Быть в Тбилиси и не съездить в Мцхету — это совсем непростительно. Ведь древняя столица Грузии находится всего в 20 минутах езды от столицы современной. Мы не упустили шанса побывать в этих краях и в предпоследний день нашего путешествия по Грузии отправились в Мцхету на маршрутке. Тем более, что особого труда это не составляет. Жили мы рядом со станцией метро Руставели. От нее на метро доехали до автовокзала Дидубе. Вокзал Дидубе — это конечно отдельная песня! Первый раз очутившись там я словно в 90-е годы вернулась! Все вперемешку: киоски, торговые палатки, остановки, маршрутки, такси. Но если не можете сориентироваться, спросите у местных, они всегда подскажут. С автовокзала маршрутки отправляются каждые 20 минут. Билеты покупаешь в кассе. Касса рядом с остановкой маршрутки. Стоимость билета 1,5 лари.
Мцхету называют «колыбелью грузинской церкви и государственности». Это и не удивительно! Здесь столько монастырей и храмов, но расположено все достаточно компактно, так что осмотр достопримечательностей много времени не займет. Изначально мы планировали погулять по центру города, а затем уже съездить в монастырь Джвари и, я лелеяла надежду доехать до Шио-Мингивского монастыря. Но в маршрутке встретили и познакомились с туристами из Белоруссии, отцом и сыном. Эта встреча внесла свои коррективы в наши планы. В итоге все переиграли. И первым пунктом посещения стал монастырь Джвари. За 20 лари мы договорились с таксистом о поездке до Джвари и обратно. На четверых, как нам показалось, хорошая цена.
Монастырь возвышается над городом и виден почти с любой точки.
Про Джвари, как впрочем, и про Мцхету, на Туристере написано много. Поэтому не буду сильно распространяться, т. к. сегодня Джвари — один из самых значимых и знаменитых монастырей в Грузии. Он возвышается над древней Мцхетой. Вид на слияние рек Арагви и Куры захватывает дух. Про Джвари писал Лермонтов в своей повести «Мцыри». «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» — таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. В 1837 году в этом монастыре Лермонтов встретил старого монаха, который рассказал ему историю, ставшую основой поэмы «Мцыри».
В 1837 году в этом монастыре Лермонтов встретил старого монаха, который рассказал ему историю, ставшую основой поэмы "Мцыри".
Но Джвари известен не только историей про создание «Мцыри». Для грузин — это святое место, т. к. именно тут Святая Нино, христианская просветительница Грузии, воздвигла крест и заставила грузин поверить в единого бога. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста. Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.
Сейчас в центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской. Монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви — две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты.
Все, как правило, под этим пейзажем цитируют Лермонтова, и я процитирую:
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь".
Джвари - и есть тот самый монастырь, Арагви и Кура, над слиянием которых он стоит, никуда не делись.
Виды, открывающиеся с монастыря Джвари, и внешний вид монастыря, стоящего высоко на скале и словно являющегося ее продолжением, на меня произвели большее впечатление, чем интерьер древнего монастыря.
Вот стояла бы здесь не один час и наслаждалась распростертым у подножия пейзажем, но, увы, погода была не для прогулок! На горе ветер просто сдувал!
Городок на берегу - это и есть Мцхета.
В отличие от нас околевших, наш попутчик белорус был более бодр. Секрет его бодрости открылся нам позже. Он был в таком восторге от Грузии, в которой отдыхал всего лишь третий день. Восторг активно подогревался на протяжении всех этих дней чачей. И у него с собой было.
А я в душе по прежнему лелеяла надежду, что попутчики согласятся ехать в Шио-Мгвимский монастырь. Ждала подходящего момента, чтобы предложить этот вариант, но таксист меня опередил. Предложил белорусу, показав красивую картинку с видом монастыря, а он предложил нам. Сказать, что я обрадовалась, значит, ничего не сказать. На четверых поездка в оба монастыря нам выходила в 40 лари. В качестве бонуса к ней прилагалась еще небольшая экскурсия от таксиста, разговоры о жизни в Грузии и бесплатная дегустация домашнего вина и чачи в конце всей этой программы. Но соглашаясь, мы обо всем этом еще и не догадывались.
Спустились с холма, на котором стоит монастырь Джвари, проехали мимо бронзового памятника М. Ю. Лермонтову, одиноко стоящем на обочине шоссе, поднялись немного выше в горы и оказались на месте. Ехать недалеко, но дорога малость петляет, поэтому, немного укачивает.
Место вроде как туристическое, но не многолюдное. На момент приезды мы были единственные туристы на территории.
Шио-Мгвимский монастырь — средневековый монашеский архитектурный комплекс, неподалеку от города Мцхета. Он расположен в узком известняковом ущелье на северном берегу реки Мтквари (Кура), примерно в 30 км от Тбилиси. Первая монашеская община на этом месте была основана в VI веке монахом Шио, одним из тринадцати ассирийских отцов, которые прибыли в Грузию в качестве христианских миссионеров. Святой Шио провел свои последние годы, отшельником в глубокой пещере возле Мцхеты, впоследствии названной Шиомгвиме (Пещера Шио). Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем католикоса Грузии. Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил, когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446–1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Несколько раз монастырь опустошался и разорялся, а в конце концов и вовсе был закрыт советской властью, хотя богослужения тайно продолжались. Сейчас монастырь действует и привлекает много паломников и туристов — гласит интернет.
Но на самом деле место вроде как туристическое, но туристов кроме нас не было никого! Может быть это нам так повезло. Это потрясающее место с очень сильной энергетикой, защищенное горами бесспорно заслуживает посещения!
Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимский монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика.
Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя.
Первым делом прошли к верхней церкви. Верхняя церковь (Земо Эклесия) названная в честь Божией Матери является центральной частью Шио-Мгвимского монастыря и построена на рубеже XII века по приказу царя Давида IV. Первоначально купольная церковь, она была впоследствии уничтожена иностранным вторжением и восстановлена в 1678 году, как базилика. Внутри храма можно увидеть хорошо сохранившиеся фрески, но фотографировать там нельзя. К тому же началась служба, поэтому долго там не были. Пошли осматривать территорию дальше.
Здания на территории монастыря построены будто ступенями — Верхняя церковь соответственно на верху, если спуститься ниже, то можно увидеть небольшую и с виду невзрачную церквушку. На самом деле это один из древнейших храмов в стране, к тому же сохранившийся почти в первозданном виде. Самая ранняя постройка на территории монастыря — храм Святого Иоанна Крестителя (построен в 560–580 годах). Это крестообразная в плане церковь, очень проста и строга по своей конструкции. К тому же времени относятся и вырытые монахами пещеры и сейчас видимые вокруг монастыря и вдоль дороги, ведущей к монастырскому комплексу. Церковный купол опирается на восьмиугольный барабан и покрыт конической крышей. Внутри храма был размещён богато украшенный каменный иконостас со сценами жития преподобного Шио, находящийся сейчас в тбилисском Государственном Музее искусств Грузии. Колокольня храма возведена в 1733 году.
Храм в миниатюре перед входом.
Перед входом, как и везде в Мцхете, можно рассмотреть миниатюрную копию храма. Внутри очень хорошо сохранились фрески и нет запрета на фотосъемку. Так же в храме есть под решеткой — яма, в которой жил и умер святой Шио. Туда тоже можно спуститься, что мы и сделали, но фотографировать нельзя. Хотя, кроме нас, повторюсь, никого из туристов не было, да и не следит никто, но, тем не менее, фотографировать не стала.
Под решеткой – яма, в которой жил и умер святой Шио. Шио Мгвимский — анахорет, пустынник, один из наиболее почитаемых святых Грузинской церкви, основатель монашества в Грузии. Почитается как чудотворец в христианстве.
Прогулялись еще по территории. Увидели квеври.
Квеври. Монахи занимались виноделием.
Монахи оказывается, и тут занимались виноделием. И как выяснилось, что и наш таксист тоже винишко ставит. И у него с собой было! И не только вино, но еще и чача. Буквально уговорил, по крайней мере, меня, белоруса уговаривать не пришлось, продегустировать. Мы не отказались, но злоупотреблять сильно не стали. Выпили за дружбу, душевно очень пообщались о жизни в Мцхете и Грузии, о том, что сделано там за последние годы.
