Мысль отправиться в сентябре в Рим возникла у меня где-то в середине июня.
В тот момент на моем счете Aeroflot Bonus накопились заветные 35 тыс. миль, достаточные для перелета в Рим и обратно. И мне жутко захотелось их потратить.
Конечно, решение сэкономить немного на перелете (сборы-то никто не отменял, а это порядка 10 тыс. рублей) и потратить довольно солидную сумму на все остальное, рациональным уж точно не назовешь. Все-таки, сентябрь в Риме еще высокий сезон. То ли дело ноябрь — отели дешевые, туристов мало. Но хотелось-то именно в сентябре.
Озвучила свою мысль сестре, думала, что она мой пыл охладит. Сестра же, напротив, сказала, что идея Рим посетить хорошая и она (сестра) готова ко мне присоединится.
А уж тут пошло-поехало.
Оформила билет на самолет с 15 по 19 сентября, забронировала на booking.com отель, засела за написание программы вояжа.
Поскольку в Рим мы собирались далеко не в первый раз, то хотелось и любимые места посетить, и что-то новое увидеть.
Программу путешествия мы перекраивали с завидной регулярностью. По мере прочтения статей и просмотра передач о Риме (особенно передач с Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci), одни пункты добавлялись, другие вычеркивались.
Неизменным оставался только must-лист: Вилла Боргезе, Собор Святого Петра и Музеи Ватикана (из любимых мест) и Галерея Дориа-Памфили (из нового).
Зная, что иногда билет для посещение Галереи Боргезе невозможно купить в кассе музея, забронировала билеты на сайте www.ticketone.it. Виллу Боргезе мы собирались посетить как минимум в четвертый раз, но, если до этого осматривали музей самостоятельно, в этот раз, с подачи сестры, забронировали экскурсию с гидом. Экскурсии в музее проводятся на английском и итальянском языках. Мы выбрали на итальянском и были в восторге, но об этом потом. Два билета мне обошлись в 47 евро.
Про очереди в Музеи Ватикана я знала не понаслышке. Поэтому, билеты для себя и для сестры забронировала на официальном сайте Музеев ww.musewivaticani.va . Два билета мне обошлись в 42 евро, что дороже цены в кассе музея на 4 евро с носа. Для меня вопрос: стоят ли как минимум 2 часа (если повезет) проведенных в очереди 8 евро на двоих — решался однозначно.
В Галерею Дориа-Памфили билеты он-лайн покупать не стали, так как очереди там не предполагалось.
Ну, пожалуй, и все о предварительной подготовке, теперь о путешествии.
Рейс у меня был не ранний (на утренние рейсы билетов за мили Aeroflot не предлагал), поэтому только полшестого вечера я была во Фьюминчино.
До Рима добираться решила на автобусе. Автобус идет до вокзала Roma Termini, проезжая по историческому центру города. Можно сказать, что мини-обзорная экскурсия получается.
На вокзале меня уже ждала сестра, которая стартанула раньше и прибыла поездом из Венеции. Подхватив свои чемоданы, мы направились в отель.
Magica Luna Boutique Hotel (Via Calabria, 17, Виа Венето, 00187 Рим), забронированный мной предварительно, полностью соответствовал описанию на сайте. Это приятно удивило. Отель не из дешевых, за 4 ночи мы отдали 556 евро плюс туристический сбор порядка 30 евро, но уж такие цены.
Отель был после реновации в июне 2018 года, так что, в номере все было новое. Хоть звездность отеля и не была обозначена на сайте, в номере, по стандарту 4 звезд, присутствовали чайник и мини-бар. Кстати. в мини-бар не запрещали свои продукты ставить. Единственным пробелом в оборудование отеля было отсутствие утюга (сказали, что в целях безопасности нельзя). Наши вещи предлагали отнести погладить в прачечную, но мы отказались.
Разместившись в отеле, пошли поужинать в ресторан Pataclara (Via Calabria, 31), расположенный буквально за соседней дверью от нашего отеля. Местечко весьма достойное. Выбор блюд небольшой, но все основное есть (как это и должно быть в приличном ресторане), неплохая карта вин. Мы попробовали uovo crocante, тартар из осьминога, равиоли с интересным апельсиновым соусом и тирамиссу. Я бы сказала, что, если как мы жить по соседству, сходить стоит, но через весь город я бы не поехала.
Проснувшись увидели в окне такую картинку:
Люблю я такие дворики. Мне они напоминают кадры из старых итальянских фильмов.
Позавтракали в Café Doney (Via Vittorio Veneto 141), расположенном в здании отеля Westin Excelsior булочками и капучино (вот так неправильно мы питались, а ведь у них и овсянка была). Капучино у них превосходный, а цена средняя по рынку — 1,30 евро, если у стойки бара пить. Место это разведали в январе далекого 2014 года, когда нам посчастливилось остановиться на несколько ночей в Вестине. Кстати, отель классный, но на проживание в нем в сезон мы еще не заработали, так что ограничились их утренним кофе.
1
Взбодрившись, пошли Рим осматривать.
Бесспорно, Рим — это музей по открытым небом.
Район Campo Marzio (Марсово поле). Вид со смотровой площадки базилики Trinita dei Monti (Тринита Деи Монти)
2
Испанская лестница с утра, когда не все туристы еще проснулись
2
да просто римский дворик
все это настраивает на особое настроение, когда душа поет.
Из культурной программы на этот день была намечена Галерея Дориа-Панфили (Via del Corso, 305).
В описании музея позволю себе процитировать информацию с сайта muzei-mira.com (сама я так кратко и четко сказать не смогла бы):
«Дворец был построен для семейства Памфили в 1435 году, но после женитьбы в 1671 Андреа Дориа на Анне Памфили (последней из этого рода), дворец в качестве приданного перешёл к роду Дориа. Художественная галерея в нём была создана кардиналом Камилло Памфили — племянником папы Иннокентия X, чей портрет кисти Диего Веласкеса является сегодня величайшей ценностью галереи и до сих пор считается непревзойдённым шедевром портретной живописи. Сегодня в четырёх галереях этого дворца выставлено свыше 500 произведений искусства. После реставрации в 1996 году все картины были размещены в тематическом и хронологическом порядке по принципу «стен не видно», как и было задумано.
Здесь представлены такие известные полотна как «Иоанн Креститель» Тициана и «Кающаяся Магдалина» Караваджо. Отдельными экспозициями представлены творения Рафаэля, Бриля, Бернини, Романо, Веласкеса. Из личной коллекции папы Иннокентия X здесь представлены работы таких мастеров Эмилианской школы, как Корреджо и Пармиджанино, Венецианской школы — Бассано, Беллини, Тинторетто, а также произведения фламандских живописцев. Здесь же экспонируются мраморные барельефы работы Дюкенуа, римские статуи античного периода, мраморные портреты кардиналов, брюссельские тканые ковры (шпалеры) XVI в. и гобелены эпохи Людовика XIV. «
Часы работы Галереи с 09.00 до 19.00 каждый день, кроме третьей среды месяца и праздников. Билет стоил 12 евро.
Поскольку, аудиогид входил в стоимость входного билета, брать его или не брать, вопрос не стоял. Язык можно было выбрать один из трех: итальянский, французский или английский. Мы выбрали английский. Экскурсию записал нынешний владелец Галереи (она частная).
Я бы сказала, что если только на информацию аудиогида ориентироваться, многое можно упустить. Сначала я на свои знания языка списала, но и сестра, с её advanced уровнем английского, это подтвердила. Хорошим подспорьем при осмотре музея для меня стала информация с официального сайта музея www.doriapamphilj.it.
Проведя в Галереи часа три, усталые, но довольные, мы вышли на Piazza Navona (Пьяцца Навона) — пожалуй, самую красивую площадь Рима.
Фонтан Нептуна
1
2
Обелиск
Обелиск был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу императора Домициана в I в. н. э. Вершину обелиска украшает гербовой знак семьи Памфили — голубь с оливковой ветвью.
1
Осмотрев площадь, мы проследовали к самому классному, на мой вкус, итальянскому мороженному — в джелаттерию с более чем вековой историей Gioilitti (Via Uffici del Vicario, 40).
Наверное надо родиться итальянцем, чтобы съесть джелатто в рожке (а оно же самое вкусное) и не «накормить» руки, туфли и мостовую. Я так не могу. Но зато, счастья-то сколько! Прямо как в детстве.
3
Конечно, на этом мы не завершили прогулку по городу. В отель мы вернулись далеко за полночь. Но если описывать все, что мы увидели, не рассказ, а, как минимум, повесть получится.
17 сентября в 12–00 у нас было запланировано посещение Ватиканских музеев. С утра собирались посетить Собор Святого Петра. Дальнейших планов не строили. Решили ориентироваться на оставшиеся время и силы.
С утра, дабы окончательно проснуться и настроиться на восприятие прекрасного, зашли в Antico Caffè Greco (Via dei Condotti, 86) — кафе с 250-летней историей (открыто в 1760 году) . Пожалуй излишне будет рассказывать историю кафе, оно легендарное.
Но и сегодня руководство и персонал кафе не почивают на лаврах. Кофе там вкусный. Особо бы отметила их кулинарный шедевр — торт с ягодами. Торт очень вкусный и довольно лёгкий.
3
А дальше мы отправились на метро Ottaviano, навстречу прекрасному.
Позволю себе отступление от темы.
Однажды моя коллега была в Риме с автобусной экскурсией из Римини. Времени в городе было часа два. Так вот, их повели в Колизей. По мне так, если уж в Риме времени хватит на осмотр только одной достопримечательности, это был бы Собор Святого Петра, как квинтэссенция великолепного стиля и непревзойдённого мастерства.
Возвращаюсь к рассказу. По пути от метро через каждые 2 метра стоят люди, которые предлагают втридорога экскурсии в музеи Ватикана и в собор Святого Петра (даже тем, кто билеты в Музеи купил на сайте). Пугают, что очередь в Собор на час-два. Очередь длинная, но идет шустро. Мы за полчаса прошли.
3
Внутри Собора и музеев Ватикана фотографировать не стала. Боясь, что даже близко не смогу передать их великолепие.
По собору и музеям Ватикана у Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci) (в прошлом директора музеев Ватикана) есть классные передачи.
А я просто поделюсь своими впечатлениями от посещения.
Сколько раз была в Риме (даже когда выбралась в город во время стыковки на рейсе), столько раз посещала Собор Святого Петра. И каждый раз открываю для себя что-то новое.
Читая, мой отзыв о музеях Ватикана, пожалуйста, не подумайте, что я вечно недовольная и все мне не так. Музеи-то великолепны, хромает организация их посещения.
Как я упоминала ранее, билеты были закуплены нами на сайте. Так что, в назначенное время мы, минуя очередь, зашли в музеи. Тут все работало четко.
До этого мы были в музеях Ватикана 14 лет назад, и также в сентябре. То ли поток туристов так увеличился, то ли так пересмотрели экспозицию, но в прошлый раз в залах было намного свободнее. К сожалению, в этот раз, иногда к экспонату было просто невозможно подойти, не говоря уже о том, чтобы осмотреть. В коридорах периодически было нечем дышать.
Станцы Рафаэля пришлось осмотривать со скамеек, расположенных рядом со стенами (постоять в центре капеллы не давали служащие).
Нет, я не в коем случае не хочу сказать, что в музеи идти не стоит, я бы, например, снова пошла.
Но надо оценить свои силы и желания. Мне, например, было искренне жалко малышей, которых родители носили по переполненным залам. Также не могу представить в музее моего приятеля, для которого 10 человек уже толпа.
Когда вышли из музея, заметили, что еще осталась энергия и мы готовы продолжать осмотр достопрмечательностей. Вот она — волшебная сила искусства.
Решили, что успеем посетить Базилику Святого Павла (Basilica di San Paolo fuori dalle mura), входящую в состав 4-х Папских базилик.
Расположена Базилика в южной части Рима по адресу: Piazzale San Paolo, 1 (метро линия «B» направление Laurentina, станция «San Paolo Basilica»).
Базилика X века, но в 1823 году пожар разрушил почти все убранство, так что многое было восстановлено. Так появился фасад в стиле классицизма.
4
Ужинать пошли в ресторан Doney. Уже убедились в том, что, если не знаем хорошего ресторана, выбираем ресторан при дорогом отеле — если уж не восхитят, то хоть не разочаруют. А счёт, если блюда выбираться с умом, не сильно больше будет, чем в остерии среднего класса.
Мы попробовали закуску из цветов цукини и креативный десерт из шоколада с оливковым маслом. Все было очень вкусно. Но особо очаровал пост-десерт. Он нам понравился даже больше десерта.
1
Кстати, поразил момент, когда мы расплатились купюрой 200 евро, сдачу нам несли минут 20–25. И дело не в надежде официанта на то, что мы «на чай» сдачу оставим — уж слишком много получалось. Они просто проверяли купюру на подлинность.
На следующий день, который был Днём моего рождения, с утра пошли покупать торт, который предстояло съесть вечером. Конечно, вдвоём можно было и пирожными ограничиться, но хотелось, пусть маленький, но тортик.
Тортик «Мимоза с забайоне», пусть не сильно нарядный, но обещающий быть невероятно вкусным, мы присмотрели в Pasticceria Dagnino (Via Vittorio Emanuele Orlando, 75).
2
Тортик был небольшой, на четыре персоны, но даже он в мини-бар отеля не поместился. Оказалось, что общего холодильника, на который мы очень рассчитывали, в отеле тоже не было. Однако, девушка на ресепшн отнесла тортик в ближайший бар на хранение. Все-таки люди, работающие в Magica Luna — самый большой плюс отеля.
А дальше мы пошли в мой самый любимый музей Рима — Галерею Боргезе. В далеком 2004 году я чуть не пожалела 17 евро на билет и только звонок с родины (папа призвал меня к совести) не позволил мне остаться в неведении о том, какое великолепие скрывается за входной дверью.
Билеты мы купили заранее. Так что, ровно в 11.15 нас ждала наш экскурсовод Франческа (к нашему с сестрой стыду, фамилию Франчески мы забыла, понадеясь на память друг друга). Она доктор исскуствоведения, так что, в знании предмета сомневаться не приходилось. При этом у Франчески невероятно легкий и понятный стиль изложения. На протяжении всей экскурсии она обращала наше внимание на, казалось бы, мелочи, а на самом деле, очень важные вещи.
Франческа рассказала, почему статуи работы многих современников Бернини выглядели весьма неприглядно с одного из ракурсов — объяснялось это тем, что автор точно знал, где она будет стоять и действовал по принципу — зачем стараться, если все-равно не видно. Работы же Бернини выглядят великолепно на 360 градусов. И это только один пример.
Мы были в восторге! Полтора часа промчались незаметно.
4
Немного прогулявшись по парку, окружающему Палаццо,
1
мы пошли в город.
Подошли к самому знаменитому фонтану Рима — Fontana Trevi (фонтану Треви). Пожалуй каждый, кто побывал в Риме, если сам не бросил три монеты в фонтан, то уж точно слышал об этой традиции.
Подойти к фонтану в середине дня, а тем более сделать фото, довольно сложно. Слышала, что побыть наедине с фонтаном можно на рассвете, но проверить это не удалось (уж что поделаешь, я «сова»).
1
Вечером пошли в Stravinskij Bar в Hotel De Russie (Via del Babuino, 9) праздновать мой День рождения. Хотя праздновать, слишком громко сказано, скорее выпить шампанского (дома же нас торт ждал).
Выбор шампанского у них очень хороший. Есть шампанское не раскрученных домов, не слишком дорогое, но очень достойного вкуса. И закусочки к бокалу подают очень вкусные.
4
Рим нельзя представить без кошек. А вот такая гламурная красотка пришла нас поприветствовать.
3
В отель идти совсем не хотелось, и мы решили прогуляться по ночному городу, но внезапно начавшийся дождь заставил нас вернуться в на временный дом.
С утра дождь то прекращался, то снова начинался, так что гулять по городу было не лучшей идеей. И мы решили отправиться в Район Трастевере на Виллу Фарнезина.
Вилла Фарнезина (Villa Farnesina) — расположенная в районе Трастевере была построена в начале 16 века по проекту Бальдассаре Перуццы. Вилла сильно отличалась от римских построек того времени. Вилла открыта в сторону сада и реки, без внутренних двориков и комнат для аудиенций. Пожалуй, самое ценное на вилле — стенопись лоджий, принадлежащая кисти Рафаэля. Слашала, что голова юноши пренадлежит кисти Микеланжело — зайдя к Рафаэлю и не застав его, Микеланжело оставил такую заметку.
3
3
2
Недалеко от Виллы Фарнезина расположено палаццо Корсини (Palazzo Corsini). Его посещение мы отложили на следующий раз в Риме. Близилось время покидать город, и не хотелось галопом бегать по залам.
Вернувшись в отель, мы забрали с ресепшн сумки и спустились в метро на станцию Barberini, чтобы доехать до вокзала Termini. А в метро нас ждал неприятный сюрприз — билет на метро можно было купить только за наличные, причём автомат принимал только монеты и купюры 5 евро. Пока разобрались и разменяли деньги, чуть не опоздали на поезд. Самое интересное, что я примерно также в ноябре 2016 билет в метро покупала. Вывод — запасайтесь мелкими купюрами.
Ну вот и наступил момент сказать Италии «до свидания». Он мне показался символичным.
В баре аэропорта мой марокино был последним кофе, сделанным в тот день. За мной кофемашину бариста выключила.