В неолит на общественном транспорте
Будем снисходительны к великим деяниям: они так редко бываю преднамеренными. Андре Берте
Продолжаю утверждать, на Мальте можно путешествовать во времени. Горизонты перемещений необозримы, вплоть до эпохи неолита.
Именно так! Можно отправиться в те революционные в истории человечества времена, когда человек перестал ждать милости от природы, а стал осваивать производящее хозяйство — скотоводство и земледелие. Это будет путешествие в завершающий период каменного века, главным результатом которого стал переход от разнообразных каменных орудий труда к орудиям, сделанным из железа.
Временные рамки неолита понятное дело размыты, но раньше всего он начался в регионах с более теплым климатом, на Ближнем Востоке, и было это возможно 9500 лет до н. э.
Что касается Мальты, то достоверно известно, что там найдены первые следы человеческой деятельности, относящиеся к периоду неолита, время появления которых 6000 лет до н. э. Причём это не просто следы жизнедеятельности, как-то наконечник для стрел или каменный топор, а рукотворные строения, первые из построенных человеком на Земле.
Последнее обстоятельство удивительно и совершенно необъяснимо. Как древний человек, не имеющий знаний и умений в постройке даже самых примитивных судов и уж тем более навыков навигации, мог оказаться на небольших малопривлекательных для жизни островах, практически лишенных воды и растительности?
Почему именно на этих островах оказалась достаточно развитое племя людей, сумевшее построить мегалитические храмы, причём как минимум за 1000 лет до того, как появилось нечто подобное в других регионах Земли?
А самое главное, куда исчезли потом эти люди, и были ли это люди вообще? Может быть, это были представители иных цивилизаций?
Ответов на эти вопросы не существует, зато существует повод увидеть древние мегалиты своими глазами.
Чтобы попасть в эпоху неолита я отправился на остров Гоцо (чаще пишут Гозо, но написание Гоцо я встретил в двух солидных источниках и, проникнувшись к ним доверием, буду именовать именно Гоцо).
Напомню, что путешествовал я по Мальте исключительно на общественном транспорте, который и на острове Мальта и на острове Гоцо развит великолепно. Считаю, что этот вариант перемещения по островному государству самый оптимальный, сеть автобусного сообщения обширна, охватывает, чуть ли не каждый уголок страны, автобусы всегда ходили по расписанию, которое обязательно имелось на каждой остановке. Возможно, на такси было бы быстрее, но цена в 21 евро за недельный проездной была вне конкуренции.
Знаю, многие, будучи на Мальте, выбирают туристические автобусы hop-on-hop-off, но мне кажется это не лучший вариант. Их сеть перемещения явно уступает по охвату территории обычным автобусам, ходят они значительно реже, а что касается наличия аудиогида (на русском языке, слышал, тоже есть), то не считаю это серьёзным преимуществом, ибо информация та совсем не уникальна, а присутствует в любом путеводителе. Однако, те кто пользовался данной услугой, возможно, имеют другое мнение и было бы интересно услышать аргументы «за».
Те, кто едет на Гоцо, скажем, из Валетты фактически пересекут всю страну. Сначала надо добраться до местечка Чиркева (Cirkewwa) в котором находится паромная переправа на второй мальтийский остров.
Паром отправляется чётко по расписанию, рейсов достаточно много (если не ошибаюсь каждые 45 минут), долго ждать не придётся.
Паромов, как я понял, несколько, как минимум два, а может и больше. Но два я видел, точно, первый паром был тот, на котором плыли мы, второй, шёл в обратном направлении.
Время в пути минут 20–30. Большая часть туристов, как это водится, собирается на верхней палубе, чтобы лично запечатлеть и проплывающий мимо необитаемый остров Комино, и прибытие на остров Гоцо, в порт с милым названием Мджарр.
Стоимость билета в оба конца 4,65 евро, его можно купить в кассе по пути туда или обратно. Причём туда наличие билета никто не проверяет, а на обратном маршруте обязательно пропускают через валидатор. Такая оптимизация процесса контроля логична, иного варианта добраться с острова на остров не существует, разве что вплавь, брассом или кролем.
Из портового Мджарра надо добраться до столицы острова Гоцо — города Виктория. Я это сделал по своему обыкновению на автобусе (кстати, проездной действителен на обоих островах).
Кто-то выбирал вариант hop-on-hop-off, а вот в этом случае покупка нового билета обязательна (стоимость не скажу, не знаю, но купить билет точно не проблема, предлагают и при посадке на паром, и при прибытии, и на борту).
Последний этап моего перемещения в период неолита на автобусе из городского вокзала Виктории — до остановки Джгантия в городке Шара. Отправление каждый час, но путь будет не долгим, 15 минут, и вы перемещаетесь в доисторические времена.
Извините, я не привожу конкретные номера автобусов и времени их отправления. Такая информация, безусловно, очень ценна для тех, кто планирует самостоятельное путешествие. Но, с другой стороны, на месте разобраться тоже не проблема: расписание автобусов на остановках есть, служители вокзала присутствуют, всегда можно спросить- уточнить, как говорится «язык, он и до Джгантии доведёт»
В итоге, не спеша, на общественном транспорте, я и добрался в период неолита. Неужели кто-то после всего этого так не поверил в существование машины времени?
Доисторические времена и мегалиты Мальты
Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину. Эрнест Ренан
Надо понимать, что по этой теме никто точно ничего не знает. Версий, гипотез, различных теорий подкреплённых какой-то доказательной базой множество. Но это лишь чьи-то догадки, не более того.
Ну вот как вам такая информация. Два мальтийский мегалитических храма (а их там несколько десятков), обнаружены на морском дне, недалеко от города Сан-Джулиан. А это означает, что в доисторические времена мальтийские острова занимали больший размер суши, чем в настоящее время.
В результате чего родилась теория, что на этой территории существовала развитая цивилизация, возможно имеющее отношение к Атлантиде. Доказательств этой теории не существует, но согласитесь красивая история.
Однако, совершенно однозначно, что территория нынешней Мальты один из древнейших очагов зарождения человеческой цивилизации.
Результаты археологических раскопок установили с достаточной точностью к какому периоду относятся первые поселения на этих островах. Напомню, что некоторые строения мегалитических храмов датируются как 6000 лет до н. э.
Но при этом есть версия, что до начала постройки мегалитов человек жил на этих островах как минимум полторы тысячи лет. Доказательств много. Археологические работы ведутся более сотни лет.
Доисторический этап развития Мальты разбит на три крупных периода: неолит, медный век и бронзовый век, с разбивкой на подгруппы культур, получивших название от мест их нахождения.
Откуда появились на этих островах люди? Скорее все приплыли на плотах из Сицилии. Это подтверждают найденные при раскопках предметы обихода, изготовленными из материалов, отсутствующих на мальтийских островах (например, кремень и лава с Сицилии).
Скорее всего, когда человек впервые прибыл на эти острова, то они сильно отличались от той скалистой местности со скудной растительностью, которую можно видеть сейчас.
Возможно, в те времена были густые леса, населённые разнообразными животными. Скорее всего, что-то очень необходимое, как-то злаки и домашние животные, люди привезли с собой.
Кстати, есть утверждения, что пришельцы привезли с собой и каких-то диковинных животных, например, слонов размером с обычную собаку.
Оказывается, археологи нашли статуэтки в виде тучных, лишенных головы фигур с крошечными руками и ногами, похожих своим обликом на слонов, а также изделия из слоновой кости. Мамонты к этому времени давно вымерли, ещё до ледниковой эры, а их потомки слоны жили в далёкой Африке. Откуда тогда взялись украшения из слоновой кости датируемые эпохой неолита, которые сейчас входят в экспозицию Национального музея археологии — загадка. Кто-то придумал историю про карликовых слонов. Но опять же это только чья-то интерпретация фактов, точно никто ничего не знает.
Как переселенцы добирались из Сицилии на своих судах совершенно непонятно. Я ведь тоже перемещался по морю с Мальты на Сицилию, туда и обратно.
И, несмотря на то, что это было в 21-м веке и средством передвижения было современное судно, наш рейс туда был перенесён на следующий день из-за погодных условий.
А как же можно было совершать путешествия по морю на примитивных судах и не вдоль берега, по которому можно было бы ориентироваться, а вглубь столь негостеприимного моря, прокладывая путь, очевидно, по звездам. Неужели у древних людей были такие знания?
Может, существовала в то время возможность пешего перехода на мальтийские острова, иначе как объяснить найденные археологами колеи древних дорог (кстати, датируемые задолго до появления колеса) неожиданно обрывающиеся у побережья.
Вопросы и загадки! А вы говорите, что там делать на этой Мальте! Да там мистика сплошная!
Итак, человек смог достичь мальтийских островов и построить там развитую цивилизацию. Уже в конце неолита острова Мальта и Гоцо становятся неким религиозным центром Средиземноморья.
Строятся религиозные сооружения, в том числе мегалитический храм на Гоцо, которое я имел счастье увидеть.
Напомню, что этот храм Джгантия на Гоцо считается самым старым отдельно стоящим строением из ныне существующих в мире.
Он был построен на тысячу лет раньше Великой пирамиды Хеопса в Египте и Стоунхенджа на юге Британии.
Есть на Мальте знаменитый Гипогей Халь Сафлини в Паола — лабиринт вырезанных в камне проходов и комнат, представляющий собой подземный храм и кладбище. Мне не удалось его увидеть. Может кто там побывал, или что-нибудь знает интересное, дайте по этому поводу свой комментарий.
Мегалитических храмов на острове несколько десятков. Самые известные из них, Хаджар Им, Мнайдра и Таршин (Hagar Qim, Mnajdra, Tarxien). Такое их количество на столь малой территории даёт основание говорить о том, что Мальта была неким мистическим центром, местом религиозного поклонения в доисторические времена в этом регионе.
Мегалитические комплексы Мальты в основном представлены кромлехами.
Это такой сложный тип сооружений, представляющий собой некое количество поставленных вертикально продолговатых и бесформенных камней.
Они все однотипны: аналогичны по материалу, архитектурной форме и конструкции.
В качестве строительного материала использовали каменную породу двух видом: твердый камень — для кладки стен и мягкий для отделки внутренних помещений.
Способ транспортирования и обработки глыб определить не удалось, но технологию строительства исследовали и даже воспроизвели. Эта технология изучена достаточно подробно, от обустройства фундамента, до установки глыб друг на друга, без раствора и предварительной обработки, но очень плотно, практически без щелей.
Мегалитические постройки были окружены общей стеной, в плане похожей на подкову, в центре которой находились коллективные захоронения.
Мегалитическое святилище Джгантия имеет особую оригинальную форму, из-за которой оно получило название «мать и дочь». Форма сооружения оформлена в виде двух лежащих женщин неодинакового роста. Вход в каждое из них устроен на месте влагалища.
Надо потихоньку закругляться с этой темой, ибо она не только таинственна, но и бесконечна.
Боги древних мальтийцев так и остались неизвестными, также неизведанна повседневная жизнь их без сомнения развитого общества.
Не удержусь, добавлю гипотезу и про гигантов. Есть такая научная или околонаучная мысль, что на мальтийских островах не менее двух тысячелетий жили гиганты. Они возникли неизвестно откуда, возвели святилища из каменных глыб длиной до 8 м и весом несколько тонн каждый, а потом таинственно исчезли.
Но, на мой взгляд, это самое нелепое объяснение факта появления мегалитических комплексов на Мальте.
Гораздо проще представить, что невысокие и тщедушные древние люди додумались до лебёдок, валиков и рычагов и с их помощью двигали огромные валуны, чем поверить в существование древних исполинов. Хотя…
Рабат, катакомбы Святого Павла
Смерть кажется нам страшной, а бессмертие желанным, потому что мы смертны. Будь мы бессмертны, страшным, казалось бы, нам бессмертие, желанной — смерть. Хенрик Эльценберг
Каждый человек думает, что все люди смертны, кроме него самого. Уильям Йитс.
А теперь предлагаю в пространстве переместиться на остров Мальта, в город Рабат, что соседствует с первой столицей Мальты — древним городом Мдина. А во времени в 3-й век н. э. в римский период в истории Мальты.
В прошлом рассказе я уже упоминал и Мдину и Рабат в связи с легендарной для Мальты личностью — апостолом Павлом. Именно с его именем связывают появление христианства на острове и, собственно говоря, об этом и шло повествование.
Теперь же я отчитаюсь о катакомбах Святого Павла, находящихся в Рабате в которых я провёл достаточное время. Сейчас это хорошо оборудованный музей, пускающий посетителей за скромные 5 евро, а когда-то запутанный лабиринт подземных гробниц.
Сразу скажу, что к Святому Павлу они особого отношения не имеют, просто расположены неподалёку от храма, названного в его честь и грота, в котором он жил, находясь на Мальте, и, получившие имя апостола за компанию.
Согласно сайту организации Heritage Malta, присматривающей за всеми музеями и дворцами на Мальте, территория катакомб составляет 2200 кв. м., но другие не менее уважаемые источники утверждают, что вся местность под Рабатом пронизана сетью катакомб и скорее всего так и есть.
Очевидно, Heritage Malta информирует о том, что находится у неё на балансе как музейные площади, а вся территория захоронений скорее всего полностью и не исследована.
Ведь захоронения производились согласно римской культуре в течении нескольких веков присутствия римлян на острове. Хоронить в самом городе, в первой столице Мдине считалось невозможным, поэтому подземное кладбище организовали сразу за пределами городской стены, на территории нынешнего Рабата.
Для посетителей открыта совсем небольшая часть катакомб, но получить представление о наиболее распространённых типах гробниц вполне возможно.
Среди, казалось бы, безумного подземного лабиринта залов, комнат, ниш можно выделить определённые закономерности. Хорошо заметен главный склеп с высоким потолком и украшенный колоннами.
В этом достаточно большом зале обязательно присутствуют круглые столы и скамейки, на которых проводились погребальные ритуалы. Использовался склеп и для проведения таких праздников, как ежегодный фестиваль мёртвых.
Также известно, что в катакомбах ранние христиане тайно служили мессы, пока Константин I не сделал христианство официальной религией Римской империи и прекратил преследование христиан.
Возле главного склепа обустраивалась часовня с углублением в дальнем конце, выполнявшем роль алтаря.
От главного зала в разные стороны уходят подземные тоннели, составляющие целую серию галерей. Предназначение тоннелей не вызывает сомнения, везде гробницы, в том числе маленькие прямоугольные выемки предназначенные для детей.
Даже не специалисту видно, что гробницы различных типов.
Они, вероятно, рассчитаны на разный социальный статус усопших. Различия также были возможны и по религиозным причинам, ведь в подземном кладбище хоронили не только христиан, но и язычников и евреев.
В некоторых комнатах сохранились фрески, чаще всего фрагментарно, которые невероятно ценны, так как являются реальным и очень редким свидетельством живописи Мальты того периода.
Подземные захоронения Мальты не могут сравниться с масштабами подземных гробниц и кладбищ в самом Риме, но историческое их наследие огромно. Эти катакомбы, носящие имя апостола Павла, самые ранние и наиболее значительные археологические доказательства христианства на Мальте.
На этом завершу своё повествование о невероятных тайнах древней Мальты. Дальше буду писать про рыцарей Мальтийского Ордена, тоже весьма занимательная тема.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия