Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 16 мая 18:43
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Плая-дель-Кармен — Мексика Июль 2018

«Каникулы-каникулы, каникульнее нет», — звучала в голове знаменитая фраза из детской книжки, пока я, взобравшись в очередной, кажется, двадцатый автобус за этот неполный месяц, настраивалась на новую поездку. На этот раз — на курорт. Да, именно на курорт! После более, чем десятка городов Мексики и ее природных красот — джунглей, сенотов, рек и прочего душа требовала отдыха, а тело буквально молило о нем. Видимо, вспомнив, что я-таки нахожусь в отпуске, а не в «Дискавери»-передаче, мне тоже захотелось, наконец, моря и всех прелестей туристических пакетов — неспешных прогулок по променаду и шума прибоя…

Все эти прелести еще задолго до путешествия ассоциировались с одним курортным городком Мексики — Плайя дель Кармен, одно название которого звучит, как песня. Три года назад, еще просматривая путевки и организованные туры на побережье Мексиканского залива, я как-то сразу отмела распиаренный Канкун в сторону, отдав предпочтение Плайе. Даже по фото Канкун (несмотря на иллюзорного цвета воду и белый песок) не прельщал: полоса пляжа тянулась вдоль жилых (гостиничных) массивов, не оставляя места тропической зелени и какой-то загадке. После Кубы это было не по мне: где же утопающие в тропических зарослях пляжи с минимумом народу? Где буйство пальм и вьюнов? С фотографий на меня смотрели только пафосные здания не менее пафосных отелей, которые намертво перечеркивали красоту пляжей и воды. И совершенно иначе выглядела Плайя дель Кармен: пусть там тоже не самые густые заросли и тоже много отелей на берегу, но все же тут иначе, более атмосферно и приятно, схоже с представлением о курорте. Да и она меньше по размеру и как-то понятнее чисто визуально по карте.

И вот теперь, планируя уже целиком самостоятельное путешествие по Мексике и дойдя до его курортно-пляжной части, я ни секунды не сомневалась: Плайя, без вариантов! Выделив три оставшихся дня на заветный курорт, я помчалась собирать пляжные вещи. А сейчас, сидя в автобусе и практически подъезжая к мечте после почти месячного приключения по городам и весям страны, я ждала этого городка, наверное, с еще большим трепетом.

И вот она, Мечта! Такой же терминал автовокзала, ничем не отличающийся от двенадцати таких же, уже виденных, выход в город и толпа таксистов, а в дополнение к ней — адская полуденная жара и влажность тропиков. Цены на такси сразу бросились в глаза — 70 песо (больше 3 $!)… Мда, даже в Паленке 30 было. Ну, куда деваться… Усталость, жара и дикое желание скорее спрятаться к помещение диктовали свои правила. Едем!

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Автовокзалов в Плайе два — один находится в начале главной туристической артерии города — 5-й авениды (она же примыкает к побережью), а другой — ближе к центру — на 20-й авениде. Хостел, который я забронировала, находится на 15-й, но в дальнем уголке от центра. По сути — 5–6 кварталов (это поняла уже, сидя в такси), которые можно пройти пешком, но… ладно. Будем считать это непредвиденными расходами или расплатой за географическую глупость, наступившую после множества городов и переездов. Хотя… в конце концов, три дня отдыха! Почти шиканула сразу. Главное — быстро и с ветерком.

Предвосхищая вопрос о жилье, расскажу нем. Как прожить на одном из самых известных курортов бюджетно? Вариант простой — хостел или апартаменты (по-русски, квартира в аренду). В помощь — снова любимый Букинг, несколько часов поиска, сопоставления, просмотра и сравнения и вуа-ля! Гостевой дом «Roberto», рейтинг — 9 из 10, одноместный номер с туалетом и душем, интернетом и даже мини-кухней. Но главное — не это! Главное — его расположение — на 15-й авениде, в 200 метрах от моря и самой туристической улицы города.

