Ну никак нам не хватило дневных «бродилок» по по старинному городу, а ныне- району Белграда-Земуну, который ранее был самостоятельным городом…Лучше бы он самостоятельным городом и оставался…
Как-то вечером, вернувшись в свой апартамент в Белграде, мы вдруг, совершенно не сговариваясь, произнесли: «а поехали опять в Земун?». Этот район обладает какой-то совершенно потрясающей харизмой, сочетающей в себе уют, дух старины, спокойствие и еще что-то эдакое, необъяснимое…
Я уже где-то откровенно признавалась, что зря мы решили жить в центре Белграда, не тот район мы выбрали для проживания в Белграде, побоявшись, что из Земуна в центр добираться будет долго и муторно. Оказалось, это совершенно не так. А поехали мы на такси вечером в Земун исключительно из соображений экономии времени для «бродилок». Невероятно, заплатили около семи долларов и домчались за десять минут. Эх, надо было все-таки в Земуне жить! А еще, не буду лукавить, гнало нас любопытство. Где-то в Земуне стоит вагон от «Балканского экспресса». Это нам в дневных «бродилка» гид сказал, выразительно махнув вверх, когда шли по Земуну по улице Главной. Типа, там ресторан с таким же названием, и прямо в нем — бывший вагон от «Балканского Экспресса». Любопытство (или любознательность?) — это ж двигатель исторического прогресса:)
Что ж, полезем немножко в историю…Я чуть-чуть, для понимания… Был Orient-Express или Simplon-Orient-Express («Восточный Экспресс») — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883–1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут длиной около 2740 км, с остановками в Мюнхене, Вене, Будапеште, Милане, Венеции, Загребе, Софии, Бухаресте и Белграде. Позже «Восточным Экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе были отделаны в стиле ар-деко. В двадцатом столетии экспресс только два раза находился в простое — во время мировых войн. В 1919 году несколько изменился его маршрут: поезд шёл от Кале и Парижа до Лозанны, а затем — через перевал Симпло. После Второй мировой войны жизнь экспресса продлили ещё на тридцать лет — с 1947 по 1977 год. В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express по маршруту Штутгарт — Белград. В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс продолжил движение во времена ««железного занавеса», соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года был «ночным экспрессом» Париж — Вена, а с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, и спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания (по материалам и фото Википедии).
Часть пути «Восточного Экспресса» проходила по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что нынешнюю Сербию пересекали исторические торговые «Янтарные маршруты» из Центральной Европы к Средиземноморью, в плане развития собственной транспортной инфраструктуры она отставала от других стран континента. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивало их коммерческое использование. «Железнице Србије» («Железные дороги Сербии») — государственная компания, единственный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров по железным дорогам в Сербии. Начало сербских железных дорог относят к 1881 году, когда Король Милан IV Обренович заявил об их образовании. Первый поезд отправился из Белграда в Ниш 23 августа 1884 года, что считается официальной датой создания компании. Потом построили и «белградскую» ветку через реку Саву в Земун, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. Так что к 1919 году «Восточный Экспресс» смог наконец использовать сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем.
С 1920-х годов и до распада Югославии, «Железнице Србије» действовала под названием «Югославские железные дороги».
Так что ж все-таки такое именно «Балканский Экспресс», вагон которого так хотелось нам увидеть даже пусть и в ресторанной «сцепке»? Был ли он частью «Восточного Экспресса»? Точного ответа я не нашла. Указывается, что «Балканский Экспресс» был запущен в январе 1916 года и функционировал как ночной поезд между Берлином и Константинополем. Этот маршрут был проложен 15 января 1916 года немецкой компанией Mitropa как балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от «Восточного Экспресса». Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.
С 1927 года название «Балканский Экспресс» было присвоено железнодорожному сообщению между Голландией и Константинополем. В мае 1955 года был запущен новый «Балканский Экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Константинополь. Нынешний «Балканский Экспресс» (начал работу в 1971 году) — это ночной поезд, курсирующий между Стамбулом и Белградом, который следует в Эдирне, Пловдив и Софию. Поезд соединяется с «Bosphorus Express» в Димитровграде, Болгария, и далее следует в Стамбул.
Скорее всего, думалось мне, пока мы топали наверх в сторону ресторана «Балканский Экспресс» (Balkan Ekspres) на улицу Despota Đurđa 22, это какой-нибудь списанный вагон, но вот какого он «года рождения»? Говорят, где-то на задворках Белграда «припарковано» очень много старых, ненужных, не подлежащих восстановлению вагонов бывших Югославских железных дорог и не только.
Смотрите, вот мы и пришли, знакомьтесь, вот это чудо неизвестного «года рождения».
В 1998 году в Земуне произошел фурор. Сюда, на улицу Деспота Джурджа, привезли и установили сначала рельсы и шпалы…а потом на рельсы поставили один единственный вагон.
А вокруг вагона построили двухэтажный ресторан с прилегающей крышей-козырьком, причем так, что кажется, будто поезд пришел на станцию.
Вагон красиво отреставрировали и снаружи и внутри, импровизация на тему «вагон-ресторан».
Кстати, встретившийся нам потом на дороге житель Земуна, прекрасно говоривший по-русски (учился в Киеве), рассказал, что местные до сих пор не называют ресторан «Balkan Ekspres», а говорят просто: «пошли, посидим в «вагоне». Интерьеры не только самого вагона, но и ресторана — впечатляют.
На открытой террасе все столики заняты, и это — вечером обыкновенного буднего дня! Конечно, виды с этой терраски, на которой посажены березки — умопомрачительный!
Но нам не повезло — мы помчались к единственному свободному на террасе столику, чтобы уткнуться в большую табличку «reserved»…Официанты на нашу просьбу разместить нас за столиком на террасе, очень вежливо отвечали, что на сегодня у них мест нет. И также вежливо отвечали, что не знают, какого «года рождения» их легендарный вагон, отсылая меня с этим вопросом неприлично далеко-далеко к менеджеру. К которому мы, конечно же, не пошли. Расхотелось. Обиделись:)
Пошли гулять дальше. Дошли до церкви Святого великомученика Дмитрия Солунского (построена в 1874—1878 гг.), это одна из немногих на этом берегу Савы церковь в сербском стиле.
Ограда крепости и прилегающего к ней кладбища — прежние крепостные стены, кое-где видны даже орудийные амбразуры. Хорошо, что кладбище освещалось огнями башни Гардош, а то бы было страшновато…
Башня Гардош, высотой 36 метров, была построена венгерскими архитекторами в 1896 году в честь тысячелетия венгерской государственности. Это была смотровая башня на границе Австро-Венгрии и Сербии.
Здесь было древнее поселение Таврун. Сохранились руины-фрагменты старой городской крепости. Мы полюбовались видами на вечерний Земун с холма Гардош
попили кофе в «Салаш-034»
и дошли до церкви Святого Николая Чудотворца.
С очень красивыми витражами.
Пока муж обходил церковь с целью помочь мне найти лучший ракурс (что очень сложно, имейте в виду — высокие деревья), меня привлекла пристройка церкви с табличкой. Не знаю почему, но такие таблички меня часто завораживают, притягивая внимание — кто это, в честь кого, кем он был?
Нашла потом в интернете — Йоаким Вуйич (1772—1847 гг.), как его называют «отец сербского театра», который в 1835 году основал первый постоянный театр — княжеско-сербский. А в табличке на пристройке говорится, что в именно в этой церкви Святого Николая (Чудотворца) в Земуне Йоаким работал школьным учителем в 1807—1808 гг., преподавая рационализм (философская теория). Кстати, Йоаким был полиглотом, говорил на восьми (!) языках. Даже иврит изучал.
Через пешеходную улицу мы вышли на главную площадь Земуна — Большую площадь (Велики трг). Главной доминантой Большой площади является церковь Вознесения Блаженной девы Марии, возведенная в конце XVIII века на месте мечети.
На площади — рынок и очень симпатичные дома
и искусно оформленные магазины.
Ну, а нам пора на набережную Земуна!
Надо обязательно дойти до ресторана-сплава Stari Slep, расположенного на старой барже СРД-ДУНАВ, этот ресторан нам очень рекомендовали. Тем более, что после пешеходной прогулки аппетит разыгрался…
Чтобы взойти, в буквальном смысле этого слова, на борт этого плавучего ресторана, надо пройти по большому трапу, больше похожему на мост. Точнее мосту, похожему на трап. Он хрустит, скрепит и покачивается. То еще «удовольствие»!
Войдя на эту старую баржу, наш аппетит сразу сдулся. Подобие какой-то убогой столовой. Виды, да, красивые.
Что касается еды — ничего не могу сказать, сама атмосфера не понравилась, мы развернулись и пришлось топать назад по скрипящему мосту, норовящему скинуть нас в воды Дуная за неуважение к, вроде бы, популярному заведению общепита.
Погуляли еще по набережной.
Выбрали себе отель прямо напротив набережной Дуная, а вдруг пригодится:) — ну мало ли, вдруг захочется в Сербию вернуться? Будем жить уж точно, только в Земуне!
И уселись в первый попавшийся ресторан, поскольку голод просто подкашивал, выбивая из колеи не только ноги, но и разум, и вообще всяческое желание что-либо еще смотреть. Было, на минуточку, около одиннадцати часов вечера и обед остался в далеком необозримом прошлом… А тут он — ресторан Danubius. Народ сидел плотненько, но нам местечко нашлось. От позднего ужина мы не были и не в восторге, и не в разочаровании.
По моему мнению, средний ресторан. Единственная «выручалочка» ресторана — виды на Дунай…
Так что наши вечерние «бродилки» по Земуну с гастрономическим уклоном подтвердили — Земун — чудесный район Белграда, достойный восхищения, обожания, долгих интересных прогулок, познавания исторического прошлого, но в следующий раз ресторанчики и кафе, где можно в Земуне качественно разобраться со своим аппетитом, надо выбирать заранее и тщательно:) Ну что ж, учтем, если еще раз доведется в Сербии побывать…А вдруг?
Написано в полной влюбленности в Земун, несмотря на…
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм