Приехав в Барселону, мы не могли не посетить столь примечательное место в Каталонии, как Бенедиктинский монастырь Монсеррат. В 2016 году я в очередной раз планировала поездку в Испанию и на гору Монсеррат тоже. Я как раз тогда только зарегистрировалась на сайте и спросила у вашего путешественника Сергея Архипкина, сколько времени требуется отвести на поездку? Мне ответили — целый день. Я бы сейчас сказала, что один день это очень хорошо, а два дня ещё лучше. Посудите сами. На горе проложены туристические маршруты, осмотреть за один день и посетить монастырь, а также музей, вообщем-то нереально, даже для таких внимательных, но при этом достаточно скоростных туристов, как мы (сам себя не похвалишь…).
Маршрут № 1.
Монастырь Монсеррат- путь Магнификат, путь Капели.
Маршрут № 2
Монастырь Монсеррат — Святая пещера, путь Молитв.
Ещё три пути от верхней станции фуникулёра Сант-Жуан. Мы их не прошли. Вот где бы пригодился второй день.
Ранним каталонским утром мы вышли и апартаментов, прошли мимо чудесных и неповторимых домов Барселоны до станции метро. Доехали до станции метрополитена Площадь Испании. Указатели в метро показывают дорогу к поездам на Монсеррат. Сели в поезд R5,который доставил нас до станции канатной дороги. Приехали рано. Пришлось ждать.
Приятный подъём на гору, со всех сторон, собственно, туманные горы и туманные долины. День сегодня пасмурный, но туч дождевых не видно.
Монсеррат — в переводе с каталонского означает «разрезанные, зубчатые» горы. Длина горного массива Монсеррат составляет 10 километров в длину и 5 километров в ширину, это настоящее чудо Каталонии. Необычная красота этих гор привлекает внимание множества людей. Первые упоминания о горе относят к 880 году. Там по легенде, в пещере появилась статуя девы Марии, сделанная из тополя — La Morenta, которую хотели перевезти в церковь ближайшего города, но статуя стала такой тяжёлой, что её не смогли поднять. Расценив это, как знак свыше, статую оставили на горе, а гору стали считать священной. Монсерратская мадонна является покровительницей Каталонии. Считалось, что её вырезал из дерева сам апостол Лука.
Поднявшись наверх, мы сразу же не побежали со всеми в монастырь, а пошли по «Пути Капели».
Начинается он на бульваре Эсколания. Вершины гор прячутся в облаках. В доме на фотографии проживают мальчики, поющие в хоре.
Бульвар Эсколания длинный и нависает над пропастью, он служит хорошей смотровой площадкой.
Здесь же находится скульптура, посвящённая каталонскому философу, учёному, поэту, миссионеру Раймунду Луллию «Лестница познания». У лестницы восемь ступеней, каждая из которых что-нибудь обозначает. Первая — Камень. Огонь. Растения. Животные. Человек. Небо. Ангел. Бог. Такая вот лестница в небо.
«Путь Капели» или Путь Магнификат условно разделён на два смысловых отрезка. Первый посвящён деятелям культуры, которые прославили Каталонию. Стелы, памятные медальоны, скульптуры установлены на этой части пути — «Аллее мастеров».
Скульптура Хосе Родореда — каталонского поэта, музыканта, композитора и педагога. Музыкант начал сочинять музыку с 17 лет. Одно из его известных произведений «Виролай Девы Монсерратской».
Один из памятников посвящён каталонскому национальному танцу «Сардана».
Вторая часть пути посвящена Деве Марии. Это очень красивый отрезок пути. В скалы встроены изображения Богородицы, установлены стелы с её изображением.
Если посмотреть вдаль, то открываются красивые виды долины, окружающей горы. Они всё ещё в тумане.
Если кто-то пойдёт по этому пути, то постарайтесь найти эту маленькую элегантную скульптуру Девы Марии. Мы её еле разглядели в гуще травы.
Капель представляет собой горную породу, сквозь которую сочится вода и с высоты метров двух падает на землю, образуя внизу лужу. Поэтому там слышно не «кап-кап»,а «бульк-бульк».
Ну, что ж, пора возвращаться. Путь туда и обратно занял около полутора часов.
По дороге к монастырю встретилась угловатая статуя святого Георгия, работы Субиракса. Скульптура с интересной оптической иллюзией, ежиные глазки-бусинки, которыми одарил скульптор святого, всюду пристально следят за тобой, где бы человек не стоял. Скульптор изобразил небесного покровителя в виде рыцаря со щитом и с мечом. Скульптор Жужеп Мария Субиракс известен выполнением работ на фасаде Страстей храма Саграда Фамилия, где он применил свой излюбленный стиль — кубизм.
Площадь Девы Марии перед монастырём.
Арочная галерея ограждает площадь Девы Марии.
В базилике длиннющая очередь к статуе Девы Монсерратской.
Вдоль лестницы установлены скульптуры и изображения святых.
Монсерратская дева, называемая иногда Смуглянкой, выполнена из дерева. Также её называют Апрельской розой, так как в гимне «Виролай»,которым обычно начинается выступление мальчиков из хора «Эсколания»,есть такие слова «Апрельская роза, смуглая дева…»
Пройдя мимо девы, мы спустились по лестнице и вышли в храм, где уже объявляли выступление мальчиков, время было 13.00.Музыкальная школа Монсеррат образована в 14 веке и считается одной из самых старых школ Европы. Народу было столько, что «яблоку некуда было упасть»,еле нашли место в уголке. До поездки я читала, что хор исполняет два церковных гимна «Сальве» и «Виролай»,но в день когда мы были в монастыре, они исполнили четыре гимна. На четвёртом гимне «Аве, Мария», не дождавшись окончания, мы ушли.
Походили по базилике, насколько это было возможно. Зашли в капеллы. В одной из них бронзовая фигура Святого Петра.
Соседняя капелла посвящена Игнатию Лойоле, совершившему паломничество в Монсеррат в 1522 году.
Капелла Святого Мартина. Скульптор изобразил тот момент, когда Святой Мартин разрубил мечом свой плащ и отдал его половину нищему.
Выйдя из базилики, мы оказались на дорожке под сводчатым прозрачным потолком из оргстекла. Это путь Аве Мария. Здесь в нишах горят свечи, на стенах изображения святых в картинах из майолики, как на пути к Капели.
Бог, мой! А это кто? Преображение Девы Монсерратской? Нет. Это Ангел Благовещения. Страшноватый какой-то.
Путь Аве-Мария вывел нас в атриум. Атриум базилики — внутренний двор расположен напротив самого храма. С трёх сторон двор укружён арочными галереями со стенами, украшенными узорами в технике «сграффито».Базилика монастыря — его главный храм и несомненно его сердце. Первый камень базилики был заложен в шестнадцатом веке. Базилику украшают скульптуры Иисуса Христа и двенадцати апостолов, большое окно и часы.
Выйдя из базилики мы пошли по пути к Святой пещере, где состоялось обретение образа Монсерратской мадонны. Пешие прогулки по проложенным тропам доставляю истинное удовольствие, дающие возможность полюбоваться красотой этих мест, пожалуй подобных которым нет больше нигде в мире. Причём замечательно то, что гуляя по этим дорожкам, по которым мы прошли, не надо иметь спортивные навыки, хотя есть маршруты и для более подготовленных людей.
Нам встретилась скульптура Святого Доменика, авторства Субиракса.
Скульптурные композиции каталонских зодчих украшают путь к Святой пещере. Это просто музей под небом Монсеррата. Путь проходит мимо 15 эпизодов из жизни Иисуса и матери его Марии.
Первый эпизод, первое таинство — Благовещение.
Второй эпизод, таинство — визит Девы Марии к святой Елизавете.
Через несколько дней после Благовещения Дева Мария отправилась к своей двоюродной сестре Елизавете, которая проживала недалеко от Иерусалима. Елизавета и её муж Захарий также ждали ребёнка — будущего Ивана Крестителя. Елизавета приветствовала Марию словами:«Благословенна ты, между жёнами и благословенен плод чрева твоего». Эти слова вошли состав христианской молитвы.
Ещё одно радостное таинство — Сретение Господне.
Обретение отрока Иисуса в Иерусалимском храме. Это последнее радостное Таинство.
По дороге встречаются свисающиеся над дорожкой породы скал.
Дальше на пути Таинства скорбные.
Моление Иисуса о чаше в Гефсеманском саду. Ангел укрепляет волю страдающего Иисуса. Мне показалось, что это самая сильная эмоциональная композиция. Как страшно предательство.
Коронование терновым венком. Два деловитых римских солдата одевают терновый венец на терпеливо выносящего все муки Христа. Ограда, извитая, как плети тёрна с крестом, усиливает драматизм события.
Восхождение на Голгофу. Крестный путь Христа. Фигура выполнена из белого мрамора. Освящена в 1899 году. Эта композиция произвела на меня тягостное впечатление, такое же, как «Пьета» в замке Сфорца, в Милане.
Уже отсюда видно следующее скорбное таинство «Смерть на кресте».Одним из авторов этой работы был яркий представитель каталонского модерна — Жузеп Пуч-и-Кадафалк.
За пятью радостными и пятью скорбными таинствами следуют пять славных таинств.
По дороге скамьи на которых можно отдохнуть.
Первое из них — воскресение Христа. Это самая необычная скульптурная группа, она отличается яркостью. Автором первоначального проекта был Антонио Гауди. Композиция включает пещеру в которой был погребён Иисус, фигура воскресшего Христа, а также фигуру ангела и жён-мироносиц. В верхней части композиции расположен герб Каталонии.
Второе славное таинство — вознесение Христа.
Сошествие Святого Духа на Апостолов. Мозаичное панно-работа итальянского мастера Марио Маральяно.
Четвёртое светлое и славное таинство — Успение Пресвятой Богородицы. Украшают композицию кованные ирисы и чертополох.
Пятое славное таинство-увенчание Девы Марии небесной славой. Святая троица коронует Деву Марию.
Но вот впереди показалась Часовня «Святая пещера». «Для чего нужна дорога, если она не ведёт к храму».
Осень. Вдоль дороги пожелтевшие клёны.
Часовня построена на средства благотворительницы Гертруды де Кампоррель. В часовне, которая построена там, где по-легенде нашли образ Монсерратской Богоматери есть свой уменьшенный образ чёрной Девы, копия мадонны из базилики. Здесь тоже можно написать записки и поставить свечи.
Отовсюду, в том числе и от часовни открываются чудесные панорамы местности. Внизу долина.
Уже вечерело, серело, мы пошли на кремалью, доехали до станции и вернулись в Барселону, на площадь Испании, где уже включались Музыкальные фонаны и оживлённо кипела ночная жизнь Барселоны.
Посмотрев на фонтаны, мы зашли в понравившеся нам кафе. Заканчивался день от которого остались приятные воспоминания.
Теги:
Самостоятельные путешествия