День за днем экипаж «Гидрографа» все больше и больше погружается в мир дикой природы Саймы. По совету президента «Savonlina Marina» господина Seppo Rasimus мы отправились по самому короткому маршруту из Савонлинны в природный заповедник Пункахарью.
Маршрут по которому мы шли на «Гидрографе» проходил по фарватеру с глубинами менее 2,4 метра. И разной высотой под мостами. Но для нашего судна с максимальной осадкой 1,5 метра этого было вполне достаточно. Должен сказать правду, что когда мы по пути увидели впереди мост с указателем высоты 2,5 метра,
немного растерялись. Как его проходить, есть ли пути обхода. В этой ситуации, за штуравал встал старший помощник Андрей Гутеев, а я вашел на палубу, чтобы внимательно посмотреть, разобраться в ситуации и принять решение по дальнейшему ходу. Мешкать долго не пришлось, впереди я увидел место, где находился специальный «трос». Следовательно, его надо было потятнуть на себя, чтобы автоматика развела мост. Я дал команду Андрею прижаться правым бортом к небольшому причалу(может быть точнее стенке). «Гидрограф» на какое-то время остановился. Я потянул за трос и через несколько секунд раздался гул сирены. Процесс пошел. Через несколько минут остановился поток движения автомобилей. Все замерло. Мост начал разводиться. Как только мы убедились, что он поднялся до верхней точки, дали газу и медленно пошли под мостом.
1
Радости было полно. Радовались тому, что сообразили как надо действовать. Радовались тому, что финны так хорошо придумали организацию прохода судов под мостом. Ведь не надо держать персонал, который бы круглосуточно сидел и управлял процессом разводки.
В справочнике-путеводителе для владельцев и капитанов туристических и прогулочных катеров, моторных и парусных яхт указано, что мост «Виртасалми» на самообслуживании.
Оборачиваясь назад, мы еще раз лицезрели такое умное приспособление для прохода катеров и яхт.
1
А спустя буквально несколько минут к мосту еще подошла одна яхта. Видимо процесс пропуска устроен так, что суда проходят по одному, чтобы не задерживать надолго движение автомобильного транспорта.
По ходу продвижения судна, нас завораживала водная гладь озер и поросшими соснами берега.
2
Созерцая эту красоту, невольно понимаешь,
2
почему сюда приезжают путешественники из разных стран, в том числе много яхтсменов. Да, это и понятно, Финляндия страна с тысячами озер.
Как сказал президент «Savonlina Marina» господин Seppo Rasimus,
путешественников разных стран манит необычная природная гряда (или Harju по-фински) островов, леса и воды, которая и подарила название этому месту.
1
Из исторических источников известно, что естественная цепь связанных между собой островов образовалась много лет назад после таяния древнего ледника. Уже в 1843 году часть гряды стала одной из первых мире охраняемых территорий, а в 1991 году после включения ее в охраняемую территорию, местности присвоили статус национального заповедника под названием «Пункахарью».
Это место давно облюбовали птицы. На гряде вьют гнезда большие (черные) и пестрые дятлы. В кедровом лесу острова Laukansaari живут кедровики, а на прибрежных волнах качаются гагары и поганки. Теплой ночью можно услышать трель козодоя. А если повезет, то можно увидеть в водоемах бобров, а на склонах гор — лис и ондатр.
Как говорят знатоки, наиболее полное представление о заповеднике можно получить, прибывая на судне. Ибо с его борта гряда островов открывается взору с наибольшей полнотой.
И в этом мы убедились, когда шли на моторном судне «Гидрограф». Посмотрите на эти фотографии.
1
А какая чистая вода. Можно смело сказать, что реально увидеть каждый камешек.
1
Разве можно иметь такой обзор с окна автомобиля или велосипеда. Конечно, нет.
Чистота воды — это прежде всего забота государства и добросовестное отношение местного населения к водным ресурсам. Для яхтсменов здесь созданы все условия пребывания. На островах организованы стоянки, так называемые марины. Где могут найти себе место катера и яхты любых размеров.
1
Учитывая, что «Гидрограф» имеет большие габариты, мы занимали соответствующие места. Кстати сказать, в Финляндии много судов старинных. Они имеют внушительные габариты. Но это не мешает им пользоваться практически любыми маринами, где предусмотрено буквально все: причалы, места для откачки септиков,
откачки подсланевых вод, топливые заправки и т. д.
А для отдыха на островах имеются туалеты, сауны, беседки для отдыха и готовки пищи. Это все есть и в марине Horjun Portti.
Прибыв к вечеру в «Пункахарью», мы обошли близлежащую территорию. И остановились у причала Horjun Portti.
Рядом оказались гостевые домики, где размещаются путешественники. Среди финской речи, особенно громко звучала русская речь. А двое мужчин спросили, когда будет отправление на рыбалку. Мы ответили им, что мы такие же туристы как и они. И они пошли дальше.
Вооружившись картой, мы отправились знакомиться с местными достопримечательностями.
Путь наш лежал через гостевой поселок. Все домики деревянные, типовые, выкрашенные в один цвет. Но гости в них из разных стран. На выходе из поселка мы увидели громадную скульптуру. Образ интересный. Мы сфотографировали эту скульптуру. А также рядом проходящий поезд-вездеход. Он ходит по обычным дня с одним вагоном.
1
А по выходным, прицепляют еще один вагон. Именно в момент нашего нахождения на остановке, поезд остановился. Одна женщина села в вагон. А турист, нагруженный полным рюкзаком вышел из вагона и направился в ресепшен.
Перейдя мост, мы оказались на проселочной дороге. Всюду были очень высокие деревья. Как потом мы узнали, здесь растут самые высокие деревья в Финляндии. Вскоре перед собой мы увидели деревянное здание. На схеме было указано, что это государственный отель (Valtionhotelli).
1
Это здание было построено для служащих лесной охраны в 1845 году. Теперь оно является одним из самых старых, которое используется под гостиницу.
Немного поодаль, вилла империатрицы (Kelsarinnan Huvila). Происхождение названия здания, построенного в 1890-х годах до сих пор окутано тайной. Хотя существует легенда, что Николай II с супругой Александрой Федоровной собирались приехать в «Пункахарью». Но документально ни в каких источниках этому факту нет подтверждения. Поэтому легенда остается легендой.
1
А вилла находится в частной собственности и для посещения туристов открыт только двор.
Извилистая дорогая проходит по гористой местности. Хочется отметить, что кроме высоких сосен и берез, здесь много грибов и разных ягод.
2
И еще обращает на себя внимание, что повсюду установлено уличное освещение. Представьте себе, лесная дорогая имеет освещение. Тут можно сказать только одно, что мы все-таки находимся в Финляндии. И здесь особая забота о человека, об удобстве.
В своих наблюдения и размышлениях дорога привела нас к гостиничному комплексу «Финляндия» (Finlandia). Эта гостиница после окончания строительства в 1914 году считалось одним из самых современных в стране. Здесь во всех номерах было устроено центрального отопление. В каждом из 30 номеров отдельный туалет и балкон. И еще в гостиничном комплексе была своя электростанция.
В настоящее время это здание находится в частной собственности и для туристов открыт только двор.
Прогулка еще продолжается. На одном из причалов мы увидели много рыбаков. Был выходной день. И любители рыбной ловли, часть дня посвятили своему увлечению.
Всюду было тихо, по настоящему тепло и уютно. Начало сентября нас застало такой замечательной погодой.
Посещение этого природного заповедника оставило память на всю жизнь. Красота Финляндии покорила весь экипаж «Гидрографа». Поэтому решели в 2019 году совершить поход на Аландские острова.