Людвиг II Баварский, пожалуй самый известный из королей Германии. Молодой, эксцентричный мечтатель, он получил прозвище «сказочный». Где сказочный король, там и волшебные замки. На горном альпийском склоне белым лебедем вырос средневековый Нойшванштайн — приют Лоэнгрина, в долине разместился маленький уютный Линдерхоф, как резная шкатулка с драгоценностями. Воображению короля не было предела. После поездки в Версаль летом 1874 года, Людвиг II окончательно утвердился в намерении построить свою Баварскую копию резиденции французских королей. Тут и подходящий участок подвернулся, остров Херренинзель посреди озера Кимзее. На тот момент территория принадлежала деревообрабатывающей компании, деятельность которой грозила полным истреблением лесов на острове. Местные жители написали жалобу властям, дошло до короля. Так он и узнал про Херренинзель. Место королю понравилось и он его выкупил под строительство нового дворца.
В Прин-ам-Кимзее (Prien am Chiemsee) мы приехали из Берхтесгадена. От железнодорожной станции до озера можно доехать на паровозике или минут за 20 дойти пешком. Местная узкоколейка Кимзее-Бан интересна сама по себе. Когда в 1886 году Людвига II не стало, его преемник Принц Регент Леопольд прекратил строительные работы в замке Херренкимзее и открыл великолепное здание для публики. В результате в городок на озере потянулись туристические массы. Конные повозки сновали от станции к пирсу и обратно, но явно не справлялись с потоком желающих увидеть Баварский Версаль. Тогда судоходный магнат Людвиг Феслер (Ludwig Feßler) и производитель локомотивов Георг Краус (Georg Krauss) обратились с просьбой о разрешении на строительство узкоколейной железной дороги от станции Прин до пароходного дока в Стоке.
Разрешение было получено и дорога длиной 1,91 километра построена в рекордные сроки. Строительство началось 2 мая 1887 года, а 21 июня уже начали укладывать рельсы. Торжественное открытие состоялось 9 июля, менее чем через 70 дней после начала строительства. И уже на следующий день, в воскресенье, началась официальная эксплуатация дороги. Сейчас Кимзее-Бан является старейшей в мире постоянно действующей узкоколейной железной дорогой с трамвайчиком на паровой тяге. Поезд собирается из оригинальных вагонов 1887 и 1888 годов. Вагонный парк состоит из девяти двухосных вагонов, изготовленных известным немецким концерном MAN (Maschinenfabrik Augsburg Nürnberg).
Вдоль рельсов благополучно дошли до озера. У пристани стоят кораблики, на одном из них мы и поплывём.
Городок Прин-ам-Кимзее имеет долгую историю. Первое поселение здесь возникло в XII веке, как административный центр Графства Фалькенштейн. Сейчас это полпулярное место отдыха. В сезон гостиницы на берегу сдают номера не меньше, чем на пять дней. У пристани устроена детская площадка с кораблём и фонтаном-шутихой.
Подошёл наш кораблик, билеты купили на борту. Накрапывал дождик, пришлось разместиться в каюте и время от времени выглядывать на верхнюю палубу, чтобы запечатлеть окружающую красоту. Озеро Кимзее самое большое в Баварии, возможно поэтому его называют «Баварским морем». Три главных острова: Херренинзель — «Мужской остров», куда мы и направляемся, Фрауенинзель — «Женский остров», там расположен бенедиктинский женский монастырь, и Краутинзель — необитаемый «Остров капусты», в средние века здесь выращивали капусту и другие овощи.
Фрауенинзель (слева) и Краутинзель (справа).
Кораблик скользит по бирюзовой глади, в утренней дымке встают очертания Альп. Так жалко, что поездка длилась всего 20 минут.
С берега дворца не видно, он расположен в глубине острова. Посетители могут проехать на конной повозке или пройтись пешком по лесной тропе. Не забудьте только купить билет в кассе у пристани. Мы купили дворцовую карту и бодро зашагали вглубь острова. Вдалеке лошадка, везущая не хворосту воз, как вы может быть подумали, а туристов, лишивших себя удовольствия утренней прогулки по королевскому лесу.
Дорожка закончилась, и из лесной чащи изумлённому взору предстал… Версаль. Как дворец из сказки «Аленький цветочек», только вместо чудовища симпатичный мальчик-экскурсовод.
Центральная аллея уходит казалось за горизонт. У входа симметричные пруды с монументальными фонтанами.
Богиня удачи Фортуна возвышается на своём колесе с морским богом Тритоном и нимфой Нереидой у её ног.
Маленькие тритончики трубят в рог среди камышей.
Богиня славы и молвы Фама верхом на крылатом Пегасе победно трубит в свой горн, а «Зависть», «Ненависть» и «Коварство» летят со скалы прямо в пасть ужасному змею.
До начала экскурсии было ещё время и мы решили прогуляться по парку.
Верхняя терраса украшена двумя мраморными охотничьими фонтанами.
У фонтана фигуры античных богинь Дианы и Венеры.
Скульптуры богов расположились по краю бассейна.
В центре парка великолепный фонтан Латона, точная копия версальского.
Фонтан посвящен легенде о Латоне, богине материнства. Согласно истории, рассказанной Овидием в его «Метаморфозах», возлюбленная Зевса Латона скрывалась от гнева Геры. Со своими детьми, Артемидой и Аполлоном, она бежала через деревню Ликию. Жители Ликии, боясь гнева Геры, не позволили матери и детям напиться из озера. За это Латона наказала крестьян, превратив их в лягушек.
Фонтан выполнен в форме четырёхъярусного свадебного торта. На нижнем ярусе шесть фигур крестьян. Они изображены в стадии превращения: наполовину человек, наполовину лягушка. Между ними квакают то ли настоящие лягушки, то ли уже превращённые в лягушек соседи. Выше на втором и третьем «корже» только лягушечки. Венчает композицию статуя Латоны и её детей из белого мрамора.
Центральная дорожка переходит в липовую аллею и заканчивается каналом, имитируя Большой Канал версальского парка.
Подошло время экскурсии. Через «золотые ворота» входим во дворец.
В вестибюле установлен роскошный павлин с королевским вензелем.
Во дворце нельзя фотографировать. Павлина сняла, вестибюль всё-таки.
Экскурсия у нас получилась камерная, всего на трёх человек. С одной стороны хорошо, всё слышно, на все вопросы ответят, с другой было особенно обидно не сделать фото в совершенно пустых залах.
Дворец поражает начиная с парадной лестницы. Мрамор, красочные фрески, резьба в пышном стиле французского рококо. Немудрено, что Херренкимзее обошёлся дороже, чем Линдерхоф и Нойшванштайн вместе взятые. Людвиг II построил храм поклонния Людовику XIV — Королю Солнце. Во дворце вы не встретите ни единого символа Баварии, зато здесь висит большой портрет Людовика XIV.
По приказу короля Большой Зеркальный Зал был точно скопирован с Зеркального зала Версаля. В зеркальном зале 23 огромных зеркала установлены напротив 23 арочных окон. Благодаря такому дизайну свет отражается по всему залу. Солнечные лучи преломляются в 33-х хрустальных люстрах и 44-х напольных канделябрах. По особым случаям в зале зажигали 1848 свечей. Для иллюстрации великолепия покоев дворца, я пересняла несколько фото с проспекта.
Королевская опочивальня в стиле Луи XIV, самая дорогостоящая комната XIX века. На её оформление ушло более четырёх килограммов золота.
Фарфоровый кабинет в стиле рококо изготовлен на Мейсенской фарфоровой фабрике. Дворцовый заказ до сих пор является самым большим единичным заказом.
Дворец не только роскошно украшен, но и технически оснащён по последнему слову того времени. Столовая, снабжена столом с механическим приводом. Скатерть-самобранка позволяла королю обедать без присутствия слуг.
После экскурсии бегом и с почти закрытыми глазами пробежали по залам с современным искусством и спустились в королевскую купальню.
Вышли в парк, вижу включили фонтаны. Бегом снимать. Парк большой, а фонтаны работают недолго.
Хотя барочный парк Херренкимзее и повторяет парк Версаля, он не является точной копией. Фонтаны Фама и Фортуна не были скопированы с фонтанов Версальского дворца. Моделью для центральных фигур этих фонтанов послужил фонтан Фама Королевского Дворца Ла Гранха недалеко от испанской Сеговии.
Центральный фонтан заиграл новыми красками. Черепахи и ящерицы в бассейне будто ожили.
Идея фонтана Латона возникла из желания Людовика XIV создать фонтан связанный с его кумиром, богом солнца Аполлоном. Фонтан, посвященный матери бога подошёл как нельзя кстати.
Под журчание миниатюрных водопадов хищники с новыми силами принялись терзать свою добычу.
Фонтаны выключили, в перерыве мы решили осмотреть дворцовый музей. Во музее выставлены предметы из убранства дворца. Изысканная мебель,
Время пролетело незаметно. С сожалением бросаем последний взгляд на Баварский Версаль.
Можно было ещё зайти в монастырь Августинцев возле пристани, но после дворца и парка не хотелось смешивать впечатления.
Подошёл кораблик и увёз нас обратно на большую землю.
Практическая информация:
Фонтаны перед дворцом включаются и выключаются примерно каждые 15 минут.
Расписание корабликов по Кимзее: http://www.chiemsee-schifffahrt.de/en/home/
Дворцовая карта: https://www.schloesser.bayern.de/deutsch/schloss/objekte/jahreskarten.pdf . За 48 евро вдвоём можно посетить все дворцы Баварии, включая Нойшванштайн, Линдерхоф, Мюнхенскую Резиденц, Нимфенбург, Крепость в Нюрнберге. Билет действует 14 дней.
Теги:
Самостоятельные путешествия