Это была моя третья поездка в Азию за последнее время. Я не был в Европе, потому что меня привлекает кухня, климат, философия и дешевые цены) вообще, я всегда путешествовал дикарем и в этот раз планировал поехать туром, но планы изменились и тур по Вьетнаму начался.
Азиатские страны всегда привлекали меня своей загадочностью, наверное. Добрые люди, приглашающие тебя в свой дом и помогающие в любом вопросе, великолепная кухня, которая, если ее не бояться, может доставить массу новых ощущений, невероятные пейзажи, увидев которые, начинаешь понимать, что счастье в мелочах, а путешествия должны быть в жизни каждого.
В этот раз я поехал с братом. Уровень английского неплох, но далек до совершенства, в кармане 800 долларов на двоих, отели забронированы, маршрут построен, энтузиазм зашкаливает) Маршрут на 15 дней (срок действия бесплатной визы) был таков: Нячанг-Далат-Хошимин-Хюэ-Дананг-Хойан-Нячанг.
В этой статье вы не найдете отзывов о качестве обслуживания в кафе и мягкости кроватей в отелях. Отели мы выбирали по рекомендациям на букинге, а кафе — по наполняемости местными (рабочий лайфхак). А здесь я просто решил поделиться своими впечатлениями о стране. Поэтому приятного прочтения!
Прямым рейсом мы прилетели в Нячанг. Это как Гоа или Паттая. Много русских, торгаши знают, как сказать стоимость на нашем языке, повсюду вывески вроде «Анна» или «У Коляна» и ушлые таксисты. Прилетели мы ночью, поэтому остались в Камрани (аэропорт находится на приличном расстоянии и если вас не заберет гостиница, то стоить такси будет немало). Пройтись решили пешком, и это было ошибкой. Масштаб на МапсМи рассчитали неверно и через минут 20 пути поняли, что идея была не самой лучшей. Благо нам попался старик на мопеде, который за 70 донгов (валюта 1/3, то есть около 210 рублей) подкинул нас. На еле живом железном коне, три человека, два рюкзака и пара зимних курток понеслись в сторону отеля. Было страшновато, но интересно, бесспорно. Деньги, кстати, мы поменяли в аэропорту. Курс не супер, поэтому старайтесь менять долларов 50. Но брать валюту лучше купюрами по 100 — так лучше берут. В городах деньги лучше менять в ювелирных магазинах. Мы даже не успели воспользоваться банками. Если вы не заселяетесь в фешенебельный отель с 4–5 звездами, то будьте готовы, что вам придется будить работников) Через 5 минут усиленной долбежки по двери нам открыли. Отель обошелся в 1000 за ночь на двоих — лайк. Утром мы поехали в Нячанг.
Про Нячанг сказать много не могу. Большой пляж, куча отелей, кафе и крыс. Вот и все. Мы там провели первые два дня. Если в первый день мы просто гуляли и купались, посетили пару туристических мест и немного познакомились с местной кухней, то во второй мы поехали в VinPearl — это огромный остров с парком развлечений, аквапарком, зоопарком и прочим. Мы провели там весь день и не успели посмотреть все. Поэтому если ехать — то утром. Билеты советую купить заранее через интернет, потому что очереди там жуть какие огромные и состоят на 70% из китайцев, а само удовольствие стоит около 2500 рублей на человека. Есть два пути на остров развлечений — катер и канатная дорога. Мы выбрали канатку, потому что это ну очень красиво и еще она является самой длинной дорогой, проложенной над водой. Не буду описывать парк, а просто приложу несколько фотографий. Он очень крут. Серьезно. Обратно мы уехали в 9. Будьте внимательны, транспорт там ходит не 24/7). На утро мы отправились в Далат.
1
1
Есть несколько вариантов добраться до другого города. Это самолет, поезд и автобус. Поскольку дорога занимала около 4 часов, мы выбрали автобус. Довольно милые, чистые, курсирующие с определенной периодичностью по расписанию. Для дальних поездок существуют слипер-басы. О них расскажу подробнее немного дальше. Дорога до Далата проходит по красивым, но немного опасным местам. Вообще, я думаю, что в Азии уровень умения водить транспорт на высоком уровне с рождения. Поэтому переживать не стоит, а стоит смотреть по сторонам, разговаривать и делать фотографии. Горы, обрывы, скалы. Затекает одно место, но это не так страшно. Ехать, кстати, лучше утром, потому что солнце еще не так сильно печет (хотя кондиционер работал хорошо), да и большая часть светового дня у вас останется для знакомства с городом.
1
Далат — это гористый город. Если ходить пешком, чем мы и занимались, то очень чувствуются перепады высот, в плане сложности передвижений. Ближе к вечеру, после заселения в хостел, мы отправились к Буддийскому храму Truc Lam Da Lat, расположенному на горе. Маршрут туда интересен тем, что проходит по канатной дороге. Стоимость приемлемая, но взяли мы дорогу только в одну сторону — это для того, чтобы после дойти до водопада Datanla. Довольно красивый храм, на посещение которого можно заложить час максимум. Добравшись до водопада, мы поняли, что опоздали. Все работает до 5. Вообще, мы не попали туда и во второй день, но, говорят, посетить его стоит. Там красиво и плюсом ко всему, есть еще и электро-сани, на которые мы не попали в Винперле, из-за просто нереальных очередей. Если побываете-расскажите) от водопада мы дошли до хостела пешком, немного поели и завалились спать, поскольку сил было отдано много. Что насчет еды во Вьетнаме, то мы не боялись есть в любых местах. Смотрите, едят ли здесь местные-это лучший показатель качества. Небольшие кафе не отличаются большим ассортиментом, но знаменитый суп Фо вы найдете везде) Во второй день мы взяли байк в хостеле за 200000 донгов. Не самый бюджетный вариант, но оставлять паспорт в прокатах совсем не хотелось, а за деньги в залог никто давать не хотел. Читал, что в центре очень много мест, где взять байк не составляет труда, но нам не повезло. Цены, в среднем, варьируются от 100 до 300 тысяч в сутки. Байк нужен для того, чтобы посетить самые красивые водопады тех мест. А именно Pongour и Elephant waterfalls. Если вы не имеете навыков вождения, в том числе навыков вождения в Азии — то подумайте перед тем, как строить маршрут на двухколесном транспорте. Хаос на дорогах немыслимый, светофоры для красоты. на мопедах перевозят все вплоть до негабаритных стройматериалов, а движение по встречной вообще в порядке вещей. А мы, немного вспомнив азы управления, отправились в путь. Дорога проходит по трассе с хорошим покрытием, местами разделяясь на отдельные участки для мопедов и равна 40 километрам. В основном на дорогах три полосы в одну сторону, для машин и грузовиков, для байков и машин, для байков и велосипедов. Выехав около половины 11 мы были на месте в 12. Оставив байк на платной парковке за 10000 донгов, купив воды мы пошли смотреть красоты. Водопад поражает на самом деле. Каскадный, мощный, красивый. Местные жители приезжаю сюда на пикники. Как в моих краях ездят на Байкал пожарить шашлык, так и там ездят на Понгур пожарить морепродукты. Посмотрите фотографии-они передадут все лучше слов.
Недалеко располагается водопад Элефант. Нужно планировать день так, чтобы захватить их за одну поездку, потому что как и Понгур, этот водопад заслуживает отдельного внимания. Также там строят огромную статую Будды, поэтому в следующем году там станет одной достопримечательностью больше. Не бойтесь залазить во все пещеры, какие увидите. Там волшебная атмосфера. Вдоволь нагулявшись мы попили вкуснейшего холодного кофе и отправились домой. Совет: мажьте кремом от загара руки или используйте перчатки, потому что наши руки утром были похожи на огромные красные вареники. Спали мы без задних ног)
Оставался наш крайний день в этом живописном городе, а ночью была пора уезжать в Хошимин, из всего многочисленного выбора мест мы отправились на гору Langbiang. Высота горы около 1800 метров, но есть и другая с высотой 2167 метров. Добрались мы на обычном автобусе, которые курсируют от центральной автостанции. Маршрут довольно редкий, поэтому около часа мы сидели и просто ждали. Мы закидали вопросами всех местных, причем туристов рядом даже в помине не было. Поэтому нас садили целой толпой) рассчитавшись за проезд, около 16к, кондуктор написала нам на бумажке время отправления автобусов в город. Вообще местные очень дружелюбны, спасибо за это отдельное. Посещение горы стоит 80 к за человека, а еще 90 к стоит подняться на вершину на машине. У хозяина этого места целый парк советских УАЗиков, которые отлично справляются со своей работой. Также у подножья ходят «зебры» (перекрашенные кони) для любителей экзотики)) если вы берете подъем и спуск, то у вас будет только половина часа на осмотр горы. Мы же запланировали спуститься самостоятельно и поэтому совсем не спешили. Мой вам совет: наденьте обувь поудобнее и не ограничивайтесь только этой высотой, а сходите на вторую гору. Маршрут начинается ниже, минут 30 спуска, не ошибетесь. Дорога от развилки до высоты занимает около часа-полутора и большей частью проходит по достаточно легкому маршруту. Но последние 500 метров — это настоящая проверка на прочность. Ступени и почти вертикальный подъем дали о себе знать. Поднялись мы вымотанные и голодные. Возьмите с собой что-нибудь перекусить, там очень красивый вид, а дорога отнимет у вас достаточно сил. И обязательно берите воду. Спуск до самого входа занял около 2–2,5 часов. Рядом есть вполне неплохая кафешка, но хотелось только пить) крайний автобус до города отходит в 5:10, не опоздайте.
В 9:30 мы уже отправились на слипер в Хошимин, он же Сайгон-бывшая столица Вьетнама. Высокие люди внимание! Не берите ближайшее место к водителю по середине, оно гораздо меньше всех прочих небольших мест. Этот путь был не самым легким для меня, но мы доехали быстро и в целости. Утром нашим глазам предстал мегаполис. Автобус довольно уютный и чистый, на входе нужно снимать обувь и надевать бахилы. Но водители гоняют, проверено.
Приехали мы слишком рано. Часа в 2 ночи мы были на месте, а отель заселял с 10:00, поэтому мы сняли хостел недалеко от вокзала. Еще ни разу не подводила система оценок на букинге. Ночь обошлась в 400 тысяч на человека. В нашем распоряжении было 2 дня и несколько интересных вариантов — дельта Меконга и тоннели Кучи. Выбрали второе, потому что экскурсию найти и забронировать просто не успели. Немного порывшись в интернете мы нашли маршрут городского автобуса до нужного места. Едете до поселка Кучи, а затем, на автостанции садитесь на автобус, не помню номер, местные подскажут, и он привезет вас прямо до входа. Стоимость — 80к и это очень интересно. Когда собирается небольшая группа, присоединяется гид и ведет вас по территории. Показывает действие ловушек, рассказывает историю и роводит по тоннелям. Это круто, но чем вы больше, тем сложнее будет через них пройти. Я проходил через длинный тоннель и ноги чуть не отказали) а когда вылез, увидел, что потерял часы. И гид отправил меня еще раз через эти муки. Это было сильно. Еще попалась летучая мышь, но часы были найдены и мы благополучно закончили экскурсию. Как вьетнамцы передвигались там со скоростью-не знаю) маленькие и юркие они давали жару американцам. Интересно то, что американцы разместили свою базу прямо над этими строениями, что повлекло за собой много смертей. Также на территории есть магазинчик сувениров и тир. Первое и второе имеют просто космический ценник.
Утром следующего дня мы совершенно точно осознали, что нужен отдых от жары. Не хотелось проводить на солнце ни минутой больше необходимого. А если вы хотите меньше быть на солнце, то нужно идти в помещение. Идеальный для этого вариант-музей войны. Поправка. Это не просто хороший вариант для того, чтобы скоротать день. Место обязательно к посещению. Музей также прекрасен и ужасен одновременно, как музей Победы в Москве. Напрасно некоторые думают, что Вьетнам вышел победителем из этой войны. Да, мирное соглашение было подписано не в пользу союзников США, но какой ценой. Ковровые бомбардироки, обстрелы, химическое оружие. Это вводит в неописуемый ужас. В музее преставлено очень много фотографий из кинохроники военных дней и современных. Современных фотографий с отпечатками прошлого. Ущерб от химического оружия был приченен колоссальный, свидетельство тому-четвертое поколение местных жителей, переживающих мутацию в том или ином виде. Словами не описать. Это нужно видеть, чтобы не допустить больше таких катастроф.
В этот день мы посетили центральную площадь, почту, и еще несколько городских достопримечательностей, которые рекомендованы туристическими сайтами. Красиво, но ничего особенного. Единственное, что отправленная домой открытка дошла спустя две недели. Это был восторг!) немного закупившись в местном супермаркете мы отправились в отель. В 5 утра мы уже сидели в самолете, который направлялся в Хюэ.
Перелет занял не болеее полутора часов, но с автобусом не сравнится. По времени, по качеству и по любому другому признаку. Билеты покупались заранее, в России. Желающих улететь много, поэтому не откладывайте покупку. Хюэ-это маленький городок на побережье. Много сохранилось со времен Франции и превратилось в местныю гордость. Главная достопримечательность-запретный город. Тихое и красивое место, если последовать нашему примеру и придти к 9, потому что толпы китайцев никто не отменял. Мы провели в запретном городе половину дня, а остальное время просто гуляли по городу, наслаждаясь умеренной тишиной, запахами и погодой. А еще там очень много здоровых и жадных карпов. Хюэ, как и Агра-города однодневки для туристов. За редким исключением там остаются на 2–3, а то и более дней. Мы выбрали первый вариант и уже следующим утром выехали в Дананг.
Для меня Дананг — это лучший город Вьетнама. Не понимаю, почему люди летят отдыхать в Нячанг, когда не так далеко есть настолько прекрасное место? Город преступно красив. Высотки с самой разнообразной подсветкой, невероятные мосты, которые не похожи друг на друга, чистый пляж с теплой водой, уйма красивых мест. Я влюбился в это место. И если я еще раз и поеду в эту страну, то только сюда. А теперь несного подробнее) остановились мы в довольно приличном отеле с завтраками за 3000 на двоих за 2 ночи. А через дорогу была классная кафешка со вкуснейшим супом Фо, который продавали на вынос! Это просто бомба) город еще не избалован туристами, поэтому английский знают не все, а русский так вообще единицы. Многие достопримечательности находятся на приличном расстоянии, поэтому советую брать байк. Движение плотное, но вполне спокойное. Аренда обошлась в 120 тысяч в сутки при том, что нам его пригнали к оговоренному времени и позволили ставить на подземной парковке отеля. Сказка. Подкрепившись после приезда и взяв байк, мы отправились на мраморные горы. Рекомендую. Сразу скажу, что там есть лазейка для тех, кто хочет сэкономить. Мы немного заплутали и с трассы свернули в проулок, ведущий к горе. Там никого не было, кроме пары местных и храма, поэтому мы отправились на поиски дальше. Только потом мы поняли, что там расположен свободный вход к горам. Изрядно поюлив и достав пару-тройку местных жителей с расспросами, мы нашли официальный вход. Байк оставили возле какой-то кафешки за 10к, купили билет и отправились на осмотр. Тропы там проходят самые разные. И простые пешие маршруты, и пещеры, и крутые подъемы. Любителям полазить там придется по душе. Прикреплю несколько фотографий для полной картины и скажу, что не стоит филонить, а просто необходимо посетить все уголки этого места. Еще один совет. Покупайте сувениры у продавцов на территории, а не на входе. Цены более чем приемлемые и присутствует небольшой, но торг. Сравнивал цены с теми, что на выходе и был приятно удивлен.
Приехали мы в районе обеда, но к 5 часам (закрытие) мы успели осмотреть все. Байк остался непрекосновенным и мы отправились в медленную прогулку по городу в сторону отеля. Этот город может вполне считать себя ночным, потому что ночью там открывается масса клубов и кафе, а сам город преображается до неузнаваемости. Едешь на байке по набережной, мостам, улицам и такое чувство удовлетворения, словно ничего больше тебе и не надо. Покатавшись мы решили попробовать проехать до статуи леди Будды. Время было позднее, но другой возможности там побывать нам бы не представилось (ограниченность во времени) и мы не прогадали. Дорога проходит небольшим серпантином, но пустая, оттого и ехать довольно спокойно. Не могу сказать точно, закрывают ли территорию в какое-то время, но в 8–9 часов она еще функционирует. Отдохнув у статуи, перекусив и еще немного покатавшись по городу мы поехали в отель в полном удовлетворении увиденным.
1
Утро следующего дня началось рано, поскольку необходимо было посетить руины Мишон. Это место сравнивают с Аютаей и Ангкор-Ватом. Может быть я избалован, но скажу вам, что это сравнение ошибочно, ведь я был в Аютае. Руины являются археологическим комплексом с 7 зонами, из которых только 2–3 представляют интерес. До начальной точки осмотра со входа довозят на машинах, а дальше просто идите по карте. Экскурсовод может поведать интересные факты, но мы, послушав немного одного, поняли, что это пустая трата денег. Или это был представитель турагенства, или же просто бюджетный гид, но деньги свои она отрабатывала нехотя. Единственный плюс комплекса — много красивых мест для отдыха и фотографий, природа, парковая зона и, пожалуй, все. Где-то в середине располагается небольшая деревня (если ее можно так назвать), но суть в том, что там показывают представления в определенное время.
Ожидали мы большего, но дальше по программе было развлечение поинтереснее. Мы отправились на смотровую площадку — перевал Хайван. Посещать только с водителем или имея стаж вождения на байке! Дальше расскажу почему. Путь занимает около 30 киллометров от города. И это не просто прямая, а кошмарный серпантин. Серпантин с автобусами, бензовозами и грузовиками. Раньше движение по дороге было гораздо оживленнее, но после постройки второй дороги большинство автолюбителей перестало пользоваться перевалом. Исключение составляют мотоциклисты. Их просто не пускают по новому маршруту. Дорога сложная, но она невероятно красивая. Столько шикарных мест, столько потрясающих видов. Это неописуемо! Дорога от начала и до перевала занимает около часа. Гарантирую огромный восторг после того, как вы окажетесь на месте. По пути мы даже проехал через облако! И вообще дорога так понравилась, что мы решили поехать дальше до пляжа в месте Ланг Кхо. Превал-это наивысшая точка и вам придется спускаться по серпантину такое же расстояние. А потом назад. Учтите это при планировании поездки по времени. Доехав до пляжа мы наткнулись на кафе у побережья, где заказали поесть, но нас так и не обслужили. Поэтому погуляв, погоняв крабиков и сделав несколько фотографий мы отправились в обратную дорогу.
Этим вечером мы успели насладиться ночным городом, покататься по мостам, увидеть шоу на мосту-Драконе, попить вкуснейшего кофе в одной из кофеен и отправиться в отель.
Утром комната была сдана, а мы сели на автобус до Хойана. Маленький город, но с очень красивым центром. Все в азиатском, даже японском стиле. Фонарики, мосты, сакура, лодочки. Возьмите прогулку на катере, мы сторговались за 100к и не пожалели. Я так понял, что за вход в любое из мест нужно платить, но нас это как-то миновало и мы обошли все улицы и направились к офису автобусной фирмы, потому что в 6 часов вечера отправлялся автобус до Нячанга, а это значило, что приближается завершение отпуска.
1
Между городами довольно приличное расстояние, но в 2 часа ночи мы уже были на месте. И это стало проблемой. Денег оставалось как раз на несколько дней, а заселение в отель начиналось только в 14:00. Ничего не придумав лучше мы решили неспеша пойти в сторону отеля, а заодно и встретить рассвет в городе, который очень даже порадовал.
Что удивило, так это вьетнамцы, которые уже в 5 часов утра вышли на зарядку. Бег, упражнения, групповые занятия, купание в море, а потом на байк и домой, собираться на работу. Молодцы! Восхищаюсь. Вот и рецепт долголетия и здоровья. В отель мы пришли около 9 утра и, получив отказ, решили отправиться на остров обезьян, чтобы скоротать время и успеть посмотреть на это сборище приматов. Поймав маршрутку, мы сели и благополучно уснули. С полной уверенностью, что едем до конечки, нас увезли гораздо дальше, а именно до пляжа Парадайз. Это не баунти место, но вполне себе безлюдное и оборудованное лежаками и кафешками. Мы прошли на киллометр вдоль пляжа, сняли лежаки за 30к за одного и вдоволь наплавались, назагорались и даже поспали. Хорошо, что были лежаки с зонтами, а то иначе могло закончиться не очень.
На остров обезьян мы попали на второй день. Уже понимая, куда ехать, мы вышли в нужном месте и на катере отправились на остров. Даже если вы сталкивались с обезьянами в таком количестве, то реакция будет как в первый раз. Наглые, шумные, но забавные. Покормили обезьянок бананами, покупались в заливе, где волн совершенно нет, посмотрели несколько представлений (заплыв и скачки на собаках стоят внимания) и отправились на материк.
Больше о Нячанге рассказать нечего, кроме того, что мы сходили в ресторан-шведский стол, где нужно готовить самому. Это классно! Таких мест немало и там можно попробовать мясо крокодила, страуса, змеи, массу морепродуктов и кучу всего за фиксированный прайс.
Надеюсь, что хоть немного, но смог передать атмосферу всего путешествия. Спасибо тем, кто дочитал до конца)