В фотоальбоме «Вена в январе» https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/39027 я немного показал Вену как город, но мало о чём рассказал. Сегодня речь пойдёт о Шёнбрунне, одном из наиболее притягательных мест Вены, дворцово-парковом ансамбле, включенном ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.
Шёнбрунн («Красивый источник») обязан своим названием красивой легенде, по которой император Матвей в 1612 году во время охоты в окрестностях поместья Габсбургов Каттербург заблудился, устал, прилёг отдохнуть, а проснувшись, обнаружил прекрасный источник с чистой прохладной водой. Впоследствии поместье, а затем и дворец так и были названы. Дворец строился по проекту архитектора Фишера фон Эрлаха в 1696–1713, затем неоднократно достраивался и свой современный вид приобрёл в 1747 году, с открытием театра в северном крыле дворца.
Шёнбрунн стал основной императорской резиденцией в период правления Марии Терезии — супруги, затем вдовы императора Франца I, эрцгерцогини Австрии и императрицы Священной Римской империи. На территории прилегающего парка в 1752 году был основан зверинец, являющийся сейчас старейшим зоопарком мира.
Первый раз мы посетили Шёнбрунн 6 января с обзорной экскурсией. Было солнечно и тепло. Главный вход на территорию обозначен обелисками, увенчанными орлами.
От входа до дворца раскинулась обширная площадь с фонтанами, окаймленная по периметру газонами. Фонтаны в январе были отключены и как-то затерялись на просторах площади. Газоны ощетинились причудливо подстриженными на зиму деревцами, но радовали глаз зеленью травы.
А теперь посмотрим, как выглядел Шёнбрунн во времена Марии Терезии, при помощи картины Каналетто (Бернардо Беллотто, 1759/60) из галереи Музея истории искусств.
Изображенное на картине время суток, судя по характеру освещения дворца, 9–10 часов утра, при этом площадь уже заполнена народом. Видимо, в середине XVIII века австрийская столица просыпалась рано…
Как видно, облик площади не сильно изменился со времён Марии Терезии. Разве что несколько поменялись моды, брусчатка на фото больше похожа на современную да скульптурные группы на фонтанах стали поскромнее. Кстати, в интернете на переднем плане многих фотографий фасада дворца присутствует некая обширная водная гладь со скульптурной композицией, а на самом деле на фото — фонтаны (где-то левый в кадре, где-то правый), и они не настолько велики, это просто оптический эффект переднего плана.
Во время обзорной экскурсии времени было в обрез, успели обследовать только площадь перед дворцом и его вестибюль. Поэтому для себя решили, что приедем сюда ещё раз сами, но только если погода будет подходящая. Интерьеры дворца нас интересуют меньше, чем его внешний вид и ландшафтный дизайн, поэтому и нужна погода.
В вестибюле дворца обратили внимание на пол, покрытый деревянной брусчаткой — шестиугольными деревянными плашками с характерным рисунком поперечного среза дерева. Смотрю и думаю: это ж какое дерево смогло простоять больше 250 лет под напором времени и миллионов подошв — и не рассыпаться в прах, сохранить свой природный характер! И какие искусные мастера сумели найти такое дерево и так его применить…
В вестибюле нам показали генеалогическое древо династии Габсбургов, попутно рассказав об истории Шёнбрунна.
Впечатлил вид из окон вестибюля через внешнюю колоннаду в юго-западном направлении — на просторную, по-зимнему пустынную эспланаду, в перспективе которой притягивало взгляд некое сооружение — ажурное и как будто даже невесомое.
1
Похоже, что именно это подсознательное притяжение и заставило нас вторично наведаться в Шёнбрунн. Сейчас из интернета мы много знаем об этом «таинственном» объекте, а тогда для нас это была загадка, и хотелось её разгадать — самим, на месте. И надо же — в канун отъезда из Вены, 11 января, снова выдался солнечный день. В этот раз мы добрались самостоятельно, на метро. И вот он, Шёнбрунн — солнечно-улыбчивый, но всё равно строгий и слегка отстранённый.
Сначала обследовали противоположный от центрального входа юго-западный фасад дворца. В центральной части большой балкон, поддерживаемый той самой колоннадой, сквозь которую мы бросали любопытные взгляды из вестибюля дворца.
Обращают на себя внимание ажурные решётки ограждений балкона и лестниц, старинные (не XVIII ли века?) фонари, но также и закрытые наглухо жалюзи-ставнями окна двух нижних этажей дворца (от зимы? от солнца? от любопытных глаз?).
С балкона открывается панорама парковой зоны и тот самый «объект» — чуть ближе и отчётливее. Попытался сравнить панораму, что увидел с балкона, с ещё одной картиной Каналетто из Музея истории искусств, но… оказалось мало общего.
На картине периода 1759/61 гг. угадывается существующая эспланада, но дальше — всё отличается. Какое-то здание на холме в перспективе, и ещё здания справа от него… Покопался в интернете — ничего про них не нашёл. Видимо, эту часть картины художник изобразил не с натуры, а по собственной фантазии либо с чьего-то проекта, который не был реализован. То, что мы видим в перспективе со стороны дворца сейчас, было на самом деле осуществлено в 1775 г., позднее написания картины.
Конечно, зима — не лучшее время для знакомства. Оголённый парк своей чересчур строгой геометрией не очень привлекателен для прогулок, молчаливо спрятались фонтаны, не зовут знаменитые лабиринты, да и у входа в зоопарк не заметно очереди.
Но эспланаду с обеих сторон и зимой украшают прекрасные беломраморные статуи на античные сюжеты…
…а завершает эспланаду скульптурная композиция Нептуна с нимфами и четырьмя тритонами — укротителями морских коньков, запряжённых в колесницу Нептуна.
Да, это — фонтан (в январе он, естественно, не работал), а чаша его столь просторна, что для себя я его обозначил как «нижний пруд».
Поблизости от «нижнего пруда» нам встретилась пара местных аборигенов — утка с селезнем.
От фонтана открывается обратная перспектива эспланады с южным фасадом дворца на дальнем плане
И снова сравниваю с аналогичным пейзажем Каналетто (1758/61) из Музея истории искусств — вот здесь отличий немного. Основное отличие: на картине лето, а у нас зима.
А потом был небыстрый путь наверх, к «тому самому». Но оно того стоило. По мере подъёма, оглядываясь назад, видели меняющийся пейзаж и постепенно открывающуюся панораму Вены с эспланадой и дворцом на переднем плане.
Дорожка зигзагообразно поднимается на вершину холма.
Для защиты от размыва — аккуратные водоотводные канавки, вымощенные камнем.
Наверху обнаружили приличных размеров «верхний» пруд с разнообразной живностью
1
И наконец — вот оно, «то самое»… Прекрасное творение со звучным названием Глориетта (триумфальная арка, колоннада, etc.). Вблизи это солидное сооружение, но всё равно — просвеченное солнцем, воздушное, и такое же притягательное, как издали.
Официально в данном случае Глориетта — это павильон-колоннада высотой 20 м в стиле классицизма на вершине холма напротив дворца Шёнбрунн. Сверху над центральной частью надпись (в переводе): «Возведено в правление императора Иосифа и императрицы Марии Терезии, 1775». Построено в честь победы австрийской армии над армией прусского короля Фридриха II, по проекту Фердинанда фон Хоэнберга.
1
Павильон в центре Глориетты в имперские времена использоваля как обеденный зал. Сейчас там популярное кафе. К сожалению, в тот день знаменитое кафе и вход на верхнюю смотровую площадку Глориетты были закрыты, но всё равно, впечатления остались приятные и незабываемые.
1
1
Перед Глориеттой выкопан довольно большой пруд, населенный утками и вездесущими чайками.
2
И такие «цыпочки» тоже гуляют у пруда…
Через пруд открывается панорама Вены с водным зеркалом на переднем плане
1
1
1
Обратно спускаемся по дорожке с другой стороны холма
1
Теперь дворец постепенно приближается, а тучки над ним рассеиваются.
1
1
От подошвы холма открывается панорама эспланады с высоты моего роста.
1
Белоснежные статуи контрастируют с чёрной графикой зимних деревьев без снега.
1
Прощание с Шёнбрунном получилось одновременно светлым и грустным. Захотелось ещё вернуться. Желательно — летом.