Сахалин. Холмск-Невельск: сверху!
.
Тихо-тихо ползи,
улитка, по склону Фудзи,
вверх, до самых высот
Кобаяси Исса
.
Я думаю каждый человек в далеком детстве мечтал взлететь над землей и с высоты птичьего полета окинуть взором окрестности. Тогда с высоты в метр с кепкой и 7–8 лет отроду, это было не возможно. В пропитанной запахом ковыля, богом забытой степи мечты о полетах на воздушных шарах и прочих аппаратах казались нереальными, поэтому полеты были только во сне. Зато какой восторг был вспомнить полет во сне проснувшись. Желание увидеть местность сверху отчасти компенсировалось невысокими холмами Оренбуржья, на которые можно было забраться и удовлетворить детское любопытство. Видимо это желание осталось и по сей день, с учетом того, что со временем я стал ленивым «на подъем». Впрочем, я уже об этом писал. Но вот взобраться куда ни будь на горку используя подручное средство, вроде автомобиля — это святое. В этом случае, остается найти водителя у которого чувство самосохранения автомобиля ниже, чем желание забраться на самую верхушку и получить от этого удовлетворение шестого порядка.
Проезжая по береговой дороге из Невельска в Холмск, я всегда с тоской смотрел на возвышающейся стеной шлейф приморского хребта за котором прятался хребет Южно-Камышовый и думал о том, где-же найти такого безбашенного водителя, который бы согласился взобраться на эту стену, ради спортивного интереса. Подавляющее количество водителей работающих на индивидуальных/групповых турах и катающих туристов были готовы заехать на верх только за дополнительную плату. Тут я их немного понимаю, кому хочется угробить кормящее средство.
И вот как-то однажды пришлось вести туристов по кольцевому маршруту Невельск-Холмск. Их было пять человек поэтому обошлись одной «Деликой». Кто не знает: «Делика», это компактный минивэн, который производится японской компанией Mitsubishi. В этом маршруте водителем былВася, молодой, но опытный, авантюристичный холерик, с татарскими корнями, растущими из Башкирии, в меру с ленцой, но легкий на подъем, любящий на своей машине возить туристов.
Что касается группы, то вот я все время удивляюсь, по какому принципу Господь людей соединяет. Иногда группа подбирается из совершенно разных туристами, с разными характерами, запросами, желаниями, которые тем не менее уживаются и ладят друг с другом. Иногда этот вариант не срабатывает и народ до конца тура недоволен друг-другом. Ссорятся, ругаются из-за всяких мелочей, отравляя жизнь себе и окружающим. Иногда в группе находится пара человек, которые вечно отстают, их приходится ждать и выслушивать от остальных, как отстающие надоели на Курилах, как из-за «этих тормозов» они куда-то там не попали и что-то там до конца не посмотрели.
На этот раз группа попалась слаженная, спаянная, объединенная стремлением к динамичным путешествиям и авантюрам. Как тренд, в последнее время появилось значительное количество бодрых экипированных бабушек 75+ которых медом не корми, а дай адреналину хлебнуть на каких ни будь кручах. Они с завидной регулярностью появляются в группах и являются уже неотъемлемыми персонажами каждого путешествия. На этот раз их было трое. Одинаковые по характеру, но из разных точек нашей необъятной Родины (Ханты-Мансийск, Вологда и Краснодар), они с удовольствием слушали, с удовольствием смотрели и с удовольствием лезли в самые дебри, которых на Сахалине немерено. Звали их Вера, Надежда и Любовь. Кроме них в группе был активный юноша с Колымы по имени Костя, который просто ОБОЖАЛ фотографироваться у каждого указателя населенного пункта и это пополняло его коллекцию фотографий. У меня иногда возникало впечатление, что это главная цель его путешествий. На нашу радость населенных пунктов по маршруту было немного, но это компенсировалось фотографиями указателей, как начала, так и конца деревни. Пятый участник группы — Юра, оказался блогером неопределенного рода-племени, с высоким рейтингом себя любимого и своего сайта из недружественного нам Нью-Йорка, повидавший ВСЁ что можно повидать, и бывшего ВЕЗДЕ, где это можно сделать. По ходу маршрута он снимал панорамы для своего сайта и откровенно скучал на Сахалине, видимо по единственной стране, куда он не удосужился еще съездить. Страна эта называлась Йемен, а Сахалин на эту страну был непохож.
На вопрос на что похож Сахалин, блогер с видом знатока коротко бросил: Исландия + Хоккайдо.
Собирали мы туристов по разным отелям и хостелам Южно-Сахалинска, поэтому потратили на это достаточно большое время. Выехали из города выбившись из графика примерно на час.
Вася навёрстывал упущенное разумно увеличив скорость, все остальные несколько нервничали так как считали, что можно ехать быстрее. В конце концов все решили, что какой русский не любит быстрой езды и время отставания сократили по минимуму. По ходу дела оказалось, что всем хочется забраться повыше и осмотреться по шире и можно было констатировать совпадение моих интересов и группы. Оставалось дело за малым. Я посмотрел на Васю. Выражение его лица не изменилось и похоже он не прислушивался к разговору, занятый искусством вождения автомобиля. Немой вопрос завис в воздухе, нарушаемый лишь двигателем Делики.
Выпускают эту машину с 1968 года и за это время появилось несколько версий, как грузовых, так и легковых автомобилей. Само ласковое название появилось от сочетаний слов Delivery + car = Delica (с англ. автомобиль для доставки). На Сахалине Делика прочно вошла в тройку самых ходовых моделей для перевозки туристов, прежде всего тем, что совмещает качества микроавтобуса и джипа и может взять на борт от 6 до 7 туристов, что снижает стоимость тура. Делика позволяет добраться до отдаленных точек острова, куда обычные «пузотерки» не доезжают. Если уже их приподнять и переоборудовать, то получится что-то типа бронетранспортера. А если добавить к этому виртуоза-водителя, то получится хороший комплект.
И вот осматривая памятный знак Боингу, сбитому невдалеке от Невельска, подходя к машине, я заметил тоскливый взгляд водителя Василия, направленный на дорогу круто поднимающуюся на сопку левого берега реки Казачки.
А там что находится? — спросил Вася с неподдельным интересом.
Не знаю — ответил я с затаённой надеждой — видимо смотровая площадка, с которой видна южная часть города. Но вряд ли заедешь, слишком круто.
Вася посмотрел на меня с величайшим презрением: Кто не заедешь? Я не заедешь? Да я куда хочешь заеду!
Через пару минут мы уже переехали мост и искали заезд на дорогу в дебрях домиков и сарайчиков. Дорога начиналась с полузаброшенной базы, которую охраняла свора полубродячих собак. Сопровождаемые истошным лаем шавок отрабатывающих кусок хлеба насущного, мы начали подъем. Нужно отметить, что Делика, неутомимо поперла вперед изредка пробуксовывая от нетерпения и выбрасывая из-под колес потоки гравия. Чувствовалось, что семь человек, тяжеловато на таком затяжном подъеме. Дорога была узкая, в одну колею иногда зад Делики заносило, иногда полотно дороги было подозрительно размыто с краю. Уже в конце когда горячий воздух нестерпимо бил по ногам (Василий что-то там включил для облегчения работы), Делика на грани агонии выползла на ровную площадку на высоте 201 метр над уровнем моря и уткнулась мордой в гигантские лопухи. Подъем занял около 3 минут. Стало тихо. За лопухами виднелся ряд столбов с колючей проволокой, а на воротах куда уходила заросшая колея висела табличка с надписью «Стой! Стреляют без предупреждения на поражение». Внизу было приписано от руки, видимо для тех кто не понял, в сторону каких половых органов и с какой скоростью, нужно немедленно двигаться, чтобы тебе тушку не продырявили. Ошарашенные таким приемом все дружно решили последовать в соответствие указаниям, а мои аргументы о том, что военный объект давно заброшен, о чем говорит полнейшее отсутствие военных, состояние дороги и подъезда к страшно угрожающей табличке должного воздействия не имели.
Вася, как бывший военнослужащий — контрактник важно заявил, что в настоящее время это самый распространенный способ маскировки в ВС России, при котором у врага создается впечатление, что все плохо, хотя на самом деле все хорошо. И заброшенные военные объекты, на самом деле не заброшены, а законсервированы и находятся в отличнейшем состоянии, вот только толстый слой солидола убрать и можно нажимать на кнопки, запуская спрятанные в шахтах ракеты и прочее, что нанесет поражение вероятному противнику. А что касается охраны, то она есть, прячется в кустах, живет в бункерах, ее просто не видно. В завершении Василий привел случай из своей жизни, когда его отправили охранять подобный объект и он несколько месяцев жил на территории, вроде бы заброшенной части, в полном одиночестве питаясь подножным кормом в тайге и охраняя склады где хранились ракеты «земля-воздух». Я еще постоял немного оглядывая окружавший меня лес и высокотравье, в котором что-то шуршало, потом махнул рукой и сказал «да поехали». Туристы сидевшие в Делике облегченно вздохнули после того как машина тронулась, но рано. Спуск на Делике по дороге был сложнее, чем подъем. Несколько раз Делику тащило юзом к откосу дороги, но Василий умело справлялся с тормозами машины и мы медленно и неумолимо приближались к конечной точке пятиминутного спуска, где нас ждала свора полудиких собак.
Сидя в «штурманском кресле», рядом с Васей, я как всегда это бывает в такие моменты, представлял, что сейчас где-то внизу машины вдруг раздастся подозрительный звук, что-то треснет, лопнет, отвалится на дорогу, мы переглянемся круглыми глазами с Василием, и убыстряя ход помчимся вниз по дороге, пока на скорости километров сто-сто сорок не врежемся в стену шлакоблочного заброшенного склада. Затихшие, слившиеся с креслами и судорожно вцепившиеся в подлокотники туристы вдруг поймут, что это последний спуск в их жизни и закричат от страха. Шлакоблочная пыль рассеется, распахнется покорёженная дверь и из нее выпадет окровавленный Вася, к которому устремиться стая голодных и озлобленных собак почуявших запах свежей крови.
Но собачки так и не получили филейных частей Василия, спуск прошел удачно, не смотря на неудовлетворение всех сидящих в машине. Невельский музей — следующий пункт программы составлял по хронометражу около часа. Сдав группу в добрые руки невельского экскурсовода, я поспешил к скучающему Василию.
— Крест видишь? — спросил я его, показав возвышающейся на командной высоте над Невельском деревянный символ христианства.
— Вижу — у Васи загорелись глаза.
— Сможешь заехать?
— А дорога есть?
— Типа есть — сказал я — типа дорога, и у нас есть час времени.
То, что это дорога, можно было говорить только с сильным преувеличением, некоторые участки «дороги», это две вмытые колеи, более похожие на две большие канавы, глубиной до полуметра.
Угольный терминал, отгрузка в основном в Китай
Террасы подпирающие город, видна японская система лавинозадержания - огороды ныне заброшенные
Но Делика с честью преодолела все сложные препятствия благодаря шоферскому мастерству — через 15 минут мы были на вершине, откуда открылся вид на южную и центральную города.
Кто не знает это и есть эдельвейс. Только это дальневосточный вид. Так вот и растет прямо на морской террасе на высоте 120 метров.
Так высоко над Невельском я еще не забирался — 129 метров, а именно на такой высоте, если судить по топографической карте, стоит тригопункт, расположенный чуть в стороне. В своих странствиях по холмам Невельска я ходил ниже метров на пятьдесят, оттуда тоже раскрывались красивые панорамы, но от креста открывались виды гораздо круче.
Если смотреть на юг, то виден мыс Лопатина, а на нем маяк стоящий на террасе, мы кстати съездили и туда. Оттуда открывается неплохой вид на Невельск, если бы не одно, но… На террасе находится городское кладбище.
Но, на удивление это никого не смутило, на черные обелиски никто внимания не обратил — все любовались прибрежными ландшафтами. Если смотреть с маяка на Невельск тоже видно то что видно оттуда. Было бы странно если бы этого не было.
Возвращаемся к Невельску и полюбуемся открывающимися видами. Кстати это делали не только мы. Появился вертолет совершил пару кругов и сел на «Новой Земле». Я так понял вертолетчики тренируются.
Ветер с моря, гуляющий по улицам не долетал до высот растекаясь по берегу, в распадке на высоте метров пятьдесят, мирно дремали коровы, как и мы любуясь морем. И хотелось, как и они развалиться на травке и сонно о чем ни будь думать, лениво отмахиваясь от мух, что в небольшом количестве летали вокруг. Кудрявые дуб, веселенькие клен и перекрученные стебли шиповника по склонам дополняли идиллию сонливого ничегонеделания.
Спустившись с гор Василий принял решение машину второй раз не гонять, экипированным бабушкам про наш вояж не рассказывать, а ехать прямо в Холмск, не задерживаясь в иных местах. Бабушки погрузившись и заняв свои места в Делике делились впечатлением о музее, Константин ждал очередной указатель, Юрий с брезгливым выражением на лице означавшим «ЭТО НЕ ЙЕМЕН», погрузился в летаргический сон. Я поглаживал фотоаппарат набитый съемками на высоте и тихо радовался, успокаивая себя тем, что покажу бабушкам Холмск с высоты птичьего полета.
После сорокаминутной трясучки мы въехали в пределы Холмска и развернувшись на втором уровне поехали в противоположную от «центра» сторону, опять на юг. Асфальт сменила грунтовка, городские кварталы городское кладбище.
Отсюда идет дорога на сопку под названием Татарская, с высотой 349,3 метра, где находится холмская телевышка.
В хорошую погоду подъем по грунтовой дороге на ее вершину не составляет большого труда. При плохой погоде подъем не имеет никакого смысла — ничего не увидишь. Поэтому при планировании маршрута нужно обращать внимание на прогноз погоды для западного побережья в районе Холмска. С площадок г. Татарской открывается вид на побережье, вплоть до м. Слепиковского на север и до п. Правда на юг.
Идеальной видимости не было. Клочья тумана наползали на окружающие сопки и было непонятно, то ли это безобразие тянет с моря, то ли из крутых распадков. Но все равно было очень красиво.
вид на центральную часть города Холмск
С площадки перед вышкой вид портит ряд столбов уродливо тянущихся вниз, поэтому лучше спустится немного ниже по тропинке, метров на пятьдесят. Выше на телевышку тащиться тоже не стоит — там наготове, с желанием облаять свора собак на кусок хлеба зарабатывающие, да гадюки в траве шуршащие. Стало понятно, откуда появилась изображение на коробке конфет «Любимый Сахалин». Но там изображение осеннее, яркое, потому как по осени туда и надо подниматься.
О том как это было я расскажу во второй части рассказа, где еще будет подъем на соседнюю вершину откуда кстати, открылись умопомрачительные виды на водохранилище Тая, которое переименуют в Тайное и на долину реки где находится «Чертов мост». А пока и этого было достаточно для восторга. Блогер Юра сидел на склоне шепча про себя «Это не Йемен, это лучше», резвые бабушки сновали туда-сюда отмахиваясь от лающих собак и распинывая гадюк, а Константин делал селфи при помощи палки, жалея что нет указателя на фоне которого можно сфотографироваться.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия