1858 – 1945) – настоящий волшебник и сказочник рижской архитектуры! Был родом из семьи балтийских немцев со старинными купеческими традициями. После окончания Рижского Политехнического института работал в этом же институте, а также в архитектурном бюро. Создавал частные дома и общественные здания в Риге и Юрмале, занимался постройкой и реконструкцией нескольких замков в Латвии. Работал в стиле эклектики и модерна. Скульптурную пластику для многих зданий выполнил скульптор Август Фольц. T.G.I. Friday’s — легендарная международная сеть ресторанов. Название сети является распространенной аббревиатурой поговорки Thanks God It’s Friday, что в переводе означает «Слава богу, наконец-то пятница». Это как нельзя лучше отражает характер бренда. В ресторанах царит атмосфера беззаботного веселья, официанты шутят и общаются с гостями, а бармены готовят известные на весь мир коктейли.
На фото: Латвийская Национальная опера. Здание Латвийской Национальной оперы строилось как первый городской Немецкий театр. Он построен на набережной городского канала, на месте бывших городских укреплений. Стройка длилась с 1860 — 1863 года. Автор проекта — Людвиг Бонштедт. В 1887 году около Национальной оперы был открыт фонтан Нимфа работы Аугуста Фольца.
За четыре часа, я успел набегаться по центру города, залезть на одну из смотровых площадок, расположенных в отеле Radisson Blu Latvija и отведать латвийских вкусностей. Всё что видел фотографировал, как мог, с тем что получилось поделился в этом рассказе. Конечно, снимков получилось в несколько раз больше, но сколько бы не рассматривать фотографии, лучше один раз побывать здесь и сложить своё мнение об этом старинном и замечательном городе. После прогулки по улицам, посиделок в парке и разглядывании достопримечательностей Риги, складывается образ города, здорово отличающегося от соседнего Таллина.
На фото: Памятник Свободы. Символ свободы латышского народа — памятник Свободы, был построен на пожертвования от людей и торжественно открыт 18 ноября 1935 года. Памятник был построен по проекту скульптора Карлиса Зале и архитектора Эрнеста Шталберга.
На фото: Рижский кафедральный собор Рождества Христова. Храм был заложен 3 июля 1876 года епископом Рижским Серафимом (Протопоповым). Вначале в соборе не предусматривалось колокольни, но император Александр III подарил храму 12 колоколов, и у церкви появился еще один купол. Торжественное открытие собора состоялось 28 октября 1884 года. До Первой мировой войны община храма насчитывала около полутора тысяч верующих. Собор пережил две войны, но в 1960 году советские власти его закрыли. Кресты были спилены, колокола переплавлены, а само здание переделано в планетарий, который официально назывался Домом знаний. Восстанавливать храм начали в конце 1990 года, а 6 мая 2000 года архиепископ Александр освятил новый иконостас собора.
На фото: Radisson Blu Hotel Latvija. Изюминка отеля — панорамный бар на 27-м этаже и панорамный же лифт, который к нему везет.
На фото: Вид на Ригу с 27 этажа Radisson Blu Hotel Latvija.
На фото: Городской канал. Городской канал образовался после сноса городских укреплений, и частичной засыпки защитного рва. Длина канала — 3,2 км. Насаждения по берегам канала создавались постепенно, начиная с 1859 года.
Рига более немецкая что ли, гуляя по ней, по её старой части естественно, вполне можешь представить себя находящимся где-то в Германии. Следы этой культуры здорово заметны, даже по тем немногочисленным зданиям которых пожалело время, катастрофы и войны. В целом город воспринялся очень позитивно, наверно не маловажную роль в этом сыграла погода, тёплая и солнечная. В этот раз, в отличие от Таллина, я не стал проверять местных жителей на знание языка бывшей метрополии и общался только на английском, чтобы не портить впечатления непониманием. Если говорить о местной кухне, то ничего особо национального себе не заказывал ну, пожалуй, кроме пива. А оно здесь замечательное, что вполне ожидаемо.
На фото: Здание Малой гильдии. Здание Малой Гильдии располагается рядом с площадью Ливу в центральной части Старой Риги. Своим появлением оно было обязано решению мастеров-ремесленников Риги в 1352 году выйти из Гильдии Св. Креста и Троицы, чтобы создать собственную Гильдию, взяв за образец уже существовавшую купеческую Большую Гильдию Святой Марии. Малая гильдия (Die Kleine Gilde) была отдана под покровительство Святого Иоанна Крестителя, благосклонно относившегося к ремесленному люду. Дошедшее до нас здание Малой Гильдии было заложено в 1864 году 22 мая. Под камнем основания с того времени хранятся несколько газет, краткая версия гильдейской хроники и календарь 1864 года с подписями старшин. Малая Гильдия просуществовала до 1936 года (хотя средневековые нормы уже не действовали), вплоть до образования Ремесленной Палаты.
На фото: 1221 Restorāns. Аккуратный, похожий на игрушечный, домик стоит на этом месте уже триста лет, а за высокими окнами скрывается один из «самых-самых» рижских ресторанов — 1221.
На фото: St. Saviour’s Anglican Church — англиканская церковь в Риге, на улице Anglikanu 2. Церковь была построена на земле бывших бастионов Павла в период с 1857 по 1859 год. Архитектор — Я. Д. Фельско.
На фото: Рижский замок (Rīgas pils). На побережье Даугавы возвышается величественный дворцовый комплекс — Рижский замок. Строительство замка на берегу Даугавы было начато в 1330 году. К тому времени Рига стала уже богатым городом, ее феодальный властитель — рижский епископ — в середине XIII столетия был возведен в сан архиепископа. Однако властвовать в Риге хотел и Орден меченосцев, который в 1237 году после тяжелого поражения под Сауле объединился с Тевтонским орденом и стал его ветвью. С тех пор он назывался Ливонским орденом. Целью Ливонского ордена было завоевание восточной Балтии и подчинение её католической церкви и немецким феодалам. Добившись господства над большей частью Ливонии, орден хотел распространить свою власть и на Ригу. Поэтому с конца XIII века между Ригой и орденом началась острая междоусобная борьба. В 1330 году орденское войско, получив подкрепление от Тевтонского ордена, осадило город со всех сторон. Защитники Риги, метко стреляя из луков, не допускали противника близко к городской крепостной стене, однако сильнее оружия оказался голод, и он заставил рижан сдаться. Им пришлось уступить ордену часть городских укреплений с Песочной и Святодуховской башнями, а также обширный участок земли по ту сторону укреплений, где находились городские пастбища и огороды. Здесь, на самом берегу Даугавы, на месте бывшего госпиталя Св. Духа, началось строительство нового орденского замка. Сооружать его пришлось самим рижанам, повинным в разрушении старого замка. Место для стройки было выбрано очень удачно. Отсюда легко было держать под контролем суда, заходившие с моря в Даугаву. В начале XVIII века территория Латвии отошла к России, но перестройки в замке начались лишь в 1783 году — административные реформы Екатерины II требовали помещений для чиновников. Обращенные в сторону Дворцовой площади шведские военные склады снесли и вместо них построили четырехэтажный административный корпус. Однако нынешнее президентское крыло замка перестройка не затронула — там остались конюшни. Были оборудованы репрезентационные помещения Лифляндского генерал-губернатора, а также снесены все соседние деревянные дома, и перед замком образовалась просторная площадь. В таком виде замок достойно олицетворял государственную власть великодержавной России. Строительство репрезентационных помещений в бывших конюшнях началось лишь в 1818 году по приказу генерал-губернатора Лифляндии маркиза Филипа Паулуччи. Этот угодливый придворный заметил, что проезжавшим через Ригу царям Павлу I и Александру I был явно не по нраву спартанский дух крепости. Поэтому маркиз приказал перестроить крыло бывших конюшен и возвести новый — третий этаж. На новом этаже был построен большой зал для балов — Императорский зал, гостиная царя и царский кабинет. А у башни Святого Духа снесли конусообразную крышу и устроили там обсерваторию — в то время было модно поддерживать науки. В 1938 году Рижский замок становится резиденцией Президента Латвийской Республики. С 1940 до февраля 1941 года в замке поселяется Латвийский Совет народных комиссаров, в феврале 1941 года в северной части замка открывается Дворец пионеров. В настоящий момент в южной части дворца расположены музей Зарубежного искусства, музей Литературы и истории искусства им. Райниса и музей Истории Латвии. Самую представительную часть замка занимают помещения президента Латвии и ее канцелярия. Над Святодуховской башней развевается государственный флаг, а когда президент находится в замке, то и президентский штандарт.
На фото: Церковь Скорбящей Богоматери в Риге Church of the Grieving Mother of God in Riga. Церковь Скорбящей Богоматери в Риге — церковь католического прихода, расположенная на территории Замковой площади, формирующая её архитектурный ансамбль; является примечательным компонентом территории окружения Рижского замка. Эрцгерцог Австрии Йозеф II, проезжая через Ригу в Петербург в 1780 году, выразил своё изумление, граничащее с недовольством, по поводу низкого качества сооружения и бросающейся в глаза бедности в оформлении интерьера. Была выделена крупная денежная сумма в виде пожертвования на строительство нового, более представительного храма, которому суждено было стать подлинным украшением Замковой площади и предметом гордости представителей католической общины Риги.
Если спросить меня хочу я здесь побывать ещё раз, то скажу, что специально нет, но если судьба случайно сюда занесёт, то буду только рад. И не от того, что город плох, просто, ещё хочется в стольких местах побывать, но осознаёшь, что лимит времени, отведённый тебе жизнью, весьма ограничен и использовать его приходиться очень рачительно. Под вечер, сытые впечатлениями и утомлённые беготнёй, мы собрались в центре у нашего автобуса, чтобы отправиться в следующий пункт нашего странствия, в город Вильнюс.
Теги:
Автобусные туры