Традиционным направлением своих путешествий я выбираю Европу. Может быть эти поездки стали немного однообразными, но я знаю, что каждый раз получу удовольствие от изучения нового симпатичного города, позитивных европейцев, отличной кухни. Думаю, что очень не скоро я добрался бы до Японии, если бы не рабочая командировка в Токио. Если исключить рабочее время, то в Токио у меня было три вечера и два полных свободных дня, за которые удалось пробежать центр города, совершить прогулку до океана и главное — поближе узнать японцев, которые до этого были для меня людьми очень загадочными.
Если сравнивать население и площади Токио и Москвы, то по цифрам они очень похожи, но по субъективным ощущениям Москва представляется достаточно свободным городом: широкие улицы и тротуары, бульвары, скверы — если не спускатсья в метро, то город не кажется тесным. Улицы Токио — это словно артерии с потоками людей. Узость улиц и плотность строений создают ощущение движения по тоннелям, хотя этажность домов в Токио в целом небольшая. Только в самом центре мы видим офисные здания наподобие Москва-Сити. За пределами центра большинство зданий имеют 4–6 этажей, но плотность застройки не снижается.
Для понимания масштаба Токио отправимся на телевизионную башню — Tokyo Tower и посмотрим на город с высоты 300 метров. Башня крайне похожа на Эйфелеву и почти совпадает с ней по габаритам, но из-за окружающих ее высоток она не производит впечатления очень высокоого строения, даже когда находишься у ее подножия.
Башня имеет две смотровые площадки на разных уровнях. На первом (150 метров) мы находимся все еще почти в гуще города, слегка приподнявшись над землей.
Со второго (250 метров) уже видна вся панорама города. Километры практически одинаковых домов тянутся до линии горизонта. Если панорамы Праги или Будапешта дают ощущения вдохновения и свободы, то панорама Токио — это взгляд на бесконечный лабиринт, в центре которого мы находимся.
Более интересный вид открывается в сторону залива, где, собственно, заканчивается сам город. В этом районе уже строятся олимпийские объекты к Олимпиаде-2020.
Подкрепляет сложившееся впечатление и взгляд на карту метро. Около каждой станции написана стоимость проезда до нее от вашей точки и название станции — на японском. На третий день мы уже узнавали обозначение станции, где находилась гостиница — нашли в иероглифах ассоцииации с домиком и котом. Уже в вагонах станции линии написаны и на английском. На слух, к счастью, звучание станций совпадает с ее англоязычным написанием.
Продолжая сравнение с Москвой — в метрополитене Токио я не увидел каких-то принципиальных отличий или удобств. Поезда ходят примерно с той же скоростью, оборудованы выгоны примерно также. Специальных утрамбовщиков пассажиров также нет — проблема сейчас видимо уже решена, как я понял, через увеличение количества путей отправления: на некоторых станциях насчитывалось до шести платформ. Сеть метро незаметно соединяется с сетью пригородных электричек и монорельсом в центральной части города. Если на монорельсе занять удобное место в первом вагоне по ходу движения, то можно насладиться урбанистическим видом.
Большинству из нас Япония представляется страной будущего. Этому мнению способствуют новости, в которых рассказывается об очередном чудо-роботе, придуманном японцами. Однако, мне показалось, что эти роботы имеют скорее выставочное значение. В обычной жизни все также, как и у нас: метро управляет машинист, в магазине пробивает товары и даже складывает их в пакет — человек, а в гостинице убирает номер обычная японская горничная. Просто в Японии тот уровень технологического прогресса, который сейчас имеем и мы, наблюдается уже 30–40 лет. Сейчас в 2019-м году, благодаря мировой глобализации экономики, уровень технического оснащения нашей жизни и жизни японцев примерно сопоставим.
И даже японская техника не представляет собой совокупность передовых достижений. Sony уступила пальму первенства Apple и Samsung, а японские автомобили несколько отстают во внедрении новых технологий от немецких. Но в чем я теперь уверен еще больше — это в надежности японской техники, но об этом чуть позже.
Дух технологического авангардизма поддерживается и японцами — в центре города есть музей будущего, а на витринах улиц представлены новейшие автомобили, которые все же являются пока скорее концепт-карами.
Кстати, автопарк японцев очень скромен при средней зарплате в 5000 $ и ценах несколько более низких, чем в Европе. Основная масса автомобилей — это 8-10летние Тойоты В или С класса. Японцам совсем несвойственны «понты», поэтому увидеть какое-то новое дорогое авто в Токио сложнее не только, чем в Москве, но и чем в Нижнем Новгороде. Это же касается и одежды. Многие японцы ходят на работу в костюмах, но при этом они настолько похожи по цвету и качеству (кстати, не самому высокому), что кажется им их на работе и выдают.
Музей будущего нам показался очень специфическим. Наверное, он все-таки рассчитан больше на детей и на японский подход. Нам хотелось увидеть в нем что-то невероятное, но главная его цель — показать исторический прогресс человечества и напомнить о том, что у прогресса есть и определенная миссия — помогать экономить ресурсы. Так ниже представлена наиболее эффективная на их взгляд схема обмена ресурсами между природой и человеком.
Здесь же можно увидеть и огромный глобус, который сильнее заставляет задуматься о масштабах Земли, чем его настольная версия.
Самый эффектный объект выставки — это робот, который умеет танцевать своеобразные танцы и даже бить ногой по мячу. Но до техники удара даже среднего дворового футболиста этому роботу объективно очень далеко.
Заставляют глубоко задуматься неразгаданные загадки, из которых составлена целая стена (к счастью, с переводом на английский язык). Нашлась загадка и на русском языке, правда более известная нам с упоминанием бутерброда и масла.
Музей окружает парк, выполненный в техностиле:
Неподалеку находится экспо-центр, снова посвященный автомобильной тематике. Здесь можно посмотреть двигатели и коробки передач автомобилей Toyota в разрезе.
Продолжая тему техники, упомяну и рабочую часть нашего визита. В рамках него мы посещали два завода компании Yokogawa — ведущего мирового производителя контрольно-измерительных приборов для предприятий. Во время общения со специалистами Yokogawa стало понятно насколько японцы трудолюбивы и серьезны. Эти люди могут завернуть 1000 гаек с одинаковой точностью, подходя к очередной из них как к первой. Чувствуется, что они искренне стремятся принести максимум пользы тому делу, которым они заняты. Также они очень преданы своим компаниям и без очень весомой причины не любят менять работу. Возможно поэтому их заводы имеют вот такую территорию и парковку вот с таким видом на горы:
Возвращаемся в город. Наверное самым европейским или американским районом Токио является Гинза. Высокие здания с многометровыми рекламами европейских брендов, светящиеся витрины магазинов и даже японцы-денди, которых нельзя встретить в других районах города. Место, безусловно, заслуживающее внимание, но в целом очень нетипичное для этого города.
Очень крутая достопримечательность — перекресток семи дорог в Сибуе. В один момент всем автомобилям загорается красный свет и огромное количество пешеходов разбегается во всех направлениях. В первые секунды после включения зеленого пешеходного света на перекрестке негде суши упасть.
Рядом с перекрестком находится статуя собаке Хатико, или как говорят сами японцы — Хачико.
В Японии распространены две религии — синтоизм и буддизм. Один из самых известных синтоистских храмов — Мэйдзи.
Храм находится в самом центре города в большом парке, вход в который украшают огромные ворота. Утверждается, что в парке можно встретить все виды растений Японии.
На территории храма также можно встретить особенный тип растений, характерный для Японии — бонсай. Это деревья в горшках, которых подстригаются таким образом, что их рост крайне замедлен. Представленным на фото бонсаям более 200 лет.
Также почти в центре города находится самый старый буддистский храм — Сэнсодзи. Вокруг храма также есть небольшой парк с речкой, в которой можно увидеть золотых рыбок и даже нашлось место для водопада. От храма отходит торговая улица, которая является таковой уже несколько веков. Здесь огромный выбор различных сувениров. Я не большой их любитель, но в Японии они действительно интересные — это вееры, японские палочки и многое другое.
Самым же увлекательным оказался поход к другому буддийскому храму — Котоку-ин, который представляет собой тринадцатиметровую статую Будды. Нас этот храм привлекал еще и тем, что он находился уже в пригороде Токио — Камакуре, в нескольких сотнях метров от побережья Тихого океана. До храма существует и гораздо более простой путь, но мы решили пройти обходной горной дорогой, чтобы познакомиться и с природой Японии.
Нужно сказать, что дорога превзошла наши ожидания. Общая длина пути извилистых горных тропинок оказалась почти пятнадцать километров. За это время мы увидели и необычные красные уже в мае деревья, и красивые парки около маленьких горных храмов, и дачные участки с самыми обычными курицами.
Очень любопытны японские указатели на горной тропе. Они рассчитывают расстояния по GPS, как бы насквозь, не учитывая петли дороги и перепады высот. Так, от указателя 600 метров до объекта можно было идти быстрым шагом все 20 минут. Иногда дорога пролегала в таких местах, что мы чувствовали себя настоящими горными путешественниками. Антуража добавляли японцы странствующие по этим горным тропам в настоящем кимоно.
По пути удалось увидеть и рисовые участки, причем как растущие, так и уже убранные, представляющие собой большие грязевые ванны.
Наконец, после почти трехчасового пути мы оказались около статуи Будды, или как называют его японцы — Daibutsu.
Еще несколько минут спуска вниз и мы на берегу Тихого океана. Уже темнело и мы не стали купаться, а сделали свой выбор в пользу ужина, с учетом того, что обедать в тот день нам не пришлось.
Безусловно, отдельного упоминания заслуживает японская кухня, ее вкусы и традиции.
Если в России у меня не идеально получалось управляться палочками с суши и можно было не переживать по этому поводу, то в Японии вопрос перешел в практически жизненноважные. Видимо, понимая это, на второй день я без проблем ел палочками макароны и рис, а перед отъездом даже японский суп. Палочками, естественно, съедаются только твердые ингредиенты супа. Бульон затем выпивается по подобию восточного чаепития.
Один из самых популярных вопросов — отличаются ли суши в России и в Японии? Я бы сказал, что принципиально нет. Их общий вид, содержание и даже названия такие же, как и у нас. Ролл "Филадельфия" идет в списке в кафе одним из первых. Конечно, некоторые отличия есть — например, в Японии тунец на суши подается исключительно свежим без какой-либо обработки. Такой способ подачи возможен только в условиях использования тунца в течение 3-х дней после его поимки. Но сама основа вкуса в целом идентична. Конечно, это сравнение справедливо для также качественных суши в российских ресторанах.
Мне показалось, что вообще все блюда в Японии имеют легкий привкус соленой рыбы. К сожалению, относилось это даже к чаю и сдобному печенью, которое я купил для второго ночного ужина в гостинице. Тут нужно заметить, что за пять дней нам так и не удалось привыкнуть к семичасовому переводу времени: в 20–00 нам хотелось спать, хотя приходилось ужинать; в 23–00 спать уже не хотелось и, сев проверить рабочую почту, о сне вспоминалось уже ближе к 2-м часам ночи. При этом вставать в рабочие дни приходилось уже в 7 утра. Мы не чувствовали усталости днем, но легкая притупленность ощущений присутствовала.
Продолжая рыбную тему, в один из дней мы посетили рыбный рынок. Здесь можно купить самые различные виды рыбы и крабов. Для туристов он интересен скорее как выставка обитателей морей Японии. Непосредственно на рынке находятся несколько ресторанов, где подаются блюда из самой свежей рыбы.
Другой тип блюд, также особенно характерный для японский кухни — теппаньяки. В таких ресторанах приготовление блюда происходит не на кухне, а непосредственно в основном зале на большом листе железа. Основные блюда в таких ресторанах — легкие закуски из мяса и морепродуктов, которые не требуют длительной прожарки. Тонкая нарезка, ароматные приправы, двухминутная прожарка, добавление овощей в конце и горячее блюдо подается клиенту. Самые интересные места в таком ресторане — это вдоль барной стойки, на которой происходит приготовление блюд. Ароматы — просто восхитительны!
Еще одна особенность, которая меня очень удивила — это количество пьяных японцев вечером пятницы. Конечно, и после стакана саке японцы очень скромны и не стараются вступить в разговор с ближайшим соседом. Изрядно пьяные, правда я так понял, что японцы пьянеют от крайне небольших доз, они немного грустно сидят небольшими компаниями или нетвердой походкой и даже, опираясь друг на друга, идут домой. Причем такая картина характерна не только для центра, но и для спокойных спальных районов. Японцы очень трудолюбивые люди, которые регулярно задерживаются на работе. Также жизнь именно в Токио очень напряженна — огромные расстояния, которые приходится преодолевать на транспорте, мало природы и пониженная эмоциональность японцев — все это очевидно создает для них стрессовую обстановку, которая несколько разряжается алкоголем в конце рабочей недели. Попробовав саке, никому не могу его порекомендовать — прозрачный, не имеющий запаха напиток, но как и все остальное — имеющий вкус рисового отвара. Гораздо приятнее напиток на основе сливы — умешу. При этом, это скорее не вино, а компот, разбавленный спиртом. Причем в некоторых бутылках, как и положено компоту, даже присутствуют сливы.
По итогам, поездка в Токио представляется мне очень интересной в качестве знакомства с особенностями японцев и их культурой. Это действительно абсолютно другие люди, сильно отличающиеся от нас и такие сравнения очень полезны для самопознания. Если говорить о самом городе, то это прежде всего огромный мегаполис, который не обязан кому-то нравиться и не создан для пеших туристических прогулок. Это город, служащий средой обитания для миллионов людей, который помогает им сохранять необходимый для них уровень жизни и обеспечивает их современными благами цивилизации.
Теги:
Самостоятельные путешествия