Неудача, постигшая меня осенью в поисках обелисков на границе Европа — Азия, не давала покоя. С завидным постоянством возникала мысль о повторном визите в те края. После новогодней поездки в природный парк Бажовские места и проверки состояния лесовозных троп на известном участке летнего лесного бездорожья, мысли стали принимать реальные очертания. Погода благоприятствовала — дневной минус не больше 10 градусов и отсутствие осадков. Гробить машину и себя не собирались — развернуться никогда не поздно. Пусть это считается просто выездом в лес. Подышать кислородом. За 200 км от областного центра он посвежее!
Раннее утро. Звёзд не видно — значит, опять будет сплошная серость и, соответственно, мало фото. Это минус. Но нет сыплющейся сверху непонятки. Это плюс. Лишь краешком зацепив зарождающихся утренние пробки на городских дорогах, выезжаем на Серовский тракт. Дорога сухая, ничто не напрягает и 2 часа за разговорами пролетели незаметно. Вот уже и подъезжаем к Баранчинскому.
Посёлок Баранчинский был основан в 1748 году, как и многие поселения на Урале того времени, при казенном заводе на реке Баранча.
Проектировал тот завод Иван Ползунов — автор первой на Урале паровой машины. На предприятии было чугунолитейное и железоделательное производства. Дела шли ни шатко, ни валко. Завод переходил от государства в частные руки, потом обратно. Это не спасало. В начале ХХ века производство было полностью перепрофилировано на снарядоделательное. Началась 1-я Мировая. В том же году, кстати, в Баранчинский был сослан Александр Поскрёбышев — будущий личный секретарь Сталина. Цербер, охранявший приемную вождя народов, работал здесь фельдшером. В 1916 году из Таллина был эвакуирован завод «Вольта». Так чугуноплавильный и железоделательный завод превратился в электромеханический.
В 1921 году, в эпоху рождения Советского государства, на предприятии впервые на Урале начинается промышленное производство электродвигателей. А в 1941 году электромеханический завод стал головным разработчиком электромашин мощностью до 400 кВт.
Тогда-то, сразу после финской, в Баранчинский, по какому-то призыву, приехал и родной брат моей бабушки. Здесь и проработал он всю жизнь. Жаль, что встречался я с ним только один раз. И то — на его родине, в Ульяновске. Родители, по причине моего малолетства, в гости сюда меня не возили. Да и состояние дорог в 70-е годы, думаю, было отвратительным. И 200 км в те годы было расстоянием. Побывав здесь впервые прошедшей осенью, по другому взглянул на один эпизод. В конце 60-х муж бабушкиной сёстры, фронтовик на деревянном протезе, посадив в «горбатый» Запорожец обеих сестёр, поехал к Ване в гости из Ульяновска. Вот это был, выражаясь по-современному, экстрим! Не то, что нынешние «покатушки» на крутых внедорожника в окрестностях городов. Ладно, это было ностальгические отступление, вернёмся на берега Баранчи.
Посёлок стоит рядом с Уральским хребтом и окружен небольшими возвышенностями.
Доминирующей высотой в посёлке является Вознесенская горка. Как и положено, на вершине стоит церковь.
Но, внимание, это старообрядческий (!) храм Вознесения Господня. Много вы видели мест в России, где доминантным был храм старообрядцев?
В 1839 году в Баранчинском была заложена каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. После революции с храмом долго не церемонились. В 1930 году закрыли и снесли. А кирпичи пустили на строительство школы. Только в начале 2000-х на намоленном месте построили деревянную церковь.
Рядом с Покровским храмом, на обочине дороги стоит интересный монумент.
В 1889 году на средства местных жителей был установлен памятник Александру II. Бюст из чугуна на чугунном постаменте, украшенном венками. С приходом Советской власти бюст был отправлен на переплавку. А на постамент водрузили изваяние вождя мирового пролетариата. Правда, ненадолго. Ленина сменил красноармеец, в память о тяжёлых боях в Гражданскую, проходивших в округе. Памятник Борцам за Советскую власть тоже перенесли. Но постамент стоит ухоженный. Может, найдётся спонсор, и утраченный бюст Александра II вернётся?
Незаметно подъехали к месту, где прекратили дальнейшее продвижение осенью. Гора Синяя в зимнем убранстве была какой-то хмурой,
вместо озерца — нетронутое снежное поле.
А впереди в лес уходила расчищенная дорога!
Леспромхозы вывозят заготовленных летом древесину и создали все условия для лесовозов.
Через несколько километров склонившаяся над дорогой береза была словно шлагбаум, предупреждающий:" Внимание! Вы въезжаете в сказку!»
Ни в одном городском парке не встретишь такую красоту!
Ели, лапы которых укрыты снежным одеялом…
Берёзово — осиновый молодняк старается удержать все снежинки, упавшие на тоненькие веточки.
И тишина!.. Ни дуновения ветерка, ни треньканья птиц, ни хруста снега от крадущихся или несущихся напролом зверей.
Только редкие цепочки следов говорят, что лес живёт одному ему известной жизнью…
А вот и цель нашего вторжения в этот сказочный мир. Чугунный обелиск, похожий на маленькую часовенку, отлитый и установленный рабочими Баранчинского завода в 1996 году.
Правда, слегка неухоженный.
Но выцветшая краска и выступившая ржавчина делают его частичкой этого Снежного царства.
Дальше наш путь лежал в город Кушву — когда-то крупный промышленный центр.
Напомню, что 2019 год на Урале — год П. П. Бажова. Вот что он писал в одном из своих сказов. " А в те годы самый большой разговор был о горе Благодати. Какой-то, сказываются, охотник принёс камешки в наш город и показал горному начальству. Те видят — железная руда самого высокого сорту, живо нарядили знающих людей поглядеть на место. Оказалось — вся гора из сплошной руды." Звали того охотника Степан Чумпин, а горное начальство — В. Н. Татищев, и было это в 1735 году. В письме Императрице Анне Иоановне Татищев писал:" Я, видя, что оное сокровище подлинно можно благодатию назвать, того ради… назвал Благодать, которое значит собственно имя её Императорского Величества." Так месторождение магнитного железняка, близ которого вырос город Кушва, стало называться Гора Благодать. Вот только нет сейчас той горы… За 250 лет здесь было добыто 150 млн тонн руды. На месте месторождения — огромный карьер, диаметром около километра и глубиной 315 метров.
В 2003 году рудник закрыли. Склоны начали зарастать сосенками,
в глубине карьера — замёрзший разноцветный водопад из стекающих по склонам ручейков.
Но производство не умерло совсем. Тропу, ведущую на смотровую площадку, перегородил шлагбаум, вдоль тропы стоит дробильный агрегат, да и грозные таблички никуда не делись.
По легенде, вогулы — манси жестоко отомстили Степану Чумпину, осквернившего, по их мнению, священную гору. И сожгли его на вершине в 1730 году. Оп-па! Неувязочка! Как так? Месторождение открыто в 1735 году. Кого тогда сожгли? За что? И сожгли ли? Но легенда красивая! В 1826 году на месте казни вогула был поставлен памятник.
Сейчас, правда, он стоит на другом месте — на западной вершине горы, которая практически не рудоносная. А восточной вершины давно нет…
Кушва — сравнительно крупный город по меркам области. Есть новостройки, но, в-основном, советские пятиэтажки и дома частного сектора, во множестве обшитые сайдингом.
А где же дома всех этих купцов и промышленников прошлых веков? Должны быть на улице Первомайской (Торговой или Главной в старину). Доехали. Да, есть несколько каменных особняков. Но в каком состоянии… В большинстве — выбитые окна, без перекрытий, без кровли… Я даже не стал фотографировать. Единственное хорошо сохранившееся, на мой взгляд, строение прошлых веков — церковь Михаила Архангела.
Построенная в 1892 году, она одна из немногих церквей, которые не закрывались в годы Советской власти. Она есть на фотографии Прокудина — Горского, посещавшего Кушву. И за эти почти полтора века мало изменилась.
В углах церковной ограды растут два огромных развесистых дуба.
Это, по-моему, самая северная координата, где я видел дубы. Вот ведь — кто-то посадил, ростки выстояли, выжили и разрослись назло всем непогодам. Так же и этот храм. Выстоял, несмотря на все невзгоды.
У церкви я сказал вслух то, о чем молчал до поры, до времени.
— А сейчас мы поедем к обелиску на Хребте Уральском!
— Но ведь там нет дороги последние 12 километров! И, вообще, туда ездят только на электричках!
— Это волшебное слово — зимник!..
В 1878году на 276 километре Горнозаводской железной дороги Екатеринбург — Пермь были установлены металлические трёхгранные пирамиды с обеих сторон полотна, обозначающие границу Европа — Азия. Даже названия станций напоминают об этом рубеже — Европейская и Азиатская. А между ними, в 8 километрах от обелисков, находится станция Хребет Уральский. В 2003 году, в честь 125-летия Свердловской железной дороги, на перроне станции был установлен гранитный монумент Европа — Азия. Вот к нему я и решил проехать. А что? В навигатора от Азиатской, до которой асфальт от Кушвы, идёт лесовозная дорога. Только в этом месяце уже дважды проверяли эти лесные направления на проезжаемость. И, вообще… Кто предводитель?!
До Азиатской долетели пулей. Начался лес, расчисткой грейдером и не пахло.
Широкая в начале просека сузилась до ширины лесовоза. Две колеи. Правда, вполне проезжаемые. Скорость, конечно, упала до минимума. Вот только в голове свербила мысль:" Как разъезжаться, если, вдруг, встречный лесовоз?» И судьба была благосклонна! ОН появился тогда, когда у меня появился маленький шанс «спрятаться» на пол-корпуса в снежную полуметровую целину.
Чудо уральского автопрома с 12-метровыми берёзовыми хлыстами аккуратно прополз рядом с нами,
и скрылся в лесной глуши.
Выехав из временного снежного плена, продолжили путь. По навигатору до точки осталось 680 метров. Все… Спасительный зимник уходил в сторону, а едва заметная колея в нужном направлении не сулила ничего хорошего. Пришлось покорить целину, чтобы освободить проезд. Дальше — пешком.
Когда-то станция Хребет Уральский, видимо, была не просто остановочной площадкой для электричек. Небольшое поселение с заброшенными ныне домами. Стандартная для ж/д ХХ века водонапорная башня.
Заколоченная. А вот символ современности. Спутниковая антенна. И телефон — автомат!
Окна — двери станции тоже заколочены. А обелиск стоит! Даже буквы все целы!
И полузанесенная снегом тропка к основанию монумента и вокруг него. Явно фотографировались. Вот ведь, не одни мы такие немного чокнутые, чтоб переться в эту глухомань ради какого-то обелиска. А душа пела! Мы это сделали! Дело в том, что на форумах «искателей обелисков Е/А» маршрут к этому знаку обозначен, как «только электричкой». Нашёл всего один отчёт, где группа на трёх внедорожниках во всей красе (резина, лебедки, шноркели и пр.) доехала сюда. Летом, по грязи. Может, были и другие. Но, как говорилось в рекламе:" Не запостил — значит не было!» Я чувствовал себя первопроходцем маршрута. В одну машину, не подготовленную для полноценных трофи — рейдов. Приятно, чёрт побери!
На обратной дороге до Азиатской судьба вновь смилостивилась над нами. Встретили тот же лесовоз, уже пустой. Эта встреча состоялась на развилке двух лесовозных дорог и спрятаться не составило труда. Только на выезде из леса позволил расслабиться и сделать привал с перекусом под могучим кедром.
Задача была выполнена. До конца светового дня оставалось пару часов, и в нашей «копилке» добавилось ещё два обелиска Европа — Азия.
Всем удачи и лёгких дорог!
Теги:
Автопутешествия