За душевными разговорами время летело незаметно, но пора было возвращаться, ведь достопримечательности древней грузинской столицы нами еще были не изучены. В тот момент я была рада, что все так удачно сложилось. Все-таки хорошо найти попутчиков, и расходы на такси можно разделить и сфотографировать вместе попросить, да и так поболтать о жизни. Но в конце этой поездки нам пришлось попрощаться с белорусами. Т. к. наши программы посещения Мцхеты немного отличались. Мы планировали вначале осмотреть, а затем пообедать. У них же желание поесть было сильнее желания окультуриться.
Мы сразу же отправились в один из главных храмов всей Грузии, Храм Светицховели, кафедральный патриарший собор.
Храм Светицховели – один из главных храмов всей Грузии, кафедральный патриарший собор. Согласно легенде, под храмом хранится хитон Иисуса Христа – одна из величайших святынь христианского мира. Также в храме есть купель, из которой крестился первый царь Грузии – Мириан III. Храм Светицховели включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вход через деревянные двери с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.
Согласно легенде, под храмом хранится хитон Иисуса Христа — одна из величайших святынь христианского мира. Также в храме есть купель, из которой крестился первый царь Грузии — Мириан III. Храм Светицховели включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа. А это надгробие Ираклия II.
На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.
Было немного дико, что могильные плиты находятся прямо под ногами.
После того как Грузия получила покровительство России, представители царского рода стали считаться российскими князьями.
На сегодняшний день из средних веков сохранились лишь фрески XV века.
Храм очень величественный, как и полагается патриаршему храму, но не симметричен, быть может, потому, что построен храм был, аж в XI веке, на фундаменте, предшествующей ему базилики V века.
Особенно это заметно на миниатюрной копии храма на входе в собор. А вот у входа во двор храма очень много попрошаек. Наличие такого количества людей, просящих милостыню на улицах, очень поразило меня в первый день нашего пребывания в Грузии, и к этому явлению я так и не привыкла за время путешествия.
Раздав подаяния, оправились на прогулку по улицам Мцхеты.
Гуляя по улицам Мцхеты, не покидает ощещение, что ты попал в декорации к историческому фильму.
В 2010 году по указу Михаила Саакашвили во всех исторических городах и наиболее посещаемых местах страны начались реставрационные работы, чтобы превратить Грузию в главный центр притяжения туристов на Кавказе. Реконструкция не прошла и мимо Мцхеты — центральные улицы расширили и «обули» в брусчатку, крыши домов покрыли фактурной красной черепицей, балкончики подлатали, поставили новые «старые» фонари.
Но не все дома коснулась реконструкция. Стоит только свернуть в проторенных туристических маршрутов и можно увидеть немного другую картину.
Но не все дома коснулась реконструкция.
Во время прогулки нас не покидало ощущение, что мы попали в декорации к историческому фильму. Этот по-домашнему уютный городок, с несколько сказочным обликом, маленькими улочками и многочисленными магазинчиками, традиционно торгующими милыми сувенирами, мимо которых пройти невозможно, не купив что-нибудь на память, постепенно нас очаровывал.
Спустились к Куре. Посмотрели на ее мутные воды, цвета чайной заварки. Летом здесь, наверное, можно покататься по реке, но весной, увы.
Издалека посмотрели на старинную полуразрушенную крепость Бебрисцихе, которая была возведена в качестве охраны на пути в город.
Бебрисцихе – старинная полуразрушенная крепость, датируемая IX веком нашей эры. Была возведена в качестве охраны на пути в город. На нее мы посмотрели издалека.
Нагулявшись и замерзнув, оправились в сторону Самтавро — действующего женского монастыря, известного тем, что здесь хранятся мощи нескольких святых и камень с могилы святой Нино. Тут же могила первого грузинского царя Мириана III и его жены Наны. А так же в алтарной части под престолом хранятся мощи ассирийского отца Або Некресского, который в конце VI века был вывезен из Некреси в Мцхету и убит.
Самтавро - действующий женский монастырь. Известен тем, что здесь хранятся мощи нескольких святых и камень с могилы святой Нино. Тут же могила первого грузинского царя Мириана III и его жены Наны. Наиболее интересными считаются чудотворные мощи отца Гавриила.
Нагуляв приличный аппетит, закончили мы свое знакомство с древней столицей Грузии в кафе с видом на монастырь Джвари. А после отправились на маршрутке в Тбилиси, т. к. были еще планы погулять по району Сололаки.
Другие рассказы о Грузии:
Винный тур в Кахетию
Гамарджоба, Грузия!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия