О дорогах Камбоджи я уже рассказывал в одном из материалов.
Сейчас хочу расказать о ПДД во Вьетнаме и Камбодже. Вернее об их полнейшем отсутствии.
Ну во Вьетнаме худо-бедно всё понятно.
Сначала не могли приноровиться переходить дорогу в сплошном потоке мотоциклов. Но потом приловчились.
Просто надо медленно двигаться, а мотоциклисты объедут плавно пешеходов. Никаких светофоров, зебр и ПДД. Всё понятно и логично по восточному, но не как у нас.
У нас пешеход всегда прав.
У нас даже когда вдрызг пьяного пешехода задавят, когда он пляшет лезгинку на непредназначенном для перехода месте, то всё равно нашему бедному водителю сидеть в местах не столь отдаленных.
Но в странах ЮВА не так.
Там кастовая ситема.
Водитель грузовика — высшая каста. Далее по уменьшению значимости следуют: водитель легковушки, тук-тук, мопед, гужевой транспорт и в самом низу социальной лестницы собственно лох-ПЕШЕХОД.
Даже если водитель кобылы будет сдавать «задним ходом» и ненароком придавит зазевавшегося мирно стоящего себе пешехода, то водителю ничего не будет.
Так как действует правило — участник ДТП более значительной касты всегда прав!!! Значит виноват лох-пешеход, ибо болван нерасторопный.
Нет спасения бедному пешеходу даже на тротуаре.
В часы пик нежелающие стоять в пробке мотоциклисты в Сайгоне едут прямо по тротуару.
Мы только успевали уворачиваться от них.
Но, повторюсь, будучи пешеходами в Сайгоне с безумным движением ничего страшного с нами не случалось. Мы просто медленно двигались поперек потока движения, а мотики деликатно и мирно обтекали нас со всех сторон.
И всё так чинно, благородно.
Цифра 40 — это сороколетний юбилей освобождения Сайгона в 1975 году войсками вьетконга.
Тогда, 40 лет назад, передвигались по Сайгону вот на таком транспорте. С тех пор в плане средств передвижения многое изменилось.
Напомню что путешествовали мы в этих местах в 2015 году.
Ситуация с сознательностью водителей в Камбодже оказалась диаметрально противоположной.
Хоть в Пном Пне и не такой трафик движения, как в Сайгоне, но переходить дорогу там не так безопасно. Такое ощущение что кхмеры только вчера пересели с буволов на мотики. Никто нас не «обтекал, кхмеры ехали по прямой важно в спокойствии чинном.
Однажды в Пне меня чуть не задавили на зебре. Я показал этому «водителю» одной рукой на зебру, а другой покрутил у виска. На что, проезжая, кхмер удивленно вытаращил глаза. Я думаю он до сих пор не уяснил что значат эти странные шайтановы полоски на асфальте.
И если в Сайгоне мы не видели ни одного ДТП, то в Камбо мы лицезрели их постоянно. Когда возвращались с тура по малому кругу Ангкора то наш водитель тук-тука «мистер» Чандра проигнорировал пересекающую ему путь справа велосипедистку кхмерку. Подмял велосипед и кхмерку под себя и даже не остановился. Как ни в чем не бывало поехал дальше. Вроде ничего страшного.
Так бы и уехал, если бы мы шум не подняли. Помогали женщине подняться мы. Отвели в сторону, руль у велика я поправил. Ей было больно, но вроде ничего страшного. Видя, что больше ей ничем не поможем, поехали дальше. А тук-тукер даже и не подошёл. Видимо, такие случаи часты на дорогах Камбоджи. И тукер к ним привык. Вроде ни в чём не виноват и это проблемы велосипедистки. Показательный пример.
Другие туристы предостерегали нас от желания взять на прокат мотик. Подрезают в Камбо по жёсткому и даже не извиняются.
В Сайгоне очень хорошо развито автобусное сообщение.
На центральной остановке специально обученные государственные помогаи объяснят туристам где останавливается нужный автобус.
Проезд фиксированный для местных и туристов 0,25 $.
Автобусы чистые, с исправными кондиционерами, всегда полупустые (сесть всегда можно).Остановки объявляют регулярно на вьетнамском.
Справедливости ради скажу, что в автобусах моего города ни кондиционеры летом не работают, ни печки зимой. Всегда переполнены, не новые, остановки не объявляют. И стоимость проезда в них побольше 0,25 $, даже по новому курсу.
В Пном Пне, не говоря уже о других городах Камбоджи нет автобусного сообщения. Проезд на тук-туках и на мотобайкеры подвезут. По городу Пню проезд туристам стоит с мотобайкером 1 $ c человека (даже если двое туристов сядут на один байк) и на тук-туке 3–4 $ в зависимости от расстояния за всю компанию.
Больше 4-х пассажиров в тук-тук не вместятся.
Вот и получается, что проезд в Пне в 4 раза дороже чем в Сайгоне.
В первый же день «зафрахтованный» для вояжа по трем кругам Ангкор Вада тук-тук мистера Чандры поломался.
Тут же начали клеить проколотое колесо.
Прямо в полевых условиях.
Автосервисов по дорогам хватает.
Видимо, таких форс — мажоров хватает на камбоджийских дорогах.
Междугородние автобусы в Камбо со зверски холодными кондиционерами.
Боролись мы с этим при помощи вот такого скотча. Правда это мало помогало, так как дуло от соседей. Соседи как правило кхмеры попадались.
Им был тоже предложен в качестве спасения скотч, от которого те вежливо отказались. Оказалось кхмеры к кондиционеру привыкшие. Не то, что мерзлявые россияне. На Филах, кстати, также холодно в автобусах от кондиционера. И филиппинцам не холодно.
В камбоджийских автобусах мусор.
В Сайгоне в основном по два человека на каждом мотике, а в Камбодже пару раз по 5 человек на одном мотике насчитал.
Вся семья едет.
Грузы возят. Один раз видели как на мопеде стекло везли 3×2 м. В России я такой техники безопасности не представляю.
Вот так по дорогам продают бензин для мотиков. Бензин стоит около доллара за литр.
И в шлеме в Камбодже только водители, а во Вьетнаме все пассажиры. Вьетнам более цивилизованная страна в плане ПДД.
А вообще основное средство передвижения в Камбодже буйволы
Велосипеды
На лодках по Меконгу и озеру Тонлесап.
И на слонах
Ну и пешком, естественно.
А ещё поразило много недешёвых автомобилей в нищем Королевстве Камбоджа.
Внедорожники Лексусы, Тойоты, Мерседесы. В социалистических Сайгоне и Пекине мало таких крутых авто. В основном там недорогой китайский автопром.
Видимо, велико социальное расслоение в Королевстве Камбоджа. Братки, «новые кхмерские», гос.чиновники и специалисты в Камбодже соревнуются автомобилями.
Познакомились с женщиной кхмеркой в кафе в первый день в Сием Рипе. Выучилась в институте Патриса Лумумбы на ветеринара. Пока ещё помнит русский, но уже плохо. Когда вышли из кафе, то та прыгнула за руль нехилого внедорожника. Любезно подвезла и помогла найти недорогой отель, хотя мы не просили. Неплохо живут камбоджийские ветеринары.
Я так понял беспошлинно ввозят в Камбо не только алкоголь, но и автомобили. Поэтому авто в Камбо значительно дешевле чем в России. Но если учитывать невысокие доходы кхмеров, то большинству населения они недоступны.
И ещё один транспорт представляю Вашему вниманию.
Судя по надписи на кузове прибыл сей грузовик с нашими соотечественниками аж…. с Колымы. Невесть какими дорогами. Фото снято на море на пляже Отрес в Сиануквилле. Продолжение следует…