Наступил последний день нашего пребывания в Короне на острове Бусуанга…Билеты на лодку что курсирует на остров Палаван и обратно стоит 1800 песо с человека. Куплены они были нами в нашем отеле ещё накануне. Жаль не успели в Короне на тур «В» сплавать. Там есть озеро с перемежающимися слоями соленой и пресной воды. Озеро «Barracuda Lake».А также затопленный корабль «Skeleton Wreck».Короче, как всегда — «Одного дня не хватило».Но время поджимает, от графика отставать нельзя. Лучше лишний день проведём на Лузоне после Палавана.
Там тоже много интересного. Ещё при подготовке к поездке начитались ужасных отзывов как тонули лодки при этом переходе, как болтало людей и захлестывало водой, как ломались лодки в пути, как вместо 8 обещанных часов переход из-за непогоды длился все 13 часов. Ну да деваться некуда.
Перелета из Бусуанги в Эль-Нидо (остров Палаван) не существует. А добираться Корон-Манила-Пуэрто Принцесса-Эль Нидо слишком долго. Мысленно помолившись Святому Николаю проходим на пирс и грузимся. Вот в таких коробках перевозят петухов. И тут от этих крикунов не скроешься. Орали эти петухи в море как резанные.
Вообще, беспокоиться нам было о чём. Поскольку прямо перед путешествием я прочёл вот эту «увлекательную историю», которую приведу ниже. Однако, билеты были уже нами куплены и маршрут менять было уже поздно. Поэтому скрепя сердце мы поплыли на лодке в Эль-Нидо и я постоянно с тревогой смотрел в пути не испортиться ли погода…А вот и та история из интернета.
Почитайте и ужаснитесь:
«2 января 2011 г. в 8:30 банка (популярный тип деревянной лодки на Филиппинах) под названием Jessabel-1 вышла из Эль-Нидо в Корон с 32 туристами и командой из 5 Филиппинцев + представитель компании-владельца лодки. Это был рутинный рейс по морю на большую землю. Как я потом заметил, весь Эль-Нидо был обклеян рекламными плакатами «Jessabel — Speed, Comfort, Safety». Я улыбаюсь…
На борту были Русские, Канадцы, Голландцы, Шведы, Датчяне, Итальянцы, Англичане, Французы, Американцы, Швейцарцы и Филиппинцы. Было двое Канадских детей 10 и 13 лет и пару Филлипинских малышей лет 3–6, 4 пожилых, остальные взрослые. Как потом выяснилось, не все умели плавать или хорошо плавали.
Пока мы шли вдоль острова Палаван, он прикрывал нас от сильного ветра, но волны были уже довольно большие для такого судна. Когда мы обогнули о. Палаван и пошли на о. Корон, ветер усилился и превратился во встречный, волны увеличились, стало понятно, что мы не доедем. В это время людей, сидевших в передней части лодки хлестали леденящие столбы соленой воды с носа лодки, заливая переднюю палубу. На передней палубе находился трюм, в котором лежал багаж 32 пассажиров рядом с работающим дизельным двигателем. Остальные сидели сзади и были сухими, но многие блевали в закрытом помещении, т. к. высовываться на палубу было опасно, а окна были задраены. Я с Аней сидел на крыше заднего отсека, где было прекрасно видно куда и как мы едем. Там было меньше воды, но ветер такой, что слезились глаза и в ушах стоял гул. При температуре +30 гр было прохладно. Самым комфортным вариантом нахождения наверху было просто лечь плашмя. Сидеть было невозможно из-за сильного ветра и постоянных ударах о волны.
Около 12:00 наша банка начала ударяться о встречные волны так, что было ощутимо для всех присутствующих. Минут 15 мы плыли не двигаясь вперед. Я видел это, т. к. близлежащий остров оставался на одном месте по отношению к нашей банке. Потом вдруг капитан сбросил газ, вышел из рубки и осмотрел лодку по периметру. Видимо он заподозрил, что мы набираем воду. В это время я полез в трюм за ветровкой, т. к. Аня вся промокла и ей стало холодно. К тому времени уже почти все кто сидел впереди, натерпевшись пересели в пока ещё сухой, задний отсек банки, где теперь было как в Метрополитене им. Ленина в час-пик. Доставая свой рюкзак из трюма я увидел, что багаж на 15% находиться в смеси морской воды и дизельного топлива. Оттуда же потягивал дымок и я понял… надо готовиться. Взяв наши рюкзаки, я отнес их в задний отсек, где картина ощутимо портилась. Люди набились в тесное помещение, многим было нехорошо, у многих в глазах была тревога.
Капитан предпринял попытку продолжить путешествие и мы немного продвинулись вперед метров на 300–500, то и дело жестко стукаясь о волны. Вдали уже был виден Корон. Сзади был Палаван. Ещё через несколькло минут капитан развернул банку на 180 гр и выключил дизель. Начался дрейф банки на якоре в открытом море 15 морских миль от Эль-Нидо. Ближайший остров назывался Кабули. На нем виднелся пляж с хибарами. С боков пляжа виднелись острые камни, о которые сильно билось море. Без двигателя было довольно тихо и четко слышались голоса людей.
Как потом выяснилось, сначало вырубился свет в заднем отсеке. Потом вода в сухом отсеке начала прибывать, и когда пассажирам стало воды по-колено началась движуха. Спустившись опять с крыши я увидел паническую картину — весь багаж был вытащен из трюма, в нем сидело 2 матросика, черпавших воду 50-литровыми ведрами, которая была им по-пояс. По краям стояли пассажиры и подавали ведра. В это время Филиппинка, представитель компании-владельца, начала вопить на своем с кем-то по мобильнику. Она рыдала, объясняя кому-то, кто не хотел её слушать, что-то очень важное. Все стало понятно: мы тонем. При этом никто из Филиппинцев не объяснял что происходит. Не было дано никаких инструкций, никаких объяснений. Каждый действовал на свое усмотрение. Я спросил Филиппинку приедет ли береговая охрана. Она невнятно буркнула: «Йесь».
Люди кинулись спасать свои сумки, но лодка погружалась быстрее. Все полезли наверх…. Далее описывать сложно, т. к. я начал спасать себя и мою спутницу: перебросил наши сумки наверх к Ане, напялил свой гидрокостюм и начал перекладывать наши паспорта, наличку, кредитки, телефоны, и др. важные для нас вещи в Oceanpack (гермитичная пластиковая сумка), которую прикупил после тайфуна в Мексике на о. Косумель. Тогда у меня от морской воды умер мобильник и вымокли деньги.
Многие решили, что лодка затонет полностью и поэтому начали прыгать в воду. Это была ошибка. Я четко помню как кто-то на Английском крикнул: «Держитесь все вместе, на разбредайтесь!» Это было очень мудро. Кстати интересно, что во время шторма в открытом море слышимость возможна в пределах 15–20 метров. Для более дальнего расстояния нужен рупор, которого тоже не было на борту, да и капитан ничего не собирался никому сообщать.
К тому времени на месте происшествия образовалась следующая картина: вокруг тонущей банки, плавал багаж, пятна дизельного топлива, попавшие в переделку тараканы из трюма, какой-то мусор и матросы, вылавливавщие багаж с целью привязать его к лодке. Шторм болтал всю эту конструкцию из стороны в сторону. Наши рюкзаки я сразу привязал к банке, но болтало так, что мой раскрылся и кое-что осталось лежать на дне этого моря до сих пор. На крыше банки сидели некоторые пассажиры, которые были менее активны по разным причинам. Кто-то не умел плавать. У кого-то были дети, кто-то просто староват для таких приключений. Некоторые наверное просто были в шоке. По-началу я и ещё несколько умельцев затаскивали плавающие неподалеку сумки на крышу. Интересно, что намокнувшие сумки становятся абсолютно неподъемными. Мы еле-еле втаскивали обычные чемоданы вдвоем с ещё одним парнем. Шторм между тем усиливался, пошел дождь. Стало понятно, что лодка не пойдет на дно. В конструкции банки достаточно дерева, которое держит её на плаву вместе со стальным двигателем и другими тонущими деталями. Если бы Филиппинцы объяснили нам это сразу…. Не досуг. Они спасали лодку… ну и оставшийся багаж.
Тонущая Jessabel между Короном и Эль-Нидо это не первый инцидент. Это лодка уже тонула ранее. Её тогда отремонтировали и обратно в бой. Во время затопления капитан и хозяйка лодки явно заботились о том, чтобы сохранить её, привязывая разваливающиеся части банки к нетонущей основе. После нашего спасения лодка была отбуксирована в Эль-Нидо, но по-дальше от глаз туристов. Команда осталась на развалинах до конца, по-моему на ночь. Матросики были мягко говоря встревожены, но работали отчаянно все время от начала и до конца — это часа 3–4 в авральном режиме. Я удивлялся их работоспособности, хотя ребята они с виду не крепкие. Потом к концу было видно как они устали бедалаги. Позднее рассказывали, что оставшись с багажом на развалинах они пошерстили сумки в поисках еды или может и еще чего. Некоторые потерпевшие потом не досчитались пары бутылок вина и т. д. Ну в общем, ЧП со всеми вытекающими.
Хотя подводное течение вокруг места где мы затонули было не сильное, шторм и ветер разносили людей и багаж все дальше от места происшествия. Таким образом 5 человек на плоту отнесло дальше всех. Через 30 минут после затопления их оранжевые жилеты были еле видны с места обломков лодки. Другая группа из 9 человек была на воде и придерживалась за какую-то большую деревяшку. Их относило к пляжу на о. Кабули. Потом вплавь они сами добрались до острова, где их подобрали местные рыбаки. Остальные 18 остались на развалинах банки и правильно сделали. Через 2 часа приехал спид-бот на 8 человек. Им позвонил один из туристов с лодки перед тем как та затопилась. Звонили в дайв-шоп на Короне и сказали: Мы тонем! Там естественно все европейцы, говорят по-английски. Они только спросили у какого острова мы дрейфуем? После уточнения у капитана, ребята были на месте через пару часов. Туда засунули детишек и старичков как полагается. Но всем мета конечно не было. К тому времени инфа уже была на Эль-Нидо и там зашевелились местные европейцы, т. е. ДжудитЮ владелец Арт-Кафе. А потом и военный катер подъехал, который стоит в Эль-Нидо. Не знаю зачем в Эль-Нидо военный катер, но если бы его не было, наше спасение затянулось бы на много дольше. Катер был большой, мест всем хватило. И Такой шторм ему был по-фиг. Даже не качало. Смешно, но факт — Филиппинские моряки по форме носят шорты. В их глазах особого сострадания я не заметил. Для них все это было business as usual. Потом кто-то говорил, что они не сразу приехали т. к. договаривались с Эль-Нидо кто дизель проплатит за неплановые покатушки.
Но самое интересное произошло потом, когда нас привезли обратно в Эль-Нидо. Никто не знал что делать, или не хотел знать. Те, кто должны были нести ответственность — компания-владелец лодки, местный мэр, береговая охрана, полиция и т. д. с прибывшими пассажирами не общались. Многие из нас находились на разных стадиях отпуска. Кто-то направлялся в Манилу для вылета домой, кто-то только начинал свое путешествие. У всех были куплены билеты на самолеты, но теперь они были под риском неявки. Нужно было опять ночевать в Эль-Нидо неизвестно на долго ли. Одежды нет. Сумки в море, а на нас только воняющие дизельным топливом тряпки и спасательные жилеты. Помощник мэра пригласил всех на бесплатный ужин в Арт-Кафе. Да уж…. всю жизнь мечтали… Филиппинцам очень помогала т.н. Джудит, владелец Арт-Кафе в Эль-Нидо. Она была основным связующим звеном между нами и Филиппинцами. Джудит была родом из Англии и владела бизнесом на острове. У нее кафе, тут же гостиница, экскурсии, билетики. Ну как обычно. Она была одна из посредников при продаже билетов на эту лодку некоторым пассажирам. Джудит все быстро смекнула и была единственной стороной, которая как-то старалась помочь.
Обалдевшие мы сели в кафе бесплатно покушать, но хотелось только выпить. Мы долго сидели обсуждая что случилось и как быть дальше. Такие происшествия сближают и мы долго сидели в ту ночь. Расходиться не хотелось. Позднее мы обменялись имейлами и переписывались обменивались фотками, впечатлениями, мнениями, фактами. Некоторые подробности в моем рассказе стали известны позже из наших переписок. Но в тот вечер усталость и грязь взяли свое. Душ в бесплатной комнате. Спать.
На следующее утро должна была приехать вторая часть пассажиров с о. Кабули, на котором они провели ночь на полу, без еды, мыла и сухой одежды. Некоторые пострадавшие озвучили претензии на компенсации за утерянный багаж и потерянные авиа/билеты. Один из важных Филиппинцев, представителей города Эль-Нидо на костыле, сказал: «О компенсациях забудьте. Вы должны благодарить нас за спасение жизни!» … Такие там тонкие политики. Хорошо за спасательные жилеты деньги не взяли…. Билет на банку по маршруту Эль-Нидо — Карон стоит 2,200 песо или $50. Деньги за билеты нам потом вернули, но пришлось маленько побегать.
Потом некоторые получили свой багаж. У нас вещей было по-минимуму. Пару рюкзаков. Все насквозь провоняло соляркой в смеси с морской водой. Я 2 раза все перестирал потом и все равно душок остался. Особенно на рюкзаке. А может это просто стресс?
Вообще Филиппины очень напомнили мне Россию во многих аспектах, за исключением климата.
Есть фото с острова Кабули на который выплыла часть пассажиров и видео тонущей лодки, которые я смогу выложить позже, когда вернется с Филиппин Жан-Филипп — это канадец, который подсуетился снять этот 3.14здец на подводную камеру.
https://picasaweb.google.com/thomas.sko… a42MDImQE#
Лично Я отделался только синяками, царапинами и пост-стрессовой простудой. Я также потерял пару трусов с майками и корпоративный компьютер. Другие люди потеряли паспорта, деньги, дорогостоящее оборудование, может ещё больше переживали, чем я. Позже мне рассказали, что у пожилых Итальянцев в сумках были 250 тыс. евро для покупки недвижимости на Филиппинах. Я помню их. Они из Модены и старичок настойчиво просил в т. ч. и меня сплавать за его сумками пока они были ещё видны с развалин банки. Я понял, что если доплыву до его сумок, то обратно к группе врядли вернусь при таком шторме и отказался. Плюс я не знал что у него там лежит)) А вот Филиппинец согласился. Потом, когда военные моряки подобрали первую группу пассажиров с развалин банки мы минут 15 шли в открытом море, по направлению в Эль-Нидо на полной скорости двух-дизельного военного катера. Каким-то чудом мы заметили оранжевый жилет того Филиппинца, болтающегося в шторме с какой-то сумкой. Его подняли на борт и в последний момент из сумки обратно в море выпал какой-то полиэтиленовый сверток размером с большую толстую книгу. Не знаю… ту ли он выловил сумку или нет? Может история с наличностью и была правдой, но Итальянец потом не шибко радовался. Тому герою-Филиппинцу крупно повезло, ведь он мог ещё несколько дней проболтаться в открытом море без пресной воды, сил, и с плавающими по дну акулами. Да и поисковых вертолетов я что-то у тамошних Филиппинцев не заметил.
Про здоровье не знаю что сказать, но многие были в шоке — в полном смысле этого слова. Вообще вся эта ситуация становится более тяжелым грузом именно пост-фактум, а не непосредственно во время самих экстремальных событий. Груз последствий, особенно психологических, давит даже сейчас, когда я пишу об этом. Как бы это объяснить? Оно просто не выходит из головы…. Ты все время думаешь об этом…. и это выматывает.
Сами решайте ехать на Филиппины или нет и каким транспортом пользоваться. Но если Вы поедете, пожалуйста будьте осторожны и купите нормальную страховку от такого рода вещей. Нам повезло, что не было жертв и мы не попали в выпуски Российских новостей. Нет худа без добра. Первая группа выживших с Jessabel-1 сплотилась пока мы ждали вторую группу с о. Кабули. Вторая группа сплотилась ночью на совсем не туристическом острове без еды и удобств, а также потом, пробираясь сквозь джунгли без обуви и одежды на другую часть острова (со стороны пляжа дно слишком мелкое и усеяно острыми камнями, военный катер не смог бы туда подобраться). Я знал с самого начала, что это не конец — шторм был не 8 баллов и все произошло в теплых морях».