Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 19 ноября 16:35
.

Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Сербия Август 2018
29 37

Ну никак нам не хватило дневных «бродилок» по по старинному городу, а ныне- району Белграда-Земуну, который ранее был самостоятельным городом…Лучше бы он самостоятельным городом и оставался…

Как-то вечером, вернувшись в свой апартамент в Белграде, мы вдруг, совершенно не сговариваясь, произнесли: «а поехали опять в Земун?». Этот район обладает какой-то совершенно потрясающей харизмой, сочетающей в себе уют, дух старины, спокойствие и еще что-то эдакое, необъяснимое…

8
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Я уже где-то откровенно признавалась, что зря мы решили жить в центре Белграда, не тот район мы выбрали для проживания в Белграде, побоявшись, что из Земуна в центр добираться будет долго и муторно. Оказалось, это совершенно не так. А поехали мы на такси вечером в Земун исключительно из соображений экономии времени для «бродилок». Невероятно, заплатили около семи долларов и домчались за десять минут. Эх, надо было все-таки в Земуне жить! А еще, не буду лукавить, гнало нас любопытство. Где-то в Земуне стоит вагон от «Балканского экспресса». Это нам в дневных «бродилка» гид сказал, выразительно махнув вверх, когда шли по Земуну по улице Главной. Типа, там ресторан с таким же названием, и прямо в нем — бывший вагон от «Балканского Экспресса». Любопытство (или любознательность?) — это ж двигатель исторического прогресса:)

2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Что ж, полезем немножко в историю…Я чуть-чуть, для понимания… Был Orient-Express или Simplon-Orient-Express («Восточный Экспресс») — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883–1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут длиной около 2740 км, с остановками в Мюнхене, Вене, Будапеште, Милане, Венеции, Загребе, Софии, Бухаресте и Белграде. Позже «Восточным Экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе были отделаны в стиле ар-деко. В двадцатом столетии экспресс только два раза находился в простое — во время мировых войн. В 1919 году несколько изменился его маршрут: поезд шёл от Кале и Парижа до Лозанны, а затем — через перевал Симпло. После Второй мировой войны жизнь экспресса продлили ещё на тридцать лет — с 1947 по 1977 год. В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express по маршруту Штутгарт — Белград. В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс продолжил движение во времена ««железного занавеса», соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года был «ночным экспрессом» Париж — Вена, а с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, и спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания (по материалам и фото Википедии).

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Часть пути «Восточного Экспресса» проходила по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что нынешнюю Сербию пересекали исторические торговые «Янтарные маршруты» из Центральной Европы к Средиземноморью, в плане развития собственной транспортной инфраструктуры она отставала от других стран континента. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивало их коммерческое использование. «Железнице Србије» («Железные дороги Сербии») — государственная компания, единственный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров по железным дорогам в Сербии. Начало сербских железных дорог относят к 1881 году, когда Король Милан IV Обренович заявил об их образовании. Первый поезд отправился из Белграда в Ниш 23 августа 1884 года, что считается официальной датой создания компании. Потом построили и «белградскую» ветку через реку Саву в Земун, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. Так что к 1919 году «Восточный Экспресс» смог наконец использовать сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем.

С 1920-х годов и до распада Югославии, «Железнице Србије» действовала под названием «Югославские железные дороги».

Так что ж все-таки такое именно «Балканский Экспресс», вагон которого так хотелось нам увидеть даже пусть и в ресторанной «сцепке»? Был ли он частью «Восточного Экспресса»? Точного ответа я не нашла. Указывается, что «Балканский Экспресс» был запущен в январе 1916 года и функционировал как ночной поезд между Берлином и Константинополем. Этот маршрут был проложен 15 января 1916 года немецкой компанией Mitropa как балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от «Восточного Экспресса». Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.

С 1927 года название «Балканский Экспресс» было присвоено железнодорожному сообщению между Голландией и Константинополем. В мае 1955 года был запущен новый «Балканский Экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Константинополь. Нынешний «Балканский Экспресс» (начал работу в 1971 году) — это ночной поезд, курсирующий между Стамбулом и Белградом, который следует в Эдирне, Пловдив и Софию. Поезд соединяется с «Bosphorus Express» в Димитровграде, Болгария, и далее следует в Стамбул.

Скорее всего, думалось мне, пока мы топали наверх в сторону ресторана «Балканский Экспресс» (Balkan Ekspres) на улицу Despota Đurđa 22, это какой-нибудь списанный вагон, но вот какого он «года рождения»? Говорят, где-то на задворках Белграда «припарковано» очень много старых, ненужных, не подлежащих восстановлению вагонов бывших Югославских железных дорог и не только.

Смотрите, вот мы и пришли, знакомьтесь, вот это чудо неизвестного «года рождения».

4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

В 1998 году в Земуне произошел фурор. Сюда, на улицу Деспота Джурджа, привезли и установили сначала рельсы и шпалы…а потом на рельсы поставили один единственный вагон.

2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

А вокруг вагона построили двухэтажный ресторан с прилегающей крышей-козырьком, причем так, что кажется, будто поезд пришел на станцию.

5
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Вагон красиво отреставрировали и снаружи и внутри, импровизация на тему «вагон-ресторан».

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
3
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
3
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Кстати, встретившийся нам потом на дороге житель Земуна, прекрасно говоривший по-русски (учился в Киеве), рассказал, что местные до сих пор не называют ресторан «Balkan Ekspres», а говорят просто: «пошли, посидим в «вагоне». Интерьеры не только самого вагона, но и ресторана — впечатляют.

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

На открытой террасе все столики заняты, и это — вечером обыкновенного буднего дня! Конечно, виды с этой терраски, на которой посажены березки — умопомрачительный!

2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
3
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Но нам не повезло — мы помчались к единственному свободному на террасе столику, чтобы уткнуться в большую табличку «reserved»…Официанты на нашу просьбу разместить нас за столиком на террасе, очень вежливо отвечали, что на сегодня у них мест нет. И также вежливо отвечали, что не знают, какого «года рождения» их легендарный вагон, отсылая меня с этим вопросом неприлично далеко-далеко к менеджеру. К которому мы, конечно же, не пошли. Расхотелось. Обиделись:)

Пошли гулять дальше. Дошли до церкви Святого великомученика Дмитрия Солунского (построена в 1874—1878 гг.), это одна из немногих на этом берегу Савы церковь в сербском стиле.

2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Ограда крепости и прилегающего к ней кладбища — прежние крепостные стены, кое-где видны даже орудийные амбразуры. Хорошо, что кладбище освещалось огнями башни Гардош, а то бы было страшновато…

Башня Гардош, высотой 36 метров, была построена венгерскими архитекторами в 1896 году в честь тысячелетия венгерской государственности. Это была смотровая башня на границе Австро-Венгрии и Сербии.

1 из 4

Здесь было древнее поселение Таврун. Сохранились руины-фрагменты старой городской крепости. Мы полюбовались видами на вечерний Земун с холма Гардош

6
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

попили кофе в «Салаш-034»

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

и дошли до церкви Святого Николая Чудотворца.

4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

С очень красивыми витражами.

4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Пока муж обходил церковь с целью помочь мне найти лучший ракурс (что очень сложно, имейте в виду — высокие деревья), меня привлекла пристройка церкви с табличкой. Не знаю почему, но такие таблички меня часто завораживают, притягивая внимание — кто это, в честь кого, кем он был?

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Нашла потом в интернете — Йоаким Вуйич (1772—1847 гг.), как его называют «отец сербского театра», который в 1835 году основал первый постоянный театр — княжеско-сербский. А в табличке на пристройке говорится, что в именно в этой церкви Святого Николая (Чудотворца) в Земуне Йоаким работал школьным учителем в 1807—1808 гг., преподавая рационализм (философская теория). Кстати, Йоаким был полиглотом, говорил на восьми (!) языках. Даже иврит изучал.

Через пешеходную улицу мы вышли на главную площадь Земуна — Большую площадь (Велики трг). Главной доминантой Большой площади является церковь Вознесения Блаженной девы Марии, возведенная в конце XVIII века на месте мечети.

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
5
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

На площади — рынок и очень симпатичные дома

5
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

и искусно оформленные магазины.

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Ну, а нам пора на набережную Земуна!

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
3
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
3
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Надо обязательно дойти до ресторана-сплава Stari Slep, расположенного на старой барже СРД-ДУНАВ, этот ресторан нам очень рекомендовали. Тем более, что после пешеходной прогулки аппетит разыгрался…

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Чтобы взойти, в буквальном смысле этого слова, на борт этого плавучего ресторана, надо пройти по большому трапу, больше похожему на мост. Точнее мосту, похожему на трап. Он хрустит, скрепит и покачивается. То еще «удовольствие»!

2
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Войдя на эту старую баржу, наш аппетит сразу сдулся. Подобие какой-то убогой столовой. Виды, да, красивые.

5
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Что касается еды — ничего не могу сказать, сама атмосфера не понравилась, мы развернулись и пришлось топать назад по скрипящему мосту, норовящему скинуть нас в воды Дуная за неуважение к, вроде бы, популярному заведению общепита.

Погуляли еще по набережной.

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Выбрали себе отель прямо напротив набережной Дуная, а вдруг пригодится:) — ну мало ли, вдруг захочется в Сербию вернуться? Будем жить уж точно, только в Земуне!

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

И уселись в первый попавшийся ресторан, поскольку голод просто подкашивал, выбивая из колеи не только ноги, но и разум, и вообще всяческое желание что-либо еще смотреть. Было, на минуточку, около одиннадцати часов вечера и обед остался в далеком необозримом прошлом… А тут он — ресторан Danubius. Народ сидел плотненько, но нам местечко нашлось. От позднего ужина мы не были и не в восторге, и не в разочаровании.

1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
1
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

По моему мнению, средний ресторан. Единственная «выручалочка» ресторана — виды на Дунай…

4
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…

Так что наши вечерние «бродилки» по Земуну с гастрономическим уклоном подтвердили — Земун — чудесный район Белграда, достойный восхищения, обожания, долгих интересных прогулок, познавания исторического прошлого, но в следующий раз ресторанчики и кафе, где можно в Земуне качественно разобраться со своим аппетитом, надо выбирать заранее и тщательно:) Ну что ж, учтем, если еще раз доведется в Сербии побывать…А вдруг?

Написано в полной влюбленности в Земун, несмотря на…

Фотоальбомы к рассказу

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Сербия: полезная информация
Комментарии