«Почему в Германии так много городов называются Ausfahrt?» — старая туристическая шутка (ausfahrt — это выход или съезд с основной дороги).
Иногда в путешествии важно не только посмотреть красоты и узнать, как люди живут, но и то, что в этих новых для нас местах люди думают — о самых важных и волнующих вещах: о любви к родине, отношении к другим культурам и терпимости. Есть множество других волнующих вопросов, но в этой поездке у меня был определенный интерес. Я хотела собрать мнения разных людей о современном европейском мультикультурализме, у которого есть ярые сторонники и не менее убежденные противники.
Мультикультурализм в Европе связан с притоком мигрантов из мусульманских стран. На наших глазах разворачивается панорама колоссальных изменений, с этим связанных. Если кто помнит — первых беженцев немцы встречали с цветами… Возможно, увидели в этом благородном действе возможность снять с себя тяжесть исторической вины за фашизм, показать, какие они хорошие и добрые, на самом деле, люди. Это было трогательно… но не долго. Начала подниматься волна недовольства и мне, конечно, было интересно понять, к чему это столкновение сторонников и противников мультикультурализма приведет западные страны, не обернется ли бедой (я пишу этот рассказ в тот момент, когда все телевизоры заполнены информацией о терракте в Новой Зеландии, где ультраправый местный житель устроил бойню в мечетях)…
Поездка состоялась в 2017 году, в середине мая. После двухдневных мюнхенских съемок, мы отправились на машине в Баден-Вюртемберг, в федеральную землю на юго-западе Германии. Тоже для интервью. Дорога пролегла через маленький кусочек Швейцарии. Въезд и через несколько километров выезд.
Я в Швейцарии не была. Попросила водителя остановиться.
Вышла. Постояла. Теперь была)).
Мы ехали на встречу с женщиной по имени Мартина. Она юрист и член партии AfD — «Альтернатива для Германии». Представляет тех, кто не согласен с вынужденным гостеприимством немцев, которых в 2015 году правительство не спросило — а хотят ли они открыть границы для мигрантов из мусульманских стран.
В официальной «неметчине» AfD часто обвиняют в чрезмерном правом радикализме, расизме, исламофобии и прочих грехах, между тем это третья по величине партия Бундестага. И число тех, кто ее поддерживает растет. Люди считают, что Германия напрасно свернула с привычной дороги национального развития на нехоженую тропу мультикультурализма. В первом случае приезжие из других стран должны были приноравливаться к местной культуре, правилам поведения и традициям. В сегодняшней ситуации местных вынуждают приспосабливаться к привычкам и традициям приезжих. Еще несколько лет назад трудно было представить себе Мюнхен… в никабе и чадре. Сейчас это в порядке вещей.
Нет, я не говорю, что улицы баварской столицы, наполненные переселенцами с Ближнего Востока и Африки — это плохо. Это просто факт. Для кого-то даже позитивный. Приятно и богоугодно чувствовать себя спонсорами более гуманного миропорядка.
Но «правые» к присутствию мигрантов относятся настороженно. Непартийные жители немецких городов раньше были далеки от политики. Однако, столкнувшись с праздношатающимися, сгруппированными в небольшие горластые банды переселенцами, люди стали больше заботиться об охране детей и личной безопасности — мало ли что. Они, конечно, не расисты и не исламофобы. Но дискомфорт чувствуют и потихоньку начинают «праветь».
Наше знакомство с Мартиной было связано с желанием не по телевизору услышать, а у живого человека уточнить позицию AfD и понять: что это? Для нас, русских, жить в мусульманской среде — нормально. Мусульмане, как и православные, в России хозяева, а не гости. У нас общие культурные коды — на всех один Пушкин и один Чайковский, много всего общего. Однако, представить себе, например, что Кавказ начнет пополняться исламскими переселенцами — страшно. Так ведь? Страшно, потому что мы помним, что было в Чечне. А каково немцам? Как они собираются с этим жить? В какую сторону повернется немецкий протест против «чужеродцев» и не попадет ли кто-то еще под горячую руку? Эти опасения тоже понятны — историческая память.
Мартина сказала: «Чтобы вы почувствовали настоящую Германию, приезжайте ко мне на родину. Вам станет ясно: немцам есть, чем дорожить и есть, что терять» И вот мы делаем «ausfahrt» — съезжаем с накатанной дороги стандартных туров по Германии и едем в «правильную» немецкую глубинку — крохотное поселение Вальхайм, земля Баден-Вюртемберг.
В общине Вальхайм чуть больше трех тысяч человек, она занимает территорию в 35 квадратных километров. Мартину встречаем по дороге, на одной из улочек города Вальдсхут-Тинген, — районного центра, где она живет и работает. Это был момент знакомства: до него мы общались только в интернете. И мне, конечно, неловко было щелкать нашу будущую собеседницу на смартфон. Запечатлела место встречи — у какой-то книжной витрины. Долго мы там не стояли. Обменялись рукопожатиями, сели в машины — и вперед.
Цель поездки — деревенька Вальхайм — была уже рядом, когда наша немецкая знакомая свернула с дороги в поля. В какой-то момент ехать дальше оказалось невозможно, мы покинули машины и пошли пешком вверх по холму, среди цветущих трав, к маленькому островку деревьев на макушке.
Огляделись. Неописуемая вокруг красота. Здесь люди трудятся на земле, с любовью к ней и заботой.
Синяя полоска на горизонте — горный массив Швабский Альб. Там, где мы остановились, Мартина показала нам плиту с отмеченным на ней рельефом местных гор.
Здесь же, на холме, мы попытались записать интервью, но ветер был невероятно сильный и звук, конечно пострадал… (для перевода это не критично). Мартина была доброжелательной, откровенной собеседницей. Суть того, что она говорила, свелась к трем неоднозначным позициям. Первая: мигранты — люди другой культуры, ни понять, ни полюбить этой красоты они не могут и родиной считать не будут. Вторая: экспорт ислама опасен для страны. Третья: Национализм имеет право быть. Чтобы понять друг друга, нам надо было определиться в понятиях. Что такое национализм в ее понимании, как он соотносится с патриотизмом и даже расизмом? Ведь расизм — это как раз то, в чем демократы обвиняют Альтернативу для Германии.
Удивительное чувство было… Слушали ее определения и с одной стороны — понимали; с другой — многие слова этого политика звучали страшновато. Ведь она говорила не только от себя. а еще от партии, которую в Германии поддерживают миллионы людей. Как, например, вам такое (цитирую Мартину дословно):
»Есть хороший и плохой расизм. Возможно, вас это напугает. Каждый крестьянин знает, что такое расизм. Например, ему нужна определенная порода коров. С людьми так действовать нельзя. Но расизм в некоторой мере несет функцию дифференциации от других. Каждому человеку позволительно быть патриотом. Это связь с Родиной, любовь к Родине. Именно поэтому мы сейчас и приехали на это место. Патриотизм — это не что-то оторванное от жизни, он всегда связан с определенным местом. А расизм для меня, скорее, социологическое понятие. Есть разные формы социализации: одни являются культурой, а другие не являются культурой — и они плохо сочетаются друг с другом. И когда это очень заметно в обществе, появляется расизм как признак разграничения)»
Все кажется логичным кроме главного: а кому дано право судить, что является культурой, а что не является? К чему может прийти общество, если крестьянский способ отбраковки животных «не той породы» применить к людям? Что-то мне это явно напоминает…
Знаете, я пережила там, в баден-вюртембергских полях сложное чувство. У меня дочка живет в Мюнхене — она была переводчицей и по сути вела весь этот разговор с Мартиной. Дочь уверена, что ситуация с беженцами не преувеличена, а, скорее, замалчивается немецкой прессой. Я сама столкнулась в мюнхенской подземке с агрессивной кучкой «гостей», которую пыталась угомонить полиция — крики, беготня по вагонам, звуки, похожие на стрельбу, — благопристойные граждане затаились, прижавшись к стенкам.
И вот среди спокойной и безопасной немецкой природы стоит явно приличный человек, обаятельная женщина, и рассуждает о том, с чем хочется согласится: беженцы действительно стали большой проблемой. Но когда она говорит о мусульманах, как о несостоявшейся культуре и угрозе для Германии… Я понимаю, какого рода «расизм» демонстрирует нам Мартина.
Государство должно было думать о последствиях, устраивая в 2015 году этот шок для своих граждан. Защищая «меньшинство» впущенных в страну иноземцев, правительство страны пренебрежительно отнеслось к защите большинства. Так произошло не только в Германии — везде, где победила толерантность. И если поначалу гражданский протест проявляется в виде «правых» политических заявлений, то постепенно розжиг действует, горячие головы накаляются. И уже кому-то может показаться нормальным, что в ответ на новость об очередном злодеянии «понаехавших», ультраправый молодец возьмет винтовку и пойдет косить в мечети молящихся мусульман. (новостями из Новой Зеландии навеяно, жуткая история, конечно, столько горя…). Дай бог, конечно, чтобы такое не повторялось, но кто застрахован?
После интервью мы с Мартиной спустились с холма, чтобы пообедать в частной пивоварне общины Вальхайм.
Говорят, баден-вюртембергское пиво — одно из лучших в Германии. Баварцы, конечно, оспорят, а я в пиве не разбираюсь))
Мартина долго что-то нам выбирала из еды и питья. Очень уж ей хотелось, чтобы мы по достоинству оценили то, что местные так любят и ценят.
День был жаркий, солнечный. Народ за столиками излучал блаженство. Трудно было сопоставить это с теми вещами, о которых мы недавно с такой страстью говорили. Национализм, расизм и всякие другие «измы» должны были тотчас выветриться из головы при виде хорошего бифштекса и поллитрового бокала пива. Но нет. Память услужливо подсказала исторические последствия «пивных посиделок»… Благополучие и мир так легко разрушить.
Мне не хочется, чтобы этот рассказ воспринимался, как попытка поговорить о политике, сделав путешествие поводом для какой-то там «пропаганды». Я не расставляла точек. Мне понравилась наша собеседница — особенно, когда разговор на камеру закончился и она снова стала улыбающейся, доброжелательной, влюбленной в родные места женщиной, с удовольствием принимающей гостей.
Сама поездка в немецкую глубинку была прекрасна. Люблю места, которые люди обживают не в расчете на туристов, а для самих себя. И все-таки, свернуть с заезженной туристической «тропы» в глубину неизвестной тебе обычной жизни бывает полезно не только из-за красоты и вкусной еды, но и для того, чтобы немножко больше узнать, что у людей в голове.
А мы, простившись с Мартиной, отправились дальше, на этот раз в Берлин, где нас ждали демократка Анетта, защитница курдов Сюзанна, антифашист Хорст и политически нейтральный философ Христиан. Сколько людей — столько мнений.
P. S. Два года прошло. отснятое видео лежит, а задуманный фильм я пока так и не собралась делать. Зрею))
Теги:
Самостоятельные путешествия