Уточнение: улицы в Плайе расположены очень просто и интересно: они отходят от берега моря и идут вверх под номерами, кратными пяти: то есть сначала 5-я улица, затем 10-я, 15-я и т. п. Между ними иногда не более 100 метров. На 15-й улице (на 10-й и 5-й — подавно) расположены отели и гостевые дома, где стоимость доходит до сотен долларов за ночь (видела за 300 на 5-й авениде)! А мое жилье обошлось в… 30 долларов! Итого — за 3 суток — 90 $ или 1700 песо. Это самый дорогой мой вариант ночлега за все путешествие! Кроме того, изначально попадались варианты на 45-й улице и даже на 60-й (до моря почти полчаса ходу по жаре) за 40 долларов и выше, а тут… Признаюсь, были опасения, что, как в Перу, хостел окажется закрыт, но такси привезло ровно ко входу, дверь открыта, вроде все хорошо.

На входе рядом — кафе, сидят несколько мексиканцев, лениво болтают о чем-то своем. Увидев меня, спрашивают, к кому я приехала. Пароль — к Роберто — он хозяин хостела. Один парень встает и куда-то уходит, а я прохожу во дворик. Тишина, никого нет. Спустя минут 5, возвращается тот парень с Роберто — приятного вида мужчиной лет 40, который обнимает меня, как родную, подхватывает чемодан и влетает на второй этаж. И здесь ждал еще один шок: за такую отнюдь не курортную цену я получаю абсолютно курортные условия: просторный номер-студию с собственным санузлом и душем, огромной кроватью, столиком для обеда, ТВ-плазмой, а также холодильником, кондиционером и даже электрической плиткой, микроволновой печью и ложками-вилками-тарелками. Полноценная квартира-студия по нашим понятиям! И вид… на дайвинг-центр с пальмовой крышей и оживленную улицу. К тому же прилагается широкий балкон со стульчиками. А, еще бонус от хозяина в день заселения: мылки-шампуни разные, туалетная бумага, 2 бутылки воды и попкорн с шоколадками в придачу! Всё, я в Раю…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Немного оправившись от поездки и отдохнув, отправляюсь к главной цели — морю. Как долго его ждала! Не все эти 22 дня, а гораздо больше — года с 2015-го, когда еще рассматривала Мексику с точки зрения тура на курорт. Как хорошо, что тогда победила Куба — еще одна давняя мечта, зато теперь я могу в полной мере насладиться ставшей любимой страной сполна!..

Улочки очень уютные и какие-то гостеприимные, что ли. Не успела я выйти их дома и ощутить недавно забытую влажность и +40, как по ходу движения попался ларек с фруктами: точнее, большой ларек с множеством фруктов. А цены… 2 огромных манго (по 0,8–1 кг каждое) за 40 песо, ананас — за 50, а папайя — и того смешнее — всего 35, по акции (немного отлежалый бок был). На обратном пути слегка обнесла его, принеся в номер целый пакет тропических вкусностей, который обошелся мне всего в 80 песо или 4 доллара. Угадайте, у кого был самый вкусный ужин и завтрак? Для сравнения, салатик в кафе стоит от 100 песо, а севиче из морепродуктов (маринованные морепродукты — национальное блюдо всей Латинской Америки) — все 150.

Помимо кафе и забегаловок (да, они здесь тоже имеются), улочки города наполнены сувенирными лавками: чем ближе к 5-й улице, тем концентрация их увеличивается. А 5-я улица (она же — променад) и вовсе представляет собой бесконечную вереницу магазинов, торговых центров и дорогущих кафе вперемешку с такими же дорогущими турагентствами. Но по атмосфере нет ей равных в городе! Здесь любой, даже самый бюджетный турист ощущает себя причастным к всеобщему празднику жизни!

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Здесь все просто кричит о том, что ты находишься в Мексике: даже если путевка предполагает всего один этот город, он всеми силами пытается показать (пусть и в виде инсталляций) все диковинки и символы страны. Вот индейцы майя в национальной одежде. Ну и что, что держат в руках они гигантскую сигару и рекламируют магазин, но майя же!

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

А вот знакомый по Сан-Мигелю де Альенде и другим городкам страны национальный стиль росписи по керамике — талавера и с ним же — культ Санта Муэрте (ну, помните, Святая Смерть, отвечающая в желания людей, как добрая волшебница). Да, это украшение входа в торговый центр, ну и что — символично же! И в этом вся Плайя и 5-я авенида, в частности…

А за поворотом — огромные муралы (вид уличной графики) с изображениями ягуаров — покровителей майя, попугаев, туканов и пирамид

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Ну, а тропическая растительность здесь на каждом шагу — пальмы, орхидеи и другие диковинки, которые и создают в итоге образ Мексики всего в одном курортном городке.

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

И понятно, когда, вернувшись из Канкуна или Плайи, туристы гордо заявляют «Я был в Мексике», невольно подразумевая все эти символы страны и забывая о том, что формально, конечно, они были, но не в Мексике, а на ее курортах, которые представляют собой лишь сотую часть того, что называется общим географическим топонимом «Мексика». Сотую грань большого алмаза, который открывать и изучать можно всю жизнь. И я увидела это, именно проехав полтора десятка городов, в финале путешествия, которое могло бы по возможности растянуться на полгода, и все равно не успелось бы всё. В Плайе все, что видела в городах страны, сложилось в большой паззл под названием «Впечатления», и все ее инсталляции и символика пришлись очень кстати.

Задумавшись о вечном, я не сразу поняла, что меня поманило за поворотом. И как будто опомнившись, увидела голубую полоску воды: оно, море (залив — не важно)!

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Эти минуты показались вечностью… Сколько проделано пути, сколько снов просмотрено с его участием… Конечно, это далеко не самоцель, но все же безумно приятный бонус и, как ни крути, часть Мексики, именно часть, но какая красивая и долгожданная! Забыв обо всем, несусь к нему, чтобы с разбега плюхнуться в воду и ощутить прохладу и эйфорию, добегаю до берега и… застываю в неверии.

«Саргассово море, или море без берегов» — невольно вспоминается заголовок в детском журнале «Глобус», зачитанном в свое время до дыр. Это водоросли, много водорослей, которые периодически нападают на морские воды, размножаясь и превращая красивейшую воду в грязное болото.

Еще за полгода до вылета я смотрела очередной выпуск «Орла и решки» про Плайю, и они уже трубили тревогу.

«Ну, когда снимали передачу, там уже, наверняка, все в порядке!», — успокаивала себя я.

Потом, уже в июне, мне писал Денис Миронов, наш Туристеровец, что невозможно зайти в воду — водоросли везде, да еще и пахнут на жаре отвратно…

«Ну, еще месяц до вылета, вдруг пройдет все», — твердил мозг, отказываясь принимать очевидный факт, что море болеет и оно не «выздоровеет» так скоро — по меркам природы полгода — ничто.

Ну, и вот… приплыли. Точнее, даже не поплавали…

В этот вечер мне ничего не оставалось, как прогуляться по берегу, едва касаясь кромки воды и утопая в гуще водорослей, выбрасываемых приливом на сушу. В воде, несмотря на вечер и, казалось бы, туристический бум, барахталось человек 5–6 на весь обозримый пляж. И те, невольно морщась, вскоре вылезали обратно, отдавая предпочтение лежакам и заедая грусть в барах и кафе прямо на песке.

Но моя грусть была светлой. Эти люди, заплатив бешеные деньги за прибрежные отели (те самые 300 $ за ночь) и путевки на 10–14 дней, получили в итоге водоросли… Вот где грусть! И то не унывают, пытаются вон плескаться. А мне что? Я проехала страну от и до, добралась до границы с Гватемалой и природных чудес! Для меня море — это не целая путевка, это всего лишь бонус к путешествию и небольшая его часть. Никто не отменял красивейшие закаты и рассветы, шум прибоя и атмосферу Рая! Подумаешь… И вот уже сажусь на песок, всматриваюсь вдаль и наслаждаюсь красотой. И вот уже не видно водорослей, и их горы на берегу не смердят, а пахнут… морской капустой. Хотя изначально было такое ощущение: просто запах морской капусты, она, в конце концов, тоже водоросль. Или я просто хочу есть… Но, в любом случае, не было отвращения, и это было замечательно. Потом уже наслаждалась этим запахом и дико мечтала о севиче, но в баре на пляже оно стоило — внимание! — 800 песо! Ладно, немного лукавлю: это какое-то навороченное, а обычное — от 250 (12 $) и выше. Мой дневной бюджет. Нет уж, у меня будет ужин не хуже: фрукты, я иду!…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

И все-таки жизнь удалась!.. Ну, а утром — снова в путь, в необычный археологический комплекс Тулум, известный своей сказочной природой и местоположением: руины выходят прямо к Карибскому морю! О нем — подробный рассказ («Тулум: за вратами тропического рая») с описанием и советами, как добраться туда до толп туристов и насладиться тишиной в самом туристическом месте в округе.

Но Тулум меня манил еще больше: все же где-то в глубине души я надеялась на чудо, что именно там пресловутых водорослей не будет, и, наконец, мечта поплескаться в море осуществится. С этими мыслями — подъем в 4 часа утра и сонный бег на другой автовокзал Плайи — на 5-й авениде (расположен в самом начале улицы напротив Ворот майя), а по пути — встреча самого сказочного рассвета в жизни… Светает в Плайе в 5:30, и в течение примерно часа небо выдает все свои лучшие краски — от темной до светло-розовой и нежно-голубой. Этот час я и посвятила созерцанию, почти забыв об автобусе, не в силах уйти в здание терминала с побережья.

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

И чудо произошло! Нет, Тулум не отделился от моря плотиной — водоросли принесло течением и туда, но уже после полудня и не настолько сильно, как в Плайе: у меня было более четырех часов, чтобы насладиться Карибским морем и его оттенками, тропической растительностью и прозрачной водой! Это и был Рай…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Вернувшись с сильными ожогами, которые заживали еще долго, я ни на секунду не пожалела, что отдала один день в Плайе Тулуму — он того стоит.

Кстати, не только автобусы из Плайи туда ходят, а еще коллективо, которые стоят в 2 раза дешевле, чем автобус ADO: тоже своеобразный способ сэкономить. Вместо 80–90 песо маршрутка стоит 45 и доезжает туда же — в город Тулум и к руинам. Отправляется из Тулума она прямо с площади с туристическими аттракциями, откуда идет дорога к археологическому комплексу (по голосу зазывал поймете или увидите проезжающий к шоссе или от него белый минивен). В Плайю прибывает (и отправляется оттуда же) она к маленькому «маршруточному» терминалу на все той же 20-й авениде. Пересекают ее 2-я и 4-я улицы, между ними он и находится. Если проще, то можно ловить коллективо уже на выезде: проезжают они полгорода, сразу будут заметны. Надпись — «Tulum» или «Ruinas», в пути, как и автобус, около 1 часа, кондиционер мощный, но приятный. Розеток нет, но не беда, за час техника не разрядится, а полцены можно сэкономить.

А вечером, упав на кровать под кондиционер и наскоро залечив раны мокрыми простынями и кремами, заставила себя выйти на улицу, снова подышать прибоем. Водорослей оказалось меньше, можно уже было зайти в воду, и народу заметно прибавилось. И снова закат, шум прибоя и звуки зажигательной латины…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Как спится на курорте — рассказывать не стану: каждый из вас помнит лучшие ночи в своей жизни. Но утро… в Плайе оно снова было особенным. Во-первых, я проспала все, что можно: впервые за почти месяц проснулась не по будильнику и не в 4-5-6 утра. Во-вторых, меня ждала прогулка по берегу и красивейшие виды на пляже — маяк, один из символов Плайи, рощицы пальм, белый песочек…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Но главное — я не поверила своим глазам — отсутствие в воде всего, кроме воды! Водоросли куда-то ушли. То ли течение сменилось, то ли правда Бог услышал мои молитвы. Вода была прозрачной и чистой! Все, вперед! Ожоги не ощущались никак, а морская вода их немного прижгла. А дальше — целый день купаний и ныряний, с перерывами на сиесту и жару.

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

А во время сиесты — прогулка по магазинам в поисках главного сувенира — мексиканского сомбреро и покупка продуктов в очередном супермаркете — 7Eleven. Это тоже сеть, но не привлекательная по ценам и менее популярная, чем Oxxo. Но на 5 авениде его не нашла, пришлось довольствоваться тем, что есть. Кафе мне были не по карману, а супермаркеты — самое то. Но еще пару кварталов от 5-й улицы в сторону дома, и вожделенный магазин был найден — всего в 100 метрах от моего хостела, но в другую сторону. Ну, лучше поздно… 2 бутылки воды, 4 манговых сока (2 по цене 1) и вкуснейшее мороженое, которое тоже было по акции 2 по цене 1. Ну, и знаменитые «бомж-пакеты» с лапшой, куда же без них — вот нехитрый перечень курортной еды. Зато — 14 городов и море приключений, а кафе… да в Питере их навалом, дома поем. А в жару и не хочется толком. Кафе были у меня в городках по вменяемым ценам и с национальными блюдами, а тут, где ходят американские доллары вместо песо (все ценники в них), как-то не с руки тратиться, да и толком нечего уже тратить — завтра вылет домой…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Последний вечер в Плайе подарил еще несколько сюрпризов. Один из них ждал у Ворот майя. Это ворота родом из 2012 года, их поставили здесь в честь конца света, вернее, его «неприхода». Ворота как будто соединяют прошлое и настоящее страны и являются самой популярной достопримечательностью городка, а также хорошим ориентиром для поиска терминала автобусов: он расположен прямо напротив ворот — стеклянное здание с красной вывеской «ADO», заблудиться невозможно.

И вот у этих самых ворот мне посчастливилось встретиться лицом к лицу с индейцами майя. Нет, это не лакандоны, конечно, которые являются прямыми потомками майя и живут в сельве (в рассказе о городе Бонампаке я их описывала), это ряженые аниматоры, но тоже как-никак потомки майя, хоть и далеко не прямые, а с примесями народностей. В ярких нарядах они смотрятся очень экзотично, а звук барабанов и запах курительной смеси, которой они овевали все вокруг, дополняют картину. Такие представления проходят тут ежедневно и в различных вариациях, так что добро пожаловать. Примерно в 17:00 застанете наверняка.

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

А в 18:00 ждала встреча с чем-то более значимым. Речь идет о древнем ритуале вызова дождя. По легенде, когда-то выдался неурожайный год: свирепствовала засуха. Индейцы молились богу дождя о милости, но засуха все не кончалась. И тогда несколько отважных юношей привязали себя головой вниз к огромной пальме на веревку и стали вращаться вокруг нее. Бог сжалился и послал спасительный дождь, восхитившись смелостью людей. С тех пор это стало ритуалом, а в наше время — еще и туристическим ритуалом, который называется «Танец воладоров».

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Водалоры — по-испански — «Летуны». Пальму сменил большой 30-метровый шест, куда взбираются эти отважные люди. Они привязывают себя ногами к веревке и падают головой вниз, совершая 365 оборотов по числу дней в году. В это время на вершине шеста сидит пятый человек и играет на индейской флейте. Зрелище настолько необычное и захватывающее! Достигая земли, воладоры переворачиваются на ноги и опускаются под громкие аплодисменты туристов. Удивительно, что, несмотря на туристическую ориентированность, это настоящий древний ритуал, и костюмы национальные — белые рубахи с красными кушаками, и музыка тоже майя. Такой вот синтез прошлого и современности. Кстати, воладоры — это одна из древних профессий в Мексике. Они обучаются своему ремеслу с 12 лет. Дело в том, что человек не может долго провести вверх ногами — кровь приливает в голову, вызывая инсульт и смерть. А тут этого не происходит именно за счет длительных тренировок.

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

Это зрелище стало яркой финальной точкой моего путешествия, ознаменовав его окончание и осознание того, что, похоже, я увидела за этот месяц гораздо больше, чем за всю жизнь… Мексика стала для меня не просто приключением и исполнением давней мечты: она стала одним большим и многогранным открытием, жизнью под девизом «Ни дня без нового и интересного», и в этом заключается самый яркий итог любого путешествия. Считаю свою программу выполненной, плача, собираю вещи. Несмотря на огромную усталость, мне мало… Впервые за все время тревел-жизни мне не хочется домой вообще, от этого даже не по себе немного… Но ничего не поделать, пора возвращаться…

Отдых по-бекпекерски, или долгожданная Ривьера Майя

В довершение всего Плайя на прощание подарила роскошный закат, а утром — еще один рассвет, с которым я уехала в аэропорт Канкуна, а оттуда — в Гавану и Париж и, наконец, в Питер. Такое вот вышло путешествие — самое продолжительное пока и насыщенное, но главное — самое душевное: за почти месяц пребывания Мексика меня ни разу не обидела ничем — ни обстоятельствами, но — тем более — людьми, которых было немало на пути, но все сплошь хорошие и с большим латиноамериканским сердцем, открытой душой и широкой улыбкой. Так что главный итог: не бойтесь Мексики и путешествий своим ходом в целом, они дают в сотни раз больше и глубже понять, прочувствовать и увидеть то, что скрыто. И пусть иногда сложно физически, но морально душа ликует, и это главное! Путешествуйте, мир того стоит! А я говорю Мексике: «Hasta pronto», или «До скорого», и оно, уверена, не за горами…