Вокруг вокзала Термини: площадь Республики и базилика Санта-Мария-дельи-Анджели. Собственно приезжая в Рим, далеко за достопримечательностями идти не надо, буквально через дорогу от вокзала Термини возвышаются термы Диоклетиана. Этот гигантский банный комплекс уступал по размерам разве только лишь Золотому дому Нерона. В Средние века им повезло: термы не растащили на камни, т.к они находились довольно далеко от древнего центра города. На месте тепидария в 16 веке решили возвести базилику Санта-Мария-дельи-Анджели в честь христианских мучеников, которых по легенде пригнали на строительство терм в количестве 40 тысяч. Проект поручили Микеланджело, который также пристроил внутренний дворик. Базилика получилась очень просторная, напоминает крытую площадь. В её пол встроили солнечные часы — мраморную полоску с бронзовым лучом, вдоль которого нанесены градации и названия созвездий. По этим часам весь Рим сверял время до тех пор, пока не учредили полуденный выстрел из пушки с Замка Святого Ангела. Напротив базилики полукруглая площадь Республики с фонтаном с наядами. Их сейчас еле разглядишь из-за непрерывного потока машин вокруг площади. Но когда скульптор Марио Рутелли воздвиг свой фонтан, разгорелся скандал: римляне требовали прикрыть обнажённых красавиц одеждами, но всё-таки фонтан удалось отстоять.
Не единым Собором Санта-Мария—Маджоре знаменит Эсквилин: базилика Санта-Прасседе. О главной постройке Эсквилина, Соборе Санта-Мария—Маджоре, все знают и туда обязательно стоит зайти. Однако, если позволяет время, найдите спрятанную во дворах Маджоре с фасада неприметную базилику Санта-Прасседе. Идти туда стоит ради волшебной капеллы Сан-Дзеноне. Историки говорят о ней, как о главном памятнике византийского Рима. В капелле выложена изумительная мозаика, которую называют «райским садом»: крупнозернистая с яркими красками. Обычно капелла тёмная, но пожертвовав 1 евро, можно включить свет, и тогда мозаика засияет, или можно дождаться каких-нибудь немцев или азиатов, кому денег не жалко.
Подняться на Авентин ради дырки в заборе: Святое отверстие. Достопримечательность из рода оптических эффектов и прикалюх. Холм Авентин подпирает заросшее поле Большого цирка и если вы уже туда припёрлись, то можно и на сам холм забраться. В идеале взять велосипед. Район холма очень аккуратный и опрятный, много садов и вилл, поднимаясь можно лицезреть панораму Рима от Колизея до Ватикана. Вдоль площади Мальтийских Орденов тянется очередь туристов и пост карабинеров. Снаружи ничем не примечательная площадь. Однако, стоит постоять в очереди, тем более движется она быстро, любопытство съедает, что же все фоткают через замочную скважину. Всю задумку устроил в конце 18 века Пиранези, его единственный реализованный проект — церковь и площадь Мальтийского Ордена, а замочная скважина известна как Святое отверстие. Через неё окруженный туннелем зелени мальтийского сада виден купол Собора Святого Петра.
Для любителей продуктовых рынков и котиков: площадь Кампо-де-Фьори и площадь Арджентина.
Надоели вам толпы туристов, Колизей и фонтан Треви, хочется просто погулять, то можно отправиться в район Кампо-де-Фьори, там можно вкусно поесть свежих рыночных продуктов, прикупить приправ домой или увидеть как из античных развалин сделали приют для бездомных кошек под открытым небом. Если пройти от Алтаря Отечества прямо между палаццо Венеция и палаццо Бонапарте, то можно прямо выйти на площадь Арджентина. Развалины посреди площади — Ареа-Сакра — открылись во время градостроительных работ в эпоху Муссолини. Археологи до сих пор спорят об этих развалинах, достоверно известно лишь то, что они связаны с театром Помпея, первой каменной ареной Рима, а круглый храм в центре, нечто в роде «храма везения». Сейчас территория Ареа-Сакра принаджежит бездомным кошкам, там они живут, прячутся от дождя и солнца в развалинах. Даже организован местный волонтёрский приют для кошек, куда можно приносить корма или вдруг кто решит взять себе питомца. Если всё-таки вы не можете пройти мимо римских церквей, как раз такое у меня было 6 лет назад, то можно рассмотреть церковь Иль-Джезу. Интересно она тем, что это первая в мире церковь в стиле барокко. Фасад этой церкви потом тиражировался многократно по всему Риму и Италии. От площади Арджентина до Кампо-де-Фьори совсем недалеко. Хотя туда конечно надо идти в первой половине дня, что мы и сделали. До часу дня площадь принадлежит римлянам, торговцам, лоткам и тележкам, после обеда остаётся лишь лавка умбрийских колбас. Цены там, конечно, не дешёвые, например, 100 гр специй для брускетты на развес около 5 евро, 6 лет назад это было около 200 рублей, сейчас цена в евро скорее не изменилась, но вот с курсом беда, получается около 400 рублей. Но всё равно остановить себя от покупки я не смогла. Накупила специй, зато они точно свежие, потому что запах от них пропитал весь мой чемодан))) А вкус блюд с ними был невероятный. Упаковывают всё в бумажные пакеты, поэтому вещи от запаха не уберечь. В этот раз я покупала специи в пластиковой магазинной упаковке, они значительно уступают по вкусовым и ароматическим качествам развесным. Что касается сушёной пасты, я бы брать не советовала, ничего особенного, не стоит переплачивать.
По мотивам «Римских каникул»: Уста Истины и Бычий Форум.
До II века это место было главной римской клоакой, куда выходили все городские отходы, пока их окончательно не загнали в трубу, теперь это место массового паломничества фанатов «Римских каникул». Резную мраморную крышку от канализационного люка укрепи в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Это и есть Уста Истины. Косматый персонаж служил оракулом и способом дознавания. Обвиняемому предполагалось приносить клятвы, засунув руку в пасть, а в это время за стеной сидел палач, рубивший кисти рук тем, кого суд считал виновными. Жестокие времена, жестокие нравы. Однако сейчас туристы лишь вспоминают знаменитую Одри Хэпберн и сцену из «Римских каникул». Церковь Санта-Мария-ин-Космедин выходит фасадом на очень миленькую фотогеничную площадь Бокка-делла-Верита. На ней примостились фонтан с тритонами и два античных храма. Прямоугольный, храм Фортуны Вирилис, и круглый храм Весты — это всё, что осталось от Бычьего форума, куда римляне приходили торговать скотом.
Гигантоманам посвящается или размер имеет значение: в поисках гигантской ступни и максимум, который можно запомнить в Капитолийском музее.
Гуляя по Риму, обращаешь внимание, что если статуя то она огромная, если фонтан то помпезный, словно римляне считают, что чем больше, тем лучше. На задворках Пантеона, в сторону площади Минервы, есть примечательный обломок. Было смешно: улица носит название Мраморной ноги, она очень маленькая, а в окрестностях Пантеона целая паутина из таких улиц, когда мы совсем заблудились, то среди улицы поймали итальянца, явно спешащего по делам, в костюме и с портфелем, давай его пытать, где мол нога. Он плюнул нам объяснять, взял за руку и отвёл на место. 6 лет назад мы покупали карточку на 3 дня Roma Pass, которая даёт льготное посещение ряда музеев, к сожалению Ватикан сюда не входит, а вот Капитолийский музей да. Была не была, время у нас было, пошли. Это огромный комплекс музеев, там можно часами бродить, в голове полная каша, максимум который можно отследить это оригинал статуи Марка-Аврелия и обломки колоссальной статуи Константина. Голова, ступня и кисть, с поднятым пальцем вверх, находятся в палаццо Консерватори. К сожалению, нам их пришлось наблюдать под плёнкой, реставрация однако. А ещё в Капитолийском музее есть смотровая площадка, на которую можно выйти через кафетерий, там также ещё есть дорогой ресторан, в котором любят проводить свадьбы.
Не классические музеи Рима: электростанция Монтемартини и Музей искусства XXI века.
Когда находишься в Риме больше 3-х дней, начинает слегка подташнивать от всей этой античности, но её в Риме суют во все дыры. Свежий взгляд на античную скульптуру вносит электростанция Монтемартини. Когда в Капитолийских музеях началась реконструкция, то часть экспозиции переехало в здание электростанции начала XX века, да там и осталась. Мраморные фигуры органично вписаны в интерьер машин и инженерии. Если вас посетила античная кома или вы любите современное искусство, так как люблю его я, то вперёд в Музей искусства XXI века, построенный мега крутой Захой Хадид, кстати от Фламиниевых ворот ходит прямой трамвай. Постоянной экспозиции у музея нет, мы вот, например, наткнулись на современную эротическую живопись, но в любом случае здание затмевает всё. Сюда нужно приехать, чтобы побродить по лихо закрученным змеевидным коридорам, ну, а если устали от современного искусства, можно прилечь в оригинальной лаунж-зоне.
На пути к Тиренскому морю: римский порт Остия-Антика.
В Риме нет моря, но стоит проехать 40 минут и вот оно уже плещется у ваших ног))) Это как совместить приятное с полезным: первую половину дня провести за исследованием жизни древних римлян, а после обеда понежиться в ласковых водах Тирренского моря. Конечно, когда вы всего 3 дня в Риме, выезд за пределы города нереален, но 6 лет назад у меня была неделя Римских каникул, поэтому вырваться из шумного города это прекрасно. Остия-Антика — это гигантский археологический комплекс под открытым небом. В античные времена Остия служила морским портом города, но в IX веке город был заброшен. В Остию следует ехать, чтобы посмотреть как жили римляне, на их дома и как развлекались, тем более развалины очень хорошо сохранились, по ним можно беспрепятственно гулять и рассматривать, трогать, там нет наслоений других эпох развития римской цивилизации. Добраться до Остии-Антики проще простого: сесть на поезд со станции метро Пирамида до Лидо-ди-Остия, проехать примерно 40 минут и выйти на одноимённой Остия-Антика. Вход платный, не скажу сколько стоит, т. к. не помню спустя 6 лет, но того стоит. Обязательно возьмите удобную обувь, шляпу и солнцезащитный крем, итальянское солнце нас не пощадило в прошлый раз, на следующий день мы мечтали о кефире на наших плечах. Прекрасным завершением дня было отправиться на побережье Лидо-ди-Остия. На нём отдыхают как правило местные жители и римляне. Нас встретили частные пляжи преимущественно, но так же есть и общественный. Тогда он был никак не оборудован, может быть сейчас всё изменилось. Но после проведения многих часов на развалинах — окунуться идеально.
Если хочется ещё Италии, но уехать из Рима далеко нет возможности: Тиволи.
Сюда безусловно стоит ехать тем, кто располагает хотя бы неделей Римских каникул, или тем, кто устал от шумного душного Рима, античных развалин, где только по путеводителю можно определить, что этот обломок колонн принадлежит этому храму, а вон та скульптура привезена из другого)) А ещё Тиволи стоит посетить, если вы фанат садово-парковой культуры, или вам так понравился фонтан Треви, что вы хотите большего. Итак, городок Тиволи расположен в 24 км от Рима и обладает тремя уникальными виллами: Вилла д’Эсте, Вилла Адриана и Вилла Григориана. Речь пойдёт о первых двух, раз я уж там была 6 лет назад. В Тиволи мы добирались местным поездом от римской станции Рома-Тибуртина. Ориентироваться в городе очень удобно, так как везде есть указатели, а на площади есть табакерия, там мы покупали билеты на автобус до виллы Адриана, и там же если что вам помогут что, где, почему.
