Nobody in their right mind…
Планируя поездку в Набережные Челны в декабре, я изначально ничего хорошего не ожидала:
Nobody in their right mind…
Планируя поездку в Набережные Челны в декабре, я изначально ничего хорошего не ожидала:
Тем приятнее я удивилась!
Двадцать минут
«Москва — Нижнекамск» — было написано на моем билете.
— А сколько же нам ехать от аэропорта до города? — спросила я по приезде.
— 20 минут!
— Хм… А до Нижнекамска?
— 20 минут!
— А если в Елабугу поехать? — меня охватил туристический азарт.
— Да без проблем — 20 минут, и там!
В Набережных Челнах везде можно добраться за 20 минут!
Челны не Стеньки Разина
Ахтунг, ахтунг! Название «Набережные Челны» никакого отношения к челнам, которые Стеньки Разина, не имеет … Их здесь, кстати, называют «чЁлны».
А название города происходит от протекающей неподалеку речки Челна с каменистыми берегами (по-татарски Набережные Челны — Яр Чаллы, где чаллы — «камень»).
Старый город
— А как там, в Набережных Челнах? — пакуя чемоданы в дорогу, спрашивала я у «бывалых».
— Ну, представь: длинная широкая улица, и к ней под прямым углом примыкают еще несколько улиц…
Собственно, так оно и оказалось.
Если не рассматривать поселения древних булгар во времена мамонтов и динозавров, и деревню, в которой жили крестьяне, снабжавшие сельхозпродукцией богатую купеческую Елабугу, то история города начинается с 1969 года, когда на левом берегу реки Кама был вынут первый ковш земли под строительство будущего автогиганта… В итоге — «старым городом» здесь называют то, что в других городах называют «спальными районами», а «новым» — коттеджные поселки.
В принципе, этот вид из окна гостиницы можно экстраполировать на весь город.
Зато ширина местных улиц, спроектированная уже с расчетом на засилье автомобильного транспорта, позволяет беспрепятственно добраться в любую точку за 20 минут.
Инфраструктура
Город, растянувшийся вдоль Камы на 25 километров, поделен на комплексы — по-нашему кварталы. Отличительная их особенность в том, что все они возводились практически одновременно, и строителям некогда было придумывать для каждой улицы отдельное название.
Поэтому адреса в городе звучат как номера телефонов — сначала называется номер квартала, а потом номер дома и корпус.
Но не стоит расслабляться — в разных районах города номера повторяются, поэтому перед тем, как назвать цифровой шифр таксисту, следует уточнить, куда именно вы хотите добраться: ГЭС, ЗЯБ или Сидоровка…
Трудности перевода
Набережные Челны расположены в Республике Татарстан, поэтому здесь (все «без булдырабыз» зачеркнуто)
все надписи, начиная от названий улиц, и заканчивая печатями организаций, делаются на двух языках.
Но что-то пошло не так или найди 10 отличий!
Отель Татарстан
Поскольку главная достопримечательность Набережных Челнов — все-таки «КАМАЗ», туристов в классическом понимании этого слова, в город приезжает немного.
Это нашло отражение в гостиничном бизнесе — стоимость проживания (по крайней мере, в бизнес-отеле «Татарстан») в Набережных Челнах в выходные дни НИЖЕ, чем в будние!
Внешне (как снаружи, так и изнутри) отель напоминает слегка отреставрированную советскую гостиницу.
НО БОЛЬШЕ О СОВЕТСКИХ ГОСТИНИЦАХ В ОТЕЛЕ НЕ НАПОМИНАЕТ НИЧЕГО!
Возможно дело в цене (по московским меркам весьма умеренной), но я уже давно не сталкивалась с таким уровнем клиентоориентированности — всегда улыбающиеся и здоровающиеся уборщицы, вежливейшие официанты, пополняемый запас бутилированной воды в номерах (при том, что на каждом этаже стоит кулер), а когда в обеденном зале не оказалось свободных мест, менеджер отеля готов был чуть ли не лично везти нас в другой ресторан…
А на завтрак, который и без того был на удивление хорош и разнообразен, помимо всего прочего, предлагали пирожные «шу» с заварным кремом!
Написано на зеркале в лифте отеля, и я их понимаю!
Для сотрудников лифт отдельный — в нем на зеркале написано «Лучший работник месяца» ;)
В шаговой доступности от отеля есть еще один ресторан, два продуктовых магазина, историко-краеведческий музей, салон красоты, мини-пекарня, Дом культуры «Энергетик» и киоск с мороженым.
И, хоть тротуары в Набережных Челнах реагентами не посыпают, в отеле дают одноразовые салфетки для протирки обуви. #гостиницагодавмоемрейтинге
Life is Good
Спустившись утром в лобби отеля, я обнаружила толпу людей, оживленно поглощающих разложенные повсюду канапешки.
«Life is Good» — гласил рекламный плакат на стене. Я сходила в музей, вернулась — ничего не изменилось: канапешки лежали, люди жевали…
Если и вечером так же будет, пожалуй, поинтересуюсь у них, как можно вступить в эту организацию!
Культур-мультур
Нельзя просто так приехать в Набережные Челны и не сходить в историко-краеведческий музей! Тем более, что он находился в соседнем здании…
Подозреваю, что наша группа из пяти человек, желающих получить порцию культур ранним субботним утром произвела фурор — посовещавшись между собой на татарском, сотрудницы музея даже попросили нас подождать минут двадцать, пока они найдут экскурсовода.
Каменный век, палки-копалки, эволюция быта и костюма, богатый животный мир нижнего Прикамья…
Но скучно в музее не будет — все исторические артефакты гармонично вписываются в атмосферные фотозоны.
А один из залов музея полностью посвящен легендарному автоконцерну.
КАМАЗ
Первый камень в фундамент будущего завода был заложен в 1969 году — экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, и существовавшие автомобильные заводы не могли обеспечить эту потребность.
КАМАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой, вместе с производственными предприятиями рос и город — в рамках строительства и обслуживания комплекса заводов население увеличилось с 30 до 350 тысяч.
Гагарин, я Вас любила, о…
Одним из почетных строителей КАМАЗа является Юрий Гагарин.
Но… как? Ведь он погиб за год до начала стройки, в 1968?
Все просто: в те времена было принято номинально включать в бригаду кого-нибудь из известных людей страны, чтобы перевыполнять план социалистического соревнования, работая «за себя и за того парня».
А деньги?
А заработанные таким образом дополнительные средства перечислялись в Фонд мира…
Полный цикл
КАМАЗ планировался как производство полного цикла — все, начиная от штамповки деталей и заканчивая сборкой кузова, осуществлялось в Набережных Челнах. Синхронность рабочих процессов обеспечивали порядка 30 расположенных в ряд заводов.
Сейчас кое-какие пришлось перепрофилировать под условия рыночной экономики (читай: ну, как Ока? Да ку-ку-ку!) но все равно — КАМАЗ считается градообразующим предприятием с соответствующим субсидированием из бюджета.
Ралли
В аудиторию, где идет лекция, вбегает запыхавшийся студент: «Извините, я на ралли был, можно войти?» Профессор разрешает.
Тут вбегает второй: «Простите, ралли…"
Профессор понимающе кивает головой. Дверь открывается в третий раз: „Вы что, тоже с ралли?“ — спрашивает начинающий терять терпение профессор.
Третий студент ошарашенно: „Нет, я курил!“
Помимо старого доброго ралли „Париж-Дакар“ вот уже 10 лет команда КАМАЗа принимает участие в ралли „Шелковый путь“, через леса и степи России, горные массивы Казахстана и пески пустыни Гоби. И выигрывает!
Спят усталые игрушки…
Правда, по слухам, у автомобилей, принимающих участие в гонках от „true“ КАМАЗа — только логотип.
Мощь. Интеллект. Комфорт
И слоган явно разрабатывали эффективные менеджеры (ТМ) экспаты!
Делегация японцев приезжает на КАМАЗ для обмена опытом. Осмотрев сборочный цех, один из них говорит: „Когда мы на нашем заводе проверяем герметичность готового автомобиля, то сажаем внутрь кошку, и, если через несколько часов кошка еще жива, то значит где-то осталась дырочка…“
— Вы не поверите, у нас точно так же! — отвечает директор КАМАЗа, — вечером мы закрываем в машине кошку, и, если утром кошки в машине нет — значит где-то осталась дырочка!»
ДК Энергетик
Отчет о поездке в Набережные Челны не будет полным, если не рассказать о ДК «Энергетик», в котором проходил XII Sunrise-Festival, или, если по-простому, конкурс восточных танцев.
Как я себе его представляла:
Как оно оказалось на самом деле:
В Москве, наверное, земля слишком дорогая, поэтому подобные места уже давно переделаны под элитные кинотеатры или не менее элитные жилые комплексы.
Здесь же все сохранилось в первозданном виде, как и было спроектировано: высокие потолки, сцена, размером с футбольное поле, просторные гримерки, зеркала, удобные выходы, туалет, в который можно зайти в костюме и в нем же выйти #длятехктопонимает, пианино в холле…
Монументально, добротно, поддерживается в хорошем состоянии.
Приезжайте в Набережные Челны!
В целом город произвел на меня благоприятное впечатление — ровные дороги, улицы чистые, дома обшивают разноцветными панелями…
Несмотря на то, что рабочий на заводе запросто может получать 20 тысяч, в воздухе нет атмосферы заброшенности и запустения, как это часто бывает в глубинке.
Кстати, сам воздух, несмотря на Нефтехим, Нефтекамск и прочие «нефте — «, довольно чистый (во всяком случае, по сравнению с Москвой).
«Приезжайте в Набережные Челны!» — я хотела закончить пост этими словами, но поняла, что должна уточнить: «Если знаете, что вы тут будете делать».
А летом здесь Кама и рыбалка!