В огромном Шанхае множество храмов. Самые известные — Храм Нефритового Будды, Конфуцианский Храм Вэньмяо, Даосский храм Байюн и другие. Наше внимание привлек самый большой по площади, старейший буддийский монастырь Лонхуа, основанный более полутора тысячи лет назад. Рядом с ним, перед главными воротами находится такая же старая семиэтажная пагода из дерева и кирпича (восстановленная в 977г.) Пагоду эту относят к культурному наследию Китая. Она так стара и почитаема, что вход на нее закрыт.
Название Лонхуа си в переводе означает «Храм Сияющего Дракона». По легенде, храм основали на месте, где когда-то объявился дракон. В третий день третьего месяца лунного календаря драконы посещают храм, чтобы помочь исполнить желания людей.
Эта дата совпадает с цветением персиковых деревьев в когда-то большом храмовом парке Лонхуа. Любование прекрасными цветами персика в садах было праздником для людей из близлежащих поселений. Со времен династии Мин ежегодно в эту дату по лунному календарю здесь проводится большая праздничная ярмарка. С момента своего основания это мероприятие прерывалось только культурной революцией и вспышкой атипичной пневмонии.
Пагода имеет не совсем обычную форму в сечении — восьмиугольную, тогда как традиционные буддийские сооружения — круглые ступы, а восьмиугольная пагода — как бы переходная форма к обычной квадратной китайской пагоде.
Как в Европе сооружались часовни и храмы для хранения святых реликвий, так и в Китае оказывается есть подобная традиция. Я не раз видела реликварии в европейских соборах, но никогда не видела в буддийских храмах ничего подобного. Согласно легенде, Сунь Цюань, правитель династии Ву (222–280), получил реликвии Шариры, которые являются кремированными останками Будды. Чтобы разместить эти драгоценные реликвии, король приказал построить 13 пагод. Пагода Лонхуа была одной из них.
Шарира вполне материальна. В монастыре Лонхуа действительно хранятся какие-то реликвии, но мы не заходили во все помещения и их не видели. Существуют старые книги, которые классифицируют различные типы реликвий по форме и цвету, определяя, какие являются частью тела Будды, а какие — какого-либо ученика. Эта традиция особенно процветает в Таиланде. (Фото I-net)
Главные ворота монастыря:
Скульптурка во дворе храма:
Малолюдный тихий комплекс монастыря производит очень приятное впечатление намоленного места. Спокойная и благостная атмосфера.
Трехъярусные Башни колокола и барабана. Колокольная башня славится знаменитым колоколом Лонхуа. Он считается самым звучным в Китае, весит 6,5 тонн. На площади перед пагодой собираются люди, чтобы встретить Новый год 108 ударами колокола и посмотреть театрализованное представление. В это время в храме монахи проводят торжественную церемонию, молясь о счастье и благополучии.
В комплекс храма входят: Зал Майтрейи (Mile Dian)- Будды Будущего.
Зал Небесных царей (Tianwang Dian) с их статуями.
Главный зал Великого Мудреца (Daxiong Baodian) со статуей Будды Настоящего — Шакьямуни.
Зал Трёх Мудрецов (San Sheng Dian) со статуями будды Амитабхи и сопровождающими его бодхисаттвами Авалокитешварой и Махастхамапраптой.
Зал Настоятеля (Fangzhang Shi) для церемоний и собраний монахов.
Дом (библиотека) Трипитаки (Цзанцзинлоу), в котором хранится Китайский буддийский канон, церемониальные принадлежности, произведения искусства.
Залы расположены по основной оси храмовой территории, а по периметру есть еще другие помещения.
Зал Небесных царей произвел особенное впечатление. Статуи очень колоритные, с тщательной отделкой, с позолотой. Уж очень выразительные! Небесные цари — стражи дхармы, каждый отвечает за свою часть света.
Чиготянь — синий, с лютней, царь востока, Цзэнчантянь — коричневый, с мечом, царь юга.
Довэньтянь — «всеслышащий» царь севера с зонтом. У всеслышащего были глаза на животе и на коленках! Он больше походил на «всевидящего».
Гуанмутянь — «всевидящий», контролирует погоду, запад. Казалось бы, что предметы в руках царей совершенно не соответствуют их сущностям, но там оказывается все не так просто: эти предметы — мнемоническое сопоставление с иероглифами, которые означают место небесного пребывания этих богов «Fēng Tiáo Yǔ Shùn» (хороший климат). Например иероглиф «Yǔ" означает «дождь» и отсюда — зонт. Вот такая многоходовочка:)
Слева от Зала Трёх Мудрецов расположился очень интересный небольшой Зал 500 Архатов. Когда я вошла в этот зал, то ощущения были радостно-удивленные. Это напоминало трибуны стадиона (надеюсь, это не кощунственное сравнение:). Это не Будды! Каждый человек имеет свое выражение лица, свою позу — они все разные. Это люди, достигшие наивысшего духовного развития, наивысшей степени просветления, достигшие нирваны. Они называются архаты. Да, вот так выглядят люди в нирване:)
Просто изумительно! — особенно с поднятыми руками — это же какой-то всплеск эмоций (например «гоооол!» :)
Скульптура в центре зала — богиня милосрдия Каннон (Гуаньинь) — поразила своим черным цветом. Я встречала изображения Каннон в Японии, Гонконге, но в черном цвете увидела в первый раз. На фоне золота архатов выглядит впечатляюще.
Это изваяния находились в боковых павильонах. Они тоже очень мне понравились. Существуют серии изображений из 4, 12, 16, 17, 18 и 500 архатов. Точно не могу сказать — архаты это или другие персонажи буддийского пантеона богов. В этом помещении казалось, они встречают тебя взглядом и не сводят с тебя глаз!
Вполне возможно, что это статуи архатов. Дело в том, что понятие архатов появилось в Индии, но изображением этих просветленных людей индусы не заморачивались. А вот китайский художник Гуаньсюй озадачился и явились к нему во сне образы архатов, которые были «экзотической» экстравагантной внешности, считавшейся в Китае символом иноземного происхождения:) Вот такие «иностранцы».
Боги и другие небожители:
Тысячерукая Богиня Милосердия:
Перед одним из павильонов было нечто, похожее на оригинальную «монетницу» для пожертвований:
Вот это совершенно неизвестный мне обряд, что за святая вода в фужерах — не ясно:) Фото с постера.
В дальнем конце территории монастыря:
Когда-то монастырь был окружен большим парком — тем самым, в котором люди любовались цветами персика. Но, к прискорбию, в период гоминьдана на территории парка проводились массовые казни репрессированных коммунистов, а во время Второй китайско-японской войны японцы устроили здесь лагерь для интернированных американцев и англичан, которые содержались в жесточайших условиях. С тех пор обширные сады храма были почти полностью поглощены соседним мемориальным кладбищем и были реконструированы в современном монументальном стиле.
В непосредственной близости от храмовых построек остался только небольшой традиционный сад.
Перед входом на мемориальное кладбище:
Находится монастырь не в центре города, но добраться легко — до станции Лонхуа (Longhua) по 11-й ветке метро. После выхода из метро, оглядевшись, можно заметить высокую пагоду — там и находится вход. Цена за вход 10 юаней. Мы просто приехали на такси, воспользовавшись сервисом заказа такси Didi Kuaidi’s Didi Chuxing.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм