В нашем небольшом и недолгом знакомстве с Берлином половина дня была отведена Потсдаму, дворцу Сан-Суси и его парку. И начать прогулку мы планировали с парка.
Немного путевой информации: добраться до вокзала можно на электричке S7, затем пересесть на S1 до конечной станции вокзала Potsdam Hauptbahnhof. Здесь пересесть на любой автобус 614, 650, 695 и доехать до остановки Luisenplatz-Nord/Park Sanssouci, далее до главного входа прогуляться немного пешком.
Пока мы ехали и внимательно следили за названиями остановок, за окнами мелькали красивые улицы, дома, река, много фотографий нащелкала, но показать наверно смогу только изумрудный купол церкви св. Николая (St. Nikolaikirche Potsdam). Находится она в самом центре исторического Потсдама на площади Старого рынка. Церковь св. Николая одно из лучших творений немецкого классицизма, возведена по эскизам кронпринца Фридриха Вильгельма IV под чутким руководством Шинкеля (1830—1837 гг.). После окончания разрушительной Второй мировой войны, ее буквально восстанавливали по крупицам.
Сойдя с автобуса нам оставалось буквально немного протопать до главного входа в парк. На пути встретились триумфальная арка, обелиск (сооружённый в 1747 году), ворота троицы. Увы информацию о них не удалось раскопать на просторах интернета.
Конечно, для посещения столь прекрасного места мы выбрали не самое лучшее время, вокруг еще не зазеленели лужайки, статуи в большинстве своем заколочены в деревянных будках, фонтаны не бьют, но что поделать, найдем в этом и плюсы: обильная листва не скрывает красоты архитектуры, сквозь голые стволы и ветки деревьев можно разглядеть мельчайшие детали.
Дворец и парк Сан-Суси — резиденция короля Фридриха II (Великого), который лично продумывал концепцию и создавал эскизы вплоть до мельчайших деталей, а помог воплотить их в жизнь архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. Дворцовый комплекс вырос вблизи Потсдама в 1745—1747 гг. Его название Sans Souci переводится с французского как «беззаботный». Именно здесь король планировал уединяться и придаваться своим увлечениям в музыке и философии, вдали от политической деятельности.
Познакомиться с территорией парка, которая занимает практически 300га, проще всего, пройдя по его главной аллее, которая тянется вдоль более двух километров.
Картинная галерея Сан-Суси (Bildergalerie) построена как первое музейное здание только для хранения картин (1755—1757 гг.). Фридрих был истинным ценителем живописи, предпочитая итальянское и голландское искусство.
В галерее картины творения рук Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, Рембрандта, Тициана, Жана-Батиста Патера, Антуана Ватто и других талантливых художников расположены по соседству одна над другой.
Виноградники на южных склонах холмов в Потсдаме были посажены значительно раньше строительства дворца. Виноградную лозу привезли из Франции, Португалии, Италии. Для удобства и красоты виноградники были разделены на 6 террас, а между ними в застеклённых нишах рос инжир. К центральной части замка ведут 132 ступени.
Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. Во дворец не допускались женщины, для них были выстроены отдельные палаты. Sans Souci стал дворцом Sans Femmes (без женщин). Как скучно жил король, удивляюсь.
Сам дворец выглядит очень элегантно и изыскано, он имеет дорогое оформление, гармоничные формы и продуман до мелочей. В его отделке использовались лучшие материалы: мрамор, позолота, ткани. Поскольку дворец выполнял функции частной резиденции, то его размеры небольшие. Главное здание имеет один этаж со стеклянными дверьми, что обеспечивает внутри хорошее освещение. Фасад украшают скульптурные изображения, на крыше расположены вазоны. Изящный дворец насчитывает всего 12 залов, главные из которых: мраморный зал, служащий для приемов, личные королевские покои, личный кабинет, где скончался Фридрих, круглая библиотека.
Каждый новый пролет террасы открывает дворец с нового прекрасного ракурса.
По обеим сторонам стоят изящные ажурные павильоны.
Историческая мельница (Windmuhle), появившаяся здесь задолго до возникновения дворца, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси. Весной 1945 года она сгорела, сейчас мы видим ее восстановленную копию. С мельницей связана любопытная история. Построил ее голландец Ван дер Бош. Когда Фридрих пожелал здесь разбить прекрасный парк и дворец, то велел снести мельницу, которая портила весь вид. Но Ван дер Бош осмелился подать в суд на короля и выиграл дело.
Фридрих сначала был в гневе, потом привык и полюбил эту мельницу, считая её лучшим украшением сада.
Практически в каждом городе приятно выделить мелкие детали, вот к примеру канализационные люки — до чего все продумано. И не нужны указатели, достаточно иногда опустить глаза в пол, и станет все понятно.
Рядом с мельницей находятся сицилийский сад и оранжерейный дворец, который был заложен в 1840 году одним из последних в комплексе Сан-Суси. Он был построен уже при Фридрихе Вильгельме VI по образцу итальянских дворцов эпохи Возрождения. Особого внимания заслуживает зал Рафаэля, насчитывающий 49 копий произведений этого талантливого художника.
Венчает главную аллею Новый дворец. В отличие от дворца Сан-Суси Новый дворец задумывался исключительно для представительских целей, приемов, балов.
Строился он после Семилетней войны с 1763 по 1769 год под руководством Иоганна Готтфрид Бюринга /Johann Gottfried Büring и Карла фон Гонтарда / Carl von Gontard. Дворец просто огромен, насчитывает более 300 помещений.
Сам дворец никогда не являлся местом постоянного жительства прусских королей и императоров.
Я очень долго не могла оторваться от фонарей, такие роскошные формы, такая ювелирная работа проделана мастерами.
Но больше всего меня поразили Коммуны, расположенные за Новым дворцом.
Удивилась, вычитав, что они были сооружены в качестве хозяйственных помещений и комнат для дворцовой прислуги. А еще должны были скрыть вид на неухоженную болотистую местность.
Коммуны (Communs) представляют собой два одинаковых корпуса с коринфскими колоннами, соединенные могучей колоннадой.
Сейчас эти здания находятся в ведомстве Потсдамского университета.
А нам пора взять курс в обратную сторону, но возвращаться мы будем по «параллельной» дороге.
Вскоре она нас приведет к дворцу Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof), созданный Шенкелем и Ленне в середине XIX века по рисункам Фридриха Вильгельма IV. Сложно назвать это здание дворцом, скорее оно походит на загородную виллу, обладающую строгими линиями и элегантностью.
Для строительстве замка был использован фундамент дома, ранее принадлежавший женщине с именем Шарлотта. Так замок и был назван в ее честь — Шарлоттенхоф.
Римские купальни (Römische Bäder) по форме напоминают флорентийские виллы или античные постройки. В этот комплекс входят: домик садовника, большая беседка, аркадный зал, римские термы и маленький уютный сад.
Территория заслуживает отдельного внимания, конечно зимой она не столь ярка, но не отметить ее ухоженность невозможно. Древние липы, дубы, каштаны окружают прудики. По каналам плавают лебеди, утки, мандаринки. Всходят первоцветы. Фотография крокусов не получилась, но поверьте, они там были уже в феврале.
Еще одной жемчужиной комплекса является Китайский чайный домик (Chinesisches Haus).
Этот летний павильон возвели в парке Сан-Суси по эскизам Фридриха Великого в 1755–1764 годах. Изысканный образ Чайного домика отражает увлечение Европы Китаем. Сейчас внутри можно познакомиться с богатой коллекцией китайского фарфора.
На вершине восседает золотой китайский мандарин. В руках он держит зонт и жезл глашатаев Гермеса или Меркурия.
Павильон представляет собой смесь европейских и восточных символов. Он является памятником шинуазри — китайского стилевого направления в рококо.
В 1990 г. дворцово-парковый комплекс Сан-Суси внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: «Дворец и парк Сан — Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».
Территория парка просто огромная, после долгой прогулки ноги начинают гудеть, а желудок намекать, что пора бы и подкрепиться.
Ахтунг! Первый раз вижу такой светофор, будь я на месте велосипедиста, то точно вошла в ступор.
Мы вернулись к Бранденбургским воротам (Brandenburger Tor). Это триумфальная арка в честь победы в Семилетней войне. Фридрих Великий поручил проектирование ворот сразу двум архитекторам, поэтому фасады отличаются друг от друга. Внутренний фасад, обращенный в город, проектировал Карл фон Гонтард, а внешний — Георг Христиан Унгер.
Потсдам небольшой, но очень колоритный город — столица земли Бранденбург.
За воротами начинается пешеходная улица Brandenburger Straße,
со множеством баров, кафе, ресторанов. Но прежде чем где-то осесть, хотелось купить на память сувениров. С этим оказалась большая проблема — не сезон, а значит большинство магазинов уже закрылось. Но на одной из улочек удача улыбнулась, и мы хорошенько затарились.
Сделал дело — гуляй смело, что мы с успехом и продолжили делать, то и дело поворачивая голову практически на 360 градусов.
Пешеходная улица Brandenburger Straße прямиком упирается в церковь св. Петра и Павла (St. Peter und Paul Kirche). Она была построена в 1867–1870 годах в стиле эклектики по проекту Вильгельма Зальценберга на месте более раннего барочного храма. Колокольня пронзает небо острым шпилем, ее высота 64 метра. Над главным порталом установлены скульптуры Девы Марии с младенцем, апостолов Петра и Павла. Церковь пострадала в период Второй мировой войны, а сейчас полностью восстановлена по оригинальным чертежам.
От церкви мы повернули налево, дошли до Науэнских ворот (Nauener Tor), возведенных в 1754 году по проекту Иоганна Готфрида Бюринга по эскизам Фридриха II. Это один из ранних образцов неоготической архитектуры в Германии. Свое название ворота получили по соседствующему городу Науэн.
Еще немного прогулялись по Голландскому кварталу (Holländisches Viertel). Построили его в период 1733–40 гг. Для расширения и переустройства Потсдама Фридрих Вильгельм I пригласил лучших голландских ремесленников, и для них решил создать небольшой уголок в привычном для мастеров стиле. Руководил постройкой архитектор Ян Боуман.
В квартале возвели 134 кирпичных дома. Лишь немногие голландские ремесленники решили остаться в Потсдаме. В пустующих строениях поселились иностранные торговцы, представители богемы, военные.
Сейчас здесь расположены модные магазины, антикварные лавки, сувенирные бутики, рестораны, уютные кафе. Правда февральским вечером все тихо и спокойно. Оживает квартал по праздникам: весной проводится «Фестиваль тюльпанов», осенью открывается гончарная ярмарка, а перед Рождеством здесь встречают Синтерклааса (голландского Деда Мороза).
А затем, насытившись красотами архитектурных изысков, решили отблагодарить стойкий желудок в ресторане немецкой кухни «Restaurant & Café Heider»,
расположенным рядом с Науэнскими воротами.
А дальше нас ждал долгий путь домой, мы ведь не любим легких путей и отелей в центре, нам нужно поселиться рядом с фестивалем, а он как водится располагается ближе к аэропортам.
На последок скажу, половина дня для такого интересного места очень мало! Сам город и его окрестности достойны 2 полных дней. Тогда вы успеете увидеть и посетить сами дворцы Сан-Суси и множество замков, расположенных вблизи.
Всем приятных путешествий!!! До скорой встречи!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм