До Санта-Клары билеты я брала на автовокзале Тринидада за два дня до выезда. Хотела взять на утро, но билетов на утро не было, взяла на 15 ч дня. Билет стоит 8 $, время в пути три с половиной часа.
Жильё я заранее тоже не бронировала, на автовокзале было много людей предлагающих разные варианты, у одного из них я и сняла комнату за 15 CUC. Оказалось, что комнату я сняла у молодой семейной пары учителей, которые работают в школе Даян — учителем физкультуры, а Даниэла — математики. Дом не очень больной, но все очень чистое и ухоженное, а кроме того он находится в исторической части города в 8 минутах ходьбы от центральной площади — Parque Vidal по адресу calle Julio Jover, 104. У меня в комнате был собственный санузел, холодильник, кондиционер. Комната выходит в небольшое патио, где можно посидеть и подышать свежим воздухом, особенно актуально вечером, когда не так жарко. Каза называется Hostal Caribe и покрашена в характерный для карибов светло-голубой цвет. Можно найти на airbnb. Даян снабдил меня картой города, и я, забросив вещи в комнату, вышла на улицу.
С хозяевами Hostal Caribe.
Мой номер в Hostal Caribe.
Санта-Клара была основана в 1689 г., когда сюда переселились жители Ремьедос, спасаясь от инквизиции. Сегодня это промышленный и университетский город с населением 210 тыс. человек, административный центр провинции Вилья-Клара, расположенный в центре Кубы.
Судя по карте недалеко должен быть железнодорожный вокзал, а так как я ни разу не только не воспользовалась услугами кубинского ж.д. транспорта, но и никогда не была на ж.д. вокзале. Зато читала много негатива о кубинской железной дороге. Идя по бульвару Maseo на север, на перекрестке c calle Berenguer, я заметила табачную фабрику Constantino Perez Carrodegua на которой, производятся известные на весь мир сигары марок Romeo y Julieta, Partagas, Montecristos и магазин табачной продукции La Veguita напротив. Оговорюсь заранее, было уже поздно, и фабрика была закрыта, на следующий день был выходной, а в понедельник фабрика открылась (часы работы 9:00—11:00, 13:00—15:00). Но оказалось, что билеты на экскурсию нужно покупать где-то на центральной площади. Времени до автобуса оставалось уже мало и на фабрику я так и не попала. А сигары купила в магазине напротив. Вроде неплохие. Двигаясь дальше по Масео я вышла к очень уютной и зеленой привокзальной площади, можно сказать небольшой сквер — Parque los Martires, со скамеечками и стелой посередине. Здесь есть Wi Fi. Здание вокзала небольшое, но аккуратное, очень чистое, в ремонте не нуждается. Внутри тоже все хорошо, чисто, стоят скамеечки, висит расписание, все чин-чинарем. Недалеко от вокзала стоянка маршрутных «лошадо» такси. Свернув на юго-запад и пройдя два квартала я вышла на Plaza del Carmen с одноименной церковью Nuestra Senora del Carmen построенная в 1748 году. Недалеко от церкви есть небольшой и простенький в своем исполнении мемориал посвященный основателям города — Monumento Fundacional de la Ciudad. Здесь же неподалеку есть скромный памятник в виде барельефной плиты герою революции — Роберто Родригесу по прозвищу ковбой. В декабре 1958 года бронепоезд посланный Батистой для пополнения запасов оружия, боеприпасов и снаряжения, проехал вдоль подножия холма Капиро на северо-востоке города и был развернут в командный пункт. Для взятия холма Капиро с использованием ручных гранат Че Гевара отправил «команду смертников» под командованием двадцатитрёхлетнего Роберто Родригеса известного как «El Vaquerito» (ковбой). Защитники холма быстро отступили, бронепоезд с офицерами и солдатами был отведен к центру города. Родригес погиб.
Остановка «лошадо -такси» у вокзала.
На привокзальной площади.
Церковь Nuestra Senora del Carmen.
Monumento Fundacional de la Ciudad.
Памятник Роберто Родригесу.
Памятник Роберто Родригесу.
Далее двигаясь на юг, я дошла до центральной площади города — Parque Vidal. Уже смеркалось, начали зажигать фонари и в их свете площадь мне показалась очень уютной и одновременно романтически красивой. Площадь, укрытая тенью цезальпиний и деревьев гуасима, окружена неоклассическими зданиями, в числе которых (на восточной стороне) Palasio Provincial украшенное большим темпаном и ионическими колоннами — бывшее здание муниципалетета, ныне библиотека. В северо-западном углу стоит театр «La Caridad», построенный в 1885 г. в неоклассическом стиле по просьбе бедняков Санта-Клары на средства местной аристократки-филантропки Марты Абре де Эстевес (1845—1904 гг.), сегодня ее памятник находится также на площади. В изумительном особняке 18 века по соседству находится музей декоративного искусства. На юго-западе находится высотная постройка зеленого цвета и совершенно невыразительного архитектурного стиля — отель «Santa-Clara libre», который интересен тем, что на этом месте состоялись бои с отрядами Батисты. Следы от пуль видны на стенах отеля и поныне. На площади есть еще пара отелей и несколько ресторанов. Здесь было много местных отдыхающих, а вот туристов очень мало. Играет музыка, народ танцует и поет. Есть Wi Fi. Словом это место очень хорошее для вечернего отдыха. Вообще Санта-Клара мне показалась очень уютным провинциальным городком, одним из тех, где хочется немного пожить и отдохнуть от суеты. Кстати в тот день в кварталах, где я ходила, я не заметила никакой революционной атрибутики и пропаганды кроме памятника Роберто Родригесу и следов от пуль на стенах отеля. Вечером плотно поужинав на казе за 8 CUC и пообщавшись с хозяевами на тему местной жизни, я залегла спать.
В Parque Vidal у памятника Марты Абре де Эстевес.
Отель «Santa-Clara libre».
На следующий день, я первым делом пошла на автовокзал покупать билет доКамагуэя, города, который у меня был следующим по плану. С автовокзала я пошла к самому известному памятнику в Санта-Кларе — Monumento Ernesto Che Guevara посвященному одному из самых известных (если не самому известному) Кубинскому революционеру. Перед взором появляется огромная площадь — площадь Революции, на которой находится 22 метровый бронзовый памятник Че Гевары с автоматом в правой руке, левая загипсована, Че повредил её при падении со стены во время боёв в Кайбарьене. На бетонных барельефах изображены сцены из военной и мирной жизни Гевары, а высечены его изречения На постаменте справа от памятника опубликовано последнее письмо Эрнесто Че Гевары Фиделю Кастро. Монумент скульптора Хосе Деллара был установлен здесь в 1987 году, к 20-ти летней годовщине гибели Че. С какого ракурса не посмотри Эрнесто Гевара Линч-де ла Серна личность неоднозначная и очень интересная. Врач, путешественник, революционер, команданте, политик, министр финансов и промышленности, глава Национального банка, и это все за 39 лет жизни. Кроме того, человек который сыграл ключевую роль в переломе Кубинской революции. С задней стороны монумента находится небольшой музей и мавзолей, где похоронен Че Гевара и тридцать восемь его соратников погибших в Боливии. Вход в музей 1 CUC. В музее представлены личные вещи Гевары соответствующие разным периода его жизни от рождения до смерти, а также документы, фотографии и оружие. Здесь же представлены личные вещи его соратников. В музее посетителей не было, я была одна и могла спокойно все рассмотреть. После осмотра музея плавно переходишь в мавзолей. Здесь все скромно: таблички на стене в тех местах, где замурованы урны с прахом, на них написаны имена или псевдонимы погребенных. Горит вечный огонь, зажженный Фиделем Кастро 17 октября 1997 года (останки Че и его соратников были найдены и захоронены только лишь через 30 лет после гибели). Фотографировать категорически нельзя.
К Monumento Ernesto Che Guevara.
Monumento Ernesto Che Guevara на площади революции.
Monumento Ernesto Che Guevara.
Письмо Че Гевары Фиделю Кастро.
От монумента Че Гевары мой маршрут лежал к следующему музею связанному с его именем — Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad, который посвящен сражениям за освобождение города от войск Фульхерио Батисты. Бронепоезд был послан Батистой для пополнения запасов оружия, боеприпасов и снаряжения. Гевара, считавший главной задачей захват бронепоезда, успешно использовал тракторы сельскохозяйственного факультета местного университета, чтобы разрушить железнодорожные рельсы. Благодаря этому, бронепоезд, вывозивший войска с холма Капиро, сошел с рельсов, а находившиеся в нем 350 солдат и офицеров взяты в плен. Захват бронепоезда и последующее освещение этого события в СМИ как правительством, так и повстанцами, стало переломным моментом Кубинской революции. Вскоре появились сообщения, что лидеры повстанцев беспрепятственно направляются в Гавау, чтобы взять власть. 1 января 1959 года Батиста покидает Кубу, а 2 января повстанцы вступают в Гавану. Революция победила. Несколько вагонов с того самого бронепоезда находятся на том месте, где он был захвачен повстанцами и поныне. Теперь здесь музей. Вход 1 CUC для иностранцев и 1CUP для кубинцев. В вагонах представлено оружие тех лет, фотографии, полевое медицинское оборудование. Здесь же находится и бульдозер марки caterpillar, один из тех, что использовали для разрушения рельсов.
Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad.
В Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad.
В Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad.
В Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad.
В Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad.
Революционный Сaterpillar.
Революционный Сaterpillar.
Немного пройдя на северо-восток от Tren Blindad по Av. De Liberacion, можно увидеть необычную статую Эрнесто Гевары с ребенком на руках. Статуя небольшая, примерно в человеческий рост, интересна мелкими деталями на одежде, которые возможно символизируют определенные моменты из его жизни. Памятник был создан скульптором Касто Солано Марройо и установлен в 1998 году в честь 40-летия взятия города революционными войсками у входа в местный комитет коммунистической партии, где когда-то размещалась комендатура, откуда Че Гевара руководил военными действиями в последние дни 1958 года в битве за Санта-Клару.
Статуя Эрнесто Че Гевары.
У статуи Эрнесто Че Гевары.
Здание бывшей комендатуры.
В той части города, где расположен Monument a la Toma del Tren Blindad и статуя Че, в отличие от исторической части города, революционная символика не редкость. Здесь встречаются всевозможные плакаты, прокламации, портреты лидеров революции очень часто.
От статуи Че я вышла к центру города на площадь Parque Vidal. На круг каза — автовокзал — Monumento Ernesto Che Guevara — Museum/Monument a la Toma del Tren Blindad — статуя Че Гевары — площадь Parque Vidal у меня ушло три часа. Передвигалась я исключительно пешком. Времени у меня оставалось достаточно и, пообедав в одном из ресторанов недалеко от площади, я решила осмотреть южную часть города. Из интересного здесь можно отметить кафедральный собор Santa Clara de Asis, который был построен в 1923 году на месте старинной церкви, которая отбыла свой век. Собор построен в стиле неоготической архитектуры, что выделяет его на фоне других зданий города, построенных в традиционном для Кубы, колониальном стиле. Фасад собора украшают две колокольни, расположенные по обе стороны от входа. Еще одну небольшую католическую церковь, более простого архитектурного решения (действующая), и на самом юге города Iglesia Santisima Madre del Buen Pastor (закрытая и явно нуждается в реставрации) c прилегающим к ней небольшим сквером, в котором находится памятник из белого мрамора — Мигуэлю Джеронимо Гутиэрэсу — Кубинскому поэту, журналисту, генерал-майору Кубинской освободительной армии против испанских колоний, вице-президенту палаты представителей в Ассамблее Гуаймаро. И уже на южной окраине города есть Дворец Юстиции архитектора Фернандо Мартинеса, который во время Кубинской революции был одной из ключевых стратегических точек в боях за Санта-Клару. 28 декабря 1958 года здесь разгорелись ожесточенные бои, во дворце засела группировка правительственных войск, вход защищали два танка. Но повстанцы закидали танки бутылками с горючей смесью и вынудили экипажи сдаться. И в заключение своей экскурсии по города, я решила посетить музей Абеля Сантамара (Abel Santamara Museum), который расположен на северной окраине города. Для этого мне предстояло пройти практически через весь город. Но Санта-Клара город небольшой и компактный, дойти можно быстро, а заодно и прогуляться по уютным улочкам города. Здесь на улицах тоже встречаются раритетные машины, иногда в очень хорошем состоянии, а иногда и очень необычные и интересные скульптурки. Сам музей стоит на холме, с которого открывается неплохой вид на город, а вот вплотную к нему примыкает квартал, население которого преимущественно темнокожие, который смотрят на туриста с крайним удивлением, словно хотят задать вопрос — «Каким ветром вас сюда занесло?». Дома здесь в основном с отвалившийся штукатуркой, на улицах мусор и вообще создается впечатление нищего квартала по сравнению с остальным городом. А вот музей оказался закрытым и сторож сказал, что уже давно.
Кафедральный собор Santa Clara de Asis.
Iglesia Santisima Madre del Buen Pastor.
Iglesia Santisima Madre del Buen Pastor.
Памятник Мигуэлю Джеронимо Гутиэрэсу.
Скульптура на улице Санта-Клары.
Скульптура на улице Санта-Клары.
На улице в негритянском квартале.
В целом Санто-Клара оказала на меня очень приятное впечатление интеллигентного, уютного и зеленого города, который стоит посетить, а возможно и пару дней пожить.
На следующий день я уезжала в Камагуэй.
Теги:
Самостоятельные путешествия