«— У меня есть цветная открытка — «Псковские дали». И вот я оказался
здесь. Мне хочется спросить — это дали?
— В общем-то, дали, — говорю.
— Типично псковские?
— Не без этого.
(Сергей Довлатов, «Заповедник»).
«— У меня есть цветная открытка — «Псковские дали». И вот я оказался
здесь. Мне хочется спросить — это дали?
— В общем-то, дали, — говорю.
— Типично псковские?
— Не без этого.
(Сергей Довлатов, «Заповедник»).
Ежегодно на Анин день рождения мы стараемся уезжать куда-нибудь в путешествие. Мы вообще всегда, когда возможно, стараемся уезжать в путшествие, но на Анин день рождения особенно. В прошлом году мы посоветовались и придумали такое изречение: не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны! Мы с Аней решили сделать для своей страны очень многое. Например, развить внутренний туризм. И для этого поехать во Псков!
Древний град сей незаслуженно обойдён вниманием туристов всего мира. Мы даже не встретили там ни одного китайского туриста. Псков подзабыт, видимо, из-за того, что долгое время был столицей свободной вечевой республики, а демократия у нас, как известно, традиционно не в чести. Потому что у России всегда был свой путь.
В то же время город впервые упоминается в летописях аж в 903 году и по очень знаменательному случаю — оттуда родом была не кто-нибудь, а сама святая равноапостольная княгиня Ольга! Да-да, та самая — первая христианка, широко известная своей святостью и геноцидом древлян. «Повесть временных лет» так прямо и говорит: «В лѣт ҂s҃ . у҃ . аı҃ . Игореви же възрастъшю. и хожаше по Ѡлзѣ и слоушаша єг̑ . и приведоша ємү женоу ѿ Пьскова. именемъ Ѡленү».
Псков нам очень понравился! Там, конечно, не столько памятников старины, как в Великом Новгороде (в котором, по правде сказать, с ними вообще перебор), но тоже достаточно. А также есть всё остальное для восхищения и удовольствия. Например, картинная галерея, где и Шишкин с Айвазовским замечены! Также пытливый живописолюб найдет там и древнюю иконопись и интересные примеры советского постимпрессионизма и экспрессионизма. Это в картинной галерее и соседствующих с ней Поганкиных палатах — здании 17-ого века.
А коротали дни мы там в спа-отеле «Old Estate», где есть всё, что душе угодно — сауна, бассейн и хамам. Я себе там даже сделал массаж. То есть, не сам, а мне его сделала специально обученная девушка. А также мы с Аней каждый день отрывались в бассейне и хамаме, будучи там зачастую единственными посетителями и пользуясь этими жизненными благами, как будто они принадлежат только нам. Это давало нам чувство, что вообще весь мир принадлежит нам, и наше романтическое чувство управляет вселенной!
В Пушкиногорье мы решили не ездить — что мы Пушкина или гор не видели? А вот в Псково-Печерский монастырь и в Изборск съездили. Не с экскурсией (Боже упаси!), а с таксистом договорились. И восхитились всем! Мы хотя и не очень сильно религиозные и даже, можно сказать, не религиозные совсем, но православного религиозного мистицизма всё же не чужды. А Псково-Печерский монастырь прекрасен даже и для людей нерелигиозных, поверьте! Очень он нам показался дружелюбным и гостеприимным.
Правда, приехали мы аккурат к концу службы, и главный храм закрылся на уборку. И в пещеры мы тоже не сходили (да и не хотели). Зато впервые в жизни увидели, как звонят в колокола ногами! Мы были в восторге и благолепии! Причем сначала монах начал монотонные ритмичные удары «басовым» колоколом, и мы подумали, что этой монотонщиной всё и завершится. Но потом присоединились другие монахи, кто ногами, кто руками, кто с земли, кто с соседней башенки, дергая за разлиные канаты, веревки и веревочки, и стали выводить такую многоголосую мелодию, какую мы, наверное, в жизни не слыхивали!
Ну, а в Изборск сам Бог велел заехать. Или, точнее, языческие боги, так как знаменит Изборск прежде всего тем, что в нем сел Трувор. В смысле, правил. Еще задолго до принятия Русью христианства. В ПВЛ так и говорится: «И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Там же около Изборска — знаменитые Словенские ключи. Водички ключевой мы там, конечно, набрали, но прикупили еще местной рыбки и медовухи. Поэтому что случилось с водичкой, которую мы набрали, я не помню, а вот медовуху — точно помню — выпили.
Если вы удивитесь, что на моих псковских фотографиях слишком много отражений, так это лишь потому что действительность, какой мы ее знаем, не есть настоящая действительность, а лишь ее отражение в нашем разуме и чувствах.
Вот, например, посмотрите на эти отражения и скажите: действительно ли псковская действительность настолько красива? Конечно же, нет! А может быть и да. Этого наверняка мы знать не можем, так как то, что мы видим на экране — сплошные отражения. И отражаются они не только в реке Великой и Пскове, а и в зеркале моего фотоаппарата, и потом уже дальше — в разумах и чувствах. Вот и поди теперь пойми, где есть что! А понимать не надо — надо наслаждаться!
Этимология Пскова проста. Он назван по имени реки Псковы. Этимология Реки Псковы тоже проста. Она названа по имени города Пскова, по которому протекает. Да, помимо основной водной артерии города — реки Великой, во Пскове есть еще небольшая, я бы даже сказал, домашняя, речка Пскова. Природа по берегам ее напрочь отшибает у тебя память о том, что ты в городе. Ты единишься с мирозданием, как какой-нибудь древний славянин. И только башни и церкви на горках у реки иногда напоминают, что ты, русич, все-таки во граде обитаешь.
Самое-самое место — конечно, псковский Кром. Так называют местный кремль. Вельми лепен он со всех сторон!
А если вам хочется древних фресок — пожалуйте в Мирожский монастырь, а конкретно в его собор Преображения Господня. Он домонгольской еще постройки! И с сохранившимися уникальными фресками домонгольского же (!!!) периода! Храм расписали неизвестные греческие мастера в середине двенадцатого века. Мы не очень большие «фресочные» почитатели, но тут неожиданно застыли в почтении, изумлении и восторге и немедленно преисполнились благодати!
Да! Про самое главное-то я чуть и не забыл! Анин день рождения мы там отпраздновали! По своему обыкновению, на широкую ногу. В этот раз широкая нога завела нас в ресторан «Hansa» — или по-славянски «Ганза». Покушали мы там по-нашему, по-ганзейски. В средневековых интерьерах. Приятно было, что ресторан тоже Аню поздравил тортиком со свечкой! И псковского судака тамошнего тоже можем смело рекомендовать.
На этом сказ мой о псковской земле заканчивается.