Небольшое отступление от основного содержания. Город, в котором нам выпало счастье побывать, а именно Стокгольм, настолько интересен и многообразен, что в один рассказ мне никак не получилось уложиться. Не смотря на то что, мы там находились всего лишь неполный день, он настолько мне запал в душу, что о нём хочется бесконечно много писать, вспоминая увиденное и пережитое. Но, умерив свой эпистолярный зуд, я постарался уложиться в двух небольших повествованиях, дабы вас не утомлять и себя не измождать. Естественно, описание пребывания в Стокгольме будет содержать минимум информации и максимум эмоций. А вот комментарии под фотографиями, как раз и будут раскрывать историю того, что на них запечатлено.
На фото: Наш отель и мой номер, можно сказать, в Стокгольме, Metro Hotel.
На фото: Мой скромный номер в Metro Hotel и непрезентабельный завтрак.
После знакомства, с не по-скандинавски солнечным Осло, уже далеко за полдень, наша команда отправилась в Швецию. Мы прощались с неповторимой Норвегией в приподнятом настроении. И, конечно, очень благодарные погоде. Этот северный край оказался солнечным и тёплым в июле 18-го. Мы себя чувствовали, как дома. Благодаря этому, природа выглядела фантастически яркой, архитектура не мрачной, люди максимально позитивными. Не знаю, занесёт ли меня судьба снова в эти далёкие края, но по-любому, воспоминания о них останутся в моей памяти яркими, положительными и очень насыщенными.
На фото: А вот и сам красавец Стокгольм. Жемчужина Скандинавии, главная драгоценность Северной Европы — так величают сказочный Стокгольм. Город расположен на четырнадцати зелёных островах, омываемых водами Балтийского моря, поэтому от местных можно слышать шуточное утверждение, что Стокгольм состоит наполовину из воды, наполовину — из зелени.
На фото: Наша первая остановка у городской ратуши.
На фото: Стокгольмская ратуша — один из символов шведской столицы. Это не только важный политический центр, но также одна из наиболее посещаемых туристических достопримечательностей. Она возвышается на берегу озера Меларен, это строгое здание, выполненное по проекту местного архитектора Рагнара Эстберга.
На фото: Одно из главных зданий Стокгольма — городская ратуша, имеет достаточно интересную конструкцию в духе национально-романтической архитектуры.
На фото: Городская ратуша. Здание было построено на стрелке острова Кунгсхольмен в 1911–1923 годах по проекту архитектора Рагнара Эстберга. Прилегающая к ратуши территория и её фасад были богато украшены различными архитектурными деталями, от простого орнамента, до огромных скульптур.
На фото: Стокгольмское бревно (так же можно встретить название Сигтунское бревно). Скульптура, созданная в 1923 году шведским скульптором Аароном Сандбергом. Эта композиция отсылает нас к легенде об основании Стокгольма. Согласно сказанию о возникновении названия «Стокгольм», в 1187 году столицу Швеции, Сигтуну, сожгли и разграбили карельские или эстонские викинги и местные жители уплывая на кораблях впереди себя пустили по течению дубовое бревно. Всё что осталось у жителей Сигтуны — монеты, золото, серебро, украшения, они спрятали в этом бревне. В том месте, где бревно пристало к берегу, они и решили поселиться. Место это в последствии назвали «Стокгольмен»(«Stockholmen»), что дословно означает два слова: Stock — бревно и holmen — островок. Бревно причалило где-то на месте современного Риддархольмена.
На фото: Стокгольмская ратуша. Кстати, главная башня ратуши — лучшая смотровая площадка Стокгольма. За несколько лет до начала строительства башни в Стокгольме в соседнем датском Копенгагене была завершена постройка своей ратуши. Высота их башни составляет ровно 105 метров. Естественно, стокгольмская ратуша просто обязана была превзойти копенгагенскую по высоте! И вот высота башни стокгольмской ратуши составляет 106 метров.
Проехав более пяти ста километров, поздно вечером заехали в Стокгольм. Столица встретила унылостью пригорода. За окном тянулись бесчисленные строения промпредприятий. Дорогу окружали замершие в ночном анабиозе склады, огороженные глухими заборами. Как оказалось, именно среди этого убожества и был расположен наш Metro Hotel, с тремя звездами на своей репутации. В целом, если не придираться к месту расположения, а именно району Вестберга, то отель не так страшен. Здесь можно переночевать усталому путнику за небольшие деньги. Нас быстро оформили, раскидали по номерам и дали полную свободу действий. Можешь лечь спать, время то уже позднее, а хочешь иди перекуси, если сможешь найти где. Я выбрал второе, всё-таки поздний ужин лучше, чем голодный сон.
На фото: Прогулка вокруг городской ратуши. Видно необычное здание Radisson Blu Waterfront Hotel.
На фото: Внутренний двор ратуши.
На фото: Кенотаф Ярла Биргера у стен ратуши. Кенотаф — это надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Данный кенотаф построен в память о Ярле Биргере — основателе Стокгольма. Главным элементом этой композиции является горизонтально лежащий саркофаг Ярла Бигера, который символично направлен ногами к церкви Риддархольмена, расположенной на другой стороне берега, которая является старинной усыпальницей шведских монархов. Гранитовые колоны поддерживают навес над ним. Композиция была создана скульптором Густавом Сандбергом в начале 1920-х годов.
На фото: Справа скульптура у входа в ресторан «Подвал городской ратуши» (Stadshuskällaren), автор — Ансгар Алмкуист (Ansgar Almquist). Скульптура называется «Бакус верхом на льве» (Baccus ridande på lejon).
На фото: Прогулка во дворе ратуши.
Выйдя на крыльцо, я был немного обескуражен. Кругом бесконечные заборы, темень и безлюдье. Но, на ресепшене со мной поделились информацией: если отойти несколько сотен метров от отеля, то можно обязательно наткнуться на вполне приличное заведение, где меня вкусно накормят, даже в столь позднее время. Голод заставил преодолеть первобытный страх, набраться храбрости и пуститься в нелёгкий путь познания и открытий. Метров через триста, наконец, увидел островок света. А моё, обострённое голодом, обоняние уловило дразнящие запахи готовящейся еды. Но, подойдя ближе, невольно притормозил и оглянулся. Мне показалось что, перепутав измерения, я мгновенно перенёсся на Восток. Из заведения доносились восточные напевы, вокруг суетились смуглые хлопцы глубоко арабской внешности, а звуки совсем не шведской речи меня озадачили. Ночью, оказаться на задворках вымершей промзоны, в окружении бедуинов, оказалось для меня полной неожиданностью. Но, страхи оказались излишними. В гостеприимной чайхане, пускай и выглядящей непрезентабельно, меня накормили и напоили. Оказалось, что здесь не так безлюдно. Постоянно подъезжали ракибы на мотороллерах за свежими кебабами, чтобы побыстрей доставить их своим землякам. Да, интересно было понаблюдать за ночной жизнью новых шведов. Немного рассмешил момент расплаты за спасение меня от голодной смерти.
На фото: Одна из многочисленных марин Стокгольма.
На фото: Швартовка вдоль Söder Mälarstrand.
Подойдя к прилавку, поблагодарив за гостеприимство, на международном языке из нескольких английских слов и жестов, объяснил, что хочу по полной с ними расплатиться. Их радостные лица, а их было несколько человек, выразили искренний восторг. Повертев мою банковскую карточку в своих смуглых руках, они поцокали, поохали и решили попробовать произвести транзакцию. Самому опытному из них, было доверено включить терминал, поколдовать с его клавишами, выговаривая при этом древние заклинания и воткнуть карточку в чрево шайтан устройства. После этих манипуляций, мне было разрешено ввести пин код. Ну, для меня это не составило большого труда. Этим действом я значительно вырос в глазах повелителей кебабов. Ну, а хитрый гаджет, после небольшой паузы, выплюнул из своего чрева бумажный квиток. Читая его, смуглые скандинавы начали немного изменяться в лице. Они зацокали языками и начали громко обсуждать неординарную ситуацию. Не зная шведского, а тем более новошведского с многочисленными арабскими вкраплениями, я немного напрягся. Но, понял по накалу обсуждения, что не получается почему-то заставить терминал хорошо себя вести и произвести транзакцию. Небольшая компания постепенно стала превращаться в большое, гомонящее сообщество. Каждый его член пытался внести свою лепту в решении создавшейся проблемы. Попытки оплаты повторялись одна за другой, но с одинаковым результатом. Зная кристальную честность жителей востока, я начал подозревать своих партнёров по спиритическому сеансу в какой-то мелкой афере. Мне немного поднадоел этот шаманский ритуал, и я предложил рассчитаться наличными. Это ещё больше добавило позитива в наших отношениях. Мы быстро привели курс местной валюты к евро и к обоюдному удовольствию разошлись, как в море корабли. Потом, переведя с шведского, я прочитал, что было написано в чеках терминала и успокоился. Мой банковский счёт не подвергся хакерской атаке опытных взломщиков с востока. Вольно или невольно, они неправильно манипулировали с гаджетом и тот не проводил транзакции. Видимо оплата наличкой более характерна в их бизнес сообществе.
На фото: Поездка по улицам Стокгольма. Впереди Немецкая церковь. Свое название она получила потому, что находилась в самом центре района, заселенного немецкими купцами. Немецкие лютеране очень хотели иметь свой собственный приход, чтобы молиться на родном языке и в XVI веке это наконец произошло — король Юхан III дал свое царственное согласие, но проблема тогда еще не была решена окончательно. Долгое время немцы делили часы богослужения в небольшой часовне с финнами, до строительства собственного храма еще было далеко. В полновластное владение немцев часовня была передана спустя почти три десятилетия — лишь в 1607 году немецкие жители Стокгольма стали ее единственными хозяевами. Церковь до сих пор действующая, прийти на проводящиеся здесь богослужения можно в любое из воскресений в одиннадцать часов по местному времени. На протяжении своей истории она являлась не только важным религиозным, но и культурным центром, является одним из мест, где зародилась духовная музыка Швеции.
На ф ото: Вид с обзорной площадки Сёдермальм.
На фото: Вид с обзорной площадки Сёдермальм на Немецкую церковь, Кафедральный собор и Санта Клара.
На фото: Вид с обзорной площадки Сёдермальм на Грёна-Лунд (Gröna Lund)- один из старейших парков развлечений в Европе Gröna Lund Tivoly, история которого берет начало с 1883 года, когда в Королевском Парке Юргооден появились первые аттракционы.
Ну, а я, распрощавшись со своими шведскими знакомыми, двинулся в обратный путь по тёмным закоулкам стокгольмской промзоны. Возле нашего отеля меня ждало новое открытие. Оказывается, за неприметным забором, в откровенно промышленной постройке, находится ночной клуб. Причём вид, тусующей рядом с этим заведением публики, меня озадачил. Довольно молодая и сильно разукрашенная женская часть тусовки выделялась своей белизной. Зато в мужской половине преобладали в основном тёмные тона, от кофейного до базальтового. Смуглые скандинавские хлопцы лихо гарцевали около белых малолеток на старых рыдванах, разрывающих окрестную тишину громкой музыкой, ухающей из салонов. Кроме того, джигитовка, естественно, сопровождалась надрывным ревом раздолбанной выхлопной системы. Вспомнились мне далёкие 90-е, когда и сам так баловался. Одно радовало, что окно моего номера смотрело во внутренний двор отеля и меня не побеспокоят брачные игры местной фауны.
На фото: Вид с обзорной площадки Сёдермальм на Saltsjön. Saltsjön — это залив Балтийского моря, который простирается от Стокгольмского архипелага до центра Стокгольма. Его внутренняя часть достигает восточного берега Гамла Стан в Скеппсброкайене. Он судоходен для крупных судов, через него проходят основные паромные линии в Стокгольм и обратно.
На фото: Вид с обзорной площадки Сёдермальм на здание J.Lindeberg. Это шведская швейная компания. В их ассортимент входят одежда для гольфа и лыж, рубашки поло, тренировочная одежда, куртки, костюмы и рубашки.
Привычную убогость бюджетных скандинавских отелей передают мои снимки, с этой скаредностью я свыкся и даже перестал её замечать. Главное чистая постель, мягкая подушка, тишина и спокойствие. С чистой постелью не всем повезло. Некоторым членам нашей группы, достались простыни с пятнами крови, видимо это следы борьбы с ночными кровопийцами. После небольшого кипиша, всё было улажено и заменено. Но, осадочек остался и рейтинг заведения в моих глазах опустился ниже плинтуса.
На фото: Церковь Риддархольмена — одно из самых старых зданий в Стокгольме. Первоначально церковь была построена как основное здание францисканского монастыря, отдельные элементы здания церкви относятся к XIII веку. Построили церковь во второй половине XIII века. Первоначально церковь была без башни и имела два нефа. В середине XV века церковь была перестроена и получила третий неф с южной стороны, украшенный росписями по известковой штукатурке, которые отчасти сохранились до настоящего времени. Во второй половине XVI века церковь получила башню и роскошный интерьер. В XIX веке в шпиль церкви попала молния и уничтожила его. Сегодня на месте старого шпиля установлен современный металлический шпиль. В начале XIX века конгрегация была распущена, монастырь закрыт, а церковь стала использоваться только для похорон и поминальных служб. В церкви Риддархольма погребены многие шведские монархи. В церкви находится собрание гербов кавалеров ордена Серафимов. Интересно, что когда умирает кавалер ордена Серафимов, его герб вывешивается в церкви, а во время похоронной церемонии церковные колокола звонят целый час.
На фото: Мемориал конунгу Оскару II из династии Бернадотов. Он правил с 1872 по 1905 год. Фраза на мемориальной доске переводится примерно так: «Король Оскар II восстановил этот королевский дворец, шедевр Никодемуса Тессина, с помощью контрибуций Риксдага». Никодемус Тессина был одним из основателей, так называемого, скандинавского барокко — считается одним из самых сдержанных его стилей. Почти точная копия этого фонтана находится на северном крыле, но уже посвященную королю Чарльзу XII, который отстроил северную часть дворца. Восстанавливали дворец вследствие пожара, после которого дворец сгорел почти дотла.
На фото: Здание Национального музея Швеции (справа) и здание Grand Hôtel Stockholm (слева).
По утру нас ждал нордически сдержанный завтрак, а потом загрузка с вещами в автобус, экскурсия по Стокгольму и вечерняя посадка на паром в Хельсинки. При загрузке в автобус я был снова удивлён, но в этот раз приятно. При ярком солнечном свете, район выглядел радикально по-другому. Как в фильмах про вампиров, тьма растаяла и вместе с ней, вся ночная нечисть растворилась в небытие. Пространство наполнялось суетой обычных трудовых будней. А смуглые вурдалаки и бледные кикиморы затаились в тени, ожидая наступления сумерек.
На фото: Памятник королю Густаву III. На набережной Шеппсброн возле Королевского дворца возвышается величественная статуя морского офицера с наброшенной на плечи королевской мантией. В одной руке у офицера — меч, в другой — ветвь оливы, как символ примирения. Это памятник одному из блестящих правителей Швеции — королю Густаву III. Годы его правления (1772–1792), прошли для монархии под знаком реформ и просветительства. Именно тогда были основаны знаменитая Шведская Академия наук (именно она в настоящее время присуждает Нобелевские премии), Королевские оперный и драматический театры. Вопросы внутренней политики решались королем просто и несколько авантюрно. Обстановка в стране, которую принял в наследство Густав, была сродни сегодняшней российской действительности: пустая казна, взяточничество, полицейский террор, междоусобные распри, огромная пропасть между богатыми и бедными. Что же предпринимает король? С помощью военных он упраздняет риксдаг (парламент) и получает абсолютную власть. Казна наполняется путем установления государственной монополии на спиртное, чиновники жестко наказываются за взятки, проводится денежная реформа. Все эти реформы и новшества позволили ему стать в истории Швеции одним из самых блистательных и популярных правителей. Если же оценивать его значимость в истории страны, то можно утверждать, что король Густав III сделал для Швеции больше, нежели его кузина и постоянная соперница Екатерина II для России.
На фото: Королевский дворец. Дворец построен в стиле барокко по проекту архитектора Никодима Тессина и выполнен в виде римского дворца. В нем более 1000 комнат и семь этажей. Расположен он в Старом городе рядом с Кафедральным собором. Дворец охраняет королевская гвардия, и традиция эта восходит к далекому XVI веку. Из углов основного здания, четыре крыла протянуть восток и запад. Все крылья 48 метров в длину и 16 метров в ширину, за исключением юго-западного крыла, которое составляет всего 11 метров. Есть еще два отдельно стоящих полукруглых крыла, которые окружают внешний двор. Королевские апартаменты во дворце роскошны и сохранили интерьеры минувших дней. Каждый монарх оставил следы своего времени. Сохранена спальня Густава III, кабинет Оскара II и недавно отреставрированный номер короля Карла Густава. В королевских апартаментах располагается серебряный трон правительницы Швеции Кристины. Большая часть северного крыла Королевского дворца, сохранилось от старого замка, который стоял на этом месте. Фасад в стиле барокко скрывает средневековые башни с бойницами. Каждый из четырех фасадов королевского дворца имеет свой отличительный характер. Западный фасад, с видом на внешний двор, считают основным, с восточной стороны — лестница королевы и женская сторона с миниатюрным садом. В подвале дворца в сокровищнице хранятся регалии — символы монархии. Меч Густава Вазы, держава и корона Ульрика, скипетр и корона Эрика XIV. Здесь же можно увидеть серебряную купель от 1696 года, которую до сих пор используют при крещении королевской семьи.
На фото: Финская церковь, или как ее часто называют церковь Fredrik(Finska kyrkan). Она расположена в старом городе, а районе Гамла Стана. Окна, двери, светильники на фасаде выдержаны в стиле построек XVI в. Первоначально это здание было построено для проведения игр в мяч придворных «Lilla Bollhuset». Оно было построено по проекту знаменитого архитектора Görana Josua Adelcrantza в 1640 г. и является одним из старейших зданий, находящихся рядом с королевским дворцом. С 1667 г. это здание использовали для театральных представлений, а в 1725 г. передали финской общине и преобразовали в Финскую церковь Финская церковь Fredrik названа в честь короля Фредерика I (Kung Fredrik), одобрившего в 1725 г. покупку финской диаспорой здания Церкви. Эта церковь стала первой финской церковью в Швеции. Ее особенностью является отсутствие колокольни. Вместо нее посредине крыши установлен крест. Месса или Литургия обычно проходит на финском, но два раза в месяц ее проводят на шведском. В западной части храма находится скромный алтарь. На нем установлены гербы Старого Города и Швеции. Заслуживает внимание запрестольный образ, написанный Лоренсом Готтманом в 1734 г. На нем изображено Воскрешения Христа. Канделябровая люстра внутри церкви была привезена из старинного шведского города Nyen. 32-рядный церковный орган был создан в 1790 г. и является работой мастера Олафа Швана.
Наш автобус гордо покачивая своими боками, медленно и торжественно покидал убогие задворки Стокгольма, несясь на встречу прекрасному и вечному. Первая остановка и начало знакомства с городом были намечены у ратуши. Бросается в глаза, что городские власти, практически во всех городах, стараются по полной выпендриться, не жалея средств, разместиться в самом броском и дорогом здании. Не обращая внимания на неподъёмные затраты, они по ослиному идут к цели и добиваются своего. Не обошёл сей момент и Стокгольма. Ратуша вышла городской казне настолько дорого, что денег не хватило на её крышу. Тогда городская элита, вдруг вспомнила о простых горожанах и попросила помочь чем могут. Народу деваться было уже некуда, столько было потрачено на постоянные переделки, изменения и доработки, что оставалось по миру пройтись и собрать денег на кровлю. Так и сделали. Каждый, кто мог естественно, покупал медные листы для облицовки крыша. А в знак благодарности была заведена книга, в которую записывался вклад каждого на общее дело. И сейчас потомки этих сердобольных жителей могут в ней прочитать, сколько его конкретный предок не пожалел денег на обустройство ратуши. Понятное дело, без надрыва и мобилизации не вершатся великие дела. Так что, не смотря на ропот, порою надо напрягаться, чтобы оставить след в истории.
На фото: Церковь Святого Николая — в настоящее время получившая статус кафедрального собора. Назвать точную дату возведения церкви невозможно, но уже в 1279 году она была упомянута в завещании некоего Юхана Карлссона, который пожелал по смерти пожертвовать церкви определенную сумму серебром. Есть мнение, что церковь св. Николая возникла вместе с основанием Стокгольма. Церковь неоднократно перестраивалась, и здание получилось разностилевое: барокко, готика, неоготика. Однако сохранилось много старых элементов, возраст которых насчитывает 7 веков. Задуманная как католический храм, церковь в 1527 году стала лютеранской. Реформатор Олаус Петри выбрал для своей проповеди в Стокгольме именно ее. Несколько иной вид церковь святого Николая получила после окончательной перестройки в XVIII веке. В начале XX столетия собор реставрировали в готическом стиле, сделав таким, каким он был 500 лет назад.
На фото: За элегантной вывеской Engelen, украшающей один из домов района Гамла Стан, прячется ресторан, паб и ночной клуб, а также перспектива отлично отдохнуть «в компании» вкусных блюд и живой музыки. Заведение открыто с 1969 года.
На фото: Прогулка по набережной Стокгольма.
На фото: Музей северных стран, расположенный на острове Юргорден в Стокгольме. Здесь как нигде на ладони вся Скандинавия, начиная с 1520 и по настоящее время. Но если бы не было Артура Хазелиуса, не было бы и этого уникального музея. В далеком 1872 году он много путешествовал по стране и пришел к выводу, что настало время, собирать предметы старины и воспоминания для будущих поколений. Крестьянская национальная культура умирает, а потомки должны знать, как жили их предки.
На фото: Прогулка по Стокгольму.
Погуляв вокруг ратуши, послушав гида, мы на автобусе продолжили знакомство со Стокгольмом. Проезжая по улицам и проспектам, проникаешься его величаем и красотой. В отличие от Осло, он не производит впечатления провинциального города. Наоборот, его, пускай и былая, имперскость бросается в глаза размахом и величаем. Он бурлит, он кипит, он переполнен энергией созидания. И в то же время, старинные районы, дают возможность насладиться тишиной прошедших веков, красота строений наполняет ощущением былой эстетики и неповторимости этого места. Нет, Стокгольм однозначно требует к себе внимания и уважения, не поверхностного знакомства, а более глубокого изучения и погружения. Но, даже, недолгое свидание с городом оставит незабываемые впечатления и сохранит желание вернуться сюда снова.
На фото: Набережная Стокгольма недалеко от Морского музея.
На фото: Прогулка вдоль причала Морского музея.
На фото: Причал Морского музея. Плавучий маяк Finngrundet.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet. Судно было построено в Евле в 1903 году. Судно с экипажем из 8 человек несли вахту в районе Евле в периоды, свободные от льда. В 1960-х, в связи с заменой обслуживаемых маяков на автоматические, аналогичные корабли выводились в резерв. В 1969 году Finngrundet был выведен из эксплуатации и занял место на музейной стоянке.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet. Морские или плавучие маяки — устанавливаемые на кораблях, используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции. Оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet. Плавучий маяк Finngrundet служил на отмелях Финнгрунд в то время, когда вода еще не покрывалась льдом. В 1967 году был заменен постоянным автоматическим маяком. Он считается последним в мире действующим.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet. Совсем не давно в России пущен» под нож» последний русский плавучий маяк. В Амстердаме есть «Noord Hinder» и здесь в Стоклогльме маяк «Finngrundet» вот всё.
На фото: На борту плавучего маяка Finngrundet. Маячный флот Швеции с 1831 по 1972 гг. состоял из 24 позиций и 37 судов.
На фото: Плавучий маяк Finngrundet. Почти во всех странах, содержавших в XIX-ХХ вв. плавучие маяки, один или несколько этих судов сохранены в музейных коллекциях или в частном владении. В Британии, на родине плавучих маяков, сохранилось немало судов из некогда обширного флота Trinity House. После вывода из эксплуатации многие из них выкуплены частными владельцами, есть и доступные для публичного посещения. В Соединённых Штатах сохранились полтора десятка маячных судов, многие из которых принимают посетителей. Американская коллекция морских и озёрных плавучих маяков — самая большая в мире. В начале ХХ в. Германия обладала третьим по величине флотом плавмаяков. Несколько маячных судов сохранились в качестве ресторанов и музеев. На одном из них можно совершить морскую прогулку. Несколько сохранившихся плавучих маяков можно увидеть и посетить во Франции, в Бельгии и Нидерландах Необитаемый (автоматический) плавучий маяк хранится в музейной коллекции в Австралии. Не все страны, содержавшие плавмаяки, могут похвастаться сохранёнными для потомков маячными судами. В Ирландии сохранились только два плавмаяка, будущее обоих под вопросом. Последний сохранившийся в Канаде плавмаяк был переоборудован в учебное судно, затем — в яхту. В Норвегии не сохранился ни один из двух выставлявшихся у побережья плавучих маяков. Аналогичная судьба постигла плавмаяк, выставлявшийся немцами у побережья современной Польши, британский плавмаяк на Чёрном море у входа в Босфор (Турция) и российский — на Каспии у Горгана (Иран). Из плавучих маяков, выставлявшихся европейскими державами в водах своих колоний, увидеть можно всего один — в Суринаме (Южная Америка).
Конечно, не стоит забывать, где ты находишься, в каких краях. Это же прародина морских дьяволов средних веков. Из этих мест, предки ныне живущих скандинавов, наводили ужас на жителей Европы, Азии, Африки и возможно Америки. Это в наше время, добраться из одного уголка Европы в другой, при наличии денег, сущий пустяк. Это сейчас, США, не сильно напрягаясь, ведут боевые действия в Ираке или Афганистане. Тысячу лет назад, это было совсем не просто. Из Скандинавии отправиться на юг Италии и в Сицилию, чтобы покорить, далеко не безобидное, местное население и создать там своё государство. Это они завоевали половину Франции, назвав её Нормандией. Даже гордая Англия не устояла под натиском викингов и отдалась, что, в своё время, не удалось сделать великим римлянам. Только «хитрые» славяне позвали «добровольно» княжить варягов к себе, что в целом не плохо сказалось на их дальнейшей истории.
На фото: Причал Морского музея. SS Sankt Erik — ледокол и музейный корабль.
На фото: На борту ледокола Sankt Erik. Он был спущен на воду в 1915 году как Isbrytaren II («Ледокол II») и представлял собой традиционно построенный балтийский ледокол с усиленным форштевнем, имеющим форму способную при движении наезжать на лед, чтобы разбивать его, и винтом, обращенным вперед, чтобы толкать воду и колотый лед вдоль сторон корпуса. У него также есть кренительные резервуары, которые можно заполнять и опорожнять морской водой, чтобы раскачивать корабль и расширять канал. Его поршневые паровые двигатели являются самыми мощными в Швеции. Он был первым крупным ледоколом в стране, и принадлежал городу Стокгольму, чтобы держать каналы вокруг него чистыми ото льда. Кроме того, шведское правительство иногда использовало его за пределами Стокгольма.
На фото: На борту ледокола Sankt Erik. Корабль был переименован после переоборудования из угля в нефть в 1958 году. Санкт-Эрик находился в эксплуатации до 1977 года.
На фото: На борту ледокола Sankt Erik. Очень многое поразило при посещении этих кораблей. Во первых, это их состояние. Всё абсолютно целое. работоспособное и в любой момент может запуститься и заработать. Во вторых, идеальная чистота и порядок. И в третьих, возможность везде полазить, всё потрогать, полностью проникнуться морской романтикой. И главное, что удивительно, совершенно бесплатно, где скандинавский жлобизм, не понял. Патриотическое воспитание стараются проводить по мере возможности бесплатно.
На фото: Прогулка вдоль экспонатов Морского музея.
На фото: Прогулка по причалу Морского причала. Наверно, я немного притомил морской тематикой, извиняйте. Люблю я это дело, а тем более в Швеции, ни как без этого не обойтись. Всё-таки морское прошлое у этой страны героическое и яркое. Ей просто немного не повезло с соседом, но это уже другая история. Я пропустил возможность посетить музей ABBA, ради прогулки по палубам знатных морских ветеранов.
На фото: Вид на экспонаты Морского музея. Морской музей отвечает за сбор, консервацию и выставку материалов, касающихся торгового судоходства, судостроения и военно-морской обороны. Деятельность музея включает в себя многократное воплощение в жизнь морского наследия Швеции, распространение знаний о морской истории посредством выставочных и образовательных мероприятий и сбор морских объектов, представляющих историческую ценность.
В общем, народец ещё тот, проживал здесь. Пускай они уже не те, огонь поутих, но пассионарность чувствуется до сих пор. Именно с такими эмоциями я глядел на окружающую меня красоту, восторгался увиденным и пытался успеть хоть что-то сфотографировать. Во второй части я продолжу свой рассказ о пребывании в Стокгольме, в ней глубже погружусь в пучину исторических событий и покажу, оставшиеся следы, былого.
Теги:
Автобусные туры