Продолжаем знакомство со средневековым Гезлевым (Евпаторией).
Одун Базар Къапусы — ворота Дровяного базара, которые были наиболее крупными из пяти ворот крымско-татарского города Гезлева.
Ворота находились в восточной, торгово-ремесленной части крепости.
Ширина Кезлевских ворот составляла более 12 метров, а длина проезда 13,5 м.
3
Именно через эти ворота крымские ханы отправлялись в свою столицу Бахчисарай после благословенного молебна в мечети Джума — Джами).
Ворота были заложены в конце ХV века и простояли более 4-х веков, выдержав и атаки запорожских казаков, и русско-турецкие войны…
В 1633 году состоялся самый разрушительный набег казаков на город, который был сожжен и разрушен. Видимо, с этим пожаром можно связать красный цвет камней северной стены.
После этого ворота перестраиваются, проезд перекрывается полуциркульным сводом.
В 19 веке ворота назывались так же «Кемер-капусы» (Арочные ворота).
Их проем шириной 3,75 м. перекрывался цилиндрическим сводом усиленным подпружными арками.
Высота проема составляла 3,62 м.
Несмотря на историческую ценность, в 1959 году ворота были снесены под предлогом того, что мешали проезду транспорта по улице Матвеева (Караимской).
При этом был снят и культурный слой на примыкающей к памятнику территории, что теперь не позволяет уточнить точную датировку сооружения.
1
В ходе реставрационных работ, археологи выявили фундамент Кезлевских ворот. Проанализировав результаты, ученые пришли к выводу, что первоначально конструкция ворот состояла из четырехугольника, который разделялся по высоте деревянными межэтажными перекрытиями.
В западной и восточной стенах сооружены проемы для проезда. В северной и южной стенах с помощью арочных ниш были устроены по две пушечных бойницы.
К сожалению, в результате археологических работ удалось проследить лишь помещения северной половины Кезлевских ворот.
Первоначально они, служили помещениями для стражи, позднее в 19–20 веках использовались для лавок и мастерских.
Восстановленные ворота превратились в своеобразный символ старого города, став неотъемлемой частью его архитектурного облика.
Гёзлёвские ворота — это не просто проём в стене. Они имеют три этажа.
1
На втором этаже ворот находится уютная татарская кофейня — Кёзлёв къавеси — ещё один экскурс в историю города.
В кофейне представлены музейные экспонаты, а также — размещена выставка народных умельцев. В кофейне, сидя на уютных подушках, можно попить настоящего гёзлёвского кофе и послушать восточную музыку.
На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва — в то время главного порта Крымского ханства.
На стендах размещены археологические находки, монеты, предметы быта, пули, посуда, найденные в евпаторийских раскопках.
Основой этого музея является уникальный макет средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5×9 м, который воссоздаёт средневековый город ХVI — начала ХVII веков с точностью до каждого дома.
Падает мягкое освещение, иммитирующее лучи восходящего солнца, раздается призывная песня муэдзина, призывающая всех правоверных к утренней молитве, и перед нами открывается вид на город с высоты птичьего полета.
Макет древнего города сделан энтузиастами с максимальной достоверностью, и поражает сейчас своей точностью и масштабом. Интересно было смотреть на макет и осознавать, как неузнаваемо изменился город за прошедшие двести лет.
Навевает на философские раздумия…
Здесь Вы видите карту территории Крымского Ханства в 16 веке, сделанную на куске бычьей шкуры.
Некоторые территории РФ и Украины входят в него, все причерноморские и приазовские земли. Тамань и Азовское море было внутренним водоемом ханства. Девушка экскурсовод, татарка.
Рассказывает как хорошо разным народам жилось в Гезлеве. Это был многоконфессиональный город. Про то, что в этом городе находился крупнейший в Ханстве рынок рабов она, понятное дело, не упоминала.
Здесь продавали, в основном, захваченных в набегах славян.
Жемчужина коллекции — свадебное платье татарской девушки, которому больше 120 лет (справа).Кроме макета города, еще интересно было узнать о генеалогическом древе крымских родов.
Также на третьем этаже вдоль стен развешены оригинальные картины местного художника
кстати, они продаются.
А еще наблюдали там же в приглушенном свете и под татарские напевы «картины из песка».Ксения Симонова из Евпатории творит чудеса с обычным вулканическим песком. Ее песочный арт — это картины, которые в режиме онлайн благодаря плавным движениям рук художницы сменяют друг друга и образуют сюжетную линию. Талантливую девушку пригласили в Москву на шоу «Минута славы».
Своему необычному искусству Ксения научилась в своем родном городе-курорте — Евпатории. Чего-чего, а песка в этом крымском местечке хватает.
И вот мы наблюдаем как средневековые битвы всадников сменяются картинами быта татар, и все это под волшебную музыку…
Наш путь лежит дальше по маршруту «Малый Иерусалим».