Старинный город Лебедянь, расположенный в 60 км от нас, оставался нами пока не охвачен. Время поездки — июнь 2015 года.
По дороге заехали в монастырь в Вешаловке.
Владельцами имения Знаменское (сейчас это село Вешаловка Липецкой области) в XVIII веке был знаменитый род Татищевых.
1
Церковь Знамения была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым, сыном любимого денщика ПетраI. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов.
3
Храм создан в стиле псевдоготики, с островерхими шатрами, стрельчатыми арками, четырех ярусной колокольней, напоминающей башни Московского Кремля.
В начале XIX века новый владелец Знаменского, помещик Кожин построил рядом усадьбу с огромным парком. После революции храм пришёл в запустение, реставрацию начали лишь в конце восьмидесятых. Сейчас фасад церкви восстановлен, обустроен иконостас, появились колокола. И вот мы подъезжаем к Тяпкиной Горе, визитной карточке города Лебедянь.
Нас встречает Лебедь на гербе города, расположенный на этой горе.
По одной из легенд, на горе жил разбойник-казак Тяпка, который грабил проплывавшие мимо по Дону корабли. Отсюда и странное название этой горы.
Теперь о необычно — красивом названии города.
По старому преданию, в Лебедянью звали местность вокруг Великого Лебединого озера, на котором гнездились белые гордые лебеди. Лебеди часто срывались с воды, и долго красиво кружили над городскими деревянными домиками и маковками церквей, радуя жителей своим совершенным завораживающим полетом. Но, однажды, взмахнув белоснежным крылом, навсегда улетели гордые птицы…
На месте озера раскинулись поля и сады. Лишь небольшой пруд, не пересыхающий даже в самые жаркие дни, связывает настоящее с прошлым…
И еще — город, город Лебедянь, который носит имя грациозной птицы…
С тем, что название города происходит от птицы Лебедь, согласны не все топонимисты. Некоторые из них склоняются к тому, что название это — заимствованное, и возводят его к названию реки Лыбедь или территории Лебедия (была местом обитания венгров в IX веке).
Первое упоминание о городе было в 1605 году. Тогда это было сельцо «Лебедянское городище», принадлежавшее боярину Вельяминову.
В 1613 году Лебедянь становится государевым городом, получает своего воеводу и превращается в сторожевой пункт для обороны южных границ от татарских набегов. Этот год считают годом основания города, хотя обнаруженные сейчас археологические находки на Тяпкиной горе — месте строительства Лебедянской крепости — позволяют утверждать о существовании здесь славянского поселения ещё в VIII–X веках.
В 1618 году, когда гетман Сагайдачный осаждал Елец, лебедянские государственные казаки в большинстве переметнулись к Сагайдачному, а местный воевода Семён Леонтьев трусливо бежал в добровские леса.
Сагайдачный разорил Лебедянь «без остатку»: укрепления были уничтожены, посад и слободы пожжены, жители разбежались или взяты в плен. После разорения жители не хотели возвращаться на прежние места, правительство разыскивало их и насильно водворяло. Город долго чувствовал разорение Сагайдачного и поправлялся медленно.
По легенде, в 1621 году в версте от города, на Яблоновой поляне Романцова леса, по распоряжению патриарха Филарета, бывшего боярина Фёдора Никитича Романова был основан Свято-Троицкий монастырь. Окружённая высокой каменной стеной с бойницами обитель представляла собой практически неприступную крепость.
В 1662 году Лебедянская крепость в очередной раз перестраивается: город и большой острог соединяются в одно укрепление. Лебедянь расширяется и украшается. Здесь развивается торговля, растёт посад.
Однако, в 1703 году Лебедянская крепость сгорела и больше не восстанавливалась.
При царе Алексее Михайловиче в Лебедяни строились морские суда, на которых служилые люди и купцы совершали походы на юг.
Лебедянские корабелы помогали царю Петру строить флот в Воронеже. В начале18 века в Лебедяни возникают первые мануфактуры, развивается торговля. Город славится своими ярмарками, особенно конными.
В 1826 году был утвержден Устав Лебедянского скакового общества и в этом же году открылся ипподром (первый в России).
При въезде в город, под Тяпкиной Горой, обелиск в честь погибших в годы ВОВ.Церковь Рождества Богородицы — одна из старейших городских церквей. Она встречает всех приезжающих сразу при въезде на правый берег со старого Казенного моста.
По некоторым сведениям, церковь была построена на братской могиле первых защитников Лебедяни, погибших под саблями и стрелами кочевников.
Расположенную в бывшей Пушкарской слободе Лебедяни у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют «Подгородней» или «Подгоренской». Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле «московское барокко», и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.
Надпись на табличке гласит, что это памятник архитектуры. Внутрь пройти нельзя, всё огорожено. Это, видимо, чтобы туристы не видели запустения и разрушения в этом «Памятнике Архитектуры». Из — за того, что территория храма закрыта, фото толком сделать не удалось.
Поднимаемся в исторический центр города, на Тяпкину Гору.
1
Здесь нас встречает Старо-Казанский собор на горе.
Год постройки Старо-Казанского собора — 1771. Построен он на высоком берегу Дона на месте деревянной крепости, что сгорела в 1703 году. До появления Ново-Казанского храма, собор Казанской иконы Божией Матери — так он назывался изначально, — был главным кафедральным собором. После появления в Лебедяни другого собора с тем же названием, храм на Тяпкиной Горе стал приходским, Старо-Казанским.
С тех пор в храме стали проходить богослужения, но работы по реставрации продолжаются.
Еще один символ городской старины — магазин «Щука». Построенный купцом Масловым в конце XIX века, этот затейливый магазин-лавка был украшен флюгером в виде серебряного осетра. Здесь торговали рыбой, а большой стеклянный аквариум привлекал покупателей выбрать для себя понравившуюся живую рыбу.
Сейчас здесь обычный магазин, но по-прежнему серебрится на крыше чудесный флюгер, почему-то больше напоминающий лебедянцам щуку.
Хочу успокоить путешественников, щука-осётр вновь красуется на этом историческом здании.
1
Видимо, восстановили щуку, устав от многочисленных вопросов туристов о её судьбе. Фото в доказательство. Эта улица прямо как возвращение в XIX век.
1
Прогуляемся по купеческой Лебедяни.
Крупными благотворителями были местные купцы Игумновы. Благодаря удачно поставленному торговому делу жили они безбедно, но с большой любовью к Богу, к родному городу, своим землякам.
Иван Ефимович Игумнов построил в начале XIX века на городском кладбище каменную Преображенскую церковь.
Сыновья его Иван и Степан пошли дальше: в 1830-х годах возвели величественный Ново-Казанский собор. А внук — Николай Иванович Игумнов посвятил свою жизнь украшению этого главного городского храма.
Дом купцов Игумновых.
Сейчас здесь проходят разные культурные мероприятия Лебедяни.
А вот и сам Ново-Казанский собор — символ Лебедяни, ее гордость и величие.
Строительство главного храма города стало возможным на «доброхотные» пожертвования лебедянцев и, в частности, семьи известных купцов Игумновых, и продолжалось с 1828 по 1836 годы. Уже позднее была построена высокая колокольня, пристроена трапезная.
Базарную (Соборную) площадь окружили четыре корпуса Торговых рядов. Расположенный в центре города красивый собор виден практически из любой точки города.
Где бы вы не находились, всегда можно видеть серебристый шпиль соборной колокольни, золоченые кресты его куполов или даже слышать красивый перезвон его колоколов.
Но так было не всегда.
В 1929 г. началась кампания по снятию с храмов колоколов. По воспоминаниям современников тех событий в начале лета 1929 г.:
«…по Лебедянским слободам от одной избы к другой пополз… слух: будут, дескать, сбрасывать колокола… Раннее лето было. На полуденном небе — ни облачка, нестерпимо жгло солнце. Мужики, бабы и несмышлёныши мальчишки из пригородных слобод сбежались тогда на Базарную площадь. Согнал их туда всеобщий страх: рушили вековую святыню — храм, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери. Толпу сдерживал заградительный отряд милиции. Мужики в военной форме, присланные из Ельца, стали сбрасывать с двух верхних ярусов звонницы малые и средние колокола. Торопились приезжие мужики: какие-то награды, говорили, премию им обещали. И падали один за другим бронзовые колокола с огромной высоты: ударившись о булыжную мощёнку, стонали. А над дощатым перекрытием первого яруса — на дубовой балке подвешен бронзовый исполин, смотреть страшно. „Волоки лестницу!“ — скомандовал им старшой. Мужики сбегали, лестницу заволокли, подставили. Он влез, оседлал кривыми ногами дубовую балку, долго пилил твёрдую, как железо, подвеску колокола. И рухнул бронзовый исполин. Грохот, треск, испуганные крики. Проломив дощатое перекрытие, колокол всей своей тяжестью ударился о каменное основание колокольни. И в наступившей вдруг испуганной тишине весь народ вздрогнул, услышав его предсмертный стон. Старшой вцепился в дубовую балку как клещ, мужики успели отпрыгнуть в проёмы на толстые стены, тем только и спаслись. Стоявший в отдалении народ с молчали¬вым ужасом взирал на это неслыханное действо. Слободские мужики набычились, сжав кулаки, подались вперёд. Из заградительной милицейской шеренги раздалось: „Назад! Назад!“ Бабы, попадав на колени, закрестились, запричитали…»
По свидетельству старожила Ю. Н. Шилова: «разбивать колокола для удобства перевозки соблазнился кузнец Молчанов. Три ночи со своими подручными разбивал колокола, и после такой работы крепкий, ничем никогда не болевший мужик спустя год умер, покаявшись в тяжком грехе. Только самый большой из соборных колоколов ещё некоторое время лежал у стен колокольни.»
Сейчас всё восстановлено и отреставрировано. А это торговые ряды XIX века.
Прогуляемся вдоль их четырех старинных корпусов. Купеческая старина!
Ну и, конечно, «Почта России».
Куда же без неё.
Здесь жил Константи́н Никола́евич Игу́мнов (1873 — 1948) — русский и советский пианист, педагог. Народный артист СССР (1946).
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.А это памятник погибшим воинам — интернационалистам в Афганистане.
1
Здесь шесть фамилий лебедянцев.
Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь.
Храмовый комплекс уникален.
Это единственное подобное фортификационное крепостное сооружение в нашей полосе, подобные строили в основном по берегам Оки, части крепостной стены сохранились и сейчас, конечно они отреставрированы, но есть и аутентичные куски, с подлинными бойницами и уступами.
Собор во имя Святой Троицы лебедянского монастыря — главный храм этой старой обители. Построенный в стиле и под влиянием патриарха Никона в 1642–1666 годах, собор умышленно напоминает русские храмы XII–XIII веков. Годы безверия не могли обойти стороной этот интересный памятник. После закрытия монастыря в 1929 году собор, как и другие храмы, был обезображен: были разрушены четыре малые главки, раскрыли кровлю, а внутри устроили помещения для крупнорогатого скота.
Но темные времена прошли и силами реставраторов на соборе снова засияли золоченые кресты. Знаете, что символизируют золотистые маковки храма? Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжёлые времена золотить кресты и купола храмов. Купол с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освящённый мир.
1
Любуйтесь, Троицкая Соборная Церковь. Уникальная для наших мест архитектура, квадрат в плане с тремя полукружиями, выходящими на восток, как и положено алтарному месту.
1
Кто — то из монахинь не чужд истории и чувству юмора. Далее, этим же днём, наш путь лежал: в красивейший Троекуровский женский монастырь, на реку с романтическим названием Красивая Меча, заброшенную ГЭС и мельницу на этой реке, а также местное недостроенное «метро».
Попробовали сок «Красивая Меча» и пообщались с местными жителями. Но заметка и так получилась длинная.