Первая на очереди вилла д’Эсте, принадлежавшая кардиналу Ипполиту II д’Эсте, который не получил в своё время папский престол, а в Тиволи назначен губернатором. Вилла до него принадлежала монастырю и в скромном очертании не понравилась губернатору, поэтому велел разбить огромный роскошный парк, в котором он бы смог принимать деятелей искусства. Невиданная красота сада, множество разнообразных фонтанов, гротов и водоемов позволяют ей называться самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии. Честно скажу, что я плохо помню саму резиденцию, парк перекрывает само здание. Вилла д’Эсте разбита террасами, поэтому отсюда открываюся совершенно потрясающие виды не только на её саму, но и на долину. Центральная ось парка проходит вдоль прямоугольных прудов от фонтана Нептун. Это самый поздний фонтан (1927), однако он очень органично вписался в общий стиль парка. В него принятно бросать монетки. Мимо Аллеи 100 фонтанов невозможно пройти мимо. Имеет необыкновенный чарующий эффект, благодаря тому, что здесь чередуются небольшие веерообразные фонтаны с каскадами, покрытыми мягким зеленым мхом. Чтобы добраться до аллеи, придется пройти мимо знаменитого фонтана драконов. Фонтан драконов выполнен в виде голов 4 драконов с мощными струями воды. На вилле д’Эсте есть множество мальних миленьких фонтанчиков, есть фонтаны связанные напрямую с историей создания Рима, мифологические фонтаны. Мне например, очень понравился фонтан в форме лодочки внизу, а композицию венчает статуя победоносной Ромы и волчица, кормящая Рема и Ромула. Фонтан называется Ла Рометта, «Маленький Рим». Особое место занимает фонтан «Орган». Это настоящее чудо гидроинженерной мысли. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб. Некоторое время назад орган не работал из-за большого скопления в трубках солевых отложений. Но благодаря британским специалистам фонтан снова звучит. Но надо помнить, что послушать эту симфонию звуков, можно с 10 утра каждые 2 часа. Мне очень понравилась вилла д’Эсте, но многие считают, что она проигрывает Петергофу и Версалю, хотя стоит отметить, она старше их обоих. Вилла д’Эсте более живая, не отшлифованная, вся поросшая зеленью. Когда-нибудь приеду туда вечером, чтобы посмотреть всё с подсветкой.
Во второй половине дня мы отправились на виллу Адриана. От центральной площади Тиволи туда можно доехать на автобусе № 4. Вилла Адриана примечательна своим размахом и воплощением замысла. Здесь было всё: от театров и дворцов с бассейнами, термами с подземным лабиринтом, до конюшен и казарм.
Римский император Адриан ненавидел суматоху Палатинского холма, для раздумий и занятий науками он создал себе летнюю резиденцию в Тиволи. По легенде Адриан сам спроектировал Виллу. Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей. Первое, что попадается в глаза, это Печиле. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона. К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) — «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей. В нижней части разрыт огромный котлаван, где проходила подземная дорога, соединяющая Большие и Малые Термы, сверху там огорожено, так что можно и прогуляться. Отдохнуть или произвести небольшой перекус можно у Канопы, часть виллы, посвящённая египетскому поселению Каноб, где утонул императорский фаворит Антиной. Самая примечательная её часть это пруд со скульптурами и колоннами. Вдоль пруда расположены скамейки, там мы и перекусили хлебом с помидорами и ветчиной из римского супермаркета. На Вилле Адриана есть одно место, которое мы искали наверное часа два, потом совершенно неожидано на него набрели. Называется Морской театр или Островная вилла, служила местом уединения императора. Круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Вилла Адриана занимает огромную территорию и то, что от неё сохранилось, это лишь пятая часть. Бродили мы здесь до закрытия, нас даже сторож выгонял. Вернулись обратно в Тиволи на автобусе, потом пошли на поезд поедая мороженное невероятных размеров, которое в Тиволи знаительно дешевле римского. На станции не работал терминал с билетами на поезд, мы побежали к машинисту, он разводит руками и говорит, что так бывает, что поделаешь, поэтому обратно мы ехали бесплатно и конроллёра не было. Повезло нам.
Для каждого Рим свой: кто-то любит его постоянное движение и суматоху, возвращается сюда каждый год, а кто-то его проезжает мимо, потому что считает, что в Риме нет ничего итальянского. В любом случае Вечный город никого не оставит равнодушным.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм