Выйдя из тайги, где несколько дней мы провели как настоящие отшельники (об этом я уже рассказала в заметке «Хакасия. Игры в отшельников»), мы вновь направились в степные районы республики, чтобы ближе познакомиться с национальной культурой и древнейшими памятниками истории и архитектуры Хакасии.
Русские избы турбазы «Снежный барс», мы сменили на хакасские юрты туркомплекса «Кюг» (в переводе с хакасского — «радость» или «счастье»), расположенного в долине у одноименного ручья. Расстояние от Абакана до базы «Кюг» 140 километров.
На территории комплекса установлены 15 деревянных восьмиугольных юрт, рассчитанных на проживание одного-двух человек.
Юрта — уникальное жилище, прекрасно приспособленное к условиям степей. Летом, когда на земле царит жара, в юрте прохладно, а в холодную погоду — тепло и уютно.
Внутреннее убранство юрты для туристов
Но самое главное, что, находясь в ней, человек невольно ощущает себя в центре мироздания, поскольку сама юрта — это вселенная в миниатюре. В отличие от европейцев хакасы верили, что нельзя менять окружающий мир под себя, нужно жить в гармонии с ним, найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир вокруг, и каждый человек в ней знал свое место.
Можно сказать, что юрта — это микрокосм в хакасском мировоззрении. У юрты есть небо — купол, выход в космос — тунюк (круглое отверстие в куполе), гора — южная, мужская половина юрты (здесь устанавливалась мебель и мужские орудия труда) и низина (или река) — женская, северная половина (на женской половине располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда — прялки, ступы, одежда). Есть алтарь — супружеское ложе, на которое никто, кроме супругов, не может сесть, свое кладбище — послед хоронили под порогом, и своя защитница — хранительница очага.
В хакасской юрте, юрта-музей
В хакасской юрте, юрта-музей
Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток, что связано с почитанием солнца. Юрта даже позволяла определять время. Когда солнце поднималось на «длину повода коня», то первый луч освещал внутренний круг дымохода. Затем солнце, поднявшись на «высоту аркана», проникало к женскому изголовью кровати, что летом соответствовало 8–9 часам утра. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь по северной (женской) стороне, освещал первую буфетную полку и к обеду достигал второй. К четырем часам вечера луч падал на кадку с айраном. Наконец, солнце освещало кадку с бардой, которая стояла у двери, скользило по верхней части дымохода и исчезало из юрты. Это означало, что солнце опустилось на «длину повода коня», и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров.
Интересно, что по количеству углов в юрте можно было определить достаток семьи.
До недавнего времени считалось, что хакасские деревянные юрты, в отличие от тувинских и монгольских войлочных, появились, как реакция на русификацию Хакасского государства Россией в 1774 году. Но некоторые ученые утверждают, что деревянные юрты (зимники) строились в Хакасии еще 3000 лет назад — это доказали раскопки могильников скифского времени, где сохранились срубы юрт, а также наскальные рисунки, изображающие древние поселения.
Остановка на несколько ночей в юрточном комплексе доставила огромное удовольствие. Было здорово пожить в настоящей деревянной юрте, пусть даже с фальш-очагом вместо настоящего, каждую минуту восхищаться красотой окружающей природы. Если бы я была художником, непременно взяла бы в руки кисть и изобразила на холсте что-нибудь эдакое…
Никогда раньше я не видела таких красивых туманов. Туман словно живой то стелился плотным одеялом у самой земли, то становился похожим на пушистые облака, сбившиеся с пути и перепутавшие землю с небом, то улетал легкой дымкой к вершинам холмов.
Вид с ближайшего холма на юрточный комплекс "Кюг"
Один из вечеров в юрточном комплексе мы провели в атмосфере хакасской народной музыки.
С участницами фольклорного ансамбля
Концерт в юрточном комплексе «Кюг»
Хакасская народная песня-плач
Концерт в юрточном комплексе «Кюг»
Хакасская народная песня
Концерт в юрточном комплексе «Кюг»
Юрточный комплекс «Кюг» находится в уникальном месте — на территории археологического музея-заповедника «Казановка». На 18000 гектарах заповедника расположено более двух тысяч памятников археологии, и каждый год открывается 30–40 новых. В шести населенных пунктах «Казановки» живет коренное население. Здесь люди говорят на хакасском языке, не считают экзотикой национальные блюда, чтут древние обряды.
Природа музея-заповедника "Казановка"
Музей-заповедник возник в феврале 1996 года по инициативе историка, археолога и просто неравнодушного, искренне любящего Хакасию человека — Леонида Еремина. Когда-то, будучи студентом Санкт-Петрубургского университета, он приехал в Хакасию со своим учителем и понял, что обязательно вернется, чтобы остаться здесь навсегда. Сейчас музей-заповедник стал визитной карточкой не только Аскизского района, но и всей республики.
Природа музея-заповедника "Казановка"
Вклад Леонида Еремина в развитие культурной и исторической составляющей всей Хакасии, создание знаменитого туристического бренда сложно переоценить. Он — очень уважаемая персона в Хакасии, в течение нескольких лет был даже министром культуры республики.
Нам невероятно повезло, что экскурсию по музею-заповеднику проводил сам Леонид Валентинович. Сложно было не поддаться энтузиазму нашего экскурсовода.
Леонид Еремин показывает нам, как экологично можно снять копию с петроглифа, используя для этого лист бумаги и пучок степной травы
Леонид Еремин посвящает нас в тайны окуневской личины
Как снять копию с петроглифа?
Хакасия, музей-заповедник «Казановка»
Хакасия находится в большой котловине, с трех сторон окруженной горными массивами. Эти земли всегда были настоящим раем для скотоводов с идеальными условиями: с достатком воды и пастбищ, малоснежными зимами и естественной природной защитой от врагов.
На этих скалах можно увидеть многочисленные петроглифы
Неудивительно, что в таких условиях Хакасия неоднократно становилась территорией культурных прорывов. Например, каменные изваяния и наскальные рисунки окуневцев, культурное сообщество, проживавшее здесь 3500–4000 лет назад, считаются самым передовым способом культурного освоения художественного пространства того времени. Каким образом, небольшим племенам ранних скотоводов и охотников удалось создать целый ряд образов, нигде в мире больше не встречающихся? Ученым придется еще немало ломать головы над толкованием этого наследия.
Именно к окуневскому периоду, III–II тысячелетие до нашей эры, относятся наиболее древние петроглифы «Казановки».
На скалах, плитах курганов, небольших плитках из красного песчаника изображены предки и духи, различные знаки местных родов, разнообразные обряды, фигуры зверей и прочее. Всего на территории музея-заповедника поставлено на учёт более полутора тысяч наскальных рисунков. Петроглифы в основном описывают одну тему, хотя имеют разную технику нанесения в разные временные промежутки. В них представлена история религиозного становления на хакасской земле.
Самым интересным петроглифом, на мой взгляд, является окуневская личина — изображение человеческого лица, высеченного на камне. Главной особенностью изображения является рот — естественное углубление в скале, слегка подработанное человеком.
Удивительно, но примитивный, на первый взгляд, рисунок таит в себе множество секретов. Стоя у подножия скалы и созерцая личину, мы тоже совершили некоторые открытия, конечно, не без помощи нашего экскурсовода. Чтобы следующий текст был более понятен, позволю себе маркером отмечать на фотографии окуневской личины некоторые детали (см. фото ниже).
Как я уже сказала, при беглом знакомстве обращаешь внимание на то, что личина изображает лицо человека с приоткрытым ртом, замечаешь и несколько выбитых торчащих вверх волосков. Но не все так просто, стоит посмотреть чуть шире, обратив внимание на пространство вокруг лица проработанное темной охрой, и личина вдруг предстает не лицом человека, а полыхающим солнцем. Продолжая еще детальнее изучать личину, можно вновь заметить в ней человеческие черты, например, силуэт тела — схематичное туловище с тонкими ручками и ножками. Но и это еще не все, особо внимательные могут разглядеть в нижней части рисунка изображение быка, он тоже выделен охрой, а тонкие природные трещины на скале напоминают его рога. В результате мы имеем образ поющего бога Солнца, скачущего на быке. Так примитивная личина приобретает совершенно другие масштабы и глубокое сакральное значение. Солнце, как известно, обожествлялось многими народами. Во многих преданиях оно описывалось как живое существо, нередко как скачущий всадник: сам красный, одет в красное и на красном коне или быке.
Секреты окуневской личины
К открытиям, которые я описала одним абзацем, ученые приходили десятилетиями, споря друг с другом на различных конференциях.
Изучение личины продолжается до сих пор. Например, недавно группа ученых решила услышать ее голос. Тщательно сняв параметры с формы рта и его объема, стали подбирать наиболее подходящие варианты звукоизвлечения и с высокой степенью вероятности оказалось, что личина поет приемом горлового пения! Горловое пение зародилось в глубокой древности в среде кочевников, когда люди пытались подражать звукам, издаваемым животными.
Недалеко от личины есть еще одна скала с интересными петроглифами, представляющими собой многочисленные отпечатки копыт лошадей. Леонид рассказал, что, скорее всего, это место было сакральным для почитателей культа рыжего (красного) коня. Сюда приводили коня, украшали и заплетали ему гриву, приносили дары, проводили ритуал посвящения в боги, наносили на скалу отпечаток его копыт, который становился своеобразной печатью, скреплявший договор между людьми и богами. Леонид продолжал свой рассказ, а мое сердце стало предчувствовать недоброе, почему-то вдруг вспомнились многочисленные лошади, погребенные в курганных и могильниках вместе со своими царственными хозяевами… Но как оказалось, я зря волновалась, после проведенного ритуала коня не убивали, его объявляли священным и до старости он жил в деревне и пользовался большим почетом: за ним ухаживали, сытно кормили, было страшным грехом причинить такому коню хоть какой-то вред. А когда конь умирал от старости, обряд проводили снова, посвящая в боги уже другого рыжего коня, и нанося на скалу новый отпечаток копыта.
Петроглифы с отпечатками копыт лошадей
В степных долинах музея-заповедника часто попадаются одиноко стоящие камни — стелы, менгиры и изваяния. Большинство этих памятников было создано в эпоху бронзы (2–4 тыс. лет назад). Исследователи предполагают, что такими камнями обозначались места проведения древних обрядов, в которых были задействованы и сами объекты. Двухметровый менгир Ах-Тас из белого гранита, стоящий посреди долины, является одним из главных достопримечательностей заповедника. Это название, кстати, переводится как «котел энергий», возраст изваяния — 4000 лет. По утверждениям экстрасенсов, вся долина Кюг пронизана геомагнитными потоками, один из самых мощных как раз вокруг камня Ах-Тас.
В честь него существует много обычаев и легенд, среди которых основополагающим является помощь людям. Сюда приходят излечить болезни сердца и крови. При контакте с духом камня существуют определённые правила, которым необходимо следовать. Ритуал заключается в троекратном обходе камня по часовой стрелке, потом делается подношение, после чего уже можно обращаться к камню со своими просьбами, прикасаясь к нему ладонями и лбом или просто обнимая.
Короткие объятия с менгиром Ах-Тас
Часто посещать Ах-Тас не рекомендуется, как и находиться возле него длительное время. В Хакасии сохранилась легенда о богатырях, которые остановились у камня на ночь, а утром так и не проснулись.
Знакомиться с жизнью коренных хакасов, их бытом, культурой, историческим наследием было очень интересно, многие факты произвели на меня глубокое впечатление. Я в очередной раз убедилась, что путешествие по Саянскому кольцу России — это уникальный маршрут, массовая популярность которого еще впереди.
Теги:
Культурно-познавательный